Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древние восточные (нехалкидонские) церкви




 

 

Существует шесть древних церквей, которые не принадлежат ни к Православной, ни к Римско-католической церкви. Они подразделяются на две группы, названия которых восходят к христологическим спорам V в.: Несторианская церковь и группа монофизитских (или нехалкидонских) церк- вей (Коптская, Эфиопская, Сирийская (яковитская), Малабарская (яковит- ская) и Армянская церкви). Эти обозначения носят преимущественно исто- рический характер. В действительности приверженность монофизитской или несторианской доктрине на практике нередко играла гораздо меньшую роль в обособлении этих церквей, нежели географические, этнические и церковно- политические причины. На состоявшейся в 1964 г. в Орхусе (Дания) встрече представителей православных и нехалкидонских церквей было достигнуто согласие по целому ряду христологических вопросов, разделявших эти церк- ви на протяжении пятнадцати столетий.

Несторианская, или Сиро-халдейская церковь. Христианство проникло в Месопотамию и другие области региона очень рано. К началу IV в. во главе христиан этого региона стоял католикос Селевкии-Ктесифона. После призна- ния христианства в IV в. государственной религией Римской империи иран- ские власти стали с подозрением относиться к местным христианам, а это, по-видимому, побуждало последних к тому, чтобы подчеркивать свою рели- гиозную обособленность. В 424 г. собор местных епископов провозгласил независимость католикоса от церкви Римской империи. Осужденное Эфес- ским собором (431 г.) христологическое учение Нестория получило распро- странение на Востоке, и в 486 г. Месопотамский собор одобрил несториан- скую догматическую формулировку. Начиная с VI – VII вв. несторианские

 

 

 
История религии. Конспект лекций -269-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

8. Завершение формирования христ. догматики. Образование отдельных христ. церквей. Древние восточные (нехалкидонские) церкви

 

 

миссионеры несли христианское вероучение в Центральную Азию, Индию и Китай. В VII в. Иран был завоеван мусульманами, но завоеватели терпимо относились к несторианам, и последним принадлежала значительная роль в осуществлении переводов греческих философских и естественно-научных сочинений на сирийский и арабский языки. Несториане пользовались боль- шим влиянием у монголов, под властью которых в XIII в. находилась боль- шая часть Азии, однако в конце XIV в. Несторианская церковь была почти полностью уничтожена в результате гонений Тамерлана.

В XVI в. в Несторианской церкви произошел раскол: некоторые ее члены присоединились к Римско-католической церкви в качестве католиков халдей-

ского обряда. Вскоре после этого большинство несториан Индии стало либо католиками малабарского обряда, либо яковитами. К XVIII в. остатки несто- риан жили в горах Курдистана в качестве национального меньшинства, гово-

рящего на одном из арамейских диалектов. В XIX в. они стали называть себя ассирийцами, или айсорами. В период Первой мировой войны многие асси- рийцы были вырезаны, а из уцелевших многие бежали из Курдистана. В 1933 г. патриарх-католикос Мар-Шимун XXI, после его попытки создать незави-

симое ассирийское государство, был выслан из Ирака и поселился в США. Его преемник, Мар-Динха IV, был избран в 1976 г. и возвратился на Ближний Восток. К 1990 г. насчитывалось ок. 500 000 несториан, проживавших пре-

имущественно на территории Ирака, Ирана и США.

Коптская церковь. Египет был одним из главных центров древнего хри-

стианства. Христианское монашеское движение возникло в египетских пус-

тынях под влиянием Антония Великого (умер 356). Египетские миссионеры обращали в христианство жителей Эфиопии и Нубии. После осуждения мо- нофизитства на Халкидонском соборе (451 г.) эллинизированное население крупных египетских городов в основном поддержало имперские власти и православие, а сельские жители, говорившие на коптском языке, в основном были настроены против официальных властей и отдавали пред- почтение монофизитству. Политические и религиозные споры между двумя частями расколовшейся христианской общины продолжались до 641, когда в Египет вторглись мусульманские армии. Многие копты предпочли оказать- ся под властью арабского халифата, а не Византийской империи. В после- дующие века многие коптские христиане приняли ислам, однако Коптская церковь продолжала существовать. В 1990 г. она насчитывала ок. 10 млн членов, преимущественно – в Египте. Во главе Коптской церкви стоит копт- ский патриарх с титулом папы Александрии, Пентаполиса и Эфиопии, рези- денция которого находится в Каире. Между египетским правительством и коптским меньшинством нередко возникали напряженные отношения, и с 1981 г. по 1985 г. папа Шенуте III по распоряжению властей находился в ссылке в одном из монастырей в пустыне.

