ЗВУКОВ. Дизартрии у взрослых лиц
ЗВУКОВ губы, зубы, язык, альвеолярный ряд, твердое небо, мягкое небо, челюсть РЕЗОНАТОРНЫЙ ОТДЕЛ глотка, рот, назальные полости ФОНАЦИЯ вокальные отделы глотки ДЫХАНИЕ ВДОХ грудные мышцы, диафрагма ДЫХАНИЕ ВЫДОХ мышцы живота
1. 3. Психофизиологические механизмы звукопроизношения В реализации звукопроизносительной стороны речи участвуют периферический и центральный отделы речепроизводства. Артикуляция звуков речи производится благодаря тому, что воздушная струя проходит между голосовыми складками, языком, зубами и губами. Каждой фонеме соответствует уникальная комбинация совместной работы органов артикуляции и фонации (рис. 10). Рис. 10. Схема процесса звукопроизношения Звуки человеческой речи делятся на 2 основные группы: глас-пые фонемы (озвученные); согласные (беззвучные) фонемы. Существует разница в состоянии мышц артикуляционного аппарата при образовании гласных и согласных звуков. Артикуляционные уклады гласных звуков определяются не только тоническим напряжением мышечных стенок резонаторов, но и различной позицией языка и губ, не образующих при этом преграды. Поэтому гласные звуки являются по пре-
Глава 1 имуществу музыкальными тонами, т. е. произносятся обязательно с участием голоса. При артикуляции согласных звуков, напротив, мышечные стенки резонаторных полостей расслаблены, а в ротовой полости имеется четко выделяющийся участок произвольно сокращенных мышц, образующих преграду на пути выдыхаемого воздуха. Гласные распознаются по подъему / опусканию языка и по ряду (по мере продвижения языка вперед) — «у», «о», «а», «э», «и», «ы». Согласные звуки различаются в зависимости от места и способа образования преграды. Выделяют группу шумных звуков и сонантов, которые отличаются от шумов тем, что имеют наряду с шумовыми и тональные музыкальные характеристики. В зависимости от места прохождения воздушной струи, у сонантов различают: смычно-проходные звуки — м, н, м\ н' (воздух проходит через нос); л, л' (между боковой поверхностью языка и твердым небом); дрожащие сонанты — р, р' (что достигается кратковременными приближениями кончика языка к твердому небу).
Шумные согласные подразделяются на глухие, которые произносятся в отсутствие голоса, и звонкие при наличии голоса. Все согласные (сонанты и шумные) делятся на 4 группы в зависимости от места их образования: губные, переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Губные звуки образуются при прохождении воздушной струи между верхней и нижней губой (б, б', п, п', м, м') или между верхней губой и нижним рядом зубов (в, в', ф, ф'). При произнесении переднеязычных звуков принимает участие передний отдел языка, образующий преграду току выходящего воздуха на уровне внутренней поверхности верхнего зубного ряда, альвеол или переднего отдела твердого неба. Кончик языка при этом может быть более или менее поднят вверх или даже загнут кзади. К заднеязычным звукам относятся согласные К, К', Г, Г', X, X', которые образуются при прохождении воздушной струи между напряженным и отодвинутым кзади корнем языка и задним отделом мягкого неба. Различают смычные согласные, когда воздух одномоментно прорывается сквозь полную смычку органов артикуляции (Б, Б', П, П', Д, Д', К, К', Г, Г') и щелевые согласные, при
Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции произнесении которых воздух проходит сквозь однофокус-нук) щель (С, С, 3, 3'), двухфокусную (Ш, Щ, Ж) и боковую (. II, Л') щель между органами артикуляции.
