Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Церковь в Византийской империи VIII в. Иконоборчество. VII Вселенский Собор (Никея, 787 г.).Восстановление церковного иконопочитания. Иоанн Дамаскин




 

 

Все историки Византии согласно утверждают, что с началом восьмого ве- ка в ее истории открывается новый период. Седьмой век кончился анархией и почти полной гибелью Империи. В 717 г. арабы осаждали Константинополь, а внутренняя разруха делала ее легкой добычей завоевателя. Ее спас Лев Исавр, один из тех – многочисленных в византийской армии солдат с восточ- ной окраины, которые дослуживались до высших чинов и на которых факти- чески держалась Империя. Лев был провозглашен Императором и положил начало новой – Исаврийской династии. Рядом победоносных войн он (717-

745 гг.) и его сын Константин Копроним (745-775 гг.) восстановили положе-

ние, а изнутри укрепили его глубокой государственной реформой: военной, административной и экономической. Эта реформа, завершающая ту эволю- цию, которая началась уже при Ираклии, заканчивает метаморфозу Византии из мировой Империи в сравнительно небольшое государство, в котором все подчинено необходимости противостоять напору – с востока Ислама, с севе- ра – славян, а очень скоро и с запада – норманнов. Римская «Вселенная» окончательно превращается в Византию.

Для Церкви этот новый период открывается новой смутой, навсегда за- клеймившей в ее памяти имена Императоров Исаврийцев: это иконоборчест- во, борьба с которым растянется почти на полтора столетия. О причинах иконоборчества много спорили в науке. Одни видели в нем влияние мусуль- манского востока с его запретом человеческих изображений, попытку некое- го психологического компромисса с Исламом, другие – первое восстание против Церкви идеи «секулярной» культуры, вдохновленной Императорами, борьбу за освобождение искусства от всякой, удушающей его «сакрально- сти», третьи, наконец, новый взрыв все того же эллинского «спиритуализма», для которого иконопочитание было проявлением чувственного, материально- го в религии. С X в. повелось, во всяком случае, всю ответственность за воз-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -264-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

7. Церковь в Византийской империи VIII в. Иконоборчество. VII Вселенский Собор. Восстановление церковного иконопочитания.

 

 

никновение ереси и ее распространение возлагать на Императоров. Но новые исследования показывают, что спор об иконах возник сначала в самой Церк- ви и только затем уже в него властно вмешалась государственная власть. Они показывают также, что для такого спора были достаточные основания.

Ранняя Церковь не знала иконы в ее современном, догматическом значе- нии. Начало христианского искусства – живопись катакомб – носит символи- ческий характер, или, как определил его профессор В.В. Вейдле, «сигнитив-

ный». Это не изображение Христа, святых или разных событий священной истории, как на иконе, а выражение определенных мыслей о Христе и Церк- ви, причем выражение прежде всего сакраментального опыта крещения и Ев-

харистии, т.е. той двуединой «мистерии», через которую поверившему дару- ется спасение. «В искусстве сигнитивного типа показательна не трактовка его тем (ибо, как они трактованы, для его целей безразлично), а самый их вы-

бор и их сочетание. Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не образ, но и не символ Христа; он – зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает, что Он пришел нас спасти, что мы Им спасены. Даниил

во рву львином тоже – не «портрет» Даниила (пусть и самый условный), а знак того, что Даниил спасен и мы спасены, как Даниил. Искусство это в подлинном смысле слова вообще не может быть названо искусством. Оно не

изображает и не выражает: оно знаменует, и знаменует оно то самое огнен- ное ядро, то живое солнце мистериальной веры, о котором свидетельствуют мученики и пастыри тех веков, вновь окрещенные язычники, обряд их кре-

щения и сами враги христианской Церкви». Но, отрекшись от искусства ради чего-то другого, эта катакомбная живопись оказалась на деле причиной «воз- никновения того нового, средневекового, насквозь религиозного и христиан-

ского искусства, которое постепенно утвердилось как на востоке, так и на за- паде Империи. Для того, чтобы оно возникло, надо было образам и формам телесно-душевным сделаться духовными, искусству натуралистическому

стать трансцендентальным. Дабы ожить и возродиться, искусству пришлось отречься от себя и окунуться, как в крещальную купель, в чистую стихию ве- ры. Оно приняло «покаяние в жизнь» и омылось «баней пакибытия», чтобы стать «новой тварью...» (В.В. Вейдле).

