Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Произношения речевых




I



I



Глава 1

главным образом языковые уровни: фонологическая система языка, морфологический механизм словообразования, син­таксическое структурирование высказывания, кратковре­менная и долговременная словесная память. Отсюда понятно положительное воздействие на динамику речевого развития при адекватном сенсорном воспитании.

В процессе реализации любой задачи, требующей сенсор­ного или моторного решения (например, чтение, письмо или любое другое произвольное действие), вовлекаются в деятель­ность структуры обоих полушарий. Следует более четко пред­ставлять то, что межполушарная асимметрия в деятельности мозга имеет сложный характер, который до настоящего вре­мени полностью не изучен.

В глубине каждого полушария расположены проводящие волокна и подкорковые ядра (базальные ганглии). Наиболее крупным образованием является полосатое тело (стриатум), которое состоит из хвостатого ядра, скорлупы и бледного шара (паллидум). Эти ядра объединяются общим названи­ем — стриопаллидарная система. За счет стриопаллидарной системы у новорожденного осуществляются диффузные мас­совые движения тела (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

   

" ~ ч

\

у"  
  **  
  Г | Хвостатое

Таламус             '^

  / ядро           . ^----------------------------------- ■  
  1 1 и1 ш  
  1 \ ч \ ч Покрышка / /   Миндалина
    Бледное ядро  
      X \- -'     Мозжечок
   

Ствол мозга '

1 |
(Ргей В.   1994) \ (

Рис. 3. Подкорковые ядра


I


_____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________

После созревания моторных областей коры больших по­лушарий стриопаллидарная система начинает обеспечивать «готовность» к совершенствованию движений, а именно, пе­рераспределяет и согласует тонус мышц, что позволяет про­извольным движениям быть быстрыми, точными и строго дифференцированными.

Со стриопаллидарной системой, являющейся эфферент­ным звеном в нервной системе, функционально тесно связан зрительный бугор (таламус). На уровне таламуса происходит формирование сложных рефлексов смеха и плача.

Каждое полушарие головного мозга разделено глубокими бороздами на большие участки, называемые долями. Таки­ми бороздами являются: боковая (сильвиева борозда), цент­ральная (роландова борозда) и теменно-затылочная борозда. Продольная щель мозга делит его на два полушария. Каждое полушарие состоит из пяти долей: лобная, теменная, височ­ная, затылочная и долька, скрытая на дне сильвиевой бороз­ды — островок.

Оба полушария объединены между собой спайками, наибо­лее крупная из которых мозолистое тело, которое расположе­но выше таламуса.

Совокупность отделов мозга, включающая внутреннюю поверхность полушарий (медиобазальные отделы) и их глу­бокие структуры, получила название лимбической системы. Традиционно в лимбическую систему включают миндалевид­ное тело, гипоталамус и ретикулярную формацию среднего мозга, объединенные под названием — глубинные структу­ры мозга. Особенностью лимбической системы является то, что между составляющими ее структурами имеются простые двусторонние связи и сложные пути, образующие множества замкнутых кругов. Такая организация создает условия для длительного циркулирования одного и того же возбуждения в системе и, тем самым, сохранение в ней единого состояния, а также навязывания его другим системам мозга. Круги воз­буждений разного функционального назначения связыва­ют лимбическую систему со многими структурами большо­го мозга. Подавляющее большинство структур лимбической системы принимает участие в функциональной организации эмоций, что предполагает их влияние на соответствующие ве­гетативные изменения, регулируемые гипоталамусом.

Кора головного мозга является наиболее дифференциро­ванным отделом ЦНС, состоящим из шести слоев нейронов

«


Глава 1

разного типа. Для коры характерно обилие межнейронных связей. Особо многочисленные контакты имеются в сенсо-моторных отделах, что позволяет координировать моторную функцию с разнообразными воздействиями как из внешней, так и внутренней среды организма.

Различные структуры мозга созревают неравномерно, и по­этому готовность к выполнению свойственных им функций наступает в разные возрастные периоды. Сначала происходит созревание глубоких структур, подкорковых образований, отвечающих за принципиальные стороны жизнедеятельнос­ти. Затем созревают так называемые первичные зоны мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от пери­ферических частей анализаторов. Те и другие являются почти сформированными к моменту рождения. В первый год жизни они функционально оформляются, создавая основу сенсомо-торной стадии развития.

Созревание ассоциативных зон мозга осуществляется в пе­риод от двух до пяти лет. В последнюю очередь развиваются лобные доли мозга, морфологическое структурирование ко­торых происходит в возрасте от 12 до 14 лет.

Моторика представляет собой всю сферу двигательных функций организма, включающая биомеханические, физио­логические и психологические аспекты.

Движения являются главным средством взаимодействия организма человека с окружающей средой. Основные типы движений человека сводятся к четырем типам активности: обеспечение позы и равновесия, локомоция и произвольные движения. Произвольными движениями могут быть названы разнообразные двигательные акты, совершаемые человеком в процессе повседневной жизни. Они являются целесообраз­ными и носят навыковый (условно-рефлекторный) характер, в отличие от врожденных, безусловно-рефлекторных мотор­ных реакций (чихание, глотание и т. д. ). ЦНС снабжается информацией о состоянии периферического двигательного аппарата с помощью разного вида чувствительных нервных окончаний (рецепторов), которые обеспечивают т. н. проприо-цептивную чувствительность.

К центральному механизму произвольных движений отно­сится кортиконуклеарный (пирамидный) путь, который идет от двигательной зоны коры головного мозга и заканчивается в ядрах ствола к двигательным ядрам черепно-мозговых не­рвов и ядрах спинного мозга (мотонейроны спинного мозга).


_____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________

Праксис — это такой функциональный уровень в органи­зации произвольных действий, где их координация обуслов­ливается (афферентируется) обобщенными топологическими признаками объекта, т. е. смысловой последовательностью элементов движения (застегнуть пальто, налить воды в чаш­ку и т. п. ). Можно назвать это символичным уровнем движе­ний (Н. А. Бернштейн, 1946).

В корковом отделе речедвигательного анализатора доми­нантного полушария имеются зоны, обеспечивающие подго­товку отдельных сторон речедвигательного акта:

• оценка исходного положения органа периферического
аппарата (по сумме кинестетических импульсаций);

• организация речедвигательного акта во времени и как
планирования серии последовательных сокращений от­
дельных мышечных групп этого органа (например, отде­
льных групп мышц языка);

• программа речедвигательного акта в пространстве дви­
жения отдельного органа (например, подъем кончика
языка к альвеолам).

Эти три программы осуществляются в трех различных зо­нах коркового речедвигательного анализатора.

По А. Р. Лурия, в реализацию двигательного акта, помимо собственно моторных зон, включается почти вся кора. Пере­дние отделы мозга связаны с построением кинетических про­грамм двигательного акта, а задние — с их кинестетическим и пространственно-обусловленным обеспечением.

Кинестетический фактор обеспечивает передачу и ин­теграцию сигналов, поступающих от рецепторов, располо­женных в мышцах, суставах и сухожилиях, которые несут информацию о взаимном расположении органов. Эти сведе­ния принимает передняя часть теменной области, куда при­текают также тактильные и зрительные импульсы, что де­лает информацию полной. Исключение составляет речевая артикуляция, которая функционирует на кинестетической основе без участия зрения (тем не менее, в онтогенезе дети с нормальным зрением начинают говорить раньше, чем дети с нарушенным зрением). Информацию о речевой моторике, помимо кинестезии, у лиц с развитой речью дает акустичес­кий контроль.

Кинетический фактор реализуется в двигательных актах, которые осуществляются в форме кинетических и мелодичес-


____________________________ Глава 1____________________________

ких схем. В отношении речевой моторики этот фактор обеспе­чивает плавную смену артикуляции в процессе произнесения и перехода от звука к звуку в слове, от слова к слову. При на­рушении кинетического фактора возникают «застревания» на фрагментах движения, что приводит к неоднократному повто­рению этого фрагмента. В устной речи это проявляется в пов­торении звуков и слогов, букв и их элементов при письме.

Конкретные эфферентные механизмы исполнения движе­ний обеспечиваются пирамидной и экстрапирамидной систе­мами, корковые отделы которых составляют единую сенсо-моторную зону коры (рис. 4).

