Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смерть Ши-хуана. Катастрофа




Смерть Ши-хуана

В этом году первый дракон умрет.

                     «Шицзи», гл. VI

 

 

Казалось, что Империя в изнеможении упадет на дорогу. Мил­лионы мобилизованных рабов умирали от истощения в трудовых ла­герях. Чтобы прокормить их, Ши-хуан увеличил в несколько раз на­логи на общины; в казну отбиралось 2/3 урожая. В результате «народ бежал целыми родами, селился, охраняя себя, в горах и в болотистой местности, лишь бы не быть занесенным в подворные списки»***. Ук­рывавшихся от налогов и мобилизаций вместе с родней обращали в рабов. «Все дороги были заполнены осужденными в багряных ру­башках, а тюрьмы были переполнены узниками, как базары людьми ми»****. Ши-хуан прилагал отчаянные усилия, чтобы восстановить управление Империей. Уже будучи больным, он возобновил инспекци­онные поездки по стране. Отчаяние делало его все более жестоким. «На тридцать шестом году... падающая звезда упала в области Дун-цзюнь, — говорит трактат «Шицзи». — Достигнув земли, она превра­тилась в камень; кто-то из черноголовых вырезал на этом камне сло­ва: «Ши-хуанди умрет, и землю империи разделят... ». Тогда забрали

__________

* 170x800 м.

** Сыма Цянь. Шицзи [61, с. 78].

*** Декрет императора Гао-цзу. Цит. по: [47, с. 175].

**** См.: Шан Юэ [75, с. 58].

и казнили всех, живших вблизи от этого места, а сам камень распла­вили на огне... »,

В воздухе витало предчувствие неизбежного конца. Повсюду го­ворили об угрожающих знамениях и пророчествах. «Ши-хуану было нерадостно, — пишет Сыма Цянь, — и он заставил ученых мужей сос­тавить стихи о святых праведниках и описание поездок, совершенных по Поднебесной, приказав музыкантам петь и играть их». Летом 210 года Сын Неба Цинь Ши-хуанди скончался в Шацю, возвращаясь в столицу после поездки на восток. Страшась надвигающихся событий, придворные скрыли его смерть. Гроб был установлен в закрытую ко­лесницу, чиновники подходили к ней и делали обычные доклады — до тех пор, пока кортеж не прибыл в Сяньян. По приезде в столицу был объявлен траур по всей Поднебесной. В глубокой тайне гроб был дос­тавлен к секретному входу в гробницу и спущен внутрь горы Лишань. По древнему обычаю вместе с императором захоронили сотни его на­ложниц из дворцов вокруг Сяньяна. «Погибших было множество, — пишет Сыма Цянь. — Когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и прятавшие цен­ности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэ­тому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы».

Цинь Ши-хуанди умер и был похоронен, но требовалось время, чтобы Поднебесная осознала случившееся. Раньше всех опомнился и начал действовать младший сын Ши-хуанди, Ху Хай. Еще по дороге в Сяньян он договорился с высшими сановниками и вскоре был провоз­глашен императором — в обход старших братьев. Вслед за этим раз­разилась кровавая драма: двенадцать сыновей покойного императора были публично казнены на улицах столицы, многие, по арийскому обычаю, бросились на мечи. Новый император Эр-ши истреблял всех соперников, — всех, кто сомневался в его правах. Погибли многие высшие чиновники, десять императорских дочерей были разорваны колесницами в Ду. «Число пострадавших было огромно», — пишет Сыма Цянь.

Резня Ху Хая оставила равнодушным народ Поднебесной; изнемогая от повинностей, он ожидал от Эр-ши другого. «Если бы Эр-ши... облегчил подати и сократил повинности, чтобы помочь на­роду, находящемуся в беде, упростил бы законы и сократил наказания... чаяния всего народа были бы удовлетворены... Поднебесная собралась бы вокруг него», — писал полвека спустя ученый Цзя И. Разваливавшуюся на части машину Империи еще можно было оста­новить, и Ли Сы советовал новому императору прекратить строительство дворца Афан. Но жестокий и слабовольный Эр-ши подпал под влияние клики евнухов во главе с Чжао Гао. Евнухи не выпускали

Эр-ши из дворца, а когда в зверинец приводили оленя, утверждали, что это лошадь, заставляя императора сомневаться в собственном разуме. Всеми делами руководил Чжао Гао, он распорядился казнить Ли Сы и ускорить строительство дворца Афан. Чжао Гао объявлял новые мобилизации, а в это время измученный народ пробуждался от оцепенения: до его сознания медленно доходило, что Цинь Ши-хуан умер.

Катастрофа

Из-за многих накопившихся в Цинь

слабо­стей Поднебесная распалась, как

обруши­вается стена дома, рассыпалась, как

раз­битая черепица.

           «Шицзи»

В последние годы жизни Ши-хуана лишь его имя, подобно цепям, стягивало Поднебесную в одно целое. Теперь эти путы исчезли, и ог­ромная машина Империи на полном ходу стала разваливаться на части. Беззвучно, как в кошмарном сне, порвалась стальная обо­лочка, и обнажилось кипящее чрево; кружась, разлетелись в разные стороны разорванные внутренности; а огромный остов по инерции продолжал нестись вперед, в черную бездну, к созвездию Гэдао и По­лярной Звезде. Память об этой катастрофе многие века хранили по­томки уцелевших.

«Чэнь Шэ был сыном простой семьи, у них в окнах торчали гор­лышки кувшинов, а двери навешивались на веревки. Он батрачил на людей, и поэтому скитался с места на место. По своим способностям он не достигал уровня даже среднего человека, он не обладал муд­ростью Конфуция и Мо Ди... Он просто шагал среди обыкновенных солдат; и с упорством поднимался, став десятником, а затем — сот­ником. Возглавив солдат, покинувших службу и разбежавшихся, он собрал отряд из нескольких сот человек и повернул их против Цинь. Из срубленных деревьев они делали оружие, из бамбуковых шестов — древки знамен. Поднебесная собиралась вокруг него, как кучатся облака, откликаясь на его призывы; воины, неся на себе провиант, двигались за ЧэныШэ, словно тени. Выдающиеся и храбрые мужи к востоку от гор дружно поднялись и покончили с родом Цинь»*.

Произошло то, что легисты считали невозможным, невероятным, абсурдным — восстание людей-клеток. Ши-хуан и его советники не представляли себе пределов возможного в эксплуатации покорных крестьян. Они гнали их плетьми на великие стройки, массами обраща­ли в рабов и увеличивали подати до 2/3 урожая. Это было в обычаях

_________

*Сыма Цянь. Шицзи [61, с. 105].

царства Цинь, где крестьяне издавна мало отличались от рабов. С ними можно было делать все, нужно было лишь следить за тем, чтобы они не голодали. Народ Цинь и пяти Срединных царств был приучен к бесконечному терпению десятью поколениями легистских чиновни­ков; Цинь Ши-хуан был уверен в бесконечном терпении рабов.

В этом и заключалась роковая ошибка легистов: они были уве­рены в народе пяти восточных царств, но существовало еще шестое царство. Оно занимало всю долину Голубой Реки, это было Великое Чу. Народ Чу не знал, что такое круговая порука и полицейское вос­питание, он сохранил свободолюбие и непокорность людей медного века. Старики в Чу еще помнили, как свободные общины избирали царей и как, объединившись, чусцы семьдесят лет назад прогнали Цинь на север. «Пусть даже в Чу останется только три семьи, но с Цинь покончит именно Чу», — говорили тогда чусцы. Теперь, семь­десят лет спустя, история повторилась. Батрак Чэнь Шэ поднял чуские общины против Цинь, и, собравшись на Великий Совет в Чэнь отцы-старейшины избрали его царем Чу. Некогда римский сенат сравнивали с собранием монархов, но собрание крестьянских ста­рейшин в Чэнь более достойно такого сравнения это был звездный час человечества: простые крестьяне во главе с батраком Чэнь Шэ преградили дорогу Левиафану.

Чэнь Шэ погиб в единоборстве с обреченной Империей, но Чу уже полыхало от поднесенного им факела. Крестьяне взялись за оружие, скрывавшиеся аристократы вышли из лесов, и на всех знаменах был один лозунг: «Великое Чу будет восстановлено! » Уцелевшие конфу­цианцы присоединились к движению, на стороне повстанцев сражал­ся восьмой потомок Конфуция, Кун Цзя. В деревенской глуши был найден потомок чуских ванов Синь, повстанцы отняли у него пасту­ший хлыст и вручили скипетр царства Чу. Сян Юй из рода наслед­ственных чуских маршалов стал полководцем двинувшейся на север полумиллионной армии.

К этому времени в северных царствах тоже разгорелась борьба. Уцелевшие чиновники Ци, Вэй и Чжао проводили мобилизацию в ар­мии воскресших царств и при поддержке с юга вели борьбу с Цинь. Однако пламя восстания на севере было слабым, оно колебалось и за­тухало, лишь Великое Чу могло противостоять Цинь. Летом 207 года чуская армия стремительным рывком переправилась через Хуанхэ, Сян Юй приказал «потопить все лодки и суда, разбить котлы и горш­ки для варки пищи, сжечь шалаши и хижины, он разрешил своим воинам взять продовольствие лишь на три дня, чтобы показать им, что они должны быть готовы умереть... ». «Каждый чуский воин драл­ся за десятерых, — пишет Сыма Цянь, — от боевых криков чуских сол­дат содрогалось небо». Армия Цинь была разгромлена в девяти сра­жениях под Цзюйлу; ее командующий Чжан Хань послал за подкреп­лением в столицу, но беспорядок при дворе Цинь был таков, что его посланец так и не смог пробиться к императору. Получив вместо подкрепления

одни угрозы, Чжан Хань сдался чусцам, 200 тысяч циньских солдат было перебито под Синьанем, военные силы Цинь были уничтожены.

Империя агонизировала. Одновременно с походом на север, чусцы послали большую армию на запад, в коренные земли Цинь. Ее коман­дующим был назначен сельский староста Лю Бан. «Надо послать че­ловека высоких достоинств, — говорили чуские отцы-старейшины, — который отправился бы на запад и, действуя по справедливости, об­ратился бы к отцам и старшим братьям в Цинь со словами убеждения. Ведь отцы и старшие братья в Цинь давно страдают от своих пра­вителей. Если ныне будет действительно найден и послан туда достойный человек, который не допустит притеснений и жестокостей, они наверняка склонятся к сдаче нам»*.

Крестьяне из Чу обратились к крестьянам Цинь с призывом унич­тожить остатки арийского государства, восстать против освященного Шан Яном сословного неравенства, против жестокости воинов, при­несших голову. Осенью 207 года войска Лю Бана прошли заставу Угуань и вступили в долину Вэйхэ. «Циньцы радовались их приходу, а армия Цинь разбегалась», — пишет Сыма Цянь. В столице Цинь ца­рила анархия, Эрши наконец решился устранить Чжао Гао, но евнух успел совершить государственный переворот и убить императора. Уцелевшие честные чиновники пытались спасти империю и устраива­ли покушения на Чжао Гао. Наконец, провозглашенный ваном брат Ши-хуана, Цзы Ин, собственноручно заколол этого развалившего империю негодяя и приказал разорвать его труп на части. Но было слишком поздно, Империя уже давно погибла, и ее обгорелые обломки вперемежку с трупами людей-клеток покрывали поля Поднебесной. Под столицей, среди золотистых осенних садов, стояла чуская армия, и циньские крестьяне наперебой угощали воинов вином и мясом. В ноябре 207 года циньский ван Цзы Ин, повязав шею веревкой, на простой телеге выехал из города и передал печать Сына Неба кресть­янину в высокой лыковой шляпе, будущему императору Лю Бану.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...