Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культы«Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога




 

 

Сайентология - название религиозного учения последователей Л.Р.Хаббарда. В официальных текстах сайентологов название этого культа трактуется как «разыскание истины». При этом указывается, что scio означа- ет «осведомленность о полном значении слова», а logos – «изучение чего- либо». Уже этот, с научной точки зрения неточный филологический коммен- тарий, демонстрирует невысокий уровень научной компетенции и»меру добросовестности» сайентологов.

Церковь Сайентологии действует во многих странах и функционирует как современная, хорошо организованная в экономическом и юридическом плане

корпорация. Например, все ее основные термины, такие как «сайентология»,

«дианетика», регистрируются и защищаются авторскими правами. Настоя-

тельно подчеркивается, что единственный способ приобщения к учению - ле-

гальное приобретение изданий или учебных курсов, являющихся продукцией этой корпорации.

Написанная в агиографическом стиле биография Хаббарда упоминает,

кроме всего прочего, его близкую дружбу со знахарем-индейцем в раннем детстве, получение всех мыслимых знаков отличия в качестве бойскаута, пу-

тешествия в дальние страны и службу в морской пехоте США, занятия воз-

духоплаванием и организацию научной экспедиции на парусной яхте, публи-

кацию огромного числа беллетристических и драматических произведений и работу на разведку во время Второй мировой войны. В конце сороковых го- дов XX в. этот плодовитый создатель приключенческих романов, повестей и сценариев написал, что «писать по пенни за слово – глупо. Если хочешь за- работать миллион долларов, лучше всего основать собственную религию».

Первоначально проект развивался как набор психотерапевтических тех-

ник, объединяемых Хаббардом под именем «Дианетика». Позднее организа- ция была зарегистрирована как религиозное объединение, что дало значи- тельные налоговые льготы. Хаббард, не прекращая активного писательства, начал выступать с публичными лекциями (исчисляемыми сотнями в течение одного года) сначала в США, затем и в Европе.

Сайентология претендует на раскрытие «естественных законов» духа.

Понимаемый как духовное существо, человек, утверждают они, может нау-

читься управлять материей, энергией, временем, пространством, мыслью и жизнью. Движение к этому богоподобному состоянию в процессе, который сайентологи называют «мостом к абсолютной свободе», предположительно может занимать десятилетия и стоить (по оценкам независимых аналитиков) около полумиллиона долларов.

Превратившись со временем в весьма могущественную международную организацию, сайентологическая церковь разрабатывает и осуществляет

масштабные проекты политического характера, такие как создание и предоставление предпочитаемой партии компрометирующих материалов

 

 

 
История религии. Конспект лекций -296-


ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

5. Постбуддистские движения: Сайентология, Аум Синрикё, культы «Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога

 

на политических противников, или долгосрочные программы внедрения в образовательные системы целых стран. Собственная служба безопасности разрабатывает и осуществляет секретные операции против лиц, публично критикующих учение культа. В отношении врагов учения (у Хаббарда они именуются SP от»suppressive person» – «подавляющие личности») объявля- ются недействующими любые моральные ограничения. При этом с огромной эффективностью используются возможности судебной системы. Сам Хаб- бард писал: «Цель тяжбы в том, чтобы вымотать и обескуражить, а не в том, чтобы выиграть дело. При помощи закона легко можно причинить беспокой- ство, а, причинив достаточно беспокойства тому, чье положение и без того непрочно, поскольку он осведомлен о своей неправоте, вполне можно унич- тожить его как профессионала. При возможности, конечно, его следует пол- ностью разорить». Несмотря на периодически возникающие скандалы, порой с уголовным оттенком (как, например, в случае с гибелью Лизы Макфирсон, которой ее единоверцы не дали возможности получить вовремя должную ме- дицинскую помощь), юридическим службам сайентологов удается выводить организацию из под удара.

Примечательно, что сайентология как культ паразитирует на «культе нау- ки», специфическом пиетете перед знаками «научности», распространенном в не слишком образованной части современного общества. Примером такой

«научно» окрашенной теории может служить сайентологическая шкала

«эмоциональных уровней», простирающаяся от 0 – состояния мертвого тела до 40 – уровня «безмятежности». Промежуточные уровни включают, между

прочим, множество точных значений, таких как 0,05 – апатия; 0,07 – отчая- ние; 0,94 - оцепенение; 0,96 – ужас; 0,98 – безнадежность; 1,0 – страх; 1,02 – тревога; 1,1 – скрытая враждебность, и т.д. Очевидная сомнительность лю-

бых количественных методов анализа эмоций не отменяет главного: сопос- тавление ряда терминов обыденного языка с рядом конкретных числовых ве- личин порождает психологически значимый эффект якобы «научности»

предъявленного «знания».

Справедливости ради следует отметить, что существуют движения, про- тивостоящие этому культу. Часть печатных текстов и сетевых ресурсов, на- правленных против сайентологии, создана ренегатами учения, часть – просто

критически мыслящими людьми, считающими распространение сайентоло- гии опасным явлением. Однако эти движения уступают в организованности и влиянии учению Хаббарда.

Аум Синрике - (японск. - учение истины) - японская тоталитарная рели- гиозная секта террористического характера. Создана в 1987 г. и до 1995 г. действовала легально, принимала участие в выборах в местные органы вла-

сти. Основатель секты Сёко Асахара видел свою цель в захвате власти снача- ла в Японии, а затем и во всем мире. В секту привлекались лица, имевшие возможность оказать ей материальную поддержку, а также специалисты,

способные готовить террористические акты. Отделения секты были созданы в ряде стран мира, включая Россию и Украину.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -297-


ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

5. Постбуддистские движения: Сайентология, Аум Синрикё, культы «Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога

 

Печально широкую известность Аум Синрике, которая к тому времени насчитывала 9 тыс. последователей в Японии и 40 тыс. последователей в ос- тальном мире, получила в связи с террористическим актом в токийском мет- ро. 20 марта 1995 г. в пяти вагонах на трех линиях токийского метрополитена был применен отравляющий газ зарин. В результате 12 человек погибли и более 3 тыс. получили ранения или заболели от последствий отравления. В мае 1995 г. руководитель секты С. Асахара был арестован, а в октябре того же года деятельность секты была запрещена. В 2004 г. С. Асахара приговорен к смертной казни, однако полностью структуры этой организации не унич- тожены, поскольку некоторые ее руководители по-прежнему находятся на свободе.

Теософия - из греч. theos, «бог» и sophia, «мудрость»), совокупность уче-

ний, предлагающих объяснение истоков и смысла жизни. Теософия включает в себя антропогенез и космогенез, рассматривая единство жизни, материаль-

ной и духовной, в категориях эволюции, подчиняющейся некоему абсолют- ному закону. Теософские идеи можно обнаружить в сочинениях философов (например, Платона и Плотина), у христианских гностиков и – в более явной

форме – в священной литературе Египта, Китая и Индии.

Теософия опирается на следующие принципы.

1. Постулируется существование Первопричины, которая вечна, не возни-

кает и не умирает; эта Первопричина есть абсолютное и неизменное перво- начало, бесконечная реальность, внутри которой всякая ее манифестация об- ладает бытием.

2. Первородный Источник отражается в тварном универсуме, становясь через это манифестацией Бога, или Логосом.

3. Универсум порождается беспричинной Первопричиной как космиче-

ская идеация, из которой возникает сначала диада, т. е. оппозиция духа и материи, а затем триада – дух, материя и отношение между ними (созна- ние).

4. Внутри манифестированного сознания, хотя и дифференцированно, существуют мириады отдельных сознаний, каждое из которых есть Божест- венный Сын, или Монада.

5. Космическая задача Монад состоит в том, чтобы развернуть врожден-

ные силы сознательной божественности посредством осознания ограничений и овладения более глубокими слоями материи в трех материальных мирах – минеральном, растительном и животном. Теософия учит, что существует эволюция уровня сознания, параллельная эволюции формы, и что на человеческом уровне Монада может быстрее осуществить свою задачу, так как здесь она встречает разумное сотрудничество.

6. Монада – это бессмертное начало сознания в человеке, и потенциаль-

ные силы этого начала постепенно высвобождаются в циклах реинкарнаций.

7. Реинкарнация мыслится как упорядоченная и периодическая смена высшим «Я» человека различных смертных «оболочек», в которых это «Я»,

пользуясь как инструментами умом, эмоциями и физическим телом, получает возможность для расширения своего опыта и дальнейшего роста.

 

 
История религии. Конспект лекций -298-


ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

5. Постбуддистские движения: Сайентология, Аум Синрикё, культы «Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога

 

8. Периодическое возвращение человеческого духа в материальную фор- му предопределяется кармой – законом действия и ответного действия, обес- печивающим соблюдение принципа высшей справедливости во Вселенной.

9. Использование человеческого опыта состоит в»просвещенном» осоз-

нании единства Жизни; это осознание есть духовная мудрость - оно служит основанием этики, которая, в свою очередь, гарантирует, что пробужденные духовные силы будут направлены на поддержание эволюционного процесса, а не на противодействие ему. После достижения этой ступени предназначе- нием человеческого духа становится бесконечное совершенствование собст- венной божественной природы.

Возрождение древних теософский идей в наше время было связано с учреждением 17 ноября 1875 г. в Нью-Йорке, по инициативе Е.П.Блаватской, полковника Г.С.Олкотта, У.К.Джаджа и других, Теософско- го общества. Олкотт стал его первым председателем, а Блаватская – его пер- вым секретарем-референтом. Поначалу немногочисленное, сейчас общество насчитывает 35 тыс. членов в более чем 50 странах мира. Штаб-квартира Теософского общества расположена в Адьяре (шт. Мадрас, Индия). Общест- вом создана обширная литература, однако главным теософским сочинением продолжает считаться «Тайная доктрина» Блаватской (закончена в 1888 г.). Позднейшие председатели общества, в частности – Анни Безант, также вне- сли вклад в литературное наследие Теософского общества. Главные цели общества: 1) создать ядро всемирного братства людей без различия расы, ве- ры, пола, касты или цвета кожи; 2) поощрять исследования в области сравни- тельного религиоведения, философии и естествознания; 3) изучать непознан- ные законы природы и скрытые способности человека.

Антропософия - одна из версий теософии (полностью дистанцировавшая-

ся от нее в 1909 г.), мистическое учение о человеке как чувственно- сверхчувственном существе, изложенная немецким оккультистом Р.Штейнером в книгах «Тайная наука» (1910 г.), «Тезисы антропософии» (1925 г.). В отличие от теософии, помещавшей в центр Вселенной собствен- ного Бога и ориентированной на постулаты буддизма и восточного оккуль- тизма, Антропософия опиралась на христианскую мистику неортодоксально- го характера и европейскую идеалистическую традицию (в частности, на учение И.Ф. Гёте; сам Штейнер обозначал антропософию как «гётеанство XX в.»). В основании антропософии располагались также идеи и предположения пифагорейской и неоплатонической мистики, каббалы, веданты и немецкой натурфилософии.

Достижение цели антропософии (выработку чувства единения с духовной основой Вселенной) Штейнер считал возможным через привлечение юноше-

ства к «тайному учению», через воспитание в нем способностей медитации и

«духовного созерцания», посредством которых недоступные горизонты по-

знания уподобились бы непосредственно осязаемым предметам. «Высшее знание» в антропософии принципиально достижимо для каждого человека. В

центре системы антропософии располагалась обожествляемая человеческая сущность, открытая только посвященным. Человек, по Штейнеру, образует

 

 
История религии. Конспект лекций -299-


ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

5. Постбуддистские движения: Сайентология, Аум Синрикё, культы «Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога

 

микрокосм в составе физического и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезыванием коренных зубов (7 лет), а астральное - с достижением половой зрелости (в 14 лет). Эти сферы соответствуют стади- ям развития мирового Духа.

Антропософия, сохраняя значение перевоплощения как принципа эволю- ции, утверждала, что дух руководится законом реинкарнации. Для самого Штейнера идея реинкарнации стала «идеей-фикс»: у него перевоплощались

люди, животные, Земля, Луна, все планеты, Солнце и т.д. Телом, по Штейне-

ру, управляет закон наследования, душой - созданная ею самой судьба.

В 1912 г. Штейнер основал Антропософское общество, в 1922 г. - антро-

пософскую «общину христиан». Поклонниками антропософии были Андрей Белый, М.Волошин и его жена М.Сабашникова, В.Кандинский и др. Соглас- но Н.Бердяеву в антропософии трудно отыскать человека: он разъят на мно- жество компонентов и планов (все книги Штейнера перенасыщены описа- ниями самых различных иерархий и космических измерений). Штейнеру не удалось сблизить при помощи своей антропософии теософию и христианст- во, так как у него Иисус Христос стал Богом, исходящим с Солнца, - солнеч- ным Божеством (А.Мень). Согласно убеждениям сторонников антропософии люди, по-видимому, еще не готовы к соприкосновению с этими таинствен- ными мирами, даже если эта модель и каким-то образом коррелируема с со- временными миропредставлениями.

Агни-йога - имеет также второе равнозначное название – Живая Этика

(англ.: Living Ethics, нем.: Lebendige Ethik, фр.: Éthique de Vie) – философско-

этическое учение, затрагивающее все стороны бытия – от космологических вопросов до повседневной жизни простого человека, принесённое в мир в первой половине XX века супругами Рерихами – Рёрих Елена Ивановна и Рёрих Николай Константинович. Первая запись учения Агни Йоги сделана в Лондоне 24 марта 1920 г. Этот день – 24 марта – ежегодно отмечается всеми последователями Агни Йоги как «День Учителя».

Основы мировоззрения:

• Единство материи и духа – материя и дух едины и являются градацией друг друга. Они не могут существовать друг без друга – дух без материи есть ничто (теософское Нихил), а материя без духа есть хаос, неспособный к раз- витию. И только в сотрудничестве духа с материей возможно осознанное су- ществование. «Дух и Материя объединены в пространстве» (Мир Огненный

3, 303). «Дух есть известное качество материи» (Надземное, 706). «Конечно,

материя есть состояние духа…» (Озарение, ч.2.II.3).

• Монада – есть духовная искра, которая рождается в высшем нематери- альном Мире Огненном как бессознательная частичка, а затем постепенно сходит на более плотные уровни существования – через Мир Тонкий в Мир Физический – с целью самоосознания и развития духовного разума, что не- минуемо приведёт к восхождению в родной Мир Огненный, но уже в качест- ве разумной индивидуальности. «…человек не является только монадой, за- вершающей свой эволюционный путь, но он есть часть Монады Космоса. Все

 

 

 
История религии. Конспект лекций -300-


ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

5. Постбуддистские движения: Сайентология, Аум Синрикё, культы «Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога

 

зародившиеся монады в одной Монаде Космоса несут ответственность за существование всей Вселенной» (Мир Огненный 3, 312)

• Вездесущность жизни и разума – в каждом атоме, в каждом камне, в ка- ждом растении, в каждом животном, в каждом человеке, в каждой планете и звезде, в каждой галактике бьется разум и теплится единая жизнь, градаций которой столько же, сколько звезд на небе.

• Троичность мира – космос состоит из трёх основных подразделений – Мира Огненного, Мира Тонкого, Мира Физического. Первый – мир немате- риальный, а ментальный. Второй – полуматериальный-полументальный. По- следний – в нём живут люди – материальный. В Мир Тонкий (астральный) люди переходят после физической «смерти», в нём материя подчинена силе мысли. В Мире Огненном всё строится только ментальной энергией. В Мир Огненный переходят только те, кто развил свою духовность путём возжига- ния чакр (тонкоэнергетических центров) и оформил своё огненное тело. Во всех трёх мирах существует множество подразделений, но основное деление по сущности существования в трёх состояниях – огненном, астральном, фи- зическом. «Среди толкований о пирамидах усмотрите одно, которое предука- зывает три Мира. Вершина – Мир Огненный, где все едино; середина поме- щения – Мир Тонкий, где естества уже разделены; низ – Мир плотный. <…> Можно делить ребро пирамиды на четыре части, и на пять, и на восемь, и на многие другие деления, но три основных Мира останутся основами» (Мир Огненный 3, 519).

• Троичность человека – человек состоит из трёх основных тел – тела ог- ненного (ментального), тела тонкого (астрального), тела физического. Есть ещё вспомогательное тело – эфирный двойник, который выполняет роль по- средника между физическим телом и тонким телом. У большинства челове- чества развито только тонкое (астральное) тело, а огненное лишь у редкого меньшинства. «…насколько можно идти дальше и глубже, зная о разделении и связи между тремя телами. Ибо, если физическое тело уже оформлено, то астральное тело почти оформлено, и самое тонкое ментальное тело оформле- но лишь у избранных» (Мир Огненный 3, 369).

• Иерархичность космоса – организованная материя всех уровней и форм существования подразумевает ведущее начало, вокруг которого объединяет- ся некое количество Монад, за которыми идут другие Монады. Если учесть, что материя одухотворяется Монадами, то можно экстраполировать закон Иерархии на принцип образования и развития материи. А если вспомнить, что человечество состоит из самоосознанных Монад-индивидуумов, то закон иерархии можно применить к законам эволюции человечества.

• Психическая Энергия – есть основная энергия мироздания, которая свя- зывает все уровни существования и всех существ в единое целое. Психиче- ская Энергия – основная энергия, производными которой являются все ос- тальные виды энергии как все известные классической физике энергии наше- го физического мира, так неизвестные энергии тонкоматериальных миров.

 

 
История религии. Конспект лекций -301-


ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

5. Постбуддистские движения: Сайентология, Аум Синрикё, культы «Нового Времени». Теософия. Антропософия. Агни Йога

 

Все так назваемые феномены и чудеса совершаются посредством Психиче-

ской Энергии. Высшим видом Психической Энергии является мысль.

Начало развития движения последователей Агни Йоги положено в Нью-

Йорке в 1921 г., где Рерихами был создан первый круг лиц из семи человек,

которые основали в Америке ряд рериховских организаций, которые продви- гали рериховские идеи, переводили книги Агни Йоги на английский язык, печатали и распространяли их по Северной и Южной Америке. Впоследст- вии в 1947 г. в Нью-Йорке Музей Рериха был воссоздан заново сотрудниками во главе с З. Г. Фосдик. Вторым важным центром Агни Йоги при жизни Ре- рихов стала Рига, и в целом вся Прибалтика, где с начала 1930-х годов до на- чала войны существовало большое количество рериховских обществ, зани- мающихся изучением Агни Йоги. В Риге напечатаны четыре последние кни- ги серии учения Агни Йоги, а также переизданы две ранние книги учения.

Пиком развития довоенного развития движения Агни Йоги можно счи- тать 1930–1933 гг., когда по всему миру насчитывалось сотни рериховских обществ, занимающихся не только культурной деятельностью, но и изучаю- щих книги Агни Йоги. Во времена СССР книги Агни Йоги были под запре- том, но ходили в самиздате. После перестройки наступил расцвет движения последователей Агни Йоги, которые называются Рериховским Движением. Практически в каждом более-менее крупном городе России имеется Рери- ховское Общество, в котором изучаются книги Агни Йоги (Живой Этики).

 

 

Неоязычество

 

 

Неоязычество - общее обозначение новых и реконструированных языче-

ских учений.

Неоязычество отчетливо делится на две ветви – возрожденные этнические религии и наднациональные языческие течения. Некоторые люди называют

себя язычниками, но при этом не принадлежат ни одному течению, их веро- вание не может считаться новым, так как обычно это синтез уже существую- щих религиозных течений, но не является и реконструкцией существовавше-

го ранее верования. Их принадлежность к той или иной ветви весьма услов-

на, так как они «сами по себе».

К первой ветви относится славянское родноверие, тюркское тэнгрианство,

прибалтийское язычество, религия армянских солнцепоклонников и другие этнические формы политеизма.

Наднациональный характер имеет языческое движение Нью-Эйдж, а так-

же всё более глобальный характер приобретают также японская религия Синто, имеющая кельтские корни Викка и языческая религия германцев Асатру.

Идеологи и последователи наднационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их ос- новы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -302-


ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

6. Неоязычество

 

Этническое неоязычество следует отличать от этнических религий, со- хранивших непрерывную религиозную традицию (например, от финно- угорского и палеоазиатского шаманизма).

Традиции славянского родноверия по причине широкого распространения

христианства были прерваны на V-X вв., в связи с чем современным рекон- структорам для их воссоздания приходится прибегать к домыслам и вымыс- лам, а также привлекать в качестве священных и вероучительных текстов ис- точники, подлинность которых независимыми исследователями ставится под сомнение (такие, как Велесова книга) или даже категорически отрицается.

Тем не менее сторонники родноверия относятся к термину «неоязычест-

во» крайне отрицательно, а некоторые из них предпочитают избегать также и термина «язычество», предпочитая говорить о «родовой вере» и «народной традиции».

Корни возрождения русского язычества некоторые усматривают в высо- кой культуре XIX в.: творчестве А. С. Пушкина, А. К. Толстого, К. Данилова, Н. А. Римского-Корсакова, В. Васнецова, Н.К. Рериха, И. Билибина и др., в исследованиях народных обрядов, ремёсел, фольклора – деятельности славя-

нофилов, чьи книги были переизданы в России к 2005 г.:

• Афанасьев А. Поэтическiя воззренiя славянъ на природу. Т. 1–3. - М.,

1865–1869 гг.;

• Срезневский И. И. Словарь Древнерусского Языка: в 6 т. - М., 1989;

• Гальковскiй Н. М. Борьба христiанства с остатками язычества в древней

Руси. - М., 1913;

• Аничковъ Е. В. Язычество и Древняя Русь. - СПб., 1914;

• Зеленинъ Д. К. Очерки русской мифологiи. – Петроградъ, 1916.

В 1960–1980-е годы массовыми тиражами выходят качественные русские переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса ин- доевропейских народов с подробными комментариями специалистов, среди которых М.И. Стеблин-Каменский, А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, Е.М. Мелетинский, В.В. Иванов и В.Н. Топоров. Недостаток письменных первоисточников об исконной славянской культуре компенси- руется повышенным интересом к античной, ведической и эдической тради- циям.

Переиздаётся Полное собрание русских летописей, а также дореволюци-

онные изыскания, упомянутые выше. Как следствие, с конца 1980-х годов в городах, в основном в среде инженерно-технической интеллигенции, наблю- дается всплеск интереса к народной традиции.

Появление в начале 1990-х годов русской «фэнтези» – направления фан- тастики, построенной на Природном мироощущении (например, роман М. Семёновой «Волкодав»), способствует популяризации язычества (см. также:

Дорофеев С. Мифопоэтический образ язычника и феномен язычества в цикле романов писателя-фантаста Юрия Никитина «Трое из леса»// Вестник тради- ционной культуры. Вып 2. - М., 2005. - С. 144–148).

 

 
История религии. Конспект лекций -303-


ЛЕКЦИЯ 12. СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

6. Неоязычество

 

Огромный вклад в возрождение славянской Традиции ввнёс А.В. Платов своими работами по реконструкции древнеславянской рунической письмен- ности (Памятники рунического искусства славян // Мифы и магия индоевро- пейцев; «Славянские руны» и пр.)

Патриарх Алексий II на открытии Архиерейского Собора 2004 г. в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI в., поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными яв-

лениями современности». В связи с этим международное общественное дви- жение «Круг языческой традиции» направило в Священный Синод Русской православной церкви открытое письмо, в котором говорилось о недопусти-

мости заявлений, задевающих честь и достоинства язычников, нарушающих Закон о свободе совести и о религиозных объединениях и Закон о противо- действии экстремистской деятельности. В последующем заявлении Службы

коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

«знак равенства», якобы поставленный между терроризмом и неоязычеством, объяснялся неверной интерпретацией слов патриарха журналистами, при этом в заявлении подчёркивалось, что РПЦ, несмотря ни на что, оценивает

язычество как «угрозу для духовного состояния человека, для его временной и вечной жизни» и считает, что язычество «изжило себя много веков назад».

 

 
История религии. Конспект лекций -304-


ЛЕКЦИЯ13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

 

План лекций

 

1. Процессы секуляризации и сакрализации.

 

 

2. Динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях,теологии, религиозной деятельности, организации; модернизм и фундамен-тализм. Усиление социально-политической активности религиозных органи-заций и верующих. Религиозный фактор в политических и межэтническихконфликтах, в социально-политических движениях.

 

3. Участие религиозных организаций и верующих в решении глобальныхпроблем современности; образование синкретических религиозных движе-ний. Интегративные процессы в религиях: попытки создания универсальной

«религии».

 

 

4. Экуменическое движение. Международные религиозные организации ифорумы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...