Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. Нарушение нейромышечного контроля речи может вызы­вать поражение дыхания, фонации, резонирующих полостей, артикуляции и просодики




II


Введение


Введение


 


Нарушение нейромышечного контроля речи может вызы­вать поражение дыхания, фонации, резонирующих полостей, артикуляции и просодики.

С нарушением временной точности и совершенства рече­вых движений связаны такие характеристики речи как внят­ность, четкость, а, следовательно, ее разборчивость.

В настоящее время существует 4 основных подхода в изу­чении дизартрии: клинический (неврологический), линг­вистический, нейропсихологический, психолого-педагоги­ческий.

С позиции клинического (неврологического) подхода изучаются клинические проявления дизартрии, которые со­относятся с уровнем органического или функционального по­ражения нервной системы, ее периферических или централь­ных отделов. Клинический подход исследует также причины дизартрии, топику (место) и характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают характер изме­нения мышечного тонуса, движений различных отделов ре­чевого аппарата и т. п. Наличие дизартрии связано с органи­ческим или функциональным поражением мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм до рождения ре­бенка в процессе внутриутробного развития (пренатально), во время рождения (перинатально) и вскоре после родов (пост-натально).

Пренатальное поражение мозга может быть обусловлено инфицированием матери или плода, токсикозом беременнос­ти, патологией плаценты и т. д.

В период родов, отягчающими- факторами могут быть за­тяжные или, напротив, стремительные роды, родовые трав­мы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового крово­обращения или кровоизлияниям в мозг ребенка.

После родов основными факторами, приводящими к орга­ническому поражению мозга, бывают инфекционные заболе­вания мозга и мозговых оболочек.

У подростков и взрослых органические и функциональ­ные нарушения, вызывающие дизартрию, могут разви­ваться вследствие травм, кровоизлияний, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых и инфекционных заболе­ваний.


Неврологические данные позволили выделить следующие клинические формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбар-ная, подкорковая, мозжечковая и корковая.

Лингвистические исследования характеризуют дизарт­рию в плане изменения фонемных сигнальных признаков ре­чевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его смыслового содержания (семан­тический и эмоциональный смысл), фонематического вос­приятия речи и т. д. В психолингвистическом направлении изучаются нарушения акустических характеристиках зву-копроизносительного процесса, просодическая организация звукового потока (характеристика голоса, его высота, сила, продолжительность, способность к модуляции, ритм, темп, сочетание ударных и безударных слогов, мелодика речи), а также артикуляционные данные звукопроизносительного процесса (сила, точность, плавность, синхронность, переклю-чаемость, свобода выполнения речевых движений).

Нейропсихологический подход использует специфичес­кие формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. С помощью исследований этого направления выявлены при дизартрии не только нарушения эфферентных исполнительных механизмов, но и нарушения кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в ап-раксических нарушениях артикуляционной сферы, искажа­ющих кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь рассматривается как частный случай лю­бого другого произвольного движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).

В свою очередь патологический кинестетический образ ар-тикуляторного действия приводит к особым специфическим способам организации речевых движений (положительной и отрицательной компенсации) и формированию аномальных двигательных стереотипии.

Психолого-педагогическое направление имеет особое значение в изучении дизартрии у детей, так как речевое на­рушение у них обычно связано с патологией раннего этапа развития ЦНС. С позиций психолого-педагогического подхо­да характеризуется процесс развития речи детей, у которых имеется дизартрия. При этом квалифицируется характер на­рушения звукопроизношения и голоса, качественные и коли-


 




Введение


ГЛАВА 1 _


 


чественные характеристики словаря, особенности формиро­вания грамматических структур речи, связного высказыва­ния и письма.

Логопедией разработан значительный по объему ком­плекс технологий, способствующих компенсации отде­льных процессов целостной речевой системы, основные принципы реабилитации лиц с дизартрией, этапы психо­лого-педагогической работы, а также развития речи детей с дизартрией.


Анатомо-физиологические

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...