Предисловие
Стр 1 из 46Следующая ⇒ С. А. Нефедов ИСТОРИЯ ПОДНЕБЕСНОЙ Роман истории
Екатеринбург Издательство Уральского университета 1992 Предисловие Эта книга, как убедится сам читатель после первых же ее страниц, не нуждается ни в какой рекомендации: во-первых, она оригинальна по мысли, по содержанию, а во-вторых, она просто интересно написана, что, согласитесь, в трудах по истории встречаешь нечасто. Автор назвал свое произведение «романом истории» и имел полное право на это. Как во всяком романе, в нем есть элементы вымысла или, по крайней мере, свободного обращения с историей — пусть не так, как в романах Дюма или Пикуля, но все же. Я решился на небольшое введение к этой книге вовсе не потому, что считаю себя специалистом, которому должно внести строго научную точку зрения на излагаемый материал и его осмысление, как это делают авторы предисловий к романам Дюма-отца, и не для того, чтобы высокомерно давать советы неспециалисту. Напротив, только неспециалист и способен в наше время написать оригинальный исторический труд по столь сложной проблеме. Беда специалистов, воспитанных на марксистско-ленинском учении, в том и заключается, что реальный исторический процесс они привыкли вписывать в схему, идущую даже не от Маркса иЭнгельса, а от Сталина и его классического труда «История ВКП (б)» со знаменитой четвертой главой. Там все было яснее ясного: главную роль в истории играет способ производства материальных благ, который, как известно, складывается из производительных сил и соответствующих им производственных отношений, а всякие там географическая среда и народонаселение — факторы второстепенные, и рассматривать их надо в основном по отношению к древности — ито без особого внимания. Простота схемы, которая поистине «хуже воровства», настолько вошла в плоть и кровь философов, социологов иэкономистов, что отделаться от нее почти невозможно.
С. А. Нефедов — математик и притом из числа тех, кто хорошо знает реальную историю по трудам не только марксистских авторов. У него есть свежий, нетрадиционный взгляд на вещи, есть здравый смысл и строгое математическое мышление. Вдобавок он великолепно знает теорию демографии. Все это вместе взятое и позволило написать ему очень убедительную, прекрасно обоснованную в основной своей части книгу, которая заставляет нас во многом по новому увидеть исторический процесс. Конечно, многое мы знали и раньше. Например, любой историк древности знал о том, что государство может образоваться до возникновения классов, что ирригационное земледелие в обществах Древнего Востока (а потом и в средневековом Китае) с неизбежностью порождает земледельческую общину на одном полюсе и деспотию — на другом, что высокая производительность земледелия снимает демографическое давление. И все-таки роль демографического фактора недооценивается и до сих пор, а цивилизации, в которых демографическое давление сказывалось на социальном и политическом устройстве, считались скорее исключением, чем правилом. И уж никто, пожалуй, не связывал социальные революции с этим давлением, поскольку было же сказано, что социальная революция возникает вследствие несоответствия производственных отношений производительным силам общества. Причем же тут демография? Кстати сказать, до последних десятилетий в рамках марксистской теории она вообще не развивалась. Материал книги С. А. Нефедова, разработанная им система доказательств убедительно опровергают привычные схемы. Математика доказательна, и когда она становится средством осмысления истории, спорить с ней трудно.
Почему же я решился на это небольшое введение? Да именно потому, что согласен с автором не во всем. Мне хочется, чтобы и читатель не поддавался гипнозу увлекательного повествования, а думал и критически осмысливал некоторые положения этой работы. В спорах рождается не истина, а проблема, говаривал Гете. Вот эта проблема и нуждается в самостоятельном осмыслении читателя. Меня же волнуют две проблемы. Во-первых, хотелось бы, чтобы автор поискал опосредующие звенья между демографическим давлением и коренными социальными изменениями, а то и у него иной раз получается слишком просто: выросло население, повысилось демографическое давление — и вот вам социальная революция. В тексте книги это упрощение несколько замаскировано обильным историческим материалом, но его можно углядеть при внимательном чтении. ( Во-вторых, не могу согласиться с характеристикой первобытного человека. С. А. Нефедов изображает его злобным, вечно голодным дикарем, всегда готовым схватиться за дубину для разрешения повседневных конфликтов: «Ожесточенные столкновения в верхнем палеолите приводили к гибели целых народов. Копья, палицы и камни решали исход сражений, в которых участвовали одинаково мужчины и женщины. Удачная хитрость, укрепленная пещера, помощь детей — все играло свою роль в отчаянной борьбе за существование, когда каждое столкновение могло быть последним. Пленных убивали, а бегущих преследовали и травили, словно животных», — и т д. Нет, военные столкновения вошли в жизнь человечества значительно позже — уже в неолите, после отделения скотоводства от земледелия, когда номады (кочевники), нуждаясь в пастбищах, вынуждены были нападать на земледельцев. Потом война стала способом получения постоянной добычи. А в верхнем палеолите свободных земель было много, народонаселение было редким, и причин для конфликтов, по существу, не имелось. Да и охота, как свидетельствуют многочисленные скопления костей на стоянках первобытного человека, была чаще всего успешной. В верхнем палеолите была осознана ценность человеческой жизни — об этом говорят знаменитые статуэтки «венер палеолита», в которых зримо воплощен культ женщины-матери, носительницы новой жизни.
И напоследок вовсе мелочь. Земледелие изобрели не охотники, а собирательницы. Это великая заслуга женщин, которые первыми заметили, что павшее в землю зерно дает колос. Своими палками-копалками они научились рыхлить почву, чтобы зерно не погибало. Женщины изобрели и керамику — первые остродонные сосуды для хранения зерна. Эту всемирно-историческую роль женщины-созидательницы, открывшей эпоху производительного хозяйства, мне кажется, надо подчеркнуть. Мужчины занялись земледелием значительно позже, когда были приручены и одомашнены крупные животные — быки, волы, когда появился плуг, требующий мужской силы. Вероятно, специалист-историк заметит в книге С. А. Нефедова неточности в описании этнографических процессов древности, расселения человечества по земному шару, что-нибудь еще. Но тот новый взгляд на факторы исторического процесса, который обоснован в книге не только теоретически, но и громадным историческим материалом, не должен остаться без внимания любого специалиста. Что же касается упомянутых и неупомянутых неточностей, — не будем забывать, что мы читаем не просто исторический труд, а «роман истории», в котором свободное изложение и обязательно, и желательно. А главное, — книга С. А. Нефедова вполне отвечает словам А. С. Пушкина: «Проза требует мыслей и мыслей». Идеи автора всегда интересны и пробуждают нашу собственную мысль. Бесспорные же положения только усыпляют мысль, которая и так слишком долго спала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|