Международныерелигиозные организации и форумы
Экуменическое движение – движение за всемирное христианское едине- ние, в более узком и общепринятом значении – движение за лучшее взаимо- понимание и сотрудничество христианских конфессий. Экуменизм возник в начале ХХ в. с целью: • усиления влияния христианства; • сопротивления секуляризации; • выработки общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами; • упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту - общему для всех христианскому учению. На данный момент экуменизм понимается как либеральное религиозно- философское течение с тенденцией к объединению различных конфессио- нальных направлений в рамках одной общности. Одними из первых экуменических собраний были конференция 1920 г. в Женеве (Швейцария), Лозаннская конференция 1927 года (Швейцария), а формирование экуменического движения в современном виде было довер- шено конференцией 1945 г. в Стокгольме (Швеция). В январе 1920 г. местоблюститель патриаршего престола Константинопо- ля, митрополит Дорофей выпускает энциклику под названием «К Христовым Церквам всего мира», в которой заявляет, что считает возможным взаимное сближение и общение различных, так называемых «христианских церквей», несмотря на догматические различия между ними. Эти Церкви названы в эн- циклике Константинопольского патриархата «сонаследниками, составляю- щими одно тело». Митрополит Дорофей предлагает основать «Общество Церквей» и, в качестве первого шага для сближения, принять «единый ка- лендарь для одновременного празднования главных христианских праздни- ков».
Через полгода после издания данной энциклики, Константинопольский патриархат принимает участие в экуменической конференции в Женеве (ав- густ 1920 г.), которая занималась разработкой принципов экуменического движения. Следующим заметным этапом в экуменической деятельности Константи- нопольского патриархата стал «Всеправославный конгресс» 1923 г. в Кон- стантинополе. В нем приняли участие представители только пяти поместных православных Церквей: Константинопольской, Кипрской, Сербской, Эллад- ской и Румынской. Конгресс устанавливает изменение церковного календаря, допускает вто- робрачие для духовных лиц и принимает другие постановления. Новый стиль вводится в Константинопольской патриархии и в Элладской Церкви в марте 1924 г., 1 октября 1924 г. – в Румынской Церкви. В течение
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 4. Экуменическое движение. Международные религиозные организации и форумы
последующих лет на новый стиль перешли Александрийская и Антиохийская церкви. На Московском Всеправославном Совещании 1948 г., Константинополь- ская, Антиохийская, Александрийская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Греческая, Албанская, Польская и Русская Православные Поме- стные Церкви высказались против экуменизма. В резолюции «Экумениче- ское движение и Православная Церковь» это представительное совещание категорически отвергло возможность участия в экуменическом движении. Но ровно десять лет спустя митрополит Крутицкий и Коломенский Нико- лай (председатель ОВСЦ), выступая в Московской духовной академии (см. ЖМП № 6/1958, с.67-73), фактически отменил решения Московского Все- православного Совещания и декларировал изменение позиции РПЦ по отно- шению к участию в экуменическом движении.
Основным предлогом для отступления от решений Совещания послужило (как и ныне) мнение о необходимости проповеди Православия среди ино- славных. Более того, митрополит Николай утверждал, что «благодаря уча- стию одних Православных Церквей» произошла «эволюция экуменического движения»… «соприкасаясь с нашей церковной жизнью, многие деятели экуменического движения совершенно изменили свое представление о пра- вославии». А поэтому, продолжает митрополит Николай, надо «усилить наше внимание к его развитию». В 1960 г. на должность председателя ОВЦС был назначен митрополит Никодим (Ротов), до сих пор памятный своей экуменической деятельностью. С этого момента РПЦ становится непосредственным и активным участником экуменического движения. 11 апреля 1961 г. Патриарх Алексий I выступает с заявлением о вступле- нии РПЦ во Всемирный Совет Церквей, в котором подтверждает согласие РПЦ с Конституцией ВСЦ и соответствие РПЦ требованиям ВСЦ к вновь вступающим членам. «РПЦ не только всегда молилась и молится о благосос- тоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, но и полна решимости нести свой вклад в великое дело христианского единства по линии бывших движений «Веры и Устройства», «Жизни и Деятельности» и «Международ- ной Дружбы посредством Церквей» (Церковная жизнь. – 1961. - № 5-7. - С. 95-96). Архиерейский Собор (июль 1961 г.) в своем определении по докладу ми- трополита Никодима одобрил вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей и, таким образом, закрепил пересмотр решений Московского Всеправослав- ного Совещания 1948 г. Эпоха в жизни РПЦ с 1960 по 1978 годы, когда ОВЦС находился под ру- ководством митрополита Никодима, известна среди противников экуменизма под названием «никодимовщины». Она характеризуется усилением контак- тов РПЦ с Ватиканом. Этот период закончился смертью Никодима (Ротова) у ног папы Римского в 1978 г. Однако в РПЦ осталось много последователей митрополита Нико- дима. Они продолжили его экуменическое дело.
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 4. Экуменическое движение. Международные религиозные организации и форумы
В заявлении Священного Синода от 20 марта 1980 г. говорится следую-
щее: «Труды в экуменической сфере, их развитие и углубление также должны оставаться в центре внимания нашей Церкви. И, в частности, богословские диалоги с неправославными Церквами имеют целью стремление к достиже- нию единства… Мы полагаем необходимым продолжать углублять эти диа- логи… Мы считаем необходимым дальнейшее углубление участия Право- славной Церкви в текущей деятельности ВСЦ, а также Конференции Евро- пейских Церквей» (ЖМП. – 1980. - № 5. - С. 3-6). В экуменическом движении уже давно существовали, наряду с ВСЦ, та- кие заметные региональные структуры, как, например, Конгресс Европей- ских Церквей (КЕЦ), одним из руководителей которого был, в свое время, Святейший Патриарх Алексий II. Но в новейшую эпоху конца 90-х годов XX в. роль таких региональных религиозных надцерковных организаций намного возросла. Последний по времени пример – создание единого «Сообщества Церквей Индии» в мае 2004 г. Примерно в это же время создан «Межрелигиозный Совет СНГ», в Пре- зидиум которого вошли Патриарх Алексий II, Председатель Управления му- сульман Кавказа Паша-заде (Азербайджан), Католикос Грузии Илия II, ар- мянский Патриарх Гарегин II, Митрополит Владимир (Украина), Митропо- лит Филарет (Белоруссия), Митрополит Кирилл (Гундяев), главный раввин России Берл Лазар, глава Буддиской Традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев и другие религиозные руководители из стран СНГ. Всего 9 христи- ан, 8 мусульман, 4 иудея и 1 буддист. Данный совет ставит перед собой три основных задачи: 1) утверждать в обществе «традиционные духовные ценности»; 2) содействовать интеграции стран СНГ; 3) координировать отношения религиозных организаций с государством.
ЛЕКЦИЯ14. КУЛЬТУРА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ХХI В.
План лекции
1. Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрений. Особенностирешения основных вопросов в различных нерелигиозных мировоззрениях;основные черты религиозных мировоззрений. 2. Бог абсолютной религии как высший принцип объяснения всего сущего.
Анализ рациональных и нерациональных аргументов в пользу бытия Бога. 3. Основания диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений. 4. Проявление диалога на обыденном и теоретическом уровнях знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|