Сознания Кришны. Трансцендентальная медитация
Международное общество сознания Кришны (иные наименования – Харе Кришна, Сознание Кришны, вайшнавизм) - религиозная секта неоиндуист- ской ориентации, осуществляющая свою миссионерскую деятельность в ареале европейской культуры. Создана в 1963 г. индийским мыслителем Шри Шримад А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977 гг.). В СССР представители Международного общества сознания Кришны появились в 1971 г. В отличие от классического индуизма Международное общество сознания Кришны: 1) привержено принципу монотеизма - предполагается, что единый бог Кришна имеет множество имен (Аллах, Будда, Иегова, Рама и т.д., Иисус Христос считается сыном Кришны); 2) пантеистично - образ бога Крилны трактуется в личностном и безличностном аспектах Абсолюта; 3) полагает (в отличие от классического индуизма), что Вишну выступает воплощением Кришны; 4) верит в земные воплощения личностной ипостаси Кришну - в аватар; 5) рассматривает прочих богов индуистского пантеона в качестве по- лубогов-служителей Кришны; 6) отрицает существование антипода Кришны - Сатаны или Дьявола, его частично замещают и компенсируют демоны – враги Кришны; 7) уделяет особое внимание пагубному энергетическому воз- действию на человека со стороны мира иллюзий - майя; 7) признает справед- ливость кастовой системы, хотя и полагает, что принадлежность к той или иной касте определяется поведением человека (а не обусловлено рождени- ем); 8) верит в переселение душ; 9) придает особый статус практике медита- ций. В Международном обществе сознания Кришны особо высок авторитет гуру. Приверженцы Международного общества сознания Кришны - прошед- шие обряд инициации и получившие индийские имена - живут в ашрамах (коммунах), где повседневная жизнь достаточно строго регламентирована. Монахи - члены Международного общества сознания Кришны - носят крас- ные или оранжевые одеяния (сари) и должны брить голову наголо.
ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 4. Постиндуистские движения: Международное общество Сознания Кришны. Трансцендентальная медитация
Число приверженцев Международного общества сознания Кришны в ми- ре - порядка 3 млн чел. (в России, по различным оценкам, - от 20 тыс. до 500 тыс. чел.; полуофициальная численность - более 100 тыс. чел.). Трансцендентальная медитация – это неоиндуистский психотерапевтиче- ский (медитационный) культ, основанный в середине 50-х годов индусом, принявшим ритуальное имя Махариши Махеш йоги. Он предложил упро- щенную форму антра-йоги, с помощью которой люди, не отказываясь от привычного образа жизни, смогли бы радикально изменить к лучшему свое существование, а при массовом использовании трансцендентальной медита- ции – коренным образом улучшить жизнь всего человечества. Специфика транснациональной медитации как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссио- нерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных уто- пий. Хотя в самой Индии трансцендентальная медитация не получила замет- ного распространения, в западных странах она приобрела миллионы привер- женцев. Причина популярности в том, что приобщение к трансценденталь- ной медитации было упрощено до предела и сводилось к уплате небольшой суммы денег, прослушиванию короткой лекции и получению «секретной» односложности мантры, выбранной с учетом возраста и профессии посвя- щаемого. Ритуальная практика была сведена к 20- минутному повторению этой мантры утром и вечером в спокойной обстановке.
Считается, что трансцендентальная медитация настраивает человека в ре- зонанс с вселенской гармонией и автоматически ведет к счастью. При этом нет необходимости придерживаться требований традиционного религиозного аскетизма и обуздывать желания. Распространение трансцендентальной медитации в западных странах стимулировалось также вниманием к «научной» стороне этого медитацион- ного движения, в результате чего было создано несколько Университетов Махариши (занимающихся также подготовкой инструкторов-миссионеров) и проведены экспериментальные исследования, констатировавшие наличие у медитационной практики релаксационного воздействия. С другой стороны, получили развитие коммерческие методы пропаганды и организации практи- ки трансцендентальной медитации. Махариши создал разветвленную сеть организаций, которые пропаганди- руют методы трансцендентальной медитации в разных слоях и группах об- щества, учитывая их образовательный уровень, профессиональные и жизнен- ные интересы. В одних случаях трансцендентальная медитация пропаганди- руется как средство достижения хозяйственно-экономических интересов, в других – повышения творческих, интеллектуальных возможностей человека, в-третьих, – как средство гармонизации взаимоотношений с окружением, нервно-психологической разгрузки и т.д. В настоящее время группы приверженцев и пропагандистов трансценден- тальной медитации, состоящие из представителей творческой интеллиген- ции, есть в крупных российских городах.
ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 5. Постбуддистские движения: Сайентология, Аум Синрикё, культы «Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|