Как видно на рис. 12, взаимоотношения дыхания и артикуляции у детей легко нарушаются при усложнении речевой задачи, т. е. речедвигательный акт в целом остается недостаточно автоматизированным.
Глава 3
Дизартрии у детей
У детей 10-ти лет так же, как и у взрослых, произнесение как отдельных слов, так и фразы, всегда происходит в фазе выдоха (рис. 13). К этому возрасту происходит формирование циклов речевого дыхания, которые начинают соответствовать синтагматическому делению текста.
Формирование координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата проходит сложный процесс. Становление речевого дыхания завершается лишь к 10-ти годам.
Рис. 13. Характеристика дыхания в процессе устной речи у ребенка 10-ти лет:
1 — время, с; 2 — пнеймограмма; 3 — фонограмма
Таким образом, в дошкольном возрасте проходит процесс интенсивного формирования двух основных сторон речевого процесса: психического и речедвигательного.
Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью.
Общепринятые сведения о времени появления тех или иных навыков в ходе развития ребенка
Сразу после рождения
В положении лицом вниз — таз высоко, колени под животом
4-6 нед.
В присутствии матери оживляется, размахивает руками, ногами, улыбается.
12-16 нед.
Поворачивает голову на звук. Удерживает предмет, помещенный в руку.
20 нед.
Тянется за предметом и хватает его, даже если он не помещен в руку.
26 нед.
Перекладывает предметы из одной руки в другую. Сидит с протянутыми для поддержки руками. Лежа на спине спонтанно поднимает голову. Жует. Сам ест печенье и очищенные помидоры, сливы.
Продолжение табл.
9-10 мес.
Показывает указательным пальцем. Противопоставляет большой палец руки. Ползает, встает, держась за опору, бросает предметы. Если регулярно взрослые повторяют определенные движения, то машет на прощанье рукой, хлопает в ладоши, играя в «ладушки». Помогает одеваться, держит ногу для ботинка или руку, чтобы засунуть ее в рукав.
13 мес.
Бросает предметы, ходит без помощи. Говорит 2-3 одиночных слова.
15 мес.
Ест сам полностью, если позволяют, берет чашку, пьет, ставит ее без помощи. Прекращает тянуть все предметы в рот, бросать вещи.
15-18 мес.
Копирует домашнюю работу матери: вытирание пыли, стирку, уборку.
18 мес.
Начинает проситься на горшок.
2 года
Хорошо бегает, ударяет ногой мяч, ходит самостоятельно вверх и вниз по лестнице, ступая двумя ногами на каждую ступеньку. Открывает двери. Забирается на стул, диван. Сочетает 3 слова в предложении (местоимение, глагол, существительное). Хорошо обращается с ложкой. Говорит о непосредственно с ним происшедшем. Помогает одевать и раздевать себя. Слушает рассказы по картинкам. Употребляет «ты», «мне». Строит башню из 6 кубиков. Копирует карандашом горизонтальную линию, пытается чертить круг. Может назвать несколько картинок и предметов.
2, 5 года
Прыгает на обеих ногах. Знает свое полное имя. Называет себя «я». Помогает убирать вещи. Может ходить на цыпочках по просьбе. Строит башни из 8 кубиков. Копирует карандашом горизонтальные и вертикальные линии. Просится на горшок.
3 года
Поднимается по лестнице, наступая на каждую ступеньку одной ногой. Ездит на трехколесном велосипеде. Стоит несколько секунд на одной ноге. Играет в простые игры. Помогает в одевании (застегивает пуговицы, надевает туфли). Моет руки, ест самостоятельно. Наливает из кувшина. Строит башню из 9 кубиков. Имитирует конструкцию моста из 3 кубиков. Копирует карандашом изображение креста и круга. Свободно использует местоимения. Повторяет 3 числа или предложение из 6 слогов. Знает свой возраст и пол, считает правильно 3 предмета. Неоднократно спрашивает «почему? ».
Глава 3
Дизартрии у детей
Окончание табл.
4 года
Прыгает на одной ноге. Бросает мяч. Хорошо взбирается. Использует ножницы, чтобы вырезать картинки. Правильно считает 4 предмета. Играет с несколькими детьми, начинает имитировать социальные роли. Сам ходит в туалет. Рисует круг, рисует человека («голова-ноги»). Может выделить из двух более длинную линию. Может придумывать истории. Пересказывает сказки.
5 лет
Скачет. Сам одевается и раздевается. Пытается помочь в домашней работе. Копирует квадрат и треугольник. Называет 4 цвета. Может определить более тяжелую из 2 вещей. Считает 10 предметов. Задает вопросы о значении слов. Рифмует. Заинтересованно спрашивает об оценке поведения других детей, взрослых («правильно» — «неправильно»? )