Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности вероучения, культа, организации, деятельности




 

 

Старообрядчество, староверие - совокупность религиозных течений, воз-

никших в XVII в. в русском православии в результате раскола.

Реформы, начатые патриархом Никоном, вызвали смущение и протест значительной части верующих. Соборно отвергнутые в 1653-1660 гг. обряды вполне закономерно, в силу их давней укорененности в русском церковном обиходе, воспринимались протестующими как символы «древлего благочес- тия», отказ от которых казался равнозначным отказу от православия как та- кового. Среди этих обрядов были двуперстие, которым творили крестное знамение (в противовес утвержденному реформой троеперстию), «сугубая», т. е. двойная аллилуйя во время службы (вместо «трегубой», т. е. тройной), обычай ходить при крещении, венчании и освящении храма «посолонь», по солнцу (а не против солнца), совершение литургии на семи просфорах (а не пяти), употребление преимущественно восьмиконечного или шестико- нечного креста (а не четырехконечного, частично допущенного реформой, в том числе в евхаристической символике), и ряд других. Огромное значение для усугубления раскола имел и авторитет старых книг, утверждающих пра- вомерность двуперстия, семипросфория и т.д., равно как и написания «Исус» (вместо «Иисус»), употребления слова «Истинный» в 8-м члене символа веры (по отношению к Духу Святому – вместо одного лишь эпитета «Животворя- щий») и других оборотов, которые были теперь исправлены. Вся книжная правка и соответственная обрядовая унификация производились поспешно, с крайней нетерпимостью к»еретикам», в массе своей вполне ортодоксаль- ным ревнителям церковной старины; последние же, в свою очередь, объяви- ли вероотступниками «никониан», наложивших строгий запрет («клятву») на привычные обряды.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -280-


ЛЕКЦИЯ 11. СПЕЦИФИКА РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

1. История возникновения и эволюция старообрядчества. Протопоп Аввакум. Основные толки и согласия. Особенности вероучения …

 

На приверженцев старины обрушились репрессии: многие были отправ- лены в ссылку (подобно боярыне Ф.П.Морозовой), другие истреблены физи- чески (как жертвы «Соловецкого сидения» – разгромленного в 1676 г. правительственными войсками массового протеста братии Соловецкого монастыря либо как сожженные в 1682 г. в срубе после многолетнего заточе- ния «пустозерские страдальцы» протопоп Аввакум, священник Лазарь, дья- кон Федор и инок Епифаний). Массу жизней унесли «гари», пожары в переполненных избах, где люди, творя молитву, укрывались от солдат- гонителей, которые в большинстве случаев были, вероятно, коллективными самоубийствами. Жертвы гонений стали мучениками староверия, чья гибель укрепила среди их соратников чувство непримиримой вражды к»никонианам», жестокие дела которых воспринимались как знаки пришест- вия антихриста. Частные признания некоторых иерархов господствующей церкви (в том числе и самого Никона) в том, что разные обряды «равночест- ны», уже не могли исправить положения. Протест, явный или тайный (тай- ный, поскольку некоторые иереи священнодействовали по-старому втихо- молку, не вступая в открытые прения с»новообрядцами», как это делал Ав- вакум), оформлялся в особую церковь.

Процесс этого оформления был сложен и противоречив, отражая проти-

воречивую, то репрессивную (при допетровских самодержцах, а также Анне

Ивановне, Александре I к концу царствования последнего или Николае I), то сравнительно более веротерпимую (при Петре I или Екатерине II) полити- ку правительства в отношении старообрядцев. Первоначально среди послед- них возобладал центробежный порыв: стремясь сохранить старые обряды, книги, иконы, весь свой религиозный быт (вплоть до особого рода молитвен- ных четок-»лестовок») от господствующего «нечестия», они устремились в менее населенные или совсем безлюдные места (Керженец в Нижегородской губернии, Стародубье на Черниговщине, Ветка в Королевстве Польском, Иргиз на границе Куйбышевской и Саратовской губерний и др.), устраивая там мужские и женские «скиты» – так назывались, в силу их потаенности, старообрядческие монастыри. Те же, кто оставался