В VII в. иконопочитание засвидетельствовано уже многими памятниками, есть прочно утвердившиися факт церковной жизни. «Начертываю и пишу Христа и страдания Христовы в церквах и домах и на площадях, – пишет Ле-

онтий Иерапольский, – и на иконах, и на полотне, и в кладовых, и на одеж- дах, на всяком месте, чтобы, ясно видя их, вспоминать, а не забывать... И как ты, поклоняясь книге Закона, поклоняешься не естеству кож и чернил, но на

ходящимся в ней словесам Божиим, так и я поклоняюсь образу Христа. Не естеству дерева и красок – да не будет!.. Но, поклоняясь неодушевленному образу Христа, через Него я думаю обнимать Самого Христа и поклоняться

Ему... Мы, христиане, телесно лобызая икону Христа, или апостола или му-

ченика, душевно лобызаем Самого Христа или Его мученика». А из этого

«халкидонского» смысла иконы вытекает и способ их писания, определяе-

 

 
История религии. Конспект лекций -265-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

7. Церковь в Византийской империи VIII в. Иконоборчество. VII Вселенский Собор. Восстановление церковного иконопочитания.

 

 

мый 82 правилом Трулльского собора: «Почитая древние образы и тени, пре- данные Церкви, как знамения и предначертания Истины, мы выше чтим бла- годать и истину, как исполнение Закона. Посему, чтобы и искусством живо- писания совершенное было представлено очам всех, постановляем отныне запечатлевать на иконах Христа Бога нашего – в человеческом образе, чтобы чрез это изображение усматривать высоту смирения Бога – Слова, и приво- дить себе на память Его житие во плоти, страдания, спасительную смерть и происшедшее отсюда искупление всего мира». В этом тексте уже дано и ос- нование и смысл иконы, как свидетельства о Боговоплощении – свидетельст- ва в полном смысле этого слова: изображения, наполненного силой изобра- жаемого.

Между тем иконопочитание, потому что в нем тоньше всего граница, от-

деляющая его «халкидонскую» сущность от настоящего идолопоклонства,

очень скоро стало во многих местах извращаться, приобретать недолжные формы. В массе иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувствен- ным суеверием. «Многие думают, – писал преп. Анастасий Синаит, – что крещение достаточно чтится тем, кто войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на Литургию и Богослужение»... Появился обычай иконы брать в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон крас- ку в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из руки святых и т.д.; «в массе этих явлений, несомненно, давало себя знать грубое извращение церковного обряда, чествование икон приближалось к идолослужению и разрешалось в чествование самого вещества их» (Болотов).

Иконоборческие настроения возникли в самом начале VIII в. среди епи- скопов восточных окраин Империи. И сразу же оказались настолько сильны- ми, что Константинопольскому патриарху Герману пришлось особым посла- нием защищать правду иконопочитания. Но начавшееся брожение дошло до Императора Льва – и тут немедленно приобрело свое «имперское» измере- ние: Лев открыто встал на сторону иконоборцев. Это новое вмешательство в Богословский спор государственной власти надолго и трагически осложнило его. Около 730 г. Лев издал указ против икон. Не подчинившийся ему патри- арх Герман был смещен и заменен Анастасием, сочувствовавшим иконобор- честву. Вскоре пролилась и первая кровь: в стычке между толпой и солдата- ми, по приказу Императора снимающих чтимую икону Христа с Халкопра- тийских ворот, несколько человек было убито. В Греции сопротивление но- вой ереси вылилось в политическое восстание, весь Запад снова и единодуш- но осудил ее: все это подлило масла в разгоравшийся огонь. Но настоящее гонение на иконопочитателей начал уже сын Льва – Константин Копроним.

Свою иконоборческую политику Константин проводил систематически.