Два звука в русской речи образуются путем сочетания смычки с последующей щелью в одном и том же месте образо-пания. Это звуки Ц и Ч' — аффрикаты. В русской речи существует строгое различение твердых и мягких звуков. Смягчение звука достигается его палатализацией, то есть дополнительным сокращением мышц языка с подниманием его спинки кверху. В речевом общении звуки речи не произносятся изолированно, в основном они произносятся в составе более или менее автоматизированных звуковых последовательностей — сло-ти, слов и предложений. В таких звуковых последовательностях звучание отдельных звуков речи приобретает различные особенности в зависимости от позиций соответствующего: шука в слоге в ритмической структуре слова (позиционные оттенки) и от соседства данного звука с другими гласными и согласными (комбинаторные оттенки). Так, глухие согласные в соседстве с гласными или сонорными согласными могут несколько озвончаться, а сонорные согласные в соседстве с глухими или в конце слов могут оглушаться. Рядом с носо-Ш. 1МИ звуками (М, М', Н, Н') могут приобретать носовой оттенок соседние гласные и согласные. Подобные особенности артикуляции звуков в акте речи здоровыми людьми обычно не осознаются. 1. 4. Психофизиологические механизмы просодической стороны речи Немаловажное значение для произношения имеет речевая просодия, включающая просодические единицы (параметры) потока речи: целостные слоги, ритмические слоговые структуры, синтагмы (минимальные по смыслу высказывания) и фразы, динамические единицы целостного текста. Ритм входит в такой сложный комплекс просодических элементов, который называется интонацией. Интонация — сложное единство речевой мелодии, фразового ударения, ритма и качества голоса, а также временных характеристик (длительность высказывания, темп, паузирование) реализации высказывания. Одним из основных компонентов интонации является мело-
Глава 1 дика, т. е. тональный контур речи — модуляции высоты основного тона голоса при произнесении частей предложения, предложений и текста. Мелодика речи служит для выражения различных смысловых, синтаксических и эмоционально экспрессивных значений. Она организует фразу, расчленяя ее на части, выделяет наиболее важный отрезок высказывания, а также служит для выражения эмоций.
Темп, или скорость речи, зависит от смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания и стиля произношения. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного. За нормальный темп речи принимается произнесение 9-14 фонем в секунду. Интонация тесно связана с ритмом речи. Ритм — это периодическое повторение соизмеримых речевых единиц. Мельчайшая единица ритма (ритмическая группа) — это ударный слог с примыкающими безударными слогами. Простая ритмическая группа включает один ударный слог. В сложную ритмическую группу входят два и более ударных слога. Характер семантической связи в определенной степени влияет на характер ритма, который органически связан с семантико-синтаксической структурой предложения. Основными функциями интонации являются: • различение части высказывания соответственно их смыс . оформление высказывания в единое целое; . расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы; . выражение конкретных эмоций; • вскрытие подтекста высказывания; . характеристика говорящего и ситуации общения. Формирование таких просодических единиц, как ритмические слоговые структуры, связано с механизмом формирования двигательных навыков, которые являются навыками кинетического артикуляторного праксиса и обеспечиваются функциональными интеграциями премоторной коры доминантного полушария. Формирование функциональных единиц артикуляторного праксиса или артикулем обеспечивается выработкой навыков постцентрального артикуляторного праксиса. Взаимодействие артикуляторных навыков премоторного и постцентрального праксиса является одним из важнейших механизмов речи. При его расстройстве нарушается Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________ кпк внятность звуков речи, так и ее просодическая организация.