Эфиопская церковь. Прибывший из Александрии Фрументий, первый епископ эфиопов, был посвящен в епископский сан около 347 г. В после-

дующие века Св. Писание и сочинения позднейших христианских авторов были переведены на геэз – классический язык эфиопов. Возникшая Эфиоп-

 

 
История религии. Конспект лекций -270-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

8. Завершение формирования христ. догматики. Образование отдельных христ. церквей. Древние восточные (нехалкидонские) церкви

 

 

ская церковь, в которой важную роль играло монашество, сохраняла тесные связи с Александрией: на протяжении более пятнадцати веков во главе ее стоял абуна – коптский епископ, присылаемый из Александрии, хотя де- лами церкви управлял представитель эфиопского духовенства. Эфиопский абуна впервые был поставлен только в 1951 г. Специфика Эфиопской церкви состоит в том, что она помимо канонических книг Св. Писания использует такие апокрифические книги, как Книга Еноха и Книга Юбилеев, и сохраняет много религиозных обычаев, характерных для иудаизма: это касается обреза- ния, употребления пищи и соблюдения субботы в субботний (как и в воскресный) день. Тринитарные и христологические споры, волновавшие христианскую церковь древности, не утихали здесь вплоть до современной эпохи. В 1990 г. Эфиопская церквоь насчитывала ок. 20 млн членов. Рези- денция ее главы, абуны, находится в Аддис-Абебе.

Сирийская православная (яковитская) церковь. Религиозная жизнь в Сирии в V-VI вв. претерпела почти ту же эволюцию, что и в Египте. Боль- шинство местного сирийскоязычного населения приняло учение монофизи- тов, что в значительной степени было обусловлено неприязнью к эллинизированным землевладельцам и жителям городов, а также к греческому императору в Константинополе. Хотя наиболее выдающимся сирийским монофизитским Богословом был Север Антиохийский (умер 538 г.), Яков Барадай (500-578 гг.) сыграл настолько важную роль в строительстве монофизитской церкви Сирии, что ее стали называть яковит- ской. Первоначально население Сирии составляли по преимуществу хри- стиане, однако позднее большинство населения приняло ислам. В 1990 г. Сирийская яковитская церковь насчитывала ок. 250 000 членов, живших в основном в Сирии и Ираке. Во главе ее стоит яковитский патриарх Анти- охийский, резиденция которого находится в Дамаске (Сирия).

Малабарская яковитская, или Маланкарская сирийская православная

(яковитская) церковь. По преданию, христианство в Индию принес апостол

Фома. К VI в. в юго-западной Индии уже существовали несторианские об- щины. По мере того как Несторианская церковь приходила в упадок, эти христиане приобретали все большую самостоятельность. В XVI в. под влия- нием португальских миссионеров некоторые из них стали католиками. Одна- ко попытки приобщить индийских христиан к западной религиозной практи- ке у многих вызывали протест, и в XVII в. те из верующих, кто не пожелал присоединиться к Римско-католической церкви, стали яковитами. Во главе Малабарской яковитской церкви стоит католикос Востока с резиденцией в Коттаяме, и в 1990 г. она насчитывала около 1,7 млн членов.

Малабарская сирийская церковь св. Фомы, отделившаяся от Яковитской церкви под влиянием англиканских миссионеров в первой половине XIX в.,

насчитывала в 1990 г. около 700 000 членов.

Армянская апостольская церковь. В 314 г. Армения стала первой страной,

провозгласившей христианство государственной религией. После осуждения монофизитства в 451 г. христологические споры в Армении не затихали, и в 506 г. Армянская церковь официально заняла антихалкидонскую пози-

 

 
История религии. Конспект лекций -271-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

8. Завершение формирования христ. догматики. Образование отдельных христ. церквей. Древние восточные (нехалкидонские) церкви

 

 

цию. В XII в. Нерсес Благодатный заявил, что христологическое учение Ар- мянской церкви отнюдь не противоречит учению Халкидонского собора; действительно, армяне были привержены монофизитской доктрине в значительно меньшей степени, нежели, к примеру, эфиопские христиане. Армянская церковь уцелела несмотря на жестокую резню, учиненную турка- ми во время Первой мировой войны, и атеизм советского период. В 1990 г. Армянская церковь насчитывала около 4 млн членов в самой Армении и во всем мире. Во главе церкви стоит патриарх-католикос.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...