Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение учения о «филиокве». Разделение церквей в 1054 г.




 

 

Разделение церквей – распад Христианской церкви – в своем исходном проекте Вселенской – на различные церкви. Согласно изложению истории вопроса Б.М. Мелиоранским разногласия, которые привели к образованию в церкви партий, прекращавших друг с другом церковное общение, были двоя- кого рода: одни касались вопросов догматических, другие – вопросов цер- ковного управления. Из всех разделений церквей, безусловно, важнейшим во всемирно-историческом отношении характеризуется существующее уже

1000 лет разделение Вселенской церкви на Восточно-Православную и Рим- ско-Католическую. Это разделение церквей представляется, с восточно- православной точки зрения, последствием «властолюбия и умственной гор- дости» Пап и неправославных мнений и новшеств, допущенных ими в запад- ный патриархат («латинская ересь»); с Римско-Католической же – оно рас- сматривается как раскол, возникший вследствие отказа Востока признавать своего законного верховного главу в лице Папы Старого Рима («греческая схизма»).

Согласно Богословскому анализу в первые века нашей эры христианство в Римской империи распространялось преимущественно в городах, среди

средних и низших слоев населения, и уже отсюда проникало постепенно внутрь страны. Самые многочисленные общины возникали в наиболее круп- ных центрах империи, торговых, промышленных и административных, та-

ких, как Антиохия (сирийская), Эфес, Коринф, Александрия, Рим. Отсюда беднейшие общины привыкли ждать материальной и духовной поддержки; здесь происходили самые крупные столкновения между христианством и

языческой властью, и более всего мог проявляться героизм мучеников; отсю- да выходили и сюда стекались лучшие писатели и учителя, отсюда расходи- лась проповедь по меньшим городам и селениям. В этих же городах, по более

или менее достоверным преданиям, апостолы и их продолжатели, ради луч- шего утверждения в вере многочисленных обращенных, жили подолгу и ста- вили после себя епископами своих ближайших учеников. Когда активизиро-

вался гностицизм, Церковь стала бороться с ним не столько метафизически- ми, сколько историческими доводами, доказывая, что Иисус Христос и апо- столы учили совсем не тому, чему учат гностики; в подтверждение этого де-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -272-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

9. Восточная и Западная церкви: история взаимоотношений. Возникновение учения о «филиокве». Разделение церквей в 1054 г.

 

 

лалась ссылка на апостольское предание, нерушимо и согласно хранимое прежде всего у епископов тех городов, где апостолы или их ученики долго жили и проповедовали. Все это привело к тому, что «апостольские кафедры», совпадавшие с кафедрами главнейших городов, издавна пользовались в хри- стианском мире преимущественным почетом и авторитетом, хотя иерархиче- ски не стояли выше других епископских кафедр. Особенное значение имел Рим на Западе: он был там не только единственной апостольской кафедрой, но до второй половины II в. вообще единственной значительной Церковью и, следовательно, по древности своих преданий превосходил все прочие церкви Запада на целое столетие, ближайшее к апостолам.

К тому времени, когда епископы стали властями, признанными государ- ством, некоторые апостольские центры (например, Эфес) успели утратить свой блеск и значение, так как апостольское предание, на котором это значе- ние держалось, уже стало, посредством литературы, общим достоянием; зато значение тех из них, которые были центрами населения, просвещения, Богат- ства и администрации, возросло еще более. Таковы были Рим, Александрия и Антиохия. Ко времени Никейского Вселенского Собора (325 г.) эти кафедры уже довольно долгое время пользовались не только моральным авторитетом, но и верховной юрисдикцией в церквах всех примыкавших к ним областей (что было зафиксировано 6-м правилом 1-го Вселенского Собора). В то же время выдвинулась новая кафедра – константинопольская вследствие пере- несения в Константинополь столицы и резиденции и провозглашения его

«Новым Римом». С IV в. замечается определенное соперничество из-за гла-

венствующего влияния в церкви между четырьмя центрами христианства (или патриархиями, как они начали позже именоваться): Римом, Константи- нополем, Александрией и Антиохией. Решающее значение исполняли по по- рядку важности следующие факторы: 1) Богатство и политическое значение города; 2) обширность области патриархата; 3) заслуги кафедры перед право- славием; 4) высота связанных с кафедрой священных воспоминаний и сте- пень достоверности основания ее апостолами (пятая патриархия, иерусалим- ская – см. 7-е правило 1-го Вселенского Собора – в последнем отношении далеко превосходила все другие, но во всех остальных далеко уступала им, а потому не принимала участия в соперничестве). Александрия в IV в. явилась, благодаря заслугам своего Богословия (Афанасий и Кирилл Александрий- ские), весьма серьезной соперницей Антиохии и Константинополя. Но Хал- кидонский Собор, где на александрийского епископа Диоскора пала тень еретичества (задевшая, по мнению многих, даже память св. Кирилла) и где восторжествовало православие Папы Льва I Великого и св. Флавиана Кон- стантинопольского, подорвал ее авторитет.

Окончательная победа халкидонского догмата над монофизитством (553 г.) была вместе с тем победой Рима и Византии над Александрией. Неподчи- нившийся Восток отпал от Вселенской церкви, подчинившийся же не оспа- ривал впредь ни прямо, ни косвенно первенства Византии. К тому же в VII в. восточные патриархаты подверглись мусульманскому завоеванию: на миро- вой христианской арене остались лишь Византия и Рим. Государственное

 

 
История религии. Конспект лекций -273-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

9. Восточная и Западная церкви: история взаимоотношений. Возникновение учения о «филиокве». Разделение церквей в 1054 г.

 

 

значение Рима в IV-VI вв. очень упало, сначала в силу перенесения импера- торской резиденции в Равенну, потом – в силу завоеваний Алариха, Гензери- ха и Одоакра. Таким образом, Константинополь, стоя позади всех патриар- хий во всех отношениях, кроме политического, в этом последнем и решаю- щем отношении для подданных восточной империи опередил Рим. Востоку казалось в высшей степени и желательным, и справедливым, чтобы за Римом оставалось, из уважения к старине, первое почетное место, а вслед за ним стала бы кафедра Нового Рима, который был бы уравнен с Римом Старым во всем. Уже на Втором Вселенском Соборе (381 г.) это было постановлено, на четвертом (451 г.) – подтверждено (28-й канон), и с этих пор взгляд на такое положение константинопольской кафедры установился на всем Востоке. На Западе, напротив, падение империи еще выше подняло значение римского епископа: он стал средоточием – религиозным, политическим, национальным

– западно-римского правоверия, права и культуры против германского ари- анства и цивилизационного варварства. Рим стал главным органом, посред- ством которого павший Старый Рим в культурном отношении покорил себе одного за другим своих завоевателей. Таким образом, Запад и Восток чем дальше, тем меньше видели причин уступать друг другу что-либо в почетном положении и значении своих патриархов, и со своей точки зрения оба они были правы; каждая сторона считала несправедливыми притязания другой, и почва для разлада была создана.

Однако действовали еще могущественные причины, заставлявшие и Вос-

ток, и Запад дорожить единением церквей. За исключением времени с 476 г.

по 553 г., Рим и патримония св. Петра в Калабрии и Сицилии вплоть до 754 г. признавали себя подданными византийских императоров. Папам было вы- годно признавать власть империи, чтобы сохранять в глазах варваров незави- симое положение и обаяние древнего императорского Рима. Византийское правительство нуждалось в папах собственно лишь до тех пор, пока оно еще лелеяло надежду возвратить всю Италию и пока оно обладало остатками ра- веннского экзархата. Тем не менее Восточной Церкви папы были нужны как церковный авторитет, лежащий вне пределов фактической власти императо- ра, чтобы, опираясь на него, успешно вести борьбу с императорами- еретиками и византийским цезаропапизмом. Связь с Римом давала Востоку возможность, отпадая от покорных императорам епископов и патриархов, сохранять связь со Вселенской Церковью. Трудами святых Ремигия, Авгу- стина, Бонифация, Папы Григория Великого и другими авторитет римского престола на всем Западе был упрочен; папы приобрели там новую матери- альную опору в лице западных императоров (с 800 г.). Еще раньше (в 754 г.) они успели стать светскими государями, не зависящими от Византии; связь с Востоком могла быть им в будущем полезна лишь в том случае, если бы Вос- ток согласился признать над собой папский примат в том смысле, как его уже издавна понимали сами папы, т.е. не как почетное первое место и высший нравственный авторитет, а как действительную верховную власть папы во всех отраслях церковной жизни, не исключая самой догматики. Раз Восток отказывает папам в таком признании, он становится им не только не нужен,

 

 
История религии. Конспект лекций -274-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

9. Восточная и Западная церкви: история взаимоотношений. Возникновение учения о «филиокве». Разделение церквей в 1054 г.