Таким образом, изложенное показывает сложность функциональной системы речи, управление которой осущест-н. 11. ястся центральной нервной системой. Для внятной четкой фонетически нормативной речи необходимо полноценное функционирование многих мозговых структур: стволово-подкорковые ядра и их связи, мозжечок, его ядра и прово-дшцие системы, структуры лимбико-ретикулярной системы, проводящие системы, обеспечивающие проведение импуль-сои от коры мозга к структурам нижележащих функциональ-мих уровней двигательного аппарата речи (ядрам периферических двигательных нервов в стволе мозга и спинном мозге) структуры мозговой коры. 1. 5. Общие неврологические механизмы параличей Отклонение от нормального функционирования нервной системы сопровождается разными патологическими состояниями, в том числе параличами. Нередко нарушение функций какого-либо отдела нервной системы проявляется в виде совокупности симптомов. Например, повреждение кортиконуклеарных (пирамидных) путей проявляется повышением мышечного тонуса, нарушением произвольных движений и т. д. Симптом — отклонение от нормального функционирования нервной системы или какого-либо органа, представляет • обой признак или симптом патологического состояния. Один и гот же симптом может быть признаком разных заболеваний пли патологических состояний. Стойкое сочетание симптомов, характерное для определенной Гюлезни или патологического состояния, называется синдромом. Синдромы двигательных нарушений Полная утрата движения называется параличом, неполная утрата движения — парезом (например, ограничение объема п силы движения). Моторные функции организма регулируются нескольки-м и системами мозга. Периферический паралич наблюдается при поражении двигательного нерва или ядра двигательного нерва. Глава 1 Известно, что к моменту рождения ребенка ствол мозга, спинной мозг и продолговатый мозг являются достаточно зрелыми для сохранения жизни, остальные структуры мозга созревают в периоды младенческого и в более старшем возрасте. Движения, которые обеспечиваются мотонейронами спинного мозга и ствола мозга, позволяют совершать хаотические движения и иметь высокий тонус мышц. Через некоторое время после рождения созревают стриопаллидарный уровень регуляции движений и движения становятся более пластичными, точными. Патологические изменения этих нервов характеризуются следующими основными симптомами: отсутствием рефлексов или их резким снижением (гипорефлексия, арефлексия), отсутствием или снижением мышечного тонуса (атония, гипотония), утрата рефлексов и атония на стороне поражения.
При периферическом параличе могут быть изолированно поражены голосовые складки, и в этих случаях будет страдать не только фонация, но и четкость произнесения разных речевых звуков. Может также изолированно ухудшаться эффект резонанса. Естественно, что наиболее выраженные нарушения разборчивости устной речи будут связаны с расстройством движений языка и губ. Клиническая симптоматика связана с уровнем нарушения иннервации периферического речевого аппарата. При поражении двигательного нейрона в стволе, спинном мозге или нарушении проводимости периферического нерва, возникает периферический паралич, при котором движения и безусловные рефлексы отсутствуют. Периферические параличи являются, как правило, односторонними. Примером периферического паралича являются параличи, возникающие при полиомиелите. Односторонние периферические параличи не вызывают существенных изменений артикуляции. При периферическом параличе диафрагмы и межреберных мышц возникают нарушения дыхания. Они могут касаться в целом респираторной системы (диафрагма, легкие, глотка) и тогда будет нарушено главным образом голосообразование, в особенности в тех случаях, когда к этим патологическим нарушениям присоединен уровень голосовых складок. Синдром поражения лицевого нерва На стороне поражения лицевого нерва наблюдаются сглаженность складки в области лба, несколько опущена бровь, глазная щель не смыкается, щека свисает, сглажена носо-
Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции губная складка, опущен угол рта. Особенно ярко нарушение иннервации мышц проявляется при плаче и смехе и других мимических реакциях. Звукопроизношение страдает незначительно. Синдромы поражения тройничного нерва Наибольшее значение для артикуляции имеет 2-я и 3-я иствь тройничного нерва. Вторая ветвь (верхнечелюстной нерв) выходит из полости черепа под скуловой костью и ин-исрвирует кожу нижнего века, наружного угла глаза, слизистые оболочки носовой полости, верхней части щек, нижней губы, верхней челюсти и ее зубов. Третья ветвь (подчелюстной нерв) выходит из черепа через овальное отверстие нижней челюсти и иннервирует кожу нижней части щеки, нижнюю губу, нижнюю челюсть и ее зубы, слизистую оболочку щек, нижнюю часть ротовой полости и языка, а также жевательные мышцы. Наблюдение 1 (Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов, 1989) Больная К., 1 7 лет. Перенесла тяжелую травму с переломом основания черепа и гру-1)1, [м повреждением обоих тройничных нервов, вследствие чего у нее развился полный двусторонний паралич мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Эти мышцы были атрофичны, а в процессе исследования электровозбудимости и хроноксии в них обнаруживалась реакция перерождения. Больная не могла жевать, а рот закрывала только пассивно с помощью рук. Артикуляция звуков характеризовалась невнятностью, причем 11 режде всего были сглажены различия гласных по подъему (звук У по-ходил на О, звук И на Э, а звуки О и Э мало отличались от А). Через два года после травмы не было восстановления проводимости тройничных нервов, парализованные мышцы оставались атрофированными. Однако больная стала открывать рот и активно его удерживать закрытым без помощи рук за счет гипертрофированных мышц губ, особенно круговой мышцы рта. Бывшая невнятность артикуляции исчезла, но гипертрофия мышц сказалась в подчеркнутой огубленности гласных и согласных звуков как в изолированном произношении, так и в связной речи. Общая разборчивость речи больной от этой особенности ее артикуляции не страдала. Данный пример иллюстрирует не только значение атрофии мышц нижней челюсти, но и компенсаторные процессы, которые развились в круговой мышце рта, за счет чего развилась ее гипертрофия.
Глава 1 Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции
Синдром поражения подъязычного нерва На стороне поражения наблюдается атрофия мышц языка (истончение парализованной половины языка). Язык тонкий, распластанный, удлиненный, отклонение языка при его высовывании в сторону паралича, отмечаются фибриллярные подергивания. Наблюдается нередко нарушение звукопроизношения, которое со временем компенсируется. Нарушения движений при поражении центральной нервной системы. Органические нарушения центральной нервной системы у взрослых связаны с инсультами (кровоизлияниями), опухолями, травмами, инфекциями и т. п. При повреждении пирамидного пути на любом его участке нарушается проведение импульса из коры больших полушарий или от моторных нейронов ствола мозга и спинного мозга к мышце. Мускулатура в этих случаях оказывается парализованной. При поражении центрального двигательного нейрона (двигательная область коры головного мозга) или кортико-нукле-арного пути развивается центральный паралич. Булъбарный паралич связан с поражением ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это вялый паралич, т. е. паралич, при котором мышца теряет свою упругость, возбудимость, питание. При этом параличе мышцы истончаются, утрачивают силу и способность к сокращению. Все безусловные рефлексы резко снижены. Буль-барные параличи, которые обуславливают дизартрию, как правило, двусторонние. Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона на любом его участке: двигательная зона коры больших полушарий или пирамидальный путь на всем его протяжении. Этот паралич является спастическим: мышцы напряжены, на ощупь плотноваты, при пассивном движении ощущается их «сопротивление». Все безусловные рефлексы резко повышены. Поражение, как правило, двустороннее. В зависимости от распространенности параличей различают: • моноплегия (нарушения движений в одной конечности); • гемиплегия (нарушения движений в конечностях на од (
• параплегия (паралич обеих рук или конечностей); • тетраплегия (параличи всех четырех конечностей). Клиническая картина и психолого-педагогическая характеристика лиц с дизартрией у детей и взрослых существенно Различается. У взрослых дизартрия развивается на фоне сформирован-иых механизмов речевой деятельности. Она является приобретенным в постнатальном онтогенезе речевым нарушением. Если у взрослых дизартрия, как правило, выражается нарушением артикуляции и просодической стороны речи, специфическим для поражения определенных отделов мозга или периферической нервной системы, то у детей, наряду с этими компонентами речи, может наблюдаться недоразвитие речи, л общая картина нейромоторных нарушений бывает мозаичной, что связано с диффузным поражением ЦНС. Эти соображения обуславливают необходимость освещения проблемы дизартрии в первую очередь у взрослых. ГЛАВА 2 Дизартрии у взрослых лиц Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики. Эти явления связаны с патологией нейромоторного аппарата мышц, обеспечивающих процессы производства устной речи. 2. 1. Основные клинические формы дизартрии у взрослых лиц Бульварная форма дизартрии связана с очаговым поражением ядер черепно-мозговых нервов (изолировано одна или несколько пар), главным образом в продолговатом мозге. Псевдобулъбарная форма дизартрии является результатом двустороннего очагового поражения центральных кортико-нуклеарных невронов (пирамидный путь). Мозжечковая форма дизартрии — результат поражения ядер и проводящих двигательных путей мозжечка. Подкорковая форма дизартрии наблюдается при поражении базальных ядер. Под базальными ядрами понимают функциональное объединение хвостатого ядра, бледного ядра. Корковая форма дизартрии представляет собой поражения вторичных двигательных зон доминантного полушария (нижней премоторной или нижней постцентральной зон коры больших полушарий). При всем разнообразии причин и уровней поражения мозга можно проследить «родовую» общность дизартрии. Прежде
Дизартрии у взрослых лиц ш-сго все формы дизартрии представляют собой нарушение двигательной реализации устной речи. В свою очередь нару-II к-и не речевых движений обусловлены патологией нейромы-I меч ной регуляции, а именно патологическим изменением 1м 1. Мпечного тонуса или явлениями апраксии. (Степень нарушений устной речи при дизартрии может ныть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей шукопроизношения, до полной невозможности экспрессивной речи. В последних случаях, когда речь практически отсутствует либо практически непонятна, состояние речи квалифицируют как анартрию (греч. «арто» —членораздельное произношение, «а» —отрицание). Взрослые лица с дизартрией сохраняют понимание речи и письменную речь, но затрудняются выразить свою мысль и устной форме. 2. 1. 1. Бульбарная форма дизартрии Вульбарная форма дизартрии обусловлена вялым параличом, связанным с поражением вещества продолговатого моз-|" I и ядер черепно-мозговых нервов. Здесь же проходят проводящие пути (нисходящие и восходящие), которые связывают продолговатый мозг со спинным мозгом, верхним отделом ствола мозга, стриопаллидарной системой, корой больших по-чушарий, ретикулярной формацией, лимбической системой. В отличие от других форм дизартрии, при бульбарной ди-мртрии могут быть поражены изолированные мышечные группы, что обусловлено нарушением функции конкретных черепно-мозговых или спинно-мозговых нервов (с двух сто-роп), а также их комбинацией. Симптомокомплекс двигательных расстройств в виде вялого паралича обусловлен очаговым поражением ядер, корешков пли периферических стволов IX (языкоглоточный), X (блуждающий) и XII (подъязычный) черепно-мозговых нервов. Двигательные волокна этих нервов иннервируют мышцы глотки, гортани надгортанника, язычка мягкого нёба, языка. Эти мышцы обеспечивают речевую артикуляцию, звучание голоса, а также акт глотания. Параличи мышц глотки приводят к затрудненному гло-т. шию, поэтому при глотании больные поперхиваются. Па-1>; ишч мышц надгортанника приводит к попаданию жидкой пищи в гортань и трахею. Глава 2 Дизартрии у взрослых лиц
