Воспитание выносливости. Жизнь рода
Воспитание выносливости Не так-то легко назвать человека братом и вручить ему свою жизнь. «Братья», мужчины рода, должны быть смелыми, выносливыми и сильными, должны быть настоящими товарищами на охоте и в бою. Они составляли ядро рода, «мужской союз» с его суровыми, таинственными обрядами. Вступить в этот союз, стать «братом» и полноправным мужчиной было дано не каждому, и подрастающих юношей ждал тяжелейший жизненный экзамен — инициация. «Свожу-ка каждого своего сына в лес, узнаю, к чему они способны», — говорит отец в русской сказке. Инициации обычно проводились в лесу, в особой хижине, внутри увенчанного черепами частокола. Из этой хижины суждено было вернуться не всякому, вход в нее изображал пасть чудовища, и вырваться из этой пасти могли лишь настоящие мужчины. Во время испытаний им запрещалось кричать, но все же многие путешественники по Океании с ужасом описывают вопли, раздающиеся из этой хижины. «Видимым символом такого посвящения является рассечение кожи спины от шеи вниз», — рассказывает один из очевидцев. Иногда под кожу пропускали ремни, на которых мальчиков подвешивали. В раны втирали перец, передние зубы выбивали, чтобы «придать лицу сходство с темными дождевыми тучами». Ногтями притыкали отверстие в носовой перегородке, потом заставляли танцевать науглях и обмазывали тело известью, чтобы оно имело вид трупа, проглоченного чудовищем. « Татинька, теперь прощай, я не ваш! — говорит мальчик, уводимый на инициацию. — Я теперь к чуду лесному отправляюсь на пожирание! ». Женщины ложились лицом вниз и испускали крики отчаяния: некоторым юношам, действительно, не суждено было вернуться. У австралийцев Варрамунга еще сохранились свидетельства тех времен, когда слабых убивали; другие погибали от ран. Трупы погибших рассекали, мальчиков заставляли проползти под ними, имитировали их смерть, ослепляли с помощью перца и заставляли молчать. Перенесшие все это назывались у ариев «дважды рожденными», что почти соответствовало действительности.
После окончания испытаний приходил черед тайной науки. Юношей учили обычаям рода, передаваемым по наследству охотничьим навыкам, «языку зверей». Они становились мужчинами-охотниками, но не могли жить вместе с родом, пока не женятся, не приведут в род женщину. Юноши-холостяки жили в «мужских домах» в глубине леса, сами охотились и сами готовили пищу. Это было продолжением жизненной школы — этап, на котором они должны были приобрести самостоятельность; лишь в случае крайней необходимости им разрешалось красть продукты в роду. Фольклор сохранил множество воспоминаний об этих разбойниках, «семи богатырях», живущих в лесу. Сохранились и описания современных «мужских домов» в Океании: «Дом этот стоит на столбах; некоторые столбы вырезаны в виде мужских и женских фигур. Бревно, по которому забирались к входной двери, также представляло мужскую фигуру с огромным фаллом. Входные двери были занавешены, чтобы ни одна женщина не могла заглянуть вглубь дома... и не подвергалась бы, таким образом, смерти»*. Женщинам запрещалось подходить к мужскому дому, но в то же время там часто можно было видеть девушку. «Василису Прекрасную», живущую с «семью богатырями». Эта девушка принадлежала обычно к тому же роду, и ее отношения с «братьями» носили особый характер: она считалась для них не женой, а сестрой, и появлявшихся у нее детей сразу убивали. Холостяки должны были найти себе жен из других родов — таков был древний закон экзагамии, унаследованный людьми от их предков. В поисках невест юноши устраивали любовные экспедиции, «улатиле»: прокрадывались к стоянкам другого рода и долго выжидали момента для знакомства. Девушки отвечали им взаимностью и иногда сами, тайком от матерей, группами приходили к стоянкам холостяков. Эти экспедиции были не вполне безопасны, особенно для юношей, ведь отношения между родами зачастую бывали враждебными. Любовные игры в кустах иногда прерывались нападениями отцов и братьев девушек. Иногда холостяки