 

 

но связывает их деятельность и на Западе. Папа хочет действовать как глава всей Церкви; Восток отказывается повиноваться, и нет средств принудить его к повиновению; остается объявить, что послушные церкви и суть вся истин- ная Церковь.

Согласно версии Мелиоранского, это формально-юридическое воззрение пап на свое первенство в Церкви было тесно связано с исконным западным пониманием христианства – пониманием, которое можно проследить еще в

христианской древности (в конце II в.) и в котором воспитывались из Рима обращенные народности. Эллины и эллинизированные народности восточной половины империи, согласно со своим национальным характером, поняли

христианство преимущественно как Богооткровенную метафизику и этику, как свыше указанный путь к нравственному совершенству и спасению лич- ности и к познанию сущности Божества. Отсюда Богатое развитие Богослов-

ско-философской литературы на Востоке, оживленные споры по вопросам христианской метафизики, многочисленные ереси; отсюда же слабость и не- развитость церковной организации, порой даже робкое проведение в жизнь массы христианских начал, но зато обилие примеров высокой личной свято-

сти и создание целой науки о том, как она достигается. Как в дохристианское время греки были лидерами умственного и эстетического мира, так они оста- лись ими и в период Вселенских Соборов, гордились этим положением и хо-

тели сохранить его за собой навсегда. Римляне, а затем и романизованные народы западной половины империи были мало расположены к метафизиче- скому умозрению; но как самый государственный в мире народ, как создате-

ли образцового права они поняли христианство как Богооткровенную про- грамму общественного устройства, которая, будучи осуществлена на земле, безошибочно ведет к вечному спасению. Где Восток видел философскую и

моральную идею, там Запад создавал институт; поэтому и первенство своей римской кафедры он понял не морально, как Восток, а юридически. На по- мощь явилась языческая традиция.

Лучшим до тех пор устройством общества представлялась языческая им- перия; там религия была функцией государства, глава ее был и светский пра- витель, и великий понтифик; поэтому римскому христианскому уму естест- венно было прийти к мысли сохранить соединение властей духовной и свет-

ской, но с постановкой религии во главе дела, т.е.сделать главу Церкви гла- вой общества вообще, государство – одной из функций религии (папоцеза- ризм). В силу той же традиции языческого Рима византийские императоры

признавали за собой право голоса во многих церковных делах: уже Констан- тин Великий считал себя «внешним епископом» церкви; наследники его предписывают символы веры, назначают епископов, созывают Вселенские

Соборы (цезаропапизм). Сама Восточная церковь была почти равнодушна к папоцезаризму, как и к цезаропапизму; ей, прежде всего, дорога была не форма и не путь утверждения религиозной истины, а ее нерушимость. «Цеза-

ропапизм» православных императоров (например, Юстиниана I) не встречал в ее среде протестов, или лишь очень слабые; но цезаропапизм еретиков она отражала с неимоверной и в конце концов всегда победоносной энергией.

 

 
История религии. Конспект лекций -275-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

9. Восточная и Западная церкви: история взаимоотношений. Возникновение учения о «филиокве». Разделение церквей в 1054 г.

 

 

Этим определяется и ее отношение к папоцезаризму – стремлению пап к вер- ховному властительству в церкви. Видя в консервативном и всегда право- славном Риме образец согласия и порядка, верного хранителя апостольского вероучения, на котором, как на пробном камне, можно было испытывать вос- точное Богословствование, Восток отмалчивался и сначала даже внешним образом уступал Риму в его требованиях первенствующего и исключитель- ного положения во Вселенской церкви. Восток осыпал пап, за их заслуги православию, самыми почетными и лестными эпитетами, – а этим утвержда- лась на Западе уверенность, что Восток признает его юридический примат.