Паралич мышц мягкого неба вызывает затекание пищи в полость носа. Паралич мышц гортани приводит к провисанию голосовых складок, что вызывает афонию или гипофонию — голос становится беззвучным. Из-за провисания мягкого неба голос может приобретать назализованный оттенок. Наряду с нарушением артикуляции и голоса страдают такие важные безусловно-рефлекторные функции, как жевание и глотание (дисфагия или афа-гия). У взрослых пациентов утрата автоматизма глотания является тяжелым осложнением, восстановление невозможно без специального обучения. Небный и глоточный рефлексы исчезают. Клинические формы дизартрии в «чистом» виде встречаются в клинике очаговых поражений мозга у взрослых, у которых до наступления паралича речевая функция была полностью сформирована и нормально функционировала. Дисфагия проявляется в затруднении процесса сглатыва-ния или полном отсутствии глотательных движений. В этих случаях дисфагия может осложниться аспирационной пневмонией, что является угрозой для жизни. Известно, что для нормального глотания необходимы определенные функциональные условия: достаточная сила мышц губ, нормальные боковые вращательные движения челюсти, подвижность языка. Существуют следующие фазы глотания: • орально-подготовительная фаза. Еда или жидкость нахо . орально-трансферная фаза. Эта фаза начинается тогда, когда пищевой комок начинает передвигаться задней частью языка. В это время назальная полость закрывается за счет сокращения мягкого неба. Начинает реали-зовываться глотательный рефлекс. К управлению этими движениями присоединяется XI пара черепно-мозговых нервов; • фарингиальная фаза. Начинается с запуска глотатель Голосовые складки смыкаются, а дыхание приостанавливается. Движения языка продвигают пищевой комок к глотке, открывая верхнюю часть пищевода, что позволяет пище поступать в пищевод. В этом процессе участвуют IX, X, XI пары черепно-мозговых нервов; • эзофазальная фаза (пищеводная). С помощью пересталь-тики пищевода пища продвигается в желудок. В управлении этим движением принимает участие X пара черепно-мозговых нервов. Все фазы, кроме первой, являются врожденными движениями. Симптомами дисфагии могут быть трудности жевания, выпадение пищи изо рта во время глотания, хриплый, «булькающий» голос, нарушение дыхания. Основные характеристики нарушений речи могут быть объяснены мышечной слабостью, пониженным мышечным тонусом и влиянием этих нарушений на темп, объем и точность речевых артикуляций. Именно состоянием мышц и объясняется другое название этой дизартрии — «паретичес-кая», т. е. вялая. При бульбарном параличе мышцы артикуляторного, голосового и дыхательного отделов периферического аппарата имеют низкий тонус и характеризуются гипотонией, вплоть до атонии, нарушением кровоснабжения. Особенно резко ухудшен отток крови, так как вены атоничны, расширены. Мышцы уменьшаются в объеме, становятся резко ослабленными, гипотоническими или полностью атоническими, и не реагируют рефлекторно на раздражения (арефлексия). При этой форме дизартрии нередко наблюдаются атрофи-чсские явления в мышцах, в связи с чем отмечаются фасци-куляции и фибрилляции. Фаскуляции представляют собой кидимые глазом аритмичные, изолированные подергивания и волокнах мышцы, находящейся в состоянии покоя; фибрилляции — спонтанные сокращения отдельных мышечных подокон, которые внешне не видны. В атоничных мышцах резко нарушается способность к сокращению в ответ на раздражение, что сопровождается снижением безусловных рефлексов. Таким образом, при буль-парной дизартрии, наряду с атрофическими явлениями и гипотонией, имеется гипорефлексия и даже арефлексия. У пациента, страдающего бульбарной формой дизартрии, отсутствуют как произвольные, так и непроизвольные дви-
Глава 2 Дизартрии у взрослых лиц