«в миру», старались уйти в подполье, поддерживая связь со»своими»

по принципу строгой конспирации. Послабления властей обычно плотно че-

редовались с новыми притеснениями (так, Петр I разрешил староверам жить в городах открыто, но обложил их при этом дополнительным налогом и не раз посылал солдат на разорение скитов, – в результате начался обрат- ный отток староверов в города, усилившийся в XIX в.). В этих условиях сло- жились разные толки старообрядчества, среди них следует выделить три важнейших.

Беспоповщина – направление, возникшее в XVII в. после того, как умерли все священники, поставленные до Никона, т. е. те иереи, с которыми «люди древлего благочестия» могли пребывать в богослужебном общении. По- скольку общаться с попами-»никонианами» запрещалось, а епископов, наде- ленных правом рукополагать новых священников, у староверов не было, многие из них пришли к единственно, как им казалось, возможному выводу:

 

 
История религии. Конспект лекций -281-


ЛЕКЦИЯ 11. СПЕЦИФИКА РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

1. История возникновения и эволюция старообрядчества. Протопоп Аввакум. Основные толки и согласия. Особенности вероучения …

 

в наступающие «последние времена» попов и не нужно, насущные же для спасения таинства – крещение и покаяние – могут совершать и миряне. При этом вступающие в общину новообрядцы обязательно должны были быть крещены заново. Ведущим центром беспоповцев была Выговская пустынь (в Карелии), где жили братья Андрей и Семен Денисовы, которым принадле- жит окончательная редакция «Поморских ответов», знаменитого «старооб- рядческого катехизиса» XVIII в.; при Николае I пустынь была беспощадно разорена.

Наиболее радикальные из беспоповцев считали, что в»последние време-

на» не нужно вступать и в брак, – тем самым составив (к концу XVII в.) осо-

бый толк «безбрачников», или «федосеевцев» (по имени их духовного вождя Феодосия Васильева). В этой среде народился и еще целый ряд течений (к примеру, «нетовское согласие»), у которых не было ни храмов, ни церковных служб, но в силу своего узкосектантского характера большин- ство из них со временем исчезло.

Единоверие противоположно беспоповству как толк, напротив, макси-

мально компромиссный по отношению к господствующей церкви. Оно воз-

никло в 1799-1800 гг., когда московские купцы-староверы обратились к митрополиту Платону (Левшину) с просьбой разрешить им ввести в свои общины новообрядческих священников. Для этого Св. Синод должен был снять клятвы на старые обряды, а также дать согласие на то, чтобы все служ- бы непременно велись по старым книгам. Митрополит Платон частично удовлетворил эти просьбы, впрочем, единоверчество официально рассматри- валось как сугубо временное, переходное явление и к тому же канонически закрытое для новообрядцев. Так что церковный раскол в результате не был преодолен, хотя власти стремились поддержать временное «согласие», пере- давая при Николае I храмы, часовни, скиты, иконы и прочее общинное иму- щество, отобранное при полицейско-войсковых налетах, в собственность единоверцам как не столь опасным «полураскольникам».

Поповщина. Наиболее исторически-крепкой и преемственной оказалась поповщина, которая при всей своей оппозиции к»никонианам» (оппозиции гораздо более строгой, нежели в единоверии) признавало необходимость церковной иерархии и всех традиционных таинств. Первичной формой этого толка было «беглопоповство» (с конца XVII в.), когда иерархия пополнялась за счет иереев-новообрядцев, переходивших в раскол; именно оно тогда пре- обладало на Керженце, Стародубье, Ветке и Иргизе. В XVIII в. на Керженце, а затем при Рогожском кладбище в Москве (где в 1770-е годы возник еще один старообрядческий центр) беглых попов начали принимать в общину че- рез специальное отречение от ереси, после чего над ними совершали обряд миропомазания. Судьбоносным для старообрядцев явился 1846 г., когда их посланцам удалось привлечь для возглавления «древлеправославной» церкви босно-сараевского митрополита Амвросия (в миру Андрея Поповича). Тем самым была учреждена Белокриницкая иерархия (получившая название от села Белая Криница в Австрийской Галиции (ныне в Черновицкой области Украины), где к тому времени обосновались поповцы из России). Большин-

 

 
История религии. Конспект лекций -282-


ЛЕКЦИЯ 11. СПЕЦИФИКА РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

1. История возникновения и эволюция старообрядчества. Протопоп Аввакум. Основные толки и согласия. Особенности вероучения …

 

ство самых крупных староверческих общин признали верховный авторитет Белой Криницы, что способствовало консолидации староорядчества (хотя разные толки и сохранялись); на базе Рогожской общины образовалась (в 1853 г.) Московская архиепископия.

К началу XX в. староверие представляло собою разветвленную и крепкую структуру, сильную не столько политически, сколько экономически, благо- даря тому, что с ней был связан целый ряд крупных купеческих кланов (Ря-

бушинские, Морозовы, Пороховщиковы, Шибаевы и др.). В эстетическом же плане популяризации образов «людей древлего благочестия» особенно способствовали романы П.И.Мельникова (Печерского), изданные в 1871-

1881 гг.. На рубеже веков начинается короткий «золотой век» старообрядче- ства (1905-1917 гг.). Вслед за манифестом Николая II»Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.) распечатываются закрытые еще при Николае

I храмы и разрешается новое их строительство, которое идет весьма интен- сивно – в духе историзма или модерна. Бурно развивается староверческая пе- чать. Религиозный центр окончательно перемещается из Белой Криницы в Москву. Однако после революции старообрядчество вновь вступает

в период жестоких гонений, теперь уже разделяя общую судьбу всех прочих религиозных конфессий.

Революционный «штурм небес», шквал репрессий усилил в 1920-е годы

разлад как в Русской православной церкви (РПЦ), так и в староверчестве. Единоверцы делают попытку учредить собственную (Уфимскую) иерархию. Те из»беглопоповцев», которые не признали Белокриницко-Московского возглавления, находят своего первосвященника, архиепископа Новозыбков- ского Николая (Позднева), сделав своим центром село Новозыбково Брян- ской области. «Древлее благочестие» всех толков проходит через черную по- лосу арестов, ссылок и казней. Впрочем, привыкшие к многолетней, более чем двухвековой конспирации староверы ревностно хранили свои традиции. Период неравномерной политической либерализации ознаменовался истори- ческим постановлением Поместного собора РПЦ (1971 г.), который, идя на- встречу «древлеправославию», утвердил прежнее решение Синода (от 1929 г.) «о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обря- ды, и равночестными им». Важным же рубежом истории самого старообряд- чества стал Освященный собор 1986 г., где архиепископом Московским и всея Руси был избран епископ Алимпий (в миру А.К.Гусев); в отношении же к РПЦ утвердилось мнение о том, что одного «снятия клятв» недостаточ- но, к нему необходимо добавить и»покаяние за грех раскола». Отсутствие такого официального покаяния затрудняет, по мнению старообрядцев, даль- нейшее сближение церквей. Оставшись на своих позициях, они, однако, при- выкли уже к многолетнему мирному сосуществованию, в котором наиболее острая борьба развертывается лишь в сфере научной и публицистической по- лемики.

В результате эмиграции XVIII-XX вв. большие общины старообрядцев из России образовались в Румынии, США, Канаде, Австралии, Аргентине, Бразилии и некоторых других странах.

 

 
История религии. Конспект лекций -283-


ЛЕКЦИЯ 11. СПЕЦИФИКА РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...