Человек и природа
Человек и природа Мы не устаем восхищаться совершенством творений природы — бесшумно парящей птицей и полной грации антилопой. В природе все обусловлено и закономерно, все совершенно, потому что несовершенное погибает. Человек Каменного Века тоже принадлежал природе, и его общественная организация была совершенным созданием естественного отбора. Тысячи и десятки тысяч лет охотничьи роды боролись с окружающим миром за свою жизнь, десятки тысяч лет они проверялись на сплоченность и выносливость. Коммунизм, равенство и братство были лишь следствиями основного закона природы — закона естественного отбора. Естественный отбор одинаково подчинил себе группы людей и каждого человека. В степи или в лесу проживало ровно столько людей, сколько позволяли пищевые ресурсы местности. Любое стихийное бедствие, бескормица, падеж животных приводили к голоду. Звери учились избегать человека так же, как человек учился охотиться на зверей. Неуклюжие мамонты и шерстистые носороги проиграли это соревнование с человеком и погибли. Но на тех, кто выжил, на быстроногих лошадей, оленей, бизонов, охотиться было гораздо труднее. Соревнование с животными на охоте требовало исключительных физических качеств, но еще большего требовала постоянная борьба за охотничьи участки, за место под солнцем. Эта борьба так истощала человеческий организм, что люди не доживали до старости. Жизнь охотника была подобна натянутой струне, всегда готовой порваться. «Туземцы не достигают значительной старости, — писал Миклухо-Маклай. — Это происходит главным образом вследствие недостаточного питания». Нарисованная здесь картина имеет в науке идиллическое название. Это так называемое «экологическое равновесие», или «ситуация высокого демографического давления». Несколько упрощая реальность, можно сказать, что демографическое давление обратно пропорционально потреблению продуктов на душу населения. Но в то же время демографическое давление — это стремление к жизни новых поколений, их биологическая энергия, с огромной силой давящая на стенки экологической ниши. Чтобы понять, какова эта энергия, достаточно нескольких простых выкладок. Известно, к примеру, что среднегодовой прирост населения Южной Америки составлял в 70-х годах 2, 5%. Легко подсчитать, что, увеличиваясь такими темпами,
население континента возросло бы за ближайшие 300 лет — нет, не в 10 и не в 20, а в тысячу раз! Разумеется, этим новым поколениям не хватило бы пищи, и реальный прирост будет намного скромнее. Но на что же уйдет тогда огромная биологическая энергия, выраженная в цифре «1000»? На борьбу за существование! Будет ли эта борьба носить иной характер, чем в древности? В верхнем палеолите борьба за существование означала войну за существование. Это была война за пищу, которой не хватало для бесчисленных новых поколений, война, в которой убивали, чтобы насытиться, чтобы выжить. День, месяц или год жизни были наградой для победителя, наградой за силу и смелость, но чтобы прожить еще один день, месяц или год, нужно было снова сражаться и снова убивать. Слабые погибали и исчезали с лица земли целыми племенами, целыми народами и биологическими видами. Так погибли неандертальцы и последние архантропы, скрывавшиеся в южных лесах. Истребив врагов и чувствуя все возрастающую тесноту, люди обратились против самих себя, охотничьи группы стали загонять друг друга к обрыву так же, как это делали неандертальцы. Рядом с раздробленными и высосанными костями мамонта археологам стали попадаться столь же аккуратно расколотые кости людей. Жестокая реальность естественного отбора диктовала человеку свою волю: человек был частью природы, а в природе выживали лишь самые выносливые и сплоченные.
Род Повышающееся давление побуждало охотничьи группы к сплочению. Человек-охотник не мог существовать в одиночку: источником пищи людей Каменного Века была коллективная загонная охота. Одиночка был беспомощен перед природой, и поэтому охотники соединялись в группы, сплачивались все теснее и теснее, так, чтобы каждый чувствовал руку друга и брата рядом со своей рукой. Род — так называлось то великое целое, которое получалось от соединения тел и душ. Законы Рода были святы и непоколебимы: это были законы коллективизма, равенства и братства. Все мужчины рода считались братьями, и это братство не зависело от обстоятельств рождения. Братья-мужчины были неразлучны, они вместе охотились, вместе ели и вместе спали, лишь иногда отлучаясь к женам. Их единство доходило до самоотречения: скифские «братья» клялись, что в случае необходимости умрут один за другого. «И мы действительно так и поступаем, — говорит скиф Токсарис у Лукиана. — С того времени, как мы, надрезав пальцы, накапаем крови в чашу и, омочив в ней концы мечей, отведываем этой крови, ничто не может разлучить нас». Единство не оставляло места для себялюбия и лукавства; прямота, честность, открытость были необходимыми качествами охотника. «Бог сотворил этих простых людей без пороков и хитрости», — писал Лас Касас об американских индейцах. Хитрость и обман порождали недоверие и несогласие, а малейшие разногласия перед лицом окружающих опасностей могли привести к гибели. Поэтому слово охотника было во все времена словом чести. Люди Каменного Века не знали, что такое богатство и власть. Родовичи были равны друг другу и все вместе решали свои дела. Выборным вождям негде было проявить себя, потому что не было ни распрей, ни смут, не было тех, кого они должны были бы судить и наказывать. Тяжелейшим наказанием считалось публичное осмеяние виновного — и этого было вполне достаточно, чтобы он исправился или умер от стыда. Чувство стыда, боязнь публичного осмеяния, честолюбие — вот те качества, которые завещаны нам Людьми Камня. Честолюбие в те времена заменяло богатство, и люди были готовы пойти на риск, чтобы удостоиться сдержанной похвалы сородичей.
Единство и сплоченность ценились превыше всего, ничто не должно было разъединять мужчин рода: ни распри, ни доля добычи, ни соперничество из-за женщин. Брак формально существовал: каждый мужчина должен был привести в род женщину, которая считалась его женой — первой женой. Но, как это принято у австралийцев, у каждого мужчины были также вторые, третьи, четвертые жены — жены братьев и побратимов. Алеуты называли жену брата «аягань» («моя жена») или «аягатанах» («заместительница жены»). Мужчины часто обменивались женами и детьми — почти половина детей эскимосов залива Рипалс воспитывалась в чужих семьях. Друзья, «товарищи по песне», даже формально имели общих жен, братство мужчины всегда выливалось в общность жен. Даже сейчас во многих азиатских странах еще не забыт старинный обычай предоставления женщины гостю. Постоянный обмен женщинами, детьми, пищей дополнялся обменом подарками — тем немногим, что составляло личную собственность охотников: каменными ножами, бумерангами, поясами из человеческих волос. Род был един и все достояние его было общим, это особенно проявлялось во время родовых празднеств. Совместное угощение, молитвы общему предку, экстатические танцы и беспорядочная любовь символизировали единство рода. Род был олицетворением единства, и только единство могло спасти людей в час испытаний, единство, выносливость и терпение. Испытания на прочность приходили постоянно, одно за другим. Падеж животных или излишек ртов вызывали голод, голод побуждал к расширению охотничьих угодий и войне за землю с соседями. Война проверяла все: сплоченность и стойкость мужчин, преданность женщин, выносливость детей. В ряды воинов становились все, кто мог держать копье или каменный топор, родовичи сражались с мужеством отчаянья: победа означала жизнь, поражение — смерть. Заклинания и шаманские зелья приводили воинов в экстаз, они сами искали смерти в сражении и жертвовали жизнью ради рода. Малодушных и отступивших убивали стоявшие в задних рядах женщины: род не нуждался в трусах, а малодушие обрекало на смерть всех без различия пола и возраста. В случае поражения мужчины сражались до конца, а женщины, по обычаю, умерщвляли своих детей и кончали с собой под наблюдением одного из воинов. Обычай был милосерден: победители все равно перебили бы уцелевших, чтобы очистить для себя новую «экологическую нишу». Бежать же было бессмысленно: соседние роды не имели излишка пищи и не принимали чужаков, воспитанных в чуждых традициях. Побежденный Род погибал и его место занимал Род-победитель, одержавший верх благодаря сплоченности, силе и выносливости своих воинов. Естественный отбор во все времена стоял на стороне более сплоченных, сильных и выносливых. Это было главное, и поэтому вся жизнь Рода была посвящена воспитанию силы, сплоченности и выносливости в предвидении того рокового часа, когда все это потребуется в бою.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|