Процессы секуляризации и сакрализации
Секуляризация (от позднелат. «мирской, светский») - десакрализация, процесс уменьшения влияния религии на реализацию общественных и част- ных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе. Процесс секуляризации означает полную или частичную независимость от опеки религии и церкви и может характеризоваться следующими аспекта- ми: экономическим (отторжение церковной собственности в пользу государ- ства или частного лица), политическим (светское государство), культурным (светские искусство, образование, нормы быта). Признаками секуляризации служат: когнитивная автономизация, т. е. отход церковных понятий, норм и ценностей от их религиозной первоосновы (христианская любовь трансфор- мируется в светский гуманизм); встраивание религиозных представлений и логики в более широкую мировоззренческую систему в качестве вспомога- тельного элемента или полное их выпадение из господствующего мировоз- зрения; превращение религии в один из социальных институтов наряду с другими, т.е. потеря религией статуса центрального элемента социальной системы. Природа и значение секуляризации всегда выступали в философии и со- циологии религии предметом дискуссий. В доктринах французских просве- тителей-материалистов, О. Конта, К. Маркса, Б. Рассела, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, Т. О. Диа и др. Секуляризация предстает как естественный процесс «старения» религии, как следствие необратимого развития человеческого ду-
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 1. Процессы секуляризации и сакрализации
ха «от мифа к логосу»: секуляризация ведет к отмиранию религии, которую успешно замещают наука и светская этика, помогающие эффективно решать современные проблемы. Противоположная точка зрения (Т. Парсонс, П. Бер- гер и религиозные философы) утверждает, что понимание секуляризации как линейного процесса вытеснения религии неверно: секуляризация ведет не к упадку религии, а к видоизменению ее роли в современной культуре: сегодня религия уходит из общества в человека - религия в светской культуре выби- рается добровольно, и это повышает ее значение для личности. Западная ци- вилизация выросла на религиозной почве и ничто не изменит этого «врож- денного признака». Все положительные черты секуляризации не могут по- крыть ее ущербности - секуляризация лишила религию ее важнейших соци- альных функций: ранее религия освящала и наделяла безусловным смыслом устои общественной и личной жизни, давала объединяющую идею, ценно- сти; секуляризация же постулирует, что нет ничего абсолютного и это ведет к утрате смыслов и дезинтеграции как личности (внутреннего мира человека), так и общества (социальных институтов, морали).
В европейской культуре процесс секуляризации как широкомасштабное явление появляется в период XV-XVI вв. Его наиболее значимые этапы: Воз- рождение (акцент на посюсторонний мир, светское искусство, антропоцен- тризм как идеология культуры); Реформация (разграничение светской и ду- ховной власти); французское просвещение (закрепление начатой в XVII в. секуляризация научной и общественной мысли); период буржуазных рево- люций (светское государство, принцип свободы совести). Секуляризация является характерным признаком современного общества. К причинам секуляризации как признака современной западной культуры следует отнести: 1) светские политические режимы: отделение церкви от го- сударства, школы от церкви, уравнивание в правах верующих и неверующих (и иноверцев); 2) развитие науки как альтернативной религии объяснитель- ной схемы, вытесняющей сферу сверхъестественного из сознания человека;
3) урбанизацию как процесс выпадения человека из-под власти природных условий, как фактор изменения ритма жизни; 4) модернизацию и аккульту- рацию религии, т. е. своеобразное осовременивание традиционных религий через упрощение вероучения и культа, компромиссы со стороны церкви по спорным вопросам, коммерциализацию религиозных праздников и т.п.; 5) переход некоторых социальных функций религии к другим социальным ин- ститутам, падение значимости этих функций в исполнении религиозных ин- ститутов. Сакрализация - (от лат. «посвященный богу» и «священное»): 1) Наделе- ние какого-либо объекта (вещи, явления, животного, человека) священным содержанием, необычным качеством. Понятие сакрализации выражает пред- ставление о разделении мира на профанный (светский, обычный) и сакраль- ный (священный, трансцендентный). Соотношение этих двух миров характе- ризуется некоторыми особенностями: во-первых, сакральное невыразимо по своей природе и может быть приближено к человеку (его пониманию) только через символ; во-вторых, общение с сакральным требует особой церемонии,
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 1. Процессы секуляризации и сакрализации
придающей человеческому действию священный смысл. Исторический ана- лиз позволяет установить этапы эволюции понятия о сакральном: первый этап - под сакральным понимается все необычное (как позитивное, святое, так и негативное, проклятое); второй этап - сакральное обозначает сущест- вующий порядок, норму и образец действий; третий этап - сакральное функ- ционирует как святое, как идеал и выступает, по мнению Т. Парсонса, как синтез категорий ума и категорий морали. Сакральный мир, считал Э. Дюрк- гейм, есть совокупность «священных вещей», т.е. «отделенных, запретных вещей», выражающих социально значимые смыслы и отражающие общест- венную природу человека; разделение на профанное и сакральное является основным признаком религии. Д. Белл, вслед за Дюркгеймом, считает, что священное «выделилось как коллективное сознание людей». Многие иссле- дователи (в частности, представители феноменологической школы) убежде- ны, что сакрализация является естественным механизмом воспроизводства культуры и коренится в самой природе человека, который испытывает необ- ходимость в сакрализации («трансцендировании») своего биологического существования (Т. Лукман); именно посредством сакрализации (наделения человеческого мира смыслами и значимостями) религия тысячи лет противо- стоит когнитивному и социальному хаосу (П. Бергер). 2) В религиоведении сакрализации - процесс распространения религиозного мировоззрения и ми- роощущения в личном и массовом сознании, рост влияния религии в системе общественных и частных отношений. Основной признак сакрализации - по- явление в культурном обороте религиозных символов и сюжетов как смысло- задающих, объяснительных и санкционирующих схем.