Пирамидная система (центральный двигательный путь) участвует в организации точных пространственно-ориенти­рованных движений и полностью подчинена произвольному контролю. Клетки центральных двигательных невронов со­средоточены главным образом в передних центральных из­вилинах, а также в теменных долях коры. Кортиконуклеар-ный путь заканчивается в моторных ядрах черепно-мозговых


 л? 7~ Базальные ядра


Мозжечок


Пирамидный путь, идущий к моторно­му нейрону

Моторная кора

(Ргеа ЭМтфе, 1994)

Рис. 4. Диаграмма структур большого мозга, участвующих в моторном контроле


Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции

нервов, которые находятся в варолиевом мосту, продолгова­том и спинном мозге. На границе продолговатого и спинно­го мозга большая часть волокон пирамидного пути правого и левого полушария перекрещивается. Ядра тройничного, языкоглоточного, блуждающего и часть ядра лицевого нерва получают импульсы от обоих полушарий мозга, так как под­ходящие к ним волокна пирамидного пути перекрещиваются неполностью. Именно этим объясняется то, что односторон­ние очаговые поражения пирамидных путей не вызывают серьезных функциональных нарушений жевания, глотания и голосообразования. Исключение составляют волокна, не­сущие корковые импульсы к ядру подъязычного нерва, ко­торые полностью перекрещиваются в продолговатом мозгу, непосредственно перед вступлением их в ядро. Поэтому в слу­чае поражения мозга на уровне варолиева моста и выше спас­тический паралич мышц языка наблюдается на стороне, про­тивоположной очагу поражения (т. е. при этом язык откло­няется в сторону очага поражения). Остальная часть волокон заканчивается в моторных ядрах спинного мозга.

Экстрапирамидная система обеспечивает автомати­зированные движения. В основном она управляет непроиз­вольным компонентом движений: поддержание позы, фи­зиологические синергии, общую согласованность двигатель­ных актов, их пластичность. Традиционно в ней различают корковый и подкорковый отделы (стриопаллидарная систе­ма, красное ядро и черная субстанция, мозжечок и ретику­лярная формация ствола мозга и их корковые отделы).

Результаты исследования движений позволили Н. А. Берн-штейну (1965) сформулировать общие представления и мно­гоуровневой иерархической системе координации движений. В соответствии с ними система управления движениями со­стоит из следующих уровней: А — уровень палеокинетичес-ких регуляций, он же руброспинальный уровень ЦНС. Дей­ствия этого уровня полностью непроизвольны; В — уровень синергии, он же таламопаллидарный уровень. Движения этого уровня характеризуются стереотипностью, в обобщен­ном виде это афферентация собственного тела. Этот уровень обеспечивает такие врожденные особенности моторики, как ловкость, грациозность, пластику. Нарушения этого уров­ня ведут к насильственным движениям; С — уровень про­странственного поля, он же пирамидно-стриарный. Этот уро­вень обеспечивает все переместительные движения: ходьба,


Глава 1

прыжки и т. д. Патология этого уровня сопровождается нару­шениями пространственной координации (атоксия), равнове­сия, локомоции и точности; В — теменно-премоторный или уровень предметных действий, которые не являются врож: денными, а формируются и совершенствуются в процессе на­копления опыта; Е — группа высших кортикальных уровней символических координации (письма, речи и т. д. ).

На рис. 5 представлена схема основных центров и проводя­щих путей мозга с распределением их по уровням.

А. Р. Лурия (1969) разработал общую структурно-функци­ональную модель мозга как органа, с которым связана психо­моторная деятельность человека. Работа мозга обеспечивает­ся тремя блоками, которые характеризуются особенностями строения и участия в реализации психических функций.

I блок — энергетический. Он включает ретикулярную
формацию, ствол мозга, неспецифические структуры сред­
него мозга, лимбическую систему, медиобазальные отделы
коры лобных и височных долей. Блок реглирует «тонус моз­
га», необходимый для выполнения психической деятель­
ности, т. е. он поддерживает бодрствующее состояние и со­
знание в целом.

II блок — блок приема, переработки и хранения экстеро-
цептивной (внешней) информации. В него включаются цент­
ральные части основных анализаторных систем: зрительной,
слуховой и кожно-кинестетической. Корковые зоны этих ана­
лизаторных систем расположены в затылочных, теменных и
височных долях мозга (первичные корковые поля). Эти зоны
коры называются проекционными.

Вторичные корковые поля представляют клеточные струк­туры, в которых происходит усложнение переработки пер­вичной информации благодаря прохождению афферентных импульсов через ассоциативные ядра таламуса. Их функци­ональная организация на уровне психики эквивалентна про­цессу восприятия.

Первичные и вторичные поля относятся к ядерным зонам анализаторов, их нейроны модально специализированы.

Третичные поля — ассоциативные; расположены на гра­нице затылочных, височных и заднецентральных отделов коры. Их функция состоит в интеграции возбуждений, при­ходящих от вторичных полей всего комплекса анализаторов. Это обеспечивает возможность реакции третичных полей на обобщенные признаки объектов и явлений.


_____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________


Нарушение работы уровня:


системные персеверации


III блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической сознательной деятельности. Он включает моторные, премоторные и префронтальные отде­лы коры лобных долей мозга. Основная функция этого блока


Рис. 5. Построение движения по Н. А. Бернштейну


Глава 1

представляет собой программирование психического акта и развертки последовательности его реализации во време­ни.

Работа каждого блока не является автономной, а представ­ляет собой результат координированного взаимодействия всех трех структур. Итогом деятельности этой системы явля­ется нерасчленяемая и неосознаваемая моторная активность и в целом психическая жизнь. Эти положения А. Р. Лурия полностью относятся к так называемым речевым структу­рам. Было установлено, что при возникновении патологии в различных участках коры, связанных с речью, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и пра­вого полушария. Таким образом, речевые структуры мозга обладают широкой распределенностью и полифункциональ­ностью, определяемой возможностью их полного взаимодейс­твия. Однако существует обязательное звено, без которого осуществление речевого акта становится невозможным. Сре­ди прочих речевых структур у большинства взрослых людей таким звеном является левополушарная кора, при наруше­нии которой возникает афазия и корковая дизартрия (по Е. Н. Винарской, 2005).

1. 2. Периферический речевой аппарат

Акустический речевой сигнал является результатом слож­нейших координированных движений ряда органов, сово­купность которых обозначается как речевой аппарат.

К периферическому речевому аппарату относят органы дыхания, голосообразования и органы речевой артикуляции. Все эти органы выполняют свою особую роль в акте реализа­ции устной речи, обеспечивая голосообразование, формируя определенные параметры звукопроизношения и просодичес­ких характеристик.

Периферический речевой аппарат, за исключением носо­вых и лобных резонаторов, которые представляют собой кос­тные полости, функционируют благодаря мышцам, и, следо­вательно, меняет свое состояние и функциональные возмож­ности в зависимости от тонуса мышц.

Периферический речевой аппарат иннервируется черепно-мозговыми нервами.


Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции Зоны иннервации черепно-мозговых нервов

 

3, 4, 6 пары Глазодвигательные нервы Мышцы глазного яблока
5 пара Тройничный нерв 1 ветвь — кожа лба, верхнего века, слизистая оболочка полости носа; 2 ветвь — кожа нижнего века, носа, верхней губы; слизистая щек, верней губы; верхние зубы, десна; 3 ветвь — кожа нижней части лица, слюнные железы, нижние зубы и десна; мышцы передней части языка, жевательные мыш­цы
7 пара Лицевой нерв Мимические мышцы лица, кожа головы, мышцы затылочной об­ласти, ушной раковины, частич­но дна полости рта; подкожная мышца шеи
8 пара Слуховестибулярный нерв Органы слуха
9 пара Языкоглоточный нерв Слизистая оболочка глотки, над­гортанника; мышцы корня язы­ка, мягкого неба
10 пара Блуждающий нерв Мышцы передней части языка, надгортанника
11 пара Добавочный нерв Грудиноключично-сосцевидную и трапециевидную мышцы
12 пара Подъязычный нерв Мышцы языка

1. 2. 1. Органы дыхания, голоса и система резонаторов

К органам дыхания и голоса относятся диафрагма, легкие, бронхи и трахея, голосовые складки.

Диафрагма представляет собой мышечно-сухожильное об­
разование, выполняющее функцию изоляции грудной полос­
ти от брюшной. Она иннервируется мотонейронами I—III шей­
ных сегментов спинного мозга.                              . <

В процессе вдоха одновременно сокращаются наружные межреберные мышцы и мышцы диафрагмы (активная фаза дыхания). Расслабление диафрагмы и мышц грудной клет-


Глава 1


Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции


 


               
 
 
 


1 — мышцы и структуры грудной

клетки

2 — глотка

3 — мягкое нёбо

4 — корень языка

5 — кончик языка

6 — губы

7 — нижняя челюсть

(Рге. а В. М1п1Пе, 1994)

Рис. 6. Важные функциональные компоненты моторной системы речи

ки обеспечивают выдох (пассивная фаза дыхания). Таким об­разом, диафрагма является основной мышцей, которая кон­тролирует дыхание. Дыхательный цикл в норме составляет 2, 5 с. В процессе речи длительность выдоха может достигать 15 с. Физиологически дыхание в покое характеризуется отно­шением фазы вдоха к фазе выдоха примерно 1: 1, 3.

Голос формируется при непосредственном участии мышц гортани. Внешние мышцы гортани фиксируют гортань в оп­ределенном положении и перемещают ее вверх, вниз, назад. Внутренние мышцы гортани образуют голосовую складку и меняют объем гортани. При спокойном дыхании голосовые складки, на уровне которых выделяют так называемую голо­совую щель, раздвинуты и в то же время то незначительно сокращаются, то расслабляются, расширяя или несколько


сужая голосовую щель. При физическом напряжении, когда дыхание становится форсированным, голосовая щель расши­ряется максимально, не препятствуя необходимому по объ­ему вдоху и выдоху.

Согласно нейромоторной теории голосообразования необ­ходимым условием производства звуков речи является созда­ние достаточного подсвязочного давления и обеспечение пото­ков воздуха определенной скорости в речевом тракте (гортань и ряд полостей). Регуляция подсвязочного давления связана главным образом с мышечной активностью диафрагмы. Мыш­цы гортани (поверхностные и глубокие) иннервируются лице­вым, тройничным, подъязычным парами черепно-мозговых нервов, а также I, II, III шейными нервами. Слизистую горта­ни и ее внутренние мышцы иннервируют блуждающие нервы.

При фонации голосовые складки напрягаются, сужая тем самым голосовую щель, и производят разнообразные по ин­тенсивности колебательные движения в зависимости от фо­национной задачи. В «чистом» виде фонационное дыхание можно наблюдать в процессе крика младенцев. В дальнейшем фонационное дыхание подчиняется определенной задаче, связанной с процессом общения и артикуляции звуков речи и целостного речевого сообщения. Для выполнения этой задачи требуется достаточный объем воздуха в легких и колебание голосовых складок, что обеспечивает частоту и громкость го­лоса, а также специфику того или иного звука. Понятно, что особенно сложные сокращения мышц диафрагмы и голосо­вых складок происходят в процессе устной речи.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое ды­хание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокой­ном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Перед началом речи в норме делается быстрый и более глу­бокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» харак­теризуется наличием определенного количества воздуха, спо­собного обеспечить поддержание подскладочного давления и голосоведения. Большое значение для озвучивания связно­го высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, на­сколько необходимо звучание голоса при непрерывном про­изнесении интонационно логически завершенного отрезка высказывания.


 



I



 

Глава 1

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, и, следовательно, специфичес­кие «речевые» сокращения диафрагмальной мышцы. В про­цессе устной речи диафрагма многократно производит тонкие дифференцированные колебательные движения на фоне обще­го непрекращающегося выдоха. Таким образом, речевое дыха­ние представляет собой систему психомоторных реакций, тес­но связанных с развитием речи, его характер подчинен внутри-речевому программированию, а значит смыслу, лексико-грам-матическому и интонационному наполнению высказывания.

Основными резонаторами человеческого голоса являются: глот­ка, ротовая полость, полость носа с его придаточными пазухами.