Произведя в несколько лет «чистку» епископата, он собрал в 754 г. «Вселен- ский» собор в Константинополе, на котором иконы и иконопочитание были осуждены длинным и мотивированным «оросом». На этом соборе, как все- гда, восторжествовало деятельное меньшинство, т.е. убежденные противники икон. А большинство, не подготовленное к Богословской защите, никогда не

«продумавшее» иконопочитание, пассивно приняло «генеральную линию».

 

 
История религии. Конспект лекций -266-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

7. Церковь в Византийской империи VIII в. Иконоборчество. VII Вселенский Собор. Восстановление церковного иконопочитания.

 

 

Заручившись санкцией собора, Константин стал его решение проводить огнем и мечом. От этого «кровавого десятилетия» (762-775 гг.) в наших ме- сяцесловах осталось много имен «новомучеников», как их назвала Церковь. Правда, надо сказать, что со стороны церковной массы первая реакция на иконоборчество была довольно слабой. Среди мучеников этого периода мы почти не видим епископов, белого духовенства и мирян. Многие не отказы- вались от тайного хранения и почитания икон, но своих убеждений открыто не высказывали. Так, св. Тарасий Константинопольский, будущий герой Седьмого Вселенского Собора, на котором был провозглашен догмат иконо- почитания, сделал при Копрониме блестящую государственную карьеру. Фактически на защиту икон поднялось одно монашество, и, по словам про- фессор И.М. Андреева, «можно спорить – какой термин точнее характеризует реформаторскую работу – икономахия или монахомахия». И именно на мо- нашество обрушилась вся тяжесть гонения. Параллельно с уничтожением монашества шло, конечно, и истребление икон, причем – они заменялись

«светским искусством»: охотничьими сценами, орнаментом и т.д. И неиз-

вестно, чем и как кончилось бы это гонение, если бы 14 сентября 775 г. пре-

старелый Император-фанатик не умер. При его сыне Льве IV Хазаре (775-780 гг.), хотя и убежденном иконоборце, преследование затихло. Настоящая же реакция наступила, когда после смерти Льва, власть, из-за малолетства его сына Константина VI, перешла к его жене Ирине (780-802). Ирина, всегда бывшая почитательницей икон и монахов, начала готовить Вселенский Со- бор, для чего и провела в патриархи государственного секретаря Тарасия, мудрого и умеренного православного. Но пятьдесят лет иконоборчества глу- боко отразились в жизни византийского общества: первая попытка собрать Собор – в Константинополе была сорвана солдатами, Боготворившими па- мять Копронима. Только в 787 г. – и уже не в столице, а в Никее собрался, под председательством патриарха Тарасия, Седьмой Вселенский Собор, на котором и был формулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.

Этот догмат был подготовлен той реакцией православной Богословской мысли, которую вызвало иконоборчество, творчеством, прежде всего, св. Ио- анна Дамаскина (скончался, по всей вероятности, до иконоборческого собора

753 г.). Иоанн жил в Сирии – под властью арабов, затем стал монахом в лавре

св. Саввы в Палестине. Свою защиту икон он выводит непосредственно из Богочеловечества Христа. До Его вочеловечения возможны были только символы, только «тени». В некотором смысле весь мир полон «естественных образов» Бога, но совсем новое начинается с того момента, что «Слово стало плотью» – «Когда бестелесный и не имеющий формы, не имеющий количе- ства и величины, несравненный в виду превосходства Своей природы, сущий в образе Божием – когда Он примет зрак раба и смирится в нем, до количест- ва и величины, и облечется в телесный образ, тогда начертай Его на доске; и возложи для созерцания Того, Кто допустил, что Его видели»... Но потому что Бог до конца соединился с человеком, изображение Человека Христа есть и изображение Бога: «все человеческое Христа уже есть живой образ Боже- ского» (о. Г. Флоровский). А в этом соединении и само «вещество» обновля-

 

 
История религии. Конспект лекций -267-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

7. Церковь в Византийской империи VIII в. Иконоборчество. VII Вселенский Собор. Восстановление церковного иконопочитания.