Понятие «сакрализация» и секуляризация отражают историческую дина- мику взаимоотношения религии, общества и культуры. Сакрализация высту- пает неотъемлемым элементом процесса формирования и развития человече- ского общества: религия (особенно на ранних этапах истории) является важ- нейшим средством санкционирования всей общественной (власть, политика, право, образование) и личной (семья, хозяйственный уклад, быт, праздники) жизнедеятельности людей. Пик сакрализации для европейского общества и культуры приходится на эпоху Средневековья, когда «главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы средневеко- вой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность» (П. Сорокин). Основной механизм функционирования средневековой жизни - религиозное санкционирование практически любого действия (поступка и мысли), что опиралось на «абсолютную убежденность в самодостаточности Христианского Откровения» (Э. Жильсон). Начиная с XV в. сакрализация уступает место процессу секуляризации как одной из важнейших характеристик европейской культуры; но такую смену направлений в религиозности Европы не следует понимать как линей-
ный и однозначный процесс: сакрализация и секуляризация сосуществуют как тенденции одновременно, изменяясь с течением времени по значимости, масштабности, специфике конкретных проявлений и т.д. Во второй половине XX в., например, наблюдаются явные признаки нарастания сакрализации
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 1. Процессы секуляризации и сакрализации
(рост интереса к религии, появление большого числа нетрадиционных рели- гий и т.п.). Среди причин современной сакрализации, которые крайне разнятся по своему содержанию и значимости, следует отметить: 1) корни религии (гно- сеологические, психологические, социальные, бытовые и др.) как совокуп- ность условий ее появления и воспроизводства; 2) политическая конъюнкту- ра как фактор привлечения религии к сфере социального управления и вла- сти; 3) интерес к традиции, следование моде как неотъемлемый элемент ор- ганизации человеческого поведения; 4) кризис позитивистского, материали- стического мировоззрения как причина поиска альтернативных объяснитель- ных схем.
Динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации; модернизм и фундаментализм. Усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих. Религиозный фактор в политических и межэтнических конфликтах,в социально- политических движениях
Рассмотрим динамику современной религиозности на примере христиан- ства (католичества, протестантизма и православия). В последнее время в дис- куссиях, которые ведутся в церковной и околоцерковной среде, особую по- пулярность получили два термина: фундаментализм и модернизм. Собствен- но говоря, все участники этих споров сами себя поделили на две группы: од- ни называют своих противников модернистами, а те, в свою очередь, обви- няют оппонентов в фундаментализме. Какому-либо «центру» между двумя этими партиями практически не оставлено места. В этой ситуации представ- ляется полезным выяснить происхождение употребляемых терминов. На первый взгляд может показаться странным, что исторически фунда- ментализм возник в протестантской традиции, восходящей к революционе- рам-реформаторам (действовавшим первоначально в рамках католичества), а модернизм – в недрах Католической Церкви, причем в эпоху, когда в ней еще был силен контрреформационный дух. Однако сам этот факт весьма показа- телен: он свидетельствует о том, что религиозные течения, о которых идет речь, были прежде всего реакцией: в одном случае части протестантов- евангелистов, в другом – некоторых католиков – на основную, определяю- щую тенденцию, или «идею», своей конфессии.
