И нерациональных аргументов в пользу бытия Бога
Существуют различные типы человеческих представлений о богах: • политеизм, представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни; • пантеизм - вера в Бога, тождественного природе и миру в целом; • деизм - идея Бога - Творца универсума, не вмешивающегося в человече- скую историю; • монотеизм или теизм (эти понятия часто используют как синонимы) - вера в единого Бога - высшее Бытие, личное и моральное, Творца, ответ- ственного за свое творение. Монотеистическое представление о Боге явилось основой иудео- христианской традиции. В определении Бога выделяются прежде всего его бесконечность и неограниченность. Это ставит под вопрос большинство по- ложительных высказываний о Боге. Как писал крупнейший протестантский богослов ХХ века Пауль Тиллих, мы можем только сказать, что Бог сущест- вует, любые определения Бога ограничивают, ставят его на одну ступень с прочими существами. «Бытие Бога - это бытие-как-таковое, а не некое бы- тие». Бытие Бога бесконечно превышает всякое конечное бытие, между ними нет никакой пропорции. Но при этом Бог есть основание бытия, структура бытия укоренена в нем. Отдельные элементы конечной реальности могут тем самым стать основой суждения о бесконечном. Такие суждения Тиллих на- зывает символическими, т.е. суждениями, указывающими на то, что находит- ся вне их, на божественное. Описать свойства или атрибуты Бога можно
Первым среди атрибутов христианские мыслители называли существова- ние, бытие само по себе. Бог в своем собственном существовании не зависит ни от каких моментов реальности, кроме самого себя. Он не сотворен каким- либо высшим бытием. В этом проявляется отличие Бога от мира, где каждая вещь существует не в собственном смысле, сущность и существование от- четливо различаются. В Боге сущность едина с существованием. Бесконечная полнота и совершенство его бытия безусловны. Можно сказать, что Бог аб- солютно онтологически независим. • Бог вечен, не имеет начала и конца, иначе должна была бы существовать некая первичная реальность, давшая ему бытие. Понятие вечности в прило- жении к бытию Бога не тождественно «бесконечной длительности». Между временем и вечностью существует качественное различие. Время - феномен, характеризующий изменчивость нашего мира, вечность Бога ставит его вне потока перемен. В Нем нет смены состояний, нет прошлого и будущего, Он вечно пребывает в настоящем. • Бог - Творец всего существующего. В традиционном теизме считается, что Бог сотворил мир из ничего. Это очень важный момент, поскольку тем самым исключается возможность предсуществования материи как внешнего материала, из которого можно создавать объекты. Все возникает из небытия благодаря творческому акту Бога, акту его воли и любви. Средневековый мыслитель Фома Аквинский подчеркивал, что творение не было необходи- мым. Творческие действия Бога - это действия абсолютно свободные. Мир вообще мог бы не существовать, мог быть совершенно иным, и это нисколь- ко не уменьшило бы величия и полноты Бога. Творение не происходит во времени. Наивно было бы утверждать, что творение мира было неким фак- том, произошедшим миллионы лет тому назад и тогда же завершившимся. Повествование о творении, изложенное в первой книге Библии, не рассмат- ривается сейчас как буквальное основание для научных концепций, но скорее как классическое мифологическое выражение веры в то, что весь естествен- ный порядок это божественное творение.
именем, они всегда подразумевали Ты: первые мифы были гимнами и хва- лебными песнями. Потом имена вошли в язык Оно; людьми овладевало не- одолимое побуждение размышлять об их вечном Ты как о некоем Оно. Но все имена Бога оставались священными; ибо они были не только речью о Бо- ге, но и речью, обращенной к нему». Сходным образом русский философ С.Л. Франк отмечает, что «говорить о Боге в третьем лице, называть его «он» есть - с чисто религиозной точки зрения - собственно кощунство; ибо это предполагает, что Бог отсутствует, не слышит меня, не обращен на меня, а есть нечто предметно сущее». «Бог всегда при мне и со мной, он всегда меня видит и всегда меня слышит; поскольку я это теряю из виду, я уже потерял самого Бога».
Философское обоснование существования Бога представляет собой ряд аргументов, демонстрирующих реальное бытие Бога, проясняющих основа- ния, на которых верующий заявляет, что Бог существует. Можно выделить два типа доказательств: доказательство существования Бога, исходящее из самого понятия Бога как самого совершенного существа (онтологическое до- казательство), и доказательства, базирующиеся на различных аспектах опыта мира и человека (космологическое, телеологическое и антропологическое). Онтологический аргумент был впервые сформулирован Ансельмом Кен- терберийским в трактате «Прослогион». Это доказательство не призвано убедить неверующего в существовании Бога, оно показывает внутреннюю логическую необходимость божественного бытия. Ансельм занимает пози- цию христианина, который уже верит в Бога и размышляет о разумных осно-
во, само это определение включает в себя такую характеристику как сущест- вование. Онтологический аргумент вызвал споры уже при жизни Ансельма и про- должает обсуждаться до сих пор. Первое опровержение представил совре- менник Ансельма бенедиктинский монах Гаунило. Он предлагает рассмот- реть идею совершенного острова, прекраснее которого невозможно себе представить. Мы можем помыслить такой остров, но из этого никоим обра- зом не следует его существование. Из одного только понятия нельзя делать вывод о реальном бытии этого существа. В своем ответе Ансельм утверждал, что нельзя сравнивать понятие совершенного острова и понятие Бога. Поня- тие Бога уникально, только оно является понятием о том, больше чего ничего невозможно помыслить. В дальнейшем многие средневековые богословы, и прежде всего Фома Аквинский, не принимали онтологическое доказательст- во. Великие философы Нового времени Декарт, Спиноза, Лейбниц считали онтологический аргумент обоснованным и разрабатывали собственные вари- анты. Самое яркое опровержение этого аргумента было И. Кантом в работе «Критика чистого разума» (собственное кантовское обоснование религии см. подробнее в хрестоматии 11.2). Для того, чтобы разобраться в аргументах Канта, надо иметь в виду, что он делил суждения на аналитические и синтетические. В аналитических суж- дениях субъект и предикат тождественны. Они не расширяют наше знание, а только анализируют то, что уже содержится в понятии. Синтетические суж- дения добавляют к понятию субъекта предикат, который в нем вовсе не мыс- лился, тем самым получается новое знание о предмете. Для Канта, определе- ния аналитичны, а суждения о существовании синтетичны. Наше понятие предмета не становится богаче, если мы прибавляем существование. Напри- мер, понятие треугольника не изменится от того, что я его только представ- ляю, или он еще и существует вне меня. Также обстоит дело и с понятием Бога. Существование не относится к содержанию понятия, это содержание
остается тождественным, существует вещь или нет. «Ясно, что бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении». Существование или несуществование меняет только отношение к нашему познанию. В первом случае оно только предмет нашего мышления, во втором предмет нашего опыта. Таким образом, поня- тие ста талеров остается неизменным во всех своих признаках, имею я эти сто талеров или нет. Момент существования в данном случае не меняет по- нятия вещи, а лишь состояние моего имущества. Отсюда Кант делает вывод, что «понятие высшей сущности есть в некоторых отношениях чрезвычайно полезная идея; но эта идея именно потому, что она есть только идея, совер- шенно не годится для того, чтобы только с ее помощью расширять наше зна-
жет обогатиться знаниями с помощью одних лишь идей, как мало обогатился бы купец, который, желая улучшить свое собственное имущественное поло- жение, приписал бы несколько нулей к своей кассовой наличности». Долгое время казалось, что Кант окончательно похоронил онтологическое доказательство, но в ХХ в. интерес к нему возник вновь. В трудах английско- го философа Нормана Малколма предпринята попытка возродить онтологи- ческое доказательство, основанная на различении логической и фактической необходимости. Если суждение «Бог существует» обладает логической необ- ходимостью (относится к аналитическим суждениям), тогда утверждение «Бог не существует» внутренне противоречиво. Если суждение «Бог сущест- вует» является фактической необходимостью, оно означает, что без сущест- вования Бога вещи не могли быть такими, каковы они есть, следовательно, Бог фактически не может не существовать. Другие версии онтологического доказательства опираются на логическое различение возможности и необхо- димости. Существование Бога как абсолютно совершенного существа было бы невозможным только в том случае, если бы была показана внутренняя противоречивость такого понятия. В противном случае, существование Бога логически необходимо следует из его понятия. Космологическое доказательство имеет очень давнюю историю. В перво- начальном виде оно восходит еще к Аристотелю. Точнее было бы говорить не об одном космологическом доказательстве, а о нескольких. Во всех этих доказательствах выбирается определенный аспект мира: наличие движения, причинности, степеней совершенства, порядка и гармонии и через эти эле-
стью которого является существование, которое является бытийным основа- нием всего космоса. Телеологическое доказательство основано на идее порядка и целесооб- разного устройства универсума. Предполагается, что целесообразная органи- зация мира свидетельствует о том, что у этого мира есть разумный и всемо- гущий создатель. Особенно популярным телеологическое доказательство было в XVIII в. Самый известный вариант этого доказательства был предло- жен английским философом Уильямом Пейли (1743-1805 гг.) в работе «Есте- ственная теология». Пейли замечает, что многие вещи, изготовленные чело- веком, имеют целесообразное устройство, благодаря которому все части со- ответствуют общему замыслу. Так, например, если бы мы нашли на земле ча- сы, то, рассмотрев их механизм, взаимодействие пружин, винтиков, стрелок, мы пришли бы к выводу, что это устройство создано с определенной целью - измерения времени. Более того, логично предположить, что часы сделаны часовым мастером. Мы вполне можем не знать конкретно этого конструкто- ра, но сам факт существования целесообразного часового механизма говорит нам о его сознательной деятельности. Наш мир можно сравнить с комплек- сом механизмов, устроенным столь же точно, как и эти часы. К тому же, по мнению Пейли, природа еще более тонко организована, чем любое творение человеческих рук. Движение планет в солнечной системе, регулярная смена сезонов на земле, структура живых организмов - все разумно согласовано. Поэтому можно сделать вывод о существовании разумного Творца этого ми- ра, своеобразного «Мастера», который в своей бесконечной мудрости создает удивительно гармоничный механизм нашего мира. Пейли использует здесь метод аналогии между сконструированным человеком предметом и его кон- структором, с одной стороны, и универсумом и его божественным создате- лем - с другой. Подобная аналогия очень спорна, и не случайно телеологиче- ский аргумент вызвал большое число опровержений. Классическая критика телеологического доказательства представлена в
подкрепленную никакими эмпирическими фактами проекцию человеческой деятельности на внешний мир. Антропологическое доказательство существования Бога исходит прежде всего из личного опыта человека. Этот тип доказательства появляется в ХХ в. после «антропологического поворота» и в философской, и в богословской мысли. К вопросу о Боге ведет ситуация человеческого существования. Это путь от человека к абсолютному «Ты». Человеку, существу ограниченному и конечному, свойственно стремление к безусловному и безграничному. Акты человеческого познания, морального действия выражают отношение челове- ка к абсолютной божественной Личности. Бог в этом контексте существует как основа человеческой личности. Французский философ Жак Маритен предлагает доказательство бытия Бога, основанное на экзистенциальном опыте человеческого мышления. Внимательное рассмотрение такого опыта приводит нас к выводу о том, что наша мысль бессмертна и «предсуществу- ет» в божественном разуме. Но не только человеческий разум свидетельству- ет о божественном. Маритен говорит и о «путях практического интеллекта» к Богу. В художественном творчестве божественная Красота постигается через поэтическую интуицию. Божественное Благо явлено в акте морального вы- бора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|