Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики обследования детейи подростков





УДК [376. 1-058. 264+616. 89-< )(М. -1: М.: *|(О7Г>. Н) ББК 56. 12я73-1+74. 3я73-1 Б44

Рецензе нт ы:

кандидат педагогических наук, доцент Е. П. Моргачева; доктор психологических наук, профессор И. Ю. Левченко

Белякова Л. И., Волоскова Н. Н.

Б44   Логопедия. Дизартрия. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с. 18ВК 978-5-691-01781-0. Агентство С1Р РГБ.

В учебном пособии использованы материалы известных руководств по неврологии, нейропсихологии, специальной педагогики, а также публикации ведущих специалистов по проблеме дизартрии. Автор­ская позиция основана на собственных многолетних психолого-педа­гогических и клинико-психологических исследованиях и наблюдени­ях. Пособие соответствует программам для студентов педагогических университетов и институтов по специальности 13. 00. 03 — коррекци-онная педагогика и специальная психология, разработанным в соот­ветствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по разделу логопедии — дизартрия.

В книге дан естественно-научный подход в изучении психолого-педагогических проблем речевого нарушения — дизартрии, учтены тенденции современной логопедии, рассматривающие вопросы пси­холого-педагогической коррекции с позиций общеневрологического изучения двигательной и речевой сферы человека. В связи с отим подробно описываются структура и функции двигательного анализа­тора, что поможет представить единую картину психоневрологичес­ких нарушений при дизартрии и описать те формы моторно-речевых расстройств, которые возникают при поражении разных отделов двигательного анализатора.

Пособие адресовано студентам дефектологических и психологи­ческих факультетов, логопедам, психологам, врачам, специалистам, интересующимся вопросами речевой патологии и специальной пси­хологии.

УДК [376. 1-058. 264+616. 89-004. 434. 3](075. 8) ББК 56. 12я73-1+74. 3я73-1

 978-5-691-01781-0

Белякова Л. И., Волоскова Н. Н., 2009 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2009


Оглавление

Введение....................................................................................... 7

ГЛАВА 1

Анатомо-физиологические и психофизиологические

основы речевой функции...................................................... 13

1. 1. Основные сведения о строении и физиологии
нервной системы человека...................................... 13

1. 2. Периферический речевой аппарат........................ . 28

 

1. 2. 1. Органы дыхания, голоса и система
резонаторов...................................................  29

1. 2. 2. Артикуляционный отдел............................... 34

 

1. 3. Психофизиологические механизмы
звукопроизношения................................................. 38

1. 4. Психофизиологические механизмы просодической
стороны речи........................................................... 41

1. 5. Общие неврологические механизмы параличей. . . . 43

ГЛАВА 2

Дизартрии у взрослых лиц................................................... 48

2. 1. Основные клинические формы дизартрии

у взрослых лиц......................................................... 48

2. 1. 1. Бульбарная форма дизартрии....................... 49

2. 1. 2. Псевдобульбарная форма дизартрии............ 57

2. 1. 3. Мозжечковая форма дизартрии..................... 63

\            2. 1. 4. Подкорковая или экстрапирамидная

\.                  дизартрия........................................................ 65

^      2. 1. 5. Корковая дизартрия....................................... 67

2. 2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц.
Основные направления реабилитации.................... 71

ГЛАВА 3

Дизартрии у детей................................................................. 76

3. 1. Онтогенез психомоторной и речевой

деятельности............................................................ 76

3. 2. Детский церебральный паралич.............................. 94

3. 2. 1. Классификация детских церебральных

параличей....................................................... 95

3. 3. Дизартрии у детей................................................. 106

3. 4. Формы дизартрии у детей..................................... 112

3. 4. 1. Спастико-паретическая форма

дизартрии..................................................... 112

3. 4. 2. Гиперкинетическая форма дизартрии........ 119

3. 4. 3. Атонически-астатическая форма

дизартрии..................................................... 121

3. 5. Степени выраженности дизартрии у детей........... 123

3. 5. 1. Анартрия у детей......................................... 123

3. 5. 2. Минимальные проявления дизартрии......... 124


Оглавление


Оглавление


 


ГЛАВА 4

Психическое развитие и психологические особенности детей

и подростков с дизартрией...................................................................... 136

4. 1.    Общие черты психического развития детей

сДЦП.................................................................................... 136

4. 2. Особенности психологии детей дошкольного

и младшего школьного возраста с дизартрией. ... 141

4. 3. Особенности психологии подростков с дизартрией

и аномальным развитием личности............................. 143

ГЛАВА 5

Методики обследования детейи подростков

с дизартрией.................................................................................................. 156

5. 1.    Логопедическое обследование................................................ 157

5. 1. 1. Изучение анамнестических сведений....................... 157

5. 1. 2. Обследование состояния артикуляционного
аппарата........................................................................... 159

5. 1. 3. Обследование состояния мимической
мускулатуры.................................................................... 160

5. 1. 4. Обследование звукопроизношения,
лексико-грамматического строя речи...................... 161

5. 1. 5. Обследование просодической

стороны речи................................................................... 162

5. 1. 6. Обследование фонематического

восприятия........................................................................ 163

5. 1. 7. Обследование чтения и письма.................................. 163

5. 2. Обследование моторных и сенсорных функций. . . 164

5. 2. 1. Исследование динамического праксиса. . . .         166

5. 2. 2. Исследование пространственного праксиса. . . 167

5. 2. 3. Исследование конструктивного праксиса. . .      167

5. 2. 4. Исследование праксиса позы руки.............................. 167

5. 2. 5. Исследование психомоторного профиля. . .   168

5. 2. 6. Изучение чувства ритма............................................... 169

5. 3. Психологическая диагностика................................................ 173

ГЛАВА 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...