 

 

ется и становится «достохвальным»: «Не веществу покланяюсь, но Творцу вещества, ставшему вещественным мене ради и через вещество соделавшему мое спасение; и не перестану почитать вещество, через которое совершено мое спасение». Это значит, что все в мире и сам мир в воплощении Бога при- обретают новый смысл, всё становится доступным освящению, сама материя

– носительницей благодати Св. Духа, – уже не отделяющей нас от Бога, но открывающейся как путь к соединению с Ним... Мы все «чтим», потому что

всё почтил Христос, и всякое почитание есть почитание во всем Самого Бога.

Это христологическое определение иконы и иконопочитания и составляет содержание догмата, провозглашенного Седьмым Вселенским Собором, и с

этой точки зрения этот Собор завершает собой всю христологическую смуту

– дает ей ее последний «космический» смысл. «Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и последуя Богоглаголивому учению святых отец наших и

преданию кафолической церкви... со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, пола- гать в св. Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и дос- ках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя красками и

сделанныя из мозаики и из другого пригоднаго к сему вещества – иконы Гос- пода Иисуса Христа... и... Богородицы... и всех святых и преподобных му- жей».

Почитание, воздаваемое этим изображениям отлично от «истинного по вере служения, которое приличествует одному только Божескому естеству», его собор определяет как «почитательное поклонение». В нем «честь, возда-

ваемая образу восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней»... Догмат иконопочитания завершает таким образом догматическую «диалектику» эпохи Вселенских Соборов, сосредо-

точенную, как мы уже говорили, на двух основоположных темах: на учении о

Троице и на учении о Богочеловечестве.

Но, побежденное догматически, иконоборчество воскресло с новой силой после смерти Ирины в 802 г. Сторонников ереси было еще достаточно, глав-

ным образом в правительственных и военных кругах, где славное царствова- ние Константина Копронима окружено было восторженным поклонением. И все несчастия и неудачи Империи, обрушивающиеся на нее в начале X в. –

войны, нашествия, восстания, приписывались там «иконолатрии». В 815 г. Император Лев V Армянин потребовал от патриарха Никифора, чтобы иконы в церквах были подняты выше человеческого роста и таким образом их не-

возможно было бы целовать. С этого момента все поняли, что гонение неми- нуемо. Только на этот раз Церковь не была застигнута врасплох: постановле- ние Вселенского Собора и произведения защитников икон дали ей оружие,

не хватавшего ей раньше. На защиту Православия против Императора под- нялась вся Церковь. Первым пострадал патриарх Никифор, успевший все же возвестить Церкви о готовящейся борьбе и призвать ее к сопротивлению. Его

низложили и сослали. Во главе православных его заменил преподобный Феодор Студит, игумен знаменитого Константинопольского монастыря Сту- диона. На Вербное воскресение 815 г. тысяча студийских монахов прошла

 

 
История религии. Конспект лекций -268-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

7. Церковь в Византийской империи VIII в. Иконоборчество. VII Вселенский Собор. Восстановление церковного иконопочитания.

 

 

крестным ходом по городу, неся иконы. Вызов власти был брошен, и нача- лось кровавое гонение. Оно сделало больше жертв, чем гонение Копронима: десятки сосланных епископов, монахов, утопленных в зашитых мешках, за- мученных в застенках... Хотя и несколько ослабленное, гонение продолжа- лось и при приемниках Льва – Михаиле II (820-829 гг.) и Феофиле (829-842 гг.) – а с 834 г. снова усилилась волна террора. Окончательная победа Право- славия пришла снова через женщину. Жена Феофила – императрица Феодора немедленно после смерти мужа прекратила гонение. В марте 843 г. года пат- риарший престол занял Мефодий, один из пострадавших за иконопочитание. В первое воскресенье Великого поста 11 марта 843 г. восстановление икон было провозглашено в Св. Софии, и этот день остался в памяти Церкви, как

«Торжество Православия»: с тех пор каждый год в это воскресенье Церковь празднует победу над последней из больших ересей и торжественно провоз-

глашая Истину, отлучает от себя всех тех, кто этой истины не признает.

«Торжество Православия» – эпилог эпохи Вселенских Соборов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...