Можно было, однако, наперед предвидеть, что как только папы получат возможность перейти от слова к делу и захотят законодательствовать в деле

догмата на основании не Священного Предания, а западного Богословского умозрения, эта попытка будет встречена таким же – и даже более резким –

отпором, как попытки еретиков-императоров, и покажется Востоку покуше- нием на религиозную истину, на исконную роль греческой мысли в мировой культурной истории. Внешняя история великого церковного разделения в главных чертах заключается в следующем. Уже в V-VII вв. церковное обще-

ние между Римом и Византией несколько раз нарушалось, когда сталкива- лись папы и императоры или папы и патриархи. «Генотикон» патриарха Ака- кия и императора Зенона, требовавший в угоду монофизитам отречения от

Халкидонского Собора, вызвал 35-летнее разделение церквей Рима и Визан- тии (482-519 гг.). Принятие Папой Виталием осуждения «Трех глав» (554 г.) повлекло за собой отпадение от папства Африки, северной Италии и Илли-

рии; схизму удалось прекратить лишь Папе Григорию Великому, который, однако, был в крайне натянутых отношениях с константинопольским престо- лом из-за титула «вселенский», принятого константинопольским патриархом

Иоанном Постником (умер в 595 г.). На Шестом Вселенском Соборе легаты Папы Агафона доставили еще раз крупную победу руководимому Римом православию над новой «императорской» ересью – монофелитством; но тот

же Собор показал, что на Востоке уже стали чувствовать тяжесть папской руки и готовились отстаивать свою самостоятельность. Вместе с тем Собор впервые поколебал на Востоке доверие к непогрешимости римской кафедры, осудив в числе монофелитов Папу Гонория, и Папа Лев II утвердил это осу-

ждение.

На Пятом-Шестом (Трулльском) Вселенском Соборе (692) было поста-

новлено следующее: 1) подтвержден 28-й халкидонский канон о полном ра-

венстве патриархов Старого и Нового Рима; 2) составлен список источников Вселенского церковного права, причем были обойдены почти все западные соборы и декреталии пап и принято 85 апостольских правил, тогда как на За- паде их признавалось лишь 50; 3) обязательное безбрачие пресвитеров и диа- конов было осуждено как бесчеловечное и неосновательное требование; 4) запрещен пост в субботу; 5) возобновлен запрет апостольского Собора вку- шать удавленину и кровь, что разрешалось римской церковью; 6) запрещено изображать Иисуса Христа на иконах в виде агнца, указуемого перстом Предтечи – а такие изображения были весьма распространены на Западе. Па-

 

 
История религии. Конспект лекций -276-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

9. Восточная и Западная церкви: история взаимоотношений. Возникновение учения о «филиокве». Разделение церквей в 1054 г.

 

 

па Сергий I принял Шестой Собор, но отвергнул Трулльский и не дозволил опубликование его канонов в своем патриархате. Если тогда же не последо- вало окончательного разрыва, то потому, что на византийский патриархат вскоре затем обрушилась последняя императорская ересь – иконоборческая, потрясавшая церковь в течение более ста лет.

При императорах-иконоборцах (725-784 гг. и 815-843 гг.) официальные церкви были разделены, но тем с большей энергией поддерживали связь с

Римом сверженная иконоборцами иерархия (см.), восточное монашество и народ; другие восточные патриархаты тоже решительно восстали против иконоборчества. Св. Феодор Студит (759-826 гг.), опираясь в своей оппози-

ции иконоборчеству на Вселенскую Церковь, первый голос в ее среде отда- вал папе. В посланиях ко Льву III и Пасхалию I он превозносит римскую ка- федру в выражениях, которые и поныне доставляют католикам арсенал дока-

зательств, будто православный Восток до Фотия признавал папский примат. На самом деле иконопочитатели так же мало были склонны к этому, как и иконоборцы: на Седьмом Вселенском Соборе послания Папы Адриана I были прочитаны в греческом переводе, причем провозглашения папой своего при-

мата были просто опущены или сильно сглажены.

Когда империя и официальная Византийская Церковь вернулись к право-

славию и на кафедрах Рима и Византии явились Николай I и Фотий, энергич-

ные и искренние представители идеи своих церквей, – тотчас сказалось, как далеко зашла рознь; единство было уже чисто внешнее; для сохранения его ни та, ни другая сторона не хотела жертвовать своей самостоятельностью и своеобразием. В 857 г. кесарь Варда, всесильный дядя императора Михаила III Пьяницы, был отлучен от причастия патриархом Игнатием, будто бы за сожительство со снохой, а на самом деле за заключение в монастырь своей сестры и матери императора, императрицы Феодоры, ревностной почита- тельницы монахов и самого Игнатия. Варда низложил Игнатия и поставил в патриархи государственного секретаря Фотия, искусного и опытного дипло- мата, ученейшего человека своего времени и выдающегося Богослова. В за- конности этого постановления можно было очень сомневаться, так как Игна- тия устранили без суда, светской властью, и никак не могли принудить к от- речению; в константинопольской церкви возник раскол.

Спор Игнатия и Фотия был вовсе не личный, и его нельзя оценивать с лично-нравственной точки зрения. В лице Игнатия на византийский патри- арший престол взошла монашеская партия «залогов» – крайних аскетов, кон- серваторов, образовавшаяся в среде православных как крайняя степень про- тиводействия реформационным и светско-научным стремлениям иконобор- цев. В 859 г. состоялся Собор, утвердивший Фотия и отлучивший Игнатия за непокорство Церкви. В 861 г. состоялся новый Собор; этот Собор опять ут- вердил Фотия. Легаты подписали это определение вопреки данным им пол- номочиям, по которым папа поручал им лишь расследование дела, а право решения оставлял за собой. В 864 г. крестился болгарский князь Борис (Ми- хаил): крещение совершал епископ, присланный от Фотия, восприемником был император. Князь Борис в 866 г. обратился в Рим с просьбой прислать

 

 
История религии. Конспект лекций -277-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

9. Восточная и Западная церкви: история взаимоотношений. Возникновение учения о «филиокве». Разделение церквей в 1054 г.

 

 

ему епископов и священников. Фотий подверг новшества резкой критике, особенно акцентируя незаконность искажения Символа веры, и пригласил восточных патриархов на Вселенский Собор для суда над папой. В 867 г. Со- бор состоялся; папа был объявлен низложенным. В том же году император Михаил был убит; его преемник низложил Фотия. Игнатий стал опять патри- архом. В 869 г. в Константинополе состоялся новый Собор: Фотий был ана- фематствован и сослан в заточение; списки деяний Собора 867 г. были обре- чены на истребление. Игнатий вернул Болгарию в зависимость от Византии вопреки мнению пап. Собор 869 г. оказался малочислен. Фотий был возвра- щен, Игнатий завещал ему кафедру (878 г.).

Папа Иоанн VIII согласился признать Фотия патриархом в обмен на Бол- гарию. Легаты Рима на Соборе в Константинополе (879 г.) не получили даже слова. О Болгарии вовсе не было речи; легатам предложили не снимать ана- фему с Фотия, а анафематствовать Собор 809 г. и всякого, кто осмелится что- либо добавлять к Никео-Цареградскому Символу веры. Этим явно осужда- лось филиокве. Легаты согласились на это, что вызвало на Западе такое же недовольство, как деяния 869 г. – на Востоке. Иоанн VIII поспешил отверг- нуть Собор и опять анафематствовать Фотия. Следующие папы поступили точно так же; всех папских анафем на Фотия насчитывается 12. После второ- го низложения Фотия (в 886 г.) и до окончательного Р.Ц. (1054 г.) сношения между церквами были редки и случайны; но если до конца X в. в них преоб- ладало чувство единства, то с начала XI в. – рознь. Отношения были хуже всего тогда, когда кафедры были заняты лучшими людьми.

Патриарх Николай, последователь Фотия, отказался в 905 г. благословить четвертый брак императора Льва VI Философа и был низложен при содейст- вии легатов Папы Сергия III, так как на Западе четвертый брак считался по- зволительным; но в 912 г. Николай опять явился на престоле и успел прими- риться с партией своего соперника Евфимия; в акте единения четвертый брак был запрещен. Разрыва с Римом не последовало, так как не с кем было раз- рывать: папский престол находился в этот период в сложнейшем положении. На Соборе 995 г. или 996 г. провозглашена была вечная память всем патри- архам, дискутировавшим с папами. С 1024 г. по 1046 г. папство опять при- шло в упадок; Папа Иоанн XIX в 1024 г. чуть было не согласился за деньги признать за константинопольским патриархом титул «Вселенского и всего Востока», но взрыв негодования в Западной церкви заставил его оборвать пе- реговоры.

