Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тучи на северо-западе. Социальный инженер в стране варваров




Тучи на северо-западе

Исход «восточных и» был итогом великого движения народов с северо-запада на юго-восток. Зародившись на просторах степи, Вторая Волна выплеснула на Великую Равнину племена ба и чжоу. Пройдя равнину от края до края, потомки степняков вышли к морю между устьями двух великих рек и обратили в бегство жившие на побережье народы. А на северо-западе тем временем степь собирала силы для нового удара. В VIII веке вдогонку Второй Волне устремились новые орды степняков. Повторяя путь чжоусцев, «собачьи жуны» вторглись в долину Вэйхэ, разгромили столицу Хао и у подножья горы Лишань расстреляли из луков чжоуского Ю-вана. К западу от Ущелья Трех Ворот образовалось жунское княжество Цинь, горы Тайхан и застава Ханьгу на. долгое время стали гра­ницей между западными варварами и Срединными царствами.

Вторжение жунов было лишь предвозвестием надвигающегося урагана. В то время как жуны жгли и грабили Хао, далеко на запа­де новые орды запрягали коней. В VIII веке обитавшие в ка­захских степях скифы видоизменили традиционную упряжь и научи­лись ездить верхом на лошади. За несколько десятилетий этот

народ сел на коней и превратился в страшное для окрестных стран племя конных лучников. Новое Фундаментальное Открытие, открытие всадничества, породило новую катастрофическую Волну. В начале VII века скифы разгромили киммерийцев, и вслед за этим лавина людей и лошадей обрушилась на Европу, заполнив ее до западных пределов. Около 674 года конные армии через Дербентский проход прорвались в переднюю Азию и вскоре докатились до ворот Египта. Наконец, на востоке передовые разъезды скифов миновали Гоби и около 666 года вышли на Хэбэйскую равнину.

Срединные царства оказались перед порогом новой катастрофы. В 660 году скифы ворвались на равнину, дошли до Желтой Реки и разгромили столицу княжества Вэй. На берегу Хуанхэ произошло страшное побоище: из населения Вэй уцелело только 730 человек. В 649 году под ударами скифских отрядов погибли княжества Вэнь и Сун, в 634 году скифы штурмом овладели столицей Чжоу и заставили бежать Сына Неба. Скифская конница господствовала на левом берегу Желтой Реки, но после каждого набега скифы возвра­щались на север — должно быть, в степи было еще просторно, и кочевники не испытывали желания остаться на равнине. Как бы то ни было, беда прошла стороной, Срединные княжества постепенно пришли в себя и организовали свои конные отряды. В 593 году зна­менитый полководец Сунь Линь-фу отбросил скифов с равнины и закрыл северную границу. Впоследствии здесь были расселены под­разделения конных лучников и построена пограничная стена с воро­тами, которые назывались «Ворота в Беспредельное». За стеной, в степи, начинался другой, враждебный мир, в течение четырех сто­летий там тлела неведомая жизнь, породившая во времена Хань страшные орды гуннов.

Продвигаясь вдоль отрогов Кунь-Луня, скифы должны были столкнуться с обитавшими в степи «собачьими жунами», братьями циньцев. Неизвестно, чем закончилось это столкновение, но через триста лет мы застаем конницу уже далеко на юге — в Юньнани и даже во Вьетнаме. Вероятно, потомки ариев, скифы и жуны, пере­мешались и создали новый народ конных лучников, носивших скиф­ские штаны и вооруженных короткими мечами-акинаками. Конные лучники резко усилили боевую мощь армии Цинь, и это княжество стало постоянно угрожать Срединным царствам.

Княжество Цинь было обычным арийским государством, сохра­нившим традиции степной жизни в те времена, когда они уже стали забываться на востоке. В Цинь не было городов, и его жители и не знали, что такое деньги; циньские роды по-прежнему владели мно­жеством туземных рабов, постоянно воевали друг с другом; преступ­ников и врагов истребляли до третьего колена, пленных тысячами закапывали заживо в землю. По смерти вана или главы рода его дружинники бросались на мечи, а в могилу укладывали сотни рабов. Восток испытывал страх перед жестокими варварами из Цинь. «Нрав

у циньцев сильный, — писал У Ци. — Люди там неуступчивы и преисполнены боевого духа». Так же, как и Чу, княжество Цинь располагалось в области низкого давления, и его не коснулись рево­люции, бушевавшие за горами Тайхан. Эти революции ничего не из­менили в отношениях Цинь и Срединных царств, Ся. Цинь попрежнему было враждебно Ся, и поэтому бегство Шан Яна к циньским варварам воспринималось на его родине как жестокое, вероломное предательство.

 

 

Социальный инженер в стране варваров

Ныне я изменил систему... Шан Ян. «Шан цзюнь шу» Шан Ян был учеником Ли Куя, первого министра Вэй. Он не сумел добиться значительной должности в своем царстве и долгие годы прозябал в бедности. «Посмотрите на современных ученых, — писал он позже, — одежонка их не скрывает даже кожи, желудки пусты, на душе тяжело, все четыре конечности утомлены, болят пять внутренних органов, и все же они расширяют свою деятель­ность. И движет ими не человеческая природа, а стремление к славе». Размышляя о всем этом, Шан Ян в конце концов решил, что не стоит «в унынии и печали сотни лет ждать, пока твое имя прославится в Поднебесной». И он поехал в Цинь, чтобы научить варваров цивилизованной жизни, преобразовать их государство по образцу Вэй и сделать варваров еще сильнее — вероятно, он хотел отомстить этим вэйскому Хуэй-вану.