В свое время реформаторы, вырвавшись из тяжелых объятий Рима, пус- тились в свободное плавание – как в организационном, так и в интеллекту- альном отношении. Отвергнув Предание и оставшись наедине с Библией, они обеспечили возможность ничем не сдерживаемой эволюции понимания Пи- сания и, соответственно, самой веры внутри протестантского мира, действи- тельно перманентную реформацию (согласно известной формуле: Ессlеsia sеmреr reformanda). В нашем веке это привело к таким явлениям, как «атеи-
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 2. Динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации; …
стическое христианство», и иным формам «безрелигиозной религии». По- этому фундаментализм возник именно в протестантской среде – по существу, как противоречивая для самой этой традиции попытка некоторых ее наслед- ников остановиться, т.е. прекратить свободное плавание и причалить наконец к незыблемой «скале веры». Протестантский фундаментализм – это своего рода контрреформация внутри Реформации. Термин «фундаментализм» восходит к наименованию серии публикаций под заголовком «The Fundamentals. A Testimony to the Truth», предпринятых североамериканскими евангелистами в 1910-1912 гг. В них верность христи- анской истине отождествлялась с безоговорочным принятием некоторых ве- роучительных утверждений: Священное Писание богодухновенно и безоши- бочно в каждой детали; Христос родился от Девы, Его воскресение было фи- зическим, равно как физическим будет и Его второе пришествие; совершен- ное Им искупление следует понимать в том смысле, как его объясняют сто- ронники заместительной теории (Христос пострадал вместо человека). В протестантском мире на выступления американских фундаменталистов ответили англиканские либералы, стремившиеся выразить суть «христиан- ской веры в терминах современной мысли» («Foundations», Оксфорд, 1912 г.). Фундаменталистское движение начала века было реакцией на распро- странение историко-критического метода изучения Библии и вообще на бо- гословский либерализм как попытку рациональной защиты веры и христиан- ства в условиях стремительной десакрализации культуры. Идеи индивиду- альной свободы и общественного прогресса, автономии гуманитарных наук и отделения церкви от государства стали господствующими, что вызвало рез- кое неприятие со стороны консервативно настроенных христиан. Сама вера в традиционном понимании оказалась под угрозой, и сторонники крайних взглядов не преминули выступить с проектом максимально возможной кон- сервации традиции, ее «подмораживания» (если вспомнить образ К. Леонтьева). Однако начиная с середины 70-х годов XX в. исследователи говорят о фе- номене глобального фундаментализма. Типологически сходные движения существуют не только в христианстве (в протестантизме, католичестве и пра- вославии), но и в других авраамических религиях – иудаизме и исламе, а также в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Очень кратко и схе- матично особенность фундаменталистской установки можно определить сле- дующим образом. Фундаментализм есть оппозиционное движение, сопротивляющееся про- цессу секуляризации культуры, происходящему под знаком отказа от «гипо- тезы Бога». Он апеллирует к абсолютному авторитету Божественного Откро- вения, выраженного в Священном Писании (Тора, христианская Библия, Ко- ран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом утвер- ждается установка на буквальное следование тексту, а это означает, что за- конным признается только одно его понимание. Иными словами, фундамен-
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 2. Динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации; …
талисты отвергают герменевтический (истолковательный) подход, согласно которому любой текст может быть понят и интерпретирован по-разному да- же в рамках одной традиции. Однако фундаменталистская «вера помимо ин- терпретации» на практике приводит к требованию принять как единственно верное то ее понимание, которое навязывается лидерами. Таким образом, фундаменталисты выступают против любого плюрализма, который, с их точ- ки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин. Такая установка, как правило, диктует сторонникам фундаментализма оп- ределенную политическую позицию. Они поддерживают крайне правые по- литические силы, выступают против демократии, прав человека и свободы совести – за сильную власть, за жесткий моральный и идеологический поря- док, опирающийся на «истинные религиозные ценности». Смысл истории, с точки зрения фундаменталистов, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола (или Христа и Антихриста). Подобная историософия ведет к отрица- нию какой-либо исторической эволюции или развития и порождает усилен- ные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий представляется как победа сил зла и приближение «конца мира», под кото- рым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (у за- падных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (у иудеев), культурная и политико-экономическая экспансия Запада (у мусульман, а также у православных на востоке Европы). Причина видится в том, что рели- гия утратила определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрели- гиозного гуманизма. В этой ситуации фундаменталисты считают себя своего рода избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский хилиазм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни). Особенность фундаментализма в том, что, призывая вернуться к традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он, тем не менее, является (в отличие от собственно кон- серватизма) современным проектом построения «нового мирового порядка», основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утвержде- нии тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из представления о сущностной греховности человека – в смысле его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, – фунда- ментализм предлагает восстановить в обществе насильственный религиоз- ный порядок, опирающийся на абсолютный авторитет религиозной власти, действующей «от имени Бога». Можно сказать, что фундаментализм есть ра- дикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения свет- ского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком – как в духовном, так и в политическом от- ношении. Модернизм – антипод фундаментализма. Как течение он складывается в католическом мире, где в качестве консервативно-охранительной силы вы-
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 2. Динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации; …
ступала сама централизованная церковная институция, безоговорочный авто- ритет которой был усилен принятием в 1870 г. догмата о папской непогре- шимости в вопросах веро- и нравоучения. Если ранее главным оппонентом Католической Церкви был протестантизм, а программой – контрреформация, которой положил начало Тридентский собор середины XVI в., то в начале нынешнего столетия в недрах самой церкви был обнаружен куда более опас- ный враг – модернизм. Термин «модернизм» восходит к энциклике папы Пия Х «об учениях мо- дернистов» («Pascendi Dominici gregis», 8 сентября 1907 г.), в которой был обозначен комплекс идей и интеллектуальных установок, нашедших выра- жение в работах ряда французских, английских, итальянских и немецких ка- толических авторов. После тщательного анализа соответствующие «учения» были квалифицированы как «синтез всех ересей». Суть обвинений сводилась к следующему: модернисты отвергают абсолютный авторитет Божественного Откровения, сводя веру к имманентному внутреннему опыту; они принципи- ально разделяют сферы науки и религии и используют современную науч- ную методологию для объяснения возникновения и эволюции христианства и церковного вероучения, в частности вводя различение «Христа истории» и «Христа веры». В изучении Священного Писания они используют историко- критический метод, отвергают чудеса, а церковные таинства понимают как внешние символические действия. Все это приводит к отказу от учительной власти Церкви и к религиозному индивидуализму, что сопровождается защи- той плюрализма богословских мнений и демократических принципов, в ча- стности принципа отделения Церкви от государства. Католический модернизм имел своим источником те же протестантские либеральное богословие и библейскую критику. Важнее, однако, другое: он обнаруживал внутреннюю неудовлетворенность многих католиков тем, что Церковь к началу XX в. все больше превращается в «оплот реакции» – как политической, так и интеллектуальной. Модернисты косвенно указывали на грозящую Церкви опасность выпасть из реальной истории «во имя вечно- сти». И если их теории доходили до крайностей, а некоторые видные пред- ставители движения после осуждения их взглядов вообще отошли от Церкви, это не умаляет их исторической заслуги: модернисты показали, насколько насущной является задача откровенного выяснения отношений между хри- стианством и современностью. Классический католический модернизм был попыткой освободить хри- стианскую веру из-под власти средневековой схоластики и «догматизма» и согласовать ее с данными современной науки и новыми общественно- политическими реалиями. В вышеупомянутой папской энциклике в качестве философских оснований модернизма указаны агностицизм и имманентизм. Однако большинство модернистов не отказывались от веры и не выступали против церковной институции, но по-своему старались вывести религию из- под удара атеистической науки, отдав должное очевидным успехам послед- ней. Спор церковной власти с модернистами был проявлением внутрицер- ковного конфликта между традиционализмом и открытостью современности,
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 2. Динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации; …
однако сама модернистская установка не ориентирована на обретение того среднего, «царского» пути, которым призвана идти Церковь. Что такое модернизм как религиозно-идеологическая установка? Модернизм (как и фундаментализм) – это реакция на секуляризацию, враждебную христианскому традиционализму. Однако в данном случае предлагается не «подморозить» религию, но, наоборот, максимально ее рас- крепостить (что и приводит к крайностям). С другой стороны, модернизм – это ответ на проблему нового, т.е. на историческую изменяемость жизни, по- явление ранее не бывших форм и способов освоения окружающей человека реальности – как природной, так и социокультурной. И как в фундамента- лизме (крайней форме консерватизма) присутствует пафос сохранения того, что в силу исторических перемен может быть не просто внешне изменено, но сущностно извращено, так модернизм одержим самим феноменом новизны. Он не просто делает акцент на оправданности и необходимости исторических изменений – в самом факте изменяемости культуры он обретает источник ре- лигиозного вдохновения. Это своего рода преклонение перед идеей «про- гресса» (которая доминировала на рубеже веков, но сегодня, к счастью, бла- гополучно изжита). На что же опирается модернизм? Прежде всего на рациональность, «дока- завшую» свою эффективность в европейской истории. Эмоционально он вы- ступает против статичности, рутинности, косности традиции, которая пред- ставляется «тормозом прогресса». Чутко реагируя на все новшества, появ- ляющиеся в культуре, в мышлении, в способах восприятия мира, модернизм хочет всегда интерпретировать христианство «самым современным обра- зом». А поскольку современная мысль становится все менее метафизичной, менее тотальной и все более плюралистической – как методологически, так содержательно, последовательная модернистская установка неизбежно при- водит к тому, что христианство в его трактовке сводится к индивидуальной ритуально-психологической практике, утрачивающей религиозную глубину. Можно сказать, что религиозный модернизм утверждает «горизонтализм», и если вернуться к его заслугам, то они почти ограничиваются рамками самой общей апологии Бога и христианства средствами разума. Будучи исторически ограниченным, ныне модернизм (в отличие от фун- даментализма, лишь набравшего силу с течением времени) представляет со- бой устаревшую попытку противопоставить «требования современности» – «косности религиозной традиции». Католическая Церковь давно разрешила эту дилемму. Центральной идеей Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.) стало так называемое аджорнаменто, т.е. «осовременивание» Церкви – но без «капитуляции» перед миром. Это, конечно, не означает, что крайние тен- денции исчезли, но не они определяют общую атмосферу. К сожалению, этого нельзя сказать о значительной части Православной Церкви, которая до сих пор не смогла соборно осмыслить проблемы, поро- дившие в нашем столетии и модернизм, и фундаментализм. Протестантский фундаментализм и католический модернизм начала века – это формы христианского экстремизма. (Справедливости ради нужно ска-
ЛЕКЦИЯ 13. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ 2. Динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации; …
зать, что они сами были реакцией на экстремизм, то есть на безудержный протестантский либерализм и институциональный католический консерва- тизм.) Кроме того, эти движения опирались на некоторые исторически и ин- теллектуально ограниченные концепции – будь то средневековые теории ис- купления у фундаменталистов или акцент модернистов на религиозном чув- стве, восходящий к субъективизму прошлого столетия. Дальнейшая эволю- ция богословской мысли в XX веке показала, что современное христианство может находить средний путь, не уклоняясь в крайности. В протестантском мире такие фигуры, как Барт или Тиллих, обнаружили и глубину, и широту подлинного богословского мышления в русле традиции, восходящей к Реформации. В католическом – появилась целая плеяда бого- словов, опирающихся на современные библейские, патриотические и литур- гические исследования, которые разрушили ложную альтернативу «схола- стика или модернизм». Достаточно назвать имена таких мыслителей, как Ив Конгар, Анри де Любак, Романо Гвардини, Жан Даниэлу, Ханс Урс фон Бальтазар. Однако идти «средним путем» – трудное дело, которое требует высокого уровня культуры, прежде всего богословской. А поскольку религия – фено- мен массовый, в ней всегда присутствует искушение решать проблемы столкновения вечного и временного, богооткровенного и исторического пу- тем упрощений и – затем – внешних запретов на мышление, на сомнение и творчество. В свою очередь, это порождает обратную реакцию, питающуюся пафосом борьбы с религиозным обскурантизмом, результат которой – сугубо рационалистическая критика, в пределе отвергающая трансцендентное как таковое и не оставляющая места ни Тайне, ни Богу. Поэтому термины «фун- даментализм» и «модернизм» и сегодня остаются актуальными: они обозна- чают два вида внутренней опасности для Церкви, два противоположных пути деградации религиозного сознания.
Участие религиозных организаций и верующих в решении глобальных проблем современности;образование синкретических религиозных движений. Интегративные процессы в религиях: попыткисоздания универсальной «религии».
Особенность современной религиозной ситуации заключается в том, что источники религиозного поиска расширены до предела – до всего опыта че- ловеческой истории. Религиозная область включает в себя все возможные религиозные традиции и практики (что в «европейском» культурном контек- сте порождает причудливые сочетания, обычно именующиеся религиозным синкретизмом). Знак XX столетия – появление «новой религиозности», которая в каком- то смысле уже одержала победу над «устаревшим» христианством. И если мыслить исторически, то можно предположить, что многие народы и культу- ры мира, испытавшие на себе экспансию христианской религии и культуры,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|