Наконец, при Папе Льве IX (1049-1054 гг.) и патриархе Михаиле Керула- рии (1043-1054 гг.) совершился окончательный разрыв. Папа Лев IX тщетно требовал от императора Константина Мономаха возвращения кафедре св. Петра всех земель, перечисленных в «Константиновом даре» и находившихся во власти императора, а Михаил Керуларий поручил болгарскому епископу Льву составить послание с перечислением и осуждением латинских нов- шеств. К упрекам, сделанным Фотием, здесь были прибавлены новые, осо- бенно против обычая употреблять для евхаристии опресноки. Послание было показано кардиналу Гумберту, который перевел его по-латыни и показал па-

 

 
История религии. Конспект лекций -278-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

9. Восточная и Западная церкви: история взаимоотношений. Возникновение учения о «филиокве». Разделение церквей в 1054 г.

 

 

пе. Папа отослал письмо патриарху, требуя объяснений, «как осмелились произносить приговор над кафедрой, которую не позволено судить никому из смертных». Император и патриарх отвечали сперва в примирительном духе.

В мае 1054 г. в Константинополь прибыли легаты: Гумберт, Петр, епи-

скоп Амальфи и Фридрих Лотарингский, кардинал и канцлер Римской церк- ви. По настоянию императора, игумен Никита Стифат в присутствии легатов сжег свое полемическое сочинение против латинян, хотя это был только от- вет на еще более резкое сочинение Гумберта («Диалог») против послания епископа Льва. На сожженное сочинение Гумберт отвечал новым, крайне резким. Все это повело к тому, что хотя император Константин стоял за лега- тов, приказывая переводить и распространять в народе сочинения Гумберта, но всем стало ясно, что Рим ставит ультиматум: безусловная покорность или разрыв. Оскорбленный патриарх 15 июня отказался продолжать переговоры. На другой день легаты положили всенародно, во время Богослужения, на престол святой Софии акт отлучения патриарха и его партии и 17 июня уеха- ли из Константинополя. Тогда Керуларий созвал Собор, произнесший ана- фему против легатов, и разослал окружное послание, предостерегая весь Восток от церковного общения с Римом. Во всех восточных церквах с этих пор перестали упоминать папу при Богослужении.

Как заключает Мелиоранский, читая бесчисленные сочинения «против латинян», написанные после разделения византийцами и православными сла-

вянами, легко получить впечатление, будто разделение церквей произошло из-за мелких дисциплинарных и обрядовых различий, которым, по слепой

злобе и невежеству, придано было принципиальное значение. У Фотия раз-

личий указано 10, у Керулария 20, другие насчитывают их – 30, 60, 90 и даже

250. Но различия эти существовали и были известны задолго до разделения и сами по себе никогда не считались достаточной причиной для нарушения

церковного общения, если только не касались догмата. Сам Фотий в письме к

Папе Николаю от 861 г. оправдывает свое возведение прямо из мирян в пат-

риархи (он прошел все церковные степени в шесть дней) тем, что восточный канон допускает это: так были поставлены св. Нектарий (в IV в.), святые Та- расий и Никифор. Указав на ряд различий между Востоком и Западом, Фотий говорит: «Ни от кого не требуется исполнения не принятого в его стране за- кона, лишь бы не нарушалась вера и Вселенский канон». При всех попытках воссоединения стороны очень быстро соглашались признать за каждой сто- роной ее практику, а единственными, но непреодолимыми преградами явля- лись неизменно главенство папы и учение об исхождении Святого Духа. Все остальные разногласия не могли выступить причиной разделения церквей, а лишь свидетельствовали о том, до чего дошло взаимное раздражение и как тщательно всякая сторона стремилась оберегаться от всякого соприкоснове- ния с другой.

 

 
История религии. Конспект лекций -279-


ЛЕКЦИЯ11. СПЕЦИФИКА РУССКОГО

ПРАВОСЛАВИЯ. СТАРООБРЯДЧЕСТВО

 

План лекции

 

1. История возникновения и эволюция старообрядчества. Протопоп Аввакум.Основные толки и согласия. Особенности вероучения, культа, организации,деятельности.

 

2. Христианские движения в России, возникшие на основе православия: ду-хоборы, христоверы, молокане. Общественно-исторические условия возник-новения и эволюция. Особенности вероучения, культа, организации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...