Методики обследования детейи подростков
Стр 1 из 31Следующая ⇒ УДК [376. 1-058. 264+616. 89-< )(М. -1: М.: *|(О7Г>. Н) ББК 56. 12я73-1+74. 3я73-1 Б44 Рецензе нт ы: кандидат педагогических наук, доцент Е. П. Моргачева; доктор психологических наук, профессор И. Ю. Левченко Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Б44 Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с. 18ВК 978-5-691-01781-0. Агентство С1Р РГБ. В учебном пособии использованы материалы известных руководств по неврологии, нейропсихологии, специальной педагогики, а также публикации ведущих специалистов по проблеме дизартрии. Авторская позиция основана на собственных многолетних психолого-педагогических и клинико-психологических исследованиях и наблюдениях. Пособие соответствует программам для студентов педагогических университетов и институтов по специальности 13. 00. 03 — коррекци-онная педагогика и специальная психология, разработанным в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по разделу логопедии — дизартрия. В книге дан естественно-научный подход в изучении психолого-педагогических проблем речевого нарушения — дизартрии, учтены тенденции современной логопедии, рассматривающие вопросы психолого-педагогической коррекции с позиций общеневрологического изучения двигательной и речевой сферы человека. В связи с отим подробно описываются структура и функции двигательного анализатора, что поможет представить единую картину психоневрологических нарушений при дизартрии и описать те формы моторно-речевых расстройств, которые возникают при поражении разных отделов двигательного анализатора. Пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, логопедам, психологам, врачам, специалистам, интересующимся вопросами речевой патологии и специальной психологии.
УДК [376. 1-058. 264+616. 89-004. 434. 3](075. 8) ББК 56. 12я73-1+74. 3я73-1
Белякова Л. И., Волоскова Н. Н., 2009 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2009 Оглавление Введение....................................................................................... 7 ГЛАВА 1 Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции...................................................... 13 1. 1. Основные сведения о строении и физиологии 1. 2. Периферический речевой аппарат........................ . 28
1. 2. 1. Органы дыхания, голоса и система 1. 2. 2. Артикуляционный отдел............................... 34
1. 3. Психофизиологические механизмы 1. 4. Психофизиологические механизмы просодической 1. 5. Общие неврологические механизмы параличей. . . . 43 ГЛАВА 2 Дизартрии у взрослых лиц................................................... 48 2. 1. Основные клинические формы дизартрии у взрослых лиц......................................................... 48 2. 1. 1. Бульбарная форма дизартрии....................... 49 2. 1. 2. Псевдобульбарная форма дизартрии............ 57 2. 1. 3. Мозжечковая форма дизартрии..................... 63 \ 2. 1. 4. Подкорковая или экстрапирамидная \. дизартрия........................................................ 65 ^ 2. 1. 5. Корковая дизартрия....................................... 67 2. 2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц. ГЛАВА 3 Дизартрии у детей................................................................. 76 3. 1. Онтогенез психомоторной и речевой деятельности............................................................ 76 3. 2. Детский церебральный паралич.............................. 94 3. 2. 1. Классификация детских церебральных параличей....................................................... 95
3. 3. Дизартрии у детей................................................. 106 3. 4. Формы дизартрии у детей..................................... 112 3. 4. 1. Спастико-паретическая форма дизартрии..................................................... 112 3. 4. 2. Гиперкинетическая форма дизартрии........ 119 3. 4. 3. Атонически-астатическая форма дизартрии..................................................... 121 3. 5. Степени выраженности дизартрии у детей........... 123 3. 5. 1. Анартрия у детей......................................... 123 3. 5. 2. Минимальные проявления дизартрии......... 124 Оглавление Оглавление
ГЛАВА 4 Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией...................................................................... 136 4. 1. Общие черты психического развития детей сДЦП.................................................................................... 136 4. 2. Особенности психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией. ... 141 4. 3. Особенности психологии подростков с дизартрией и аномальным развитием личности............................. 143 ГЛАВА 5 Методики обследования детейи подростков с дизартрией.................................................................................................. 156 5. 1. Логопедическое обследование................................................ 157 5. 1. 1. Изучение анамнестических сведений....................... 157 5. 1. 2. Обследование состояния артикуляционного 5. 1. 3. Обследование состояния мимической 5. 1. 4. Обследование звукопроизношения, 5. 1. 5. Обследование просодической стороны речи................................................................... 162 5. 1. 6. Обследование фонематического восприятия........................................................................ 163 5. 1. 7. Обследование чтения и письма.................................. 163 5. 2. Обследование моторных и сенсорных функций. . . 164 5. 2. 1. Исследование динамического праксиса. . . . 166 5. 2. 2. Исследование пространственного праксиса. . . 167 5. 2. 3. Исследование конструктивного праксиса. . . 167 5. 2. 4. Исследование праксиса позы руки.............................. 167 5. 2. 5. Исследование психомоторного профиля. . . 168 5. 2. 6. Изучение чувства ритма............................................... 169 5. 3. Психологическая диагностика................................................ 173 ГЛАВА 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|