______ * Schuts. S. Altersklassen und Mannerbunde. Berlin, 1902. «умыкали» невест. Однако обычно дело решалось мирно, путем обмена: кто-нибудь из братьев похищенной невесты отвечал тем же и брал себе в жены сестру похитителя. И вот, приведя в стойбище свою невесту, «дваждырожденный» юноша, наконец, становился настоящим мужем, братом всех мужчин стойбища. Обучение и испытания заканчивались, и впереди открывалась новая жизнь, жизнь воина и охотника, хозяина лесов и степей. Жизнь рода Мужчины были хозяевами в этой жизни, потому что они кормили род — от их охотничьей удачи зависела жизнь каждого. Женщины лишь изредка принимали участие в больших охотах, основными их занятиями были собирательство и выкармливание детей. Мужчины погибали на охоте и в войнах — поэтому женщины должны были рожать каждый год, и самые плодовитые женщины пользовались наибольшим уважением у мужчин. Детей было очень много, но воспитывали далеко не всех: численность рода ограничивалась размерами его угодий. Дети подвергались жестокому естественному и искусственному отбору, и чем больше рождалось детей, тем более выносливыми и сильными были те, кто доживал до совершеннолетия. Отбор начинался с момента рождения: еще недавно индейцы купали своих новорожденных зимой в холодной воде. Иногда в первые дни их не кормили и не одевали, зачастую дети ходили голыми до 10—12 лет. Отбор юношей завершался жестокими инициациями. «Сами туземцы иногда объясняют эти обряды желанием уменьшить население», — отмечал В. Я. Пропп. Отбор девушек производился менее строго: девушки предназначались для «обмена» с другими родами и рано или поздно уходили от своих родителей. Поскольку их рождалось гораздо больше, чем требовалось для обмена, то большинство новорожденных девочек сразу же убивали. Заболевших девочек алеуты убивали вплоть до четырех - шестилетнего возраста.
Со временем девочка становилась девушкой, а потом — женой. Австралийские охотники всецело распоряжались своими женами, могли одалживать. их другим мужчинам, обменивать на других женщин или на вещи. Муж мог оставить жену, не давая по этому поводу никаких объяснений. Но вместе с тем мужчина должен был заботиться о своей жене и защищать ее, если же он отказывался это делать, то за женщину вступались родовичи. Вдовы и старухи находились на иждивении рода, который уважал их жизненный опыт. Мужчины обычно не доживали до старости, и хранителями преданий и мистических тайн, колдунами и шаманами были женщины. Женщины находились в какой-то непостижимой для мужчин связи с природой, своим колдовством старухи вызывали живительный дождь и побуждали животных плодиться. Таинственная колдунья, повелительница звериного племени, превратилась в русских сказках в Бабу-Ягу. «Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом — И вдруг, откуда только взялись — побежали всякие звери, полетели цепкие птицы... » Старуха могла дать добрый совет, излечить от болезни, но могла и околдовать, наслать порчу, стоило только ей завладеть, волоском или ноготком жертвы. В Австралии колдун привязывал этот волос к копьеметалке вместе с пером сокола и жиром человека, а потом пел, повторяя имя жертвы, пока волосок не падал на землю. Это страшное колдовство обычно губило человека, как только он узнавал о нем. Шаманки могли многое: вынюхать «преступника», узнать волю Предка, превратиться в ворону и отогнать птиц — злых духов. Но ритуалы охотничьего культа обычно выполняли шаманы-мужчины, они рисовали на земле контуры зверей и, распевая заклятия, метали в них копья. Иногда охотники разыгрывали целые спектакли и шкурах животных с танцами и песнями. На стенах пещер они рисовали пораженных копьями лошадей и бизонов, эти рисунки образовывали целые галереи наподобие знаменитой галереи в пещере Монтеспан. Изображения бизонов, лошадей, мамонтов, сцены загонной охоты, пронзенный копьем бизон и распростертый рядом охотник, утыканный копьями макет медведя — все говорит о том, что пещеры были охотничьими храмами рода. Люди молились неведомому богу удачи, молились исступленно, выпрашивая для себя добычу и жизнь. Наутро они выходили на охоту, одинаково рослые и сильные, с одинаковой прической, говорящей об их принадлежности роду Волка, Ворона, Сокола... Опытнейшие охотники становились в засаду, а остальные растягивались в цепь загонщиков. Так повторилось изо дня в день, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Через тридцать тысяч лет после появления человека наступило время новых мутаций — таких, каких еще не случалось пережить человеку и его предкам...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|