На первой аудиенции у циньского Сяо-гуна Шан Ян говорил

о легистской теории управления, о том, чему он научился у Ли Куя и что было важно для восточных монархов. Однако правителя вар­варов не интересовали проблемы цивилизованных государств, и Сяо-гун едва не заснул под речи Шан Яна. Тогда перебежчик завел речь о другом, о том, что должно было увлечь воинственного кня­зя, — о войне и об армии. При­меняясь к обстоятельствам, Шан Ян предложил программу реформ, существенно отличающуюся от обычных легистских преобразо­ваний. Он не настаивал на ликвидации сильных родов и освобождении

крестьян, потому что это было еще невозможно в Цинь. Он хотел лишь прекратить частные войны, подчинить баронов военной дисциплине и создать из них ранговую иерархию во главе с правителем.

Система рангов во времена Шан Яна уже широко применялась в Срединных царствах, но то были чиновничьи ранги. Новизна идей реформатора заключалась в том, что он присваивал ранги лишь за военные заслуги. Первый ранг давался солдату, отрубив­шему в бою голову врага, таким образом, сословие обладателей рангов совпадало на практике со старинным арийским «сословием воинов, принесших голову». Эти воины были благородными потом­ками завоевателей, права которых Шан Ян официально закреплял в законе. Благородные обладатели рангов не платили никаких налогов, их не могли обратить в рабов, и только они могли обла­дать рабами: на каждый ранг полагался один зависимый человек, работающий на хозяина 6 дней в месяц. Низшие ранги предназ­начались простым воинам, третий ранг давали возничим колесниц, а ранги, начиная с девятого, присваивались родовой аристократии, бывшим баронам — «дафу». Аристократы в соответствии с рангом могли иметь сотни крепостных-туземцев и собственные дружины «воинов с мечами». Они носили особые одежды, после их смерти дружинники бросались на мечи, а на их могилах приносили чело­веческие жертвы.

Высшие ранги присваивал и отнимал правитель в зависимости от заслуг — по-видимому, именно эта идея заставила Сяо-гуна, забывшись, сползти с циновки и приблизиться к бедному просителю. Шан Ян предлагал дисциплинировать баронов, ограничить их родо­вые поместья, укрепить древние военные обычаи и объединить силы родов для завоевания восточных княжеств. Кроме того, он предлагал давать свободу рабам, которые сопровождают своих господ на войне и совершают воинские подвиги. Те же, кто не обладал мужеством, должны были остаться рабами, ибо такова была во все времена судьба слабых.

В 356—350 годах до н. э. реформы Шан Яна были проведены в жизнь. Бедный странствующий ученый стал первым министром могущественного царства, он подавил мятежи аристократов, наказал поддерживавшего их наследника и во главе реорганизован­ной армии нанес поражение царству Вэй. В 343 году циньский правитель Сяо-гун был признан гегемоном князей Поднебесной.

За 18 лет своего правления Шан Ян сумел одеть арийское го­сударство в цивилизованные одежды. В Цинь были введены бю­рократическая администрация, система уездов, централизованные налоги, уголовный кодекс. Оставшиеся независимыми туземные общины спустились с гор и обязались нести повинности. Покорив­шиеся туземцы не привлекались в армию и составляли сословие государственных крепостных — «личженей». Была проведена

перепись населения, жившие совместно жунские роды были разделе­ны на семьи и расселены по хуторам. Первый министр чувствовал себя просветителем варваров: «Раньше у племен жун и ди царства Цинь сохранялись старые обычаи... — писал он. — Ныне я изменил систему... » Увлекшись преобразованиями, Шан Ян кое-где забегал далеко вперед: пресекал еще неразвившееся ростовщичество, на­ционализировал производство соли и железа, поднимал целину — действовал так, как будто он находился не к западу, а к востоку от заставы Ханьгу. А между тем Цинь продолжало оставаться арийским государством, и. переодевшиеся бароны с нетерпением выжидали момента, чтобы броситься на ненавистного пришельца.

В 338 году умер Сяо-ван, перед смертью он хотел передать власть Шан Яну, но министр отказался — он еще не утратил чувства реальности. Судьба Шан Яна была предрешена уже давно, и ничто не могло ему помочь. Помнивший старую обиду наследник объявил министра вне закона, Шан Ян бежал на родину, в Вэй, но там не забыли его предательства. Два огромных государства охотились за одним человеком, и никто не желал укрыть его, потому что закон Шан Яна гласил: «Укрывший преступника несет одинаковую с ним ответственность». В конце концов Шан Ян попытался прорваться вместе со своей дружиной в Чжао, но был окружен циньской армией и взят в плен. После пыток он был разорван четырьмя колесницами на площади в Сяньяне, его труп возили по всему государству, и в «Цинь никто не пожалел о нем»*.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...