Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления комплексной реабилитации детей




Основные направления комплексной реабилитации детей

и подростков с дизартрией...................................................................... 175

6. 1. Принципы реабилитации детей с дизартрией.... 177

6. 2. Основные направления логопедической работы

по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей
дошкольного возраста............................................................... 178

6. 2. 1. Нормализация мышечного тонуса, развитие
моторики артикуляционного аппарата

и пальцев рук................................................................... 179

6. 2. 2. Развитие дыхательной функции и голоса. . 180

6. 2. 3. Коррекция фонетической стороны речи. . . . 181

6. 2. 4. Развитие словаря и грамматического

строя речи.................................................................. 181

6. 2. 5. Развитие сенсорных и психических функций. . 181


I


 

6. 3. Специализированная коррекционная работа
с младшими школьниками с дизартрией,
обучающимися в общеобразовательной школе. . . 182

6. 4. Специализированная комплексная коррекционная
работа с подростками с дизартрией...................................... 183

ГЛАВА 7

Логопедические технологии, используемые в работе

с детьми с дизартрией............................................................................... 184

7. 1. Упражнения для устранения гиперсаливации. . . . 184

7. 2. Затормаживание гиперкинезов............................................... 184

7. 3. Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа. . 185

7. 4. Развитие дыхания........................................................................ 189

7. 5. Развитие артикуляционной моторики................................... 193

7. 6. Методика развития движений в лучезапястных
суставах................................................................................... 195

7. 7. Развитие ручной умелости....................................................... 202

7. 8. Развитие тонкой моторики пальцев рук
у дошкольников с использованием

игровых приемов......................................................................... 207

7. 9. Ритмизация общей моторики и тонкой моторики
пальцев рук у младших школьников

с дизартрией................................................................................. 216

7. 10. Активизация невербальных способов общения. . . 227

7. 11. Миогимнастика............................................................................ 227

\    7. 12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией...................... 228

\   7. 13. Развитие интонационной выразительности речи. . . 239

|  7. 14. Методика каллиграфотерапии............................................. 241

7. 15. Развитие звукопроизношения, словаря

и грамматического строя речи................................................ 244

ГЛАВА 8

Психологическая коррекционная работа при дизартрии

у детей и подростков................................................................................. 249

8. 1.    Психологическое сопровождение семьи и ребенка

с ДЦП.............................................................................................. 249

8. 2. Специализированная психотерапевтическая работа
с подростками при дизартрии и аномальном
формировании личности........................................................... 250

8. 3. Психологические техники, применяемые в работе

с подростками. Арттерапия...................................................... 254

8. 3. 1. Визуально-музыкальный тренинг в рамках
пассивной арттерапии.................................................. 257

8. 3. 2. Специализированные приемы арттерапии. . . 259

8. 4. Конституционально-ориентированные технологии
психологического сопровождения подростков

с дизартрией................................................................................. 260


__________________________ Оглавление_________________________________

ГЛАВА 9

Профилактика дизартрии у детей........................................................ 264

9. 1. Первичная профилактика. Предупреждение
развития дизартрии у детей..................................................... 264

9. 2. Вторичная профилактика......................................................... 269

9. 3. Третичная профилактика.......................................................... 270

ГЛАВА 10

Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия». . . 272

10. 1. Организация деловых игр......................................................... 273

10. 2. Схема анализа логопедического занятия............................. 274

10. 3. Задания для самостоятельной

работы студентов........................................................................ 276

Глоссарий................................................................................................................ 279

Литература.............................................................................................................. 284


Введение

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии ин­тенсивно изучается и освещается в теоретическом и практи­ческом аспектах в отечественной и мировой научной литера­туре. Научная разработка проблемы дизартрии в отечествен­ной логопедии связана с именами известных неврологов, пси­хиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е. Н. Ви-нарская, Е. М. Мастюкова, Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук, И. И. Панченко, Л. В. Лопатина, И. Ю. Левченко, О. Г. При-ходько и др. ). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее не­врологическим, логопедическим и психологическим аспекта­ми исследования.

Учитывая то, что на современном этапе развития ло­гопедия не является узкопедагогической наукой, а пред­ставляет собой междисциплинарную область знаний о че­ловеке, в книге даются не только педагогические аспекты исследования, диагностики и реабилитационного процесса, но и значительное место уделяется медицине, психологии и психофизиологии.

В отечественной литературе дизартрию в детском воз­расте принято рассматривать как остаточные явления де­тского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей.

Принципиально новым в настоящем учебном пособии яв­ляется то, что нарушения речи при дизартрии представлены у детей, у которых нет явных признаков паралича, их психо­моторные функции развивались в пределах нормы или с не­которой задержкой.

Поскольку клиника дизартрии у детей имеет комбини­рованный характер, который включает помимо нарушений звукопроизношения, задержку темпа развития речи и языко-


Введение


I


Введение


 


К1. К! отклонения, в первой части книги даются представления о клинических формах дизартрии у взрослых, у которых до наступления паралича речевая функция не имела отклоне­ния от нормы. Вместе с тем только у взрослых можно гово­рить о «чистых» формах дизартрии, так как можно выделить место поражения центральной нервной системы, вызвавшего дизартрию.

В связи с тем, что дизартрия связана с нарушениями ин­нервации мышц периферического речевого аппарата, в посо­бии представлены материалы его анатомо-физиологических особенностей у детей и взрослых.

В основу данной книги были положены представления о дизартрии, сформировавшиеся как в отечественной, так и за­рубежной науке. Значительная часть этих представлений ши­роко признана клиницистами, нейропсихологами и педагога­ми. В то же время некоторые взгляды на проблему дизартрии остаются дискуссионными в силу сложности проблемы.

Настоящая книга предназначена для студентов дефекто­логических и психологических факультетов, логопедов, пси­хологов, врачей и всех специалистов, интересующихся про­блемами патологии речи и специальной психологии. Она на­правлена на совершенствование подготовки педагогических кадров, психологической и логопедической помощи лицам с дизартрией. Материал книги соответствует учебным планам и программе для отделения логопедии дефектологических факультетов.

Представляемый в книге учебный материал базируется на нескольких дисциплинах учебного плана по специальности 031800 «Логопедия», а именно-— неврология, общая и спе­циальная психология, а также разделы логопедии (дислалия, ринолалия, нарушения голоса).

Настоящий учебник отражает современное состояние ло­гопедии во всей ее полноте.

Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования

Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения известного немецкого невролога Литтля (1853), который, давая под-


робную клиническую картину ДЦП, отмечал специфичес­кие расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Впервые термин «дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем, который под этим понятием объеди­нял все нарушения артикуляции.

С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей коор­динации мышц речевого аппарата, но и патология просоди­ческих характеристик устной речи.

Дизартрия — обобщенное название группы речевых рас­стройств, имеет несколько форм, каждая из которых харак­теризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия — наиболее часто встречающиеся нарушения фун­кционирования речеобразовательной системы.

Термином «дизартрия» обозначают расстройство про­износительной стороны речи, при котором страдает зву-копроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной не­рвной системы при дизартрии всякий раз нарушается це­лостность функциональной системы экспрессивного рече-образования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в це­лом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения централь­ной нервной системы.

Нейромоторные нарушения являются причиной пато­логии функционирования речеобразовательной системы. Существует два важных типа нейромоторных речевых рас­стройств: дизартрия и речевая апраксия, которые вызывают расстройства моторной стороны речеобразовательного меха­низма. При нейромоторных речевых расстройствах лингвис­тические процессы (правильное использование семантики и синтаксиса) не поражаются до тех пор, пока они не начина­ют сосуществовать с нарушениями речевых и познаватель­ных процессов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...