В. И. Колосницын. Historia est magistra vitae!
В. И. Колосницын
Historia est magistra vitae! Да! «История учит жить», — говорил Цицерон. Посмотрите туда, вглубь, в эту бездну ушедших Тысячелетий, в этот космос из мириад судеб, и вы увидите... свою судьбу! Вы увидите ее в десятках вариантов, у нее будут разные лица, и ваши двойники будут говорить на разных языках, иногда слегка противореча друг другу. Но бросающие в дрожь совпадения вынудят нас признать: «Да. Они уже прошли этим путем... » Великая Октябрьская революция — уникальное событие в мировой истории. Можем ли мы искать ему аналогии в прошлом? Имеем ли право? — так стоял вопрос до недавнего времени. Сейчас как будто получен ответ: имеем. Ну а раз так, то давайте взглянем на этот мир без пристрастий. Желающий видеть да увидит. Вот социальная система Египта начала прошлого века: государственная промышленность, феллахи на отведенных им равных наделах получают зерно для посева и сдают в государственные амбары весь урожай. Помещиков нет, частная торговля под запретом, бюрократия всевластна, а над всем этим возвышаются тяжелые башни каирской цитадели — резиденции Мухаммеда Али Египетского. Что это? Социализм? Не стоит торопиться с ответом, лучше проследить истоки этой социальной системы, возникшей отнюдь не во времена Мухаммеда Али. Спускаясь по лестнице столетий, мы увидим, что эта система была традиционной для Египта и восходит к временам фараонов, что она видоизменялась во времени и в отдельные периоды базировалась не на индивидуальном труде государственных арендаторов, а на больших государственных хозяйствах с коллективным трудом «рабочих отрядов». Мы увидим, что подобные общества были распространены на Востоке, что аналогичные примеры дают Вавилония времен III династии Ура и ангкорская Камбоджа, Китай эпохи Тан, Вьетнам, Корея, Япония в раннее Средневековье. Мы увидим, что система равных наделов была лозунгом крестьянских революций и результатом социальных реформ, направленных на благо народа.
Продолжая наш экскурс в древность, мы убедимся также, что полной аналогии нет (и вряд ли она возможна вообще): в целом человечестве вы не найдете стопроцентных двойников. Но определенные элементы сходства все же имеются, и, по-видимому, там, на другом витке спирали, классовая борьба тоже приводила к Великим Революциям и возникновению социальных систем, основанных — по крайней мере формально — на идее социальной справедливости и равенстве. Итак, отдаленные аналоги все же существовали, и мы можем проследить их судьбу, соблюдая должную осторожность в выводах и избегая ненужных обобщений. Мы можем проследить обстоятельства их рождения и смерти и выявили определенные закономерности, не забывая, конечно, о том, что эти закономерности относятся к далекому прошлому, когда мир был иным. Наконец, мы можем просто окунуться в бесконечно богатый мир Истории, в этот «роман, бывший в действительности». Но начинать придется издалека, и первые главы этого романа неизбежно окажутся собранием легенд и гипотез, красота и изящество которых, к сожалению, еще не являются доказательством их истинности. Там, на заре истории, мы тоже видим социализм — овеянную легендами исконную традицию родового строя, — ту самую традицию, с которой сомкнулись чаяния революционеров древности. В дальнейшем, когда мы вступаем на твердую почву письменной истории, картина становится более реальной, и мы видим перед собой лица этих революционеров. Листы папируса и бамбуковые дощечки доносят до нас голоса и лозунги, удивительно созвучные нашему времени. Они предлагают нам даже социологические теории, вполне пригодные для объяснения как древней, так и сегодняшней реальности. «В древности... усилий не прилагали, а для жизни хватало, — писал Хань Фэй Цзы, — народ был малочисленный, а запасов было в избытке. Поэтому в народе не было борьбы. Ныне же иметь пять детей не считается много, а у каждого из них имеется еще по пять детей. Поэтому-то народ такой многочисленный, и испытывает недостаток в припасах, трудится изо всех сил, а пропитания все равно не хватает... Поэтому в народе идет борьба... »
Это — основная идея современной демографической концепции истории, создание которой связано для нас с именем Томаса Мальтуса: — До сих пор сущность и действие закона народонаселения не были поняты, — писал Мальтус. — Когда политическое неудовольствие присоединяется к воплям, вызванным голодом, когда революция производится народом из-за нужды и недостатка пропитания, то следует ожидать постоянных кровопролитий и насилий, которые могут быть остановлены лишь безусловным деспотизмом... — Мятежная толпа есть злейший враг свободы: она порождает и поддерживает тиранию. Перенаселение и голод порождают революцию и диктатуру, говорил Мальтус. Современные социологи могут лишь уточнить: социалистическую революцию и диктатуру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|