Основания диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Проявление диалога на обыденном и теоретическом уровнях знания
⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62
Возможен ли диалог мировоззрений? Если обратиться к истории челове- чества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения – от лояльного до открыто враждебного, нетерпимого. Достаточно вспомнить Древний Рим, где в огромном государстве соседствовали различные виды ре- лигиозного мировоззрения, или, наоборот, период крестовых походов хри- стиан против мусульман, военные столкновения католиков и протестантов. И именно представители разных видов религиозного мировоззрения с середины XX в. начали путь к диалогу, к совместным действиям при всех сохраняю- щихся различиях. Примечательно, что в настоящее время многие теологи признают, что, например, конфликты между христианами и мусульманами в X - XII вв. были обусловлены не столько различиями в мировоззрениях, сколько социально- экономическими и политическими интересами. И несмотря на еще имею- щиеся факты враждебных отношений между представителями различных ви- дов религиозного мировоззрения (например, католиками и протестантами в Северной Ирландии, христианами и мусульманами в Ливане) общей прева- лирующей тенденцией становится объединение в совместных действиях представителей различных конфессий: христиан, мусульман, буддистов и по- следователей других разновидностей религиозного мировоззрения. Диалог
ЛЕКЦИЯ 14. КУЛЬТУРА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ХХI В. 3. Основания диалога религ. и нерелиг. мировоззрений. Проявление диалога на обыденном и теоретическом уровнях знания
различных видов мировоззрения не означает отказа каждой из сторон от сво- их принципов, он нацелен на поиск тех вопросов, в решении которых имеет место совпадение или близость позиций. Этот принцип применим и для от- ношений религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Какие же условия необходимы для того, чтобы совершился переход к диалогу мировоззрении?
В последней четверти нашего века все более нарастало осознание того, что над всеми жителями Земли, независимо от мировоззренческих раз- личий, нависла общая угроза гибели от возможной термоядерной войны, от экологической катастрофы, и отвести эти угрозы, найти выход возможно только совместными усилиями всех. Путь насильственного решения споров, в том числе мировоззренческих, в условиях современного развития становит- ся недопустимым. Общей основой для диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений могут служить принцип гуманизма, интересы человека. При- знание того, что высшей ценностью для человека является человек, может и должно служить основой диалога сторонников любых мировоззрений. Диа- лог не предполагает нивелирования или отказа от различий. Наоборот, понимание этих различий, в том числе и принципиальных, их глубокое звание, неискаженное видение есть одно из условий корректного ведения диалога. Например, онтологические вопросы в религиозных и нере- лигиозных мировоззрениях решаются по-разному. В определенных случаях это различие носит принципиальный характер, но в реальной жизни более важными оказываются конкретные трактовки, практические следствия при- менительно к жизненным ситуациям и конкретно-историческое применение этих принципов. И здесь наблюдается интересная тенденция: в аксиологиче- ском аспекте, в частности применительно к улучшению условий жизни лю- дей, позиции сближаются. Аналогично обстоит дело и с отношением к зако- номерностям, законам, действующим в мире. Если наука исходит из того, что закономерности внутренне присущи миру, и познает их, а сторонники рели- гиозного мировоззрения считают их божественными принципами, мыслями, вложенными в мир, то различие сводится к пониманию природы законов. Общим же оказывается признание их независимого от человека существова- ния.
Различия религиозного и нерелигиозного мировоззрений лежат также в плоскости понимания соотношения веры и разума. Вопрос о соотношении веры и разума занимал значительное место как в религиозном, так и в фило- софском мировоззрениях. Философский рационализм, сосредоточивая вни- мание на доказательствах преимуществ разума перед верой, зачастую факти- чески выносил изучение социально-психологического феномена веры за пре- делы научного исследования. В настоящее время обозначается тенденция к нахождению взаимодействия, а не противопоставления веры и разума в рам- ках и религиозного, и нерелигиозного мировоззрений. Не отказываясь от ис- ходных принципов, теологи отдают должное достижениям человеческого ра- зума в тех областях науки, которые способствуют улучшению жизни людей. С другой стороны, представители философского мировоззрения все ак- тивнее осмысливают значение веры как социально психологического фено-
ЛЕКЦИЯ 14. КУЛЬТУРА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ХХI В. 3. Основания диалога религ. и нерелиг. мировоззрений. Проявление диалога на обыденном и теоретическом уровнях знания
мена, признают, что принципиальные теоретические положения мировоззре- ния на уровне обыденного сознания становятся, в первую очередь, предме- том веры или неверия, а не рационального обоснования. Таким образом, возможность и пределы диалога определяются тем, как религиозные и нерелигиозные мировоззрения отражают один и тот же реаль- но существующий мир, в какой степени ориентированы на интересы и благо- получие человека, на утверждение гуманизма, справедливости, мира, на соз- дание общества, достойного человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|