жения в том отделе речевого периферического аппарата, в котором имеются вялые параличи мышц. Отсутствие или резкое ослабление произвольных и непроизвольных движений связано с тем, что нарушается активность функций пораженного нейрона, от которого отходит аксон, являющийся периферическим нервом, иннервирующим непосредственно мышцу. Таким образом, мышца не получает нервных импульсов, передаваемых по периферическому нерву. При обследовании ротовой полости обнаруживается, что в тех случаях, когда парализована мышца языка, язык истончен, иногда отмечается синюшность, нередко исчерчен участками более бледного цвета (атрофия), в случаях выраженных атрофии видны фасцикуляции. Он лежит плашмя на дне ротовой полости, не участвует в захватывании и продви-гании пищевого комка. Больной не в состоянии осуществить произвольные движения: высунуть язык вперед, в бок, вниз и вверх. При вялом параличе мягкого нёба отмечается его бледность, оно свисает в ротовую полость, нередко касаясь маленьким язычком корня языка. Губы синюшны, истончены, не могут раздвинуться в улыбке, сделать «трубочку» и плотно смыкаться. Лицо бледное, аммимичное. У взрослых с бульбарной дизартрией полностью сохраняется понимание речи окружающих, чтение про себя и письменная речь. У всех больных с бульбарной дизартрией нарушается речевая артикуляция, а значит, страдает фонетическое оформление речи, в то же время грамматический строй и возможности использования словаря в полном объеме не меняются. Речь таких больных звучит как невнятная, смазанная, неразборчивая, является трудной для восприятия слушателями. При изолированном вялом парезе мышц голосовых складок нарушается произношение согласных звуков. Их противопоставленность по принципу глухости — звонкости ослабляется, а иногда исчезает вовсе. В речи остаются глухие или полузвонкие варианты. В силу резкого ослабления голоса больные произносят вместо «дом» — «том» и т. д. Ухудшается противопоставление звуков по признаку шумный — сонант.
Наблюдение 2 (Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов, 1989) Вольной К., 30 лет. Состояние после удаления невриномы слухового нерва. Спра-и: | у больного наблюдались нарушения функций V, VII, VIII, IX, X и XII черепно-мозговых нервов. Наиболее тяжело была расстроена функция лицевого нерва. У больного имелся полный перефиричес-К. 11Й паралич мимической мускулатуры на правой половине лица с иеретянутостыо рта влево. Произношение губных звуков субъективно затруднено, звуки слабы и недостаточно внятны. Язычные звуки и голос сравнительно сохранены. Мягкое небо сокращается вяло с перетягиванием влево, при этом наблюдается резкая открытая на-лллизованность. Отмечено, что назализация почти полностью исчезала, если губы больного пассивно удерживались рукой врача в пра-нильном положении. Это позволяло говорить о том, что паретичная небная занавеска выявляла лишь относительную функциональную недостаточность, когда выдыхаемая во время речи воздушная струя гнободно проходила через рот. Когда же на пути воздушной струи оказывалась преграда в виде губ перетянутого влево рта больного и, следовательно, повышалось давление выдыхаемого воздуха на па-ретичную небную занавеску, функциональная недостаточность последней становилась резко выраженной, воздух проходил в носовые ходы и речь приобретала грубо назализованный оттенок. При парезе мышц голосовых складок, как и при любом патологическом процессе, наблюдаются как положительные, ■ гак и отрицательные компенсаторные явления. Так, при нарушении иннервации голосовых складок компенсаторно происходит усиление напряженности мышц глотки и корня языка. В этих случаях гласные звуки нередко начинают звучать как сложные звуковые сочетания с шумовым призвуком, на-мример: вместо «а» больной произносит «ха», т. е. утрачивается самостоятельность гласных, а, следовательно меняется звуковое оформление и речи. Парез мышц небной занавески не позволяет использовать ротовой резонатор избирательно. Все звуки речи произносятся при свободном проходе выдыхаемого воздуха как через рот, ■ гак и через нос, и поэтому голос становится назализованным. Особо грубые нарушения в артикуляции наблюдаются при парезе мышц языка, который обычно сопровождается парезом мышц нижней челюсти, что препятствует ее участию и реализации устной речи. В первую очередь паретичность проявляется в том, что исчезает возможность образования полной преграды на пути выдыхаемой воздушной струи. Глава 2 Как известно, согласные звуки противопоставляются по признаку: глухой — звонкий, твердый — мягкий, а также по месту