Основные тенденции эволюции религии. Предпосылки, специфика и классификация новых синкретических религиозных движений
Современные (новые) религиозные движения - совокупность религиозных вероучений, появившихся во второй половине XX в. Н.Р. также называют ре- лигиями Нового века, альтернативными культами или неокультами, внекон- фессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиоз- ными движениями (НРД) и т.п. В широком смысле слова новые религиозные движения обозначают «все религиозные движения, возникающие в новое время, примерно с середины XIX века» (Р. Флаше). Новые религиозные движения получают распространение в США и Евро- пе с конца 1950-х годов, в странах СНГ - с конца 1980-х годов. Причины по- явления новых религий многие исследователи видят в кризисе постиндустри- альной культуры (материалистической по своей сути): масштабные ценност- ные трансформации после Второй мировой войны; секуляризация дает об- ратную реакцию в виде массовой сакрализации при замещении традицион- ной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугубление чувства тра- гичности от бесперспективности разрешения нарастающих проблем (эколо- гический кризис, политический экстремизм, ядерная угроза и т.п.); феномен социальной робинзонады личности - рост чувства одиночества человека, от- чужденности, бессилия. В. Франкл обобщил эти причины как экзистенциаль- ный вакуум, т.е. утрата людьми смыслообразующих ценностей жизни, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Классифицировать новые религии достаточно проблематично. Наиболее популярное основание для классификации - вероучение, догматика данной новой религии. По этому основанию можно выделить:
ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
1. Основные тенденции эволюции религии. Предпосылки, специфика и классификация новых синкретических религиозных движений
1. Псевдохристианские новые религии, для них характерна опора на хри- стианское наследие, в интерпретации которого они используют теософские и восточно-религиозные схемы или пытаются самостоятельно внести коррек- тивы в традиционные христианские положения, делая упор на эсхатологию. Лидеры таких учений чаще всего выдают себя за «продолжателей дела Хри- ста» («Церковь объединения» С. М. Муна), за пророков «Третьего Завета» («Богородичный центр» И. Береславского), за нового мессию («Церковь Вис- сариона» С. Торопа), за Матерь Мира («Великое Белое Братство» М. В. Цви- гун) и т.п. К псевдохристианству относятся и все неопротестантские учения («Дети Бога», «Христианская наука», христианская медитация, «Школа Хри- стианского единства»). Псевдохристианские учения можно разделить на культы «Нового Откровения» (например, мунисты, виссарионовцы) и псев- добиблейские, которые искажают Библию «своими» переводами и интерпре- тациями, вплоть до создания новых текстов текстов (например, иеговисты, мормоны). По времени возникновения эти учения можно классифицировать на новые (послевоенные) и культы со стажем (с XIX в.). 2. Неоориенталистские (неовосточные) новые религии - совокупность культов восточного происхождения, вероучительную основу которых со- ставляют, как правило, индуизм, йога, даосизм и конфуцианство. Основной признак неоориентализма - упор на раскрытие внутренних способностей че- ловека через овладение психотехнологиями: кришнаиты, «Трансценденталь- ная медитация», «Лига духовного возрождения Санатана Дхарма», «Единст- венная религия» («Ошо»), «Аум Синрекё» и др. Эти новые религии носят ин- струменталистский характер, что привело к их большой популярности на За- паде в 1960-1970-х годах.
3. Оккультизм, учения типа экологии духа. Для них характерны оккульт- но-мистическая направленность и наукоподобные объяснительные схемы и понятия (энергия, эволюция и т.п.): теософия, астрология, спиритуализм, мантика (системы гаданий «И Цзин», «Таро» и др.), вуду, масоны и т.д. 4. Неоязычество: друиды, виканская религия, ведовство и т.п. Часто идео- логия неоязычества используется в учениях ультраправых религиозно- политических организаций («Новый Акрополь», церковь «Нави», движение «К богодержавию»). 5. Сатанизм. 6. Псевдопсихологические и псевдомедицинские движения. Их основу со- ставляет доктрина усовершенствования духовной силы человека и его физи- ческого состояния. Некоторые исследователи выделяют еще и так называе- мые коммерческие культы типа «Гербалайф». Несмотря на разнообразие новых религий можно выделить три типа их специфических признаков: первый тип - организационные особенности, вто- рой - кадровые, третий - вероучительные. К организационным можно отне- сти: поклонение живому божеству (обожествление лидера); жесточайшая централизация управления и суровая дисциплина; активное миссионерство; активное материальное жертвование или полный отказ верующего от собст- венности в пользу своей общины (т. е. в пользу лидера).
ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 1. Основные тенденции эволюции религии. Предпосылки, специфика и классификация новых синкретических религиозных движений
Кадровые особенности новых религий: общая направленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного; агрессивные методы привлечения и удержания своих сторонников, основанные на психологиче- ской обработке индивидуума; требование безоговорочного принятия веро- учения и исполнения культовых предписаний; полное разрушение социаль- ных связей личности и включенность только в структуру группы единовер- цев; унификация личности верующего до типа «фанатик» или «зомби». Вероучительные особенности: отсутствие догматической и обрядовой традиции (вероучение и культ находятся в стадии формирования, уточнения); ярко выраженное антихристианство и неоязычество (вплоть до идолопоклон- ства); синтетичность и эклектичность вероучения, в котором можно обнару- жить и христианские, и восточные, и теософские, и научные понятия, симво- лы и мотивы; такая компилятивность вероучения позволяет ему претендовать на обладание абсолютной истиной как результату «всеобщего синтеза» ду- ховной традиции человечества; учение и обряд носят ярко выраженный мис- тический характер, коренящийся в системе эзотерических идей и установок.
К особенностям новых религий можно отнести и методы вербовки сто- ронников, методы обработки неофита: «бомбардировка любовью» (Вы - центр внимания, восхищения, любви); информационная комфортность (Вы получаете ответы на все вопросы); изоляция (общение только с единоверца- ми); строгий режим (ограничение сна и пищи, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд). Эти методы присущи, прежде всего, т. н. тоталитарным (деструктивным) сектам, ставящим под полный контроль сознание и поведение адепта, разрушающих его личность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|