Глотка сверху переходит в носоглотку, книзу переходит в пи­щевод. Рядом с пищеводом находится трахея, которая во время глотания закрывается надгортанником, а при фонации сообща­ется с полостью рта и глоткой. В ней выделяют 3 отдела: верх­няя часть — носоглотка, сообщается с полостью носа и полос­тью уха (евстахиевы трубы). При глотании и при образовании речевого звука, благодаря движениям мягкого неба, она отделя­ется от среднего отдела глотки, что влияет на тембр голоса.

Так называемое глоточное кольцо, состоящее из системы мышц, существенно влияет на резонаторные свойства глотки и может вызвать назализацию, ухудшить четкость артикуля­ции и т. д. глотка иннервируется IX и X парами черепно-моз­говых нервов.

Второй отдел — ротоглотка — сообщается с ротовой полос­тью (зев) и является одним из главных резонаторов голоса.

Нижний отдел гортаноглотка принимает участие в акте глотания, дыхания, образования голоса и речевых звуков. С гортанью функционально тесно связано мягкое небо, осо­бенно язычок, представляющие из себя мышечные образова­ния, которые играют большую роль в процессе оформления звуков речи (тембр голоса).

Мягкое нёбо является своего рода распределительным клапаном, который дозирует прохождение озвученной струи воздуха через носовые полости. Благодаря этому голос приоб­ретает более или менее выраженный носовой оттенок — наза­лизация голоса. Мягкое небо иннервируется сложным взаи­модействием V, VII и X пар черепно-мозговых нервов.

Значительно выраженная назализация голоса при рас­слаблении мягкого неба называется открыткой ринофониеи или гиперназализацией.


_____ Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________

Устранение носового оттенка голоса происходит за счет плотного прилегания мягкого неба к задней стенке глотки, что называется закрытой ринофониеи или гипоназализацией.

При спокойном дыхании мягкое небо расслаблено и час­тично перекрывает переход воздуха из глотки в рот. Во время глубокого дыхания, зевания и устной речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход воздуху в полость рта из глотки и, напротив, закрывая проход в носоглотку.

В тех случаях, когда выдыхаемый воздух направляется в нос, в силу тех или иных причин, возникает как искажение тембра речи (назализованность), так и нарушение чистоты произнесения согласных звуков речи.

При определении нормы голоса подразумевают достаточ­ную его силу для речевой практики, включая динамический диапазон, высоту голоса с частотным диапазоном, соответс­твующим полу и возрасту.

При оценке речевого голоса учитывают атаку звука и регистр голоса. Под атакой звука понимают начало звука, т. е. включение в работу голосовых складок. Атака звука заииеит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: придыхатель­ная, мягкая и твердая. При придыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышит­ся: жук, похожий на «Х-А-А-А». При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха сов­падают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

И речевом голосе принято выделять три регистра:

• грудной, или нижний регистр, в котором преобладает
грудное резонирование;

• смешанный или средний регистр;

• головной или верхний регистр, в котором преобладает
головное резонирование.

11ри работе над голосом учат добиваться плавного перехо­да п: < регистра в регистр.

Н самом начале работы над голосом обучают использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосо­вых складок.

Гортань и корень языка прикреплены к подъязычной кос­ти и потому гортань тесно связана с движениями языка.


 



3-4ЭК



Глава 1

1. 2. 2. Артикуляционный отдел

Главную роль в произношении звуков речи играют мыш­цы языка, а также участвуют мышцы губ, щек, мышцы, под­нимающие нижнюю челюсть. Большое влияние на точность артикуляции, а, следовательно, и внятность речи влияют глубокие и поверхностные мышцы шеи, глотки, мышцы го­лосовых складок и диафрагмы (рис. 7).

Височная мышца

Сухожильный шлем \ Мышца лобная

\        \ Круговая мышца глаза

Мышца, сморщивающая брови Мышца горденов

Затылочная мышца

Большая скз, вая мышца

Железы

Щечная _ мышца

Жевательная мышца

Трапециевид­ная мышца

Малая скуловая /    мышца Мышца, подни­мающая верх­нюю губу Носовая мышца Мышца, подни­мающая угол рта

Круговая мыш-
-          ца рта

Мышца, опус­кающая угол рта

Железа

Подбородочная мышца Мышца, опус­кающая ниж-Грудинно-ключично-сосцевидная мышца

нюю губу

(РД. Синельников, 1987)

Рис. 7

Общим положением для мышц, принимающих участие в артикуляции, является то, что они участвуют в наиболее сложных видах мышечной деятельности, что обуславлива­ет чрезвычайно тонкие и сложные механизмы сокращения, расслабления, координации (кинетической, кинестетичес­кой и реципрокной) в целях реализации разборчивой устной речи.


Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции_________________

Особенно сложное строение имеет мышца языка.

Пучки мышечных волокон пронизывают этот орган и продольном, поперечном, косом и вертикальном направ­лениях. Эти пучки, даже отдельные волокна из пучка могут работать попеременно как агонисты, антогонисты п синергисты.

Благодаря сложнейшей иннервации одно и то же мышеч­ное волокно в разных его частях (начале, середине, конце) может быть напряжено или расслаблено в зависимости от той пли иной речевой задачи, в реализации которой оно участву­ет в данное мгновение.

Таким образом, реализация двигательных задач, в выпол­нении которых участвует артикуляционный аппарат, обеспе­чивается чрезвычайной изменчивостью (лабильностью) фун­кционального состояния мышц и отдельных мышечных во-локон, входящих в состав того или иного мышечного органа.

Выделяют внешние и внутренние мышцы языка. Из вне­шних мышц языка самой сильной является парная подбо-родочно-язычная мышца треугольной формы. Волокна этой мышцы расходятся веером от подбородочного бугорка ниж­ней челюсти; самые нижние из них проходят горизонтально н основании языка и прикрепляются к телу подъязычной кости. Большинство же ее внутренних волокон мышцы на­правлено к спинке языка на всем его протяжении от кончика до основания. Сокращение средних и нижних отделов этой мышцы выдвигает язык вперед и несколько приподнимает его. Волокна, направленные к кончику языка, сокращаясь, тянут язык назад и вниз. Избирательное сокращение средних подокон образует вогнутость в спинке языка. Сокращаясь псей массой, подбородочно-язычная мышца продвигает язык иперед и вниз. Наличие в мышце антагонистически напря­женных групп волокон способствует эластической напряжен­ности языка (рис. 8).

Парная шилоязычная мышца имеет продолговатую фор­му, направляется от шиловидного отростка височной кости вперед и внутрь, вплетаясь в мышечные пучки края языка вплоть до самого кончика. Мышца тянет язык назад и вверх. Заднюю часть языка поднимает также парная язычно-небная мышца.

К внешним мышцам языка относится также парная подъ­язычно-язычная мышца. Она имеет плоскую квадратную форму и проходит от подъязычной кости вертикально вверх


Глава 1


 


Анатомо-физиологические и психофизиологические основы речевой функции


 


                     
 
 


Мышца поперечная


Мягкое нёбо
____ Язычок

—Надгортанник

М ышца подъязычно-язычная


Мышца верхняя продольная Слизистая оболочка языка

Твердое нёбо

Мышца поперечная

/ Полость рта

I / /

Мышца подбородочно-язычная


Мышца челюстно-подъязычная


Язычная железа


Язычная железа

Подъязычная кость


Подбородочно-язычная мышца

Перегородка языка

Подбородочно-язычная мышца

Мышца нижняя продольная Мышца подъязычно-язычная Мышца поперечная

Мышца хрящеязычная

Мышца пилоязычная

Подбородочно-подъязычная мышца


 


Рис. 8. Строение ротовой полости

к корню языка и дальше вдоль его массы до кончика. При фиксированной подъязычной кости она тянет язык вниз и назад.

К внутренним мышцам языка относятся непарная верх­няя продольная и парные нижние продольные, поперечные и вертикальные мышцы (рис. 9).

Верхняя продольная мышца расположена непосредствен­но под слизистой спинки языка. Ее волокна, начинаясь сзади от фасциальной перегородки языка, крепятся к его слизис­той вдоль краев и кончика. Сокращаясь вместе с нижними прод

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...