Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности решения основных вопросов в различных нерелигиозных мировоззрениях; основныечерты религиозных мировоззрений




 

 

Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом по- требность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни.

Развитые системы современных мировоззрений включают в себя в обобщенном виде философские, социальные, естественно-научные, эстети- ческие и этические, антропологические, политические и прочие

взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценност- ные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировоззрение - это не

набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. В нем от- ражается стремление увидеть мир как упорядоченное целое, включающее че- ловека, а также сам человек со всем его духовным миром - знаниями, нравст-

венными, художественно-эстетическими, жизненно-практическими пережи- ваниями. Иначе говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, их миропонимание и мироощущение.

Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущения обладает присущими ему основными структурообразующими элементами. К их числу относятся, прежде всего, ответы на глубинные вопросы бытия - о возникно- вении мира и человека, явлений природы и различных человеческих общно-

стей, о природе сил, управляющих этим миром, включая самого человека, о месте, предназначении человека в этом мире.

Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в

зависимости от изменений условий и образа жизни, накопления

 

 
История религии. Конспект лекций -318-


ЛЕКЦИЯ 14. КУЛЬТУРА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ХХI В

1. Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрений. Особенности решения основных вопросов в различных нерелигиозных …

 

знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи и кон- такты между социальными общностями и личностями обусловливают взаим- ное влияние различных мировоззрений. Наиболее общими типами мировоз- зрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.

Религиозное мировоззрение - это широкое обобщающее понятие для зна- чительного числа различных систем миропонимания имироотношения, исто- рически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением

религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и тра- диций.

По существующей в современной теории религии классификации в мире насчитываются тысячи разнообразных религий. Одни из них ныне сущест- вуют и влияют на сознание людей (живые), другие, оставив после себя толь-

ко памятники было святости, исчезли (мертвые). Одни из них – естественно- го происхождения, порожденные в конкретных социально-экономических системах тем или иным народом; другие – религии Откровения, возникшие в силу веры в то, что сам Бог открывает людям знание о себе, сам поддержива-

ет существование религиозной общины.

Одни религии носят политеистический характер, признавая множество богов, другие – монотеистичны (единобожны). По свойству официальности и

сферы влияния различаются ранние – родоплеменные (шаманизм, анимизм и т.п.) и национально-государственные (иудаизм, зороастризм и т.п.), а также нетрадиционные (современные секты) и мировые религии (буддизм, христи-

анство, ислам) как наиболее влиятельные и распространенные.

Все религии подразделяются на важнейшие мировоззренческие типы, ис-

ходя из взаимоотношения абсолюта и мира. Самым религиозным является теизм – взгляд на Бога как на творца, господина и управителя мира. Он не со-

творен и не тождествен миру, а, оставаясь запредельным (трансцендентным)

ему, пронизывает его своими энергиями, «святыми логосами» и промысли-

тельными действиями. Теистическое понимание Бога персоналистично; Бог – это «Абсолютное Ты», Личность, которая в свободном акте воли творит мир и после этого заботится о нем (иудаизм, христианство, ислам).

Иным типом выступает деизм, позиция, допускающая Бога в качестве

творца универсума с присущими ему законами и формами развития, однако, в отличие от теизма, не признающая его дальнейшее вмешательство в судьбы мира. Деизм – это религия разума, считающая, что Бог не в силах изменить логику и естественную разумность, что вера должна ограничиваться преде- лами нравственности. Деистическая доктрина, которая была разработана фи- лософами эпохи Просвещения (Чербери, Толанд, Юм и др.) не видит в боже- ственном откровении смысла и выстраивает естественно-религиозное миро- воззрение, все сводящее к человеку как ценности и психологическому источ- нику верований.

Пантеизм – еще одна религиозно-философская система, отождествляю- щая Бога и природу. Мир божествен, одушевлен, но Бог никак не различим от природных вещей. Переход от божественных потенций к миру не спонта-

 

 
История религии. Конспект лекций -319-


ЛЕКЦИЯ 14. КУЛЬТУРА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ХХI В

1. Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрений. Особенности решения основных вопросов в различных нерелигиозных …

 

нен, а континуален, поэтому естественный свет разума и познания может

«проникнуть» в Бога и даже отождествиться с ним. Разум и Бог – одно и то же. Пантеистическое мировоззрение, построение религии на возможности мистического единения с самим Богом и обожествление разума характеризу-

ет не только философские, но и многие другие древние религии (анимизм, индуизм, буддизм). В противовес пантеизму в 1828 г. философ Краузе в от- личение от своей более идеалистической позиции сформулировал учение па-

нэнтеизма. Суть его в том, что все пребывает в Боге, однако бог не растворя-

ется в мире и является личностью.

Противоположностью религиозного мировоззрения является атеизм – по-

зиция, отрицающая саму возможность религии. Атеизм опирается на науч- ный метод, в котором видит единственную основу познания и веры. Призна- вая идеальные образования мышления чем-то номинальным, а чудеса – фак- тами, еще не раскрытыми в науке, он считает всякий религиозный опыт ил- люзией. Часто атеизм носит сознательный и воинственный характер.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...