образования: щелевые, смычные, аффрикаты и дрожащие. Звук «л» теряет смычку и напряжение спинки языка (например, «лампа» — «вампа» — «ампа»). Изолированный парез мышц кончика языка делает невозможным произнесение звука «р» — сложнейшего вибранта, который требует высокоординированной и специализированной активации мышечных волокон на четко изолированном участке большой язычной мышцы (например, «рак» — «ак», «лак» — «ак»). Как «л» так и «р» в случаях пареза вместо вибранты и взрывного становятся щелевыми. При поражении всех мышц языка более всего нарушаются самые дифференцированные переднеязычные звуки. При преобладании пареза в мышцах корня языка наблюдаются преимушественно нарушения артикуляции заднеязычных звуков (например, вместо «кукушка» — «тутушка»). Взрывные заднеязычные звуки приозносятся как щелевой заднеязычный звук («гром — хвом», «гора — хава»). Так как артикуляция мягких звуков требует менее дифференцированной иннервации мышц языка, чем артикуляция твердых, но при вялом параличе мышц языка мягкие звуки нарушаются меньше твердых. В тоже время изолированное поражение мышц спинки языка вызывает нарушение артикуляции среднеязычных мягких звуков. При параличе мышц корня языка возникает компенсаторное напряжение мышц гортани и щелевой звук приобретает верхне- и нижнегортанный оттенок. Оглушение звонких, превращение взрывных в щелевые и невозможность образования круглой щели приводит к тому, что разнообразные переднеязычные звуки русского языка начинают произноситься однотипно, как одинаковый глухой плоскощелевой звук. Паралич круговой мышцы рта и губных мышц приводит к нарушению произнесения взрывных звуков и аффикат. Они превращаются в соответствующие щелевые. Губные взрывные при этом конвергируют к глухому плоско-щелевому губ-но-губному звуку («булка» — «пулка»). Присущая русским щелевым звукам круглая форма щели при параличе этих мышц ичезает, и взрывные звуки и аффрикаты превращаются в плоскощелевые, т. е. звуки, не-
Дизартрии у взрослых лиц свойственные русской фонологической системе («чек — тек», ■ ■ щека — сека»). Таким образом, парез языка и губ упрощает артикулятор-п у ю программу и звуки речи превращаются в менее дифференцированные глухие щелевые звуки. Нарушение произношения гласных звуков. Как известно, гласные звуки противопоставляются по ряду, высоте и огубленности. Вялый паралич артикуляторных мышц не позво-и лет противопоставлять гласные по этим признакам. Все они, начинают конвергировать к одному звуку, типа безударного гласного «а» или «о». Компенсаторные мышечные реакции вовлекают в произнесение гласных звуков нередко те группы мышц, которые и норме не участвуют в этой артикуляции (патологические син-кпнезии). В этих случаях появляются носовые гласные, безударный русский «а» в ударной позиции. Характеристика глас-пых приближается к шумовым согласным. Наибольшую самостоятельность, индивидуальность обычно сохраняет звук «а». Таким образом, при бульбарной дизартрии наблюдаются раз-ппчные варианты упрощения речевых артикуляций, что связано с распределением и глубиной паралича в мышцах голосовых складок, мягкого неба, языка, нижней челюсти и губ. Наряду с симптомами упрощения артикуляций при буль-оарной дизартрии обязательно наблюдаются сиптомы спонтанной перестройки нейромоторной регуляции артикуляций, такая спонтанная компенсация далеко не всегда делает речь Гюлее разборчивой. Так, при вялом параличе мышц голосо-ных складок изменяется звучность голоса, в силу чего гласные звуки в начальном изолированном положении приобретают шумный заднеязычно-гортанный щелевой призвук. Это связано с вовлечением в процесс произношения мышц глотки и корня языка, что не компенсирует недостаточную звучность голоса и в то же время приближает характеристику гласных: шуков к шумным, что осложняет разборчивость речи. Примером положительной компенсации может служить произнесение мягких звуков при парезе мышц средней части языка. Мягкие звуки в этих случаях могут артикулироваться сохранными передними отделами языка. По своей акустической характеристике эти звуки становятся пол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|