Особенности вероучения, культа, организации, деятельности
Старообрядчество, староверие - совокупность религиозных течений, воз- никших в XVII в. в русском православии в результате раскола.
На приверженцев старины обрушились репрессии: многие были отправ- лены в ссылку (подобно боярыне Ф.П.Морозовой), другие истреблены физи- чески (как жертвы «Соловецкого сидения» – разгромленного в 1676 г. правительственными войсками массового протеста братии Соловецкого монастыря либо как сожженные в 1682 г. в срубе после многолетнего заточе- ния «пустозерские страдальцы» протопоп Аввакум, священник Лазарь, дья- кон Федор и инок Епифаний). Массу жизней унесли «гари», пожары в переполненных избах, где люди, творя молитву, укрывались от солдат- гонителей, которые в большинстве случаев были, вероятно, коллективными самоубийствами. Жертвы гонений стали мучениками староверия, чья гибель укрепила среди их соратников чувство непримиримой вражды к»никонианам», жестокие дела которых воспринимались как знаки пришест- вия антихриста. Частные признания некоторых иерархов господствующей церкви (в том числе и самого Никона) в том, что разные обряды «равночест- ны», уже не могли исправить положения. Протест, явный или тайный (тай- ный, поскольку некоторые иереи священнодействовали по-старому втихо- молку, не вступая в открытые прения с»новообрядцами», как это делал Ав- вакум), оформлялся в особую церковь. Процесс этого оформления был сложен и противоречив, отражая проти- воречивую, то репрессивную (при допетровских самодержцах, а также Анне Ивановне, Александре I к концу царствования последнего или Николае I), то сравнительно более веротерпимую (при Петре I или Екатерине II) полити- ку правительства в отношении старообрядцев. Первоначально среди послед- них возобладал центробежный порыв: стремясь сохранить старые обряды, книги, иконы, весь свой религиозный быт (вплоть до особого рода молитвен- ных четок-»лестовок») от господствующего «нечестия», они устремились в менее населенные или совсем безлюдные места (Керженец в Нижегородской губернии, Стародубье на Черниговщине, Ветка в Королевстве Польском, Иргиз на границе Куйбышевской и Саратовской губерний и др.), устраивая там мужские и женские «скиты» – так назывались, в силу их потаенности, старообрядческие монастыри. Те же, кто оставался
«в миру», старались уйти в подполье, поддерживая связь со»своими» по принципу строгой конспирации. Послабления властей обычно плотно че- редовались с новыми притеснениями (так, Петр I разрешил староверам жить в городах открыто, но обложил их при этом дополнительным налогом и не раз посылал солдат на разорение скитов, – в результате начался обрат- ный отток староверов в города, усилившийся в XIX в.). В этих условиях сло- жились разные толки старообрядчества, среди них следует выделить три важнейших.
в наступающие «последние времена» попов и не нужно, насущные же для спасения таинства – крещение и покаяние – могут совершать и миряне. При этом вступающие в общину новообрядцы обязательно должны были быть крещены заново. Ведущим центром беспоповцев была Выговская пустынь (в Карелии), где жили братья Андрей и Семен Денисовы, которым принадле- жит окончательная редакция «Поморских ответов», знаменитого «старооб- рядческого катехизиса» XVIII в.; при Николае I пустынь была беспощадно разорена.
Наиболее радикальные из беспоповцев считали, что в»последние време- на» не нужно вступать и в брак, – тем самым составив (к концу XVII в.) осо- бый толк «безбрачников», или «федосеевцев» (по имени их духовного вождя Феодосия Васильева). В этой среде народился и еще целый ряд течений (к примеру, «нетовское согласие»), у которых не было ни храмов, ни церковных служб, но в силу своего узкосектантского характера большин- ство из них со временем исчезло. Единоверие противоположно беспоповству как толк, напротив, макси- мально компромиссный по отношению к господствующей церкви. Оно воз- никло в 1799-1800 гг., когда московские купцы-староверы обратились к митрополиту Платону (Левшину) с просьбой разрешить им ввести в свои общины новообрядческих священников. Для этого Св. Синод должен был снять клятвы на старые обряды, а также дать согласие на то, чтобы все служ- бы непременно велись по старым книгам. Митрополит Платон частично удовлетворил эти просьбы, впрочем, единоверчество официально рассматри- валось как сугубо временное, переходное явление и к тому же канонически закрытое для новообрядцев. Так что церковный раскол в результате не был преодолен, хотя власти стремились поддержать временное «согласие», пере- давая при Николае I храмы, часовни, скиты, иконы и прочее общинное иму- щество, отобранное при полицейско-войсковых налетах, в собственность единоверцам как не столь опасным «полураскольникам».
ство самых крупных староверческих общин признали верховный авторитет Белой Криницы, что способствовало консолидации староорядчества (хотя разные толки и сохранялись); на базе Рогожской общины образовалась (в 1853 г.) Московская архиепископия. К началу XX в. староверие представляло собою разветвленную и крепкую структуру, сильную не столько политически, сколько экономически, благо- даря тому, что с ней был связан целый ряд крупных купеческих кланов (Ря- бушинские, Морозовы, Пороховщиковы, Шибаевы и др.). В эстетическом же плане популяризации образов «людей древлего благочестия» особенно способствовали романы П.И.Мельникова (Печерского), изданные в 1871- 1881 гг.. На рубеже веков начинается короткий «золотой век» старообрядче- ства (1905-1917 гг.). Вслед за манифестом Николая II»Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.) распечатываются закрытые еще при Николае I храмы и разрешается новое их строительство, которое идет весьма интен- сивно – в духе историзма или модерна. Бурно развивается староверческая пе- чать. Религиозный центр окончательно перемещается из Белой Криницы в Москву. Однако после революции старообрядчество вновь вступает в период жестоких гонений, теперь уже разделяя общую судьбу всех прочих религиозных конфессий. Революционный «штурм небес», шквал репрессий усилил в 1920-е годы разлад как в Русской православной церкви (РПЦ), так и в староверчестве. Единоверцы делают попытку учредить собственную (Уфимскую) иерархию. Те из»беглопоповцев», которые не признали Белокриницко-Московского возглавления, находят своего первосвященника, архиепископа Новозыбков- ского Николая (Позднева), сделав своим центром село Новозыбково Брян- ской области. «Древлее благочестие» всех толков проходит через черную по- лосу арестов, ссылок и казней. Впрочем, привыкшие к многолетней, более чем двухвековой конспирации староверы ревностно хранили свои традиции. Период неравномерной политической либерализации ознаменовался истори- ческим постановлением Поместного собора РПЦ (1971 г.), который, идя на- встречу «древлеправославию», утвердил прежнее решение Синода (от 1929 г.) «о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обря- ды, и равночестными им». Важным же рубежом истории самого старообряд- чества стал Освященный собор 1986 г., где архиепископом Московским и всея Руси был избран епископ Алимпий (в миру А.К.Гусев); в отношении же к РПЦ утвердилось мнение о том, что одного «снятия клятв» недостаточ- но, к нему необходимо добавить и»покаяние за грех раскола». Отсутствие такого официального покаяния затрудняет, по мнению старообрядцев, даль- нейшее сближение церквей. Оставшись на своих позициях, они, однако, при- выкли уже к многолетнему мирному сосуществованию, в котором наиболее острая борьба развертывается лишь в сфере научной и публицистической по- лемики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|