Объединение Поднебесной
Четырнадцать лет, прошедших от кончины Чжао-вана до совершеннолетия Ин Чжэна, были временем болезни Левиафана. Эта болезнь затронула в основном центральную нервную систему; в малолетство Ин Чжэна абсолютная власть Сына Нёба оказалась игрушкой в руках случайных людей — министра Люй Бу-вэя, некогда купца в Вэй, и императрицы-матери — некогда его наложницы. Годы их правления прошли в увлекательных политических и любовных интригах, закончившихся гибелью всех действующих лиц. В 238 году достигший совершеннолетия Ин Чжэн истребил всех любовников и фаворитов матери, а саму ее сослал в Юн. С самого начала своего правления Ин Чжэн обещал быть достойным приемником Чжао-вана. Друзьями молодого монарха были ученые-легисты и связки бамбуковых книг. «Кто-то доставил в Цинь книги Хань Фэй-цзы, — пишет Сыма Цянь. — Прочитав «Ропот одинокого» и «Пять паразитов», циньский ван в восхищении воскликнул: «Вот что мне нужно! Я готов пожертвовать жизнью ради того, чтобы встретиться и побеседовать с автором! » Историограф Ли Сы ответил: «Эти книги написал Хань Фэй... » Хань Фэй был крупнейшим теоретиком легизма после Ли Куя и Шан Яна. Так же, как и Ли Сы, он учился у знаменитого философа Сюнь-цзы во «Дворце наук у Западных Ворот». В 223 году Хань Фэй был приглашен в Цинь, и таким образом молодой монарх оказался среди целого созвездия легистских светил, причем он сам занимал в этом созвездии не последнее место. Это продолжалось недолго: ученые древности были гораздо менее уживчивы, чем ученые наших дней. Ли Сы, опасаясь за свое место, оговорил Хань Фэя и передал ему в тюрьму яд, чтобы он отравился прежде, чем Ин Чжэн разберется в этом деле.
Ин Чжэна в это время занимали другие вопросы. «Великий ван, — говорил ему Ли Сы, — с вашим могуществом можно уничтожить князей и, объединив Поднебесную, создать Империю с такой же легкостью, как выгребают золу из очага! » Это был первый пункт легистской программы объединения Китая. В правление Люй Бу-вэя восточные царства перестали признавать главенство Цинь. Теперь же Ин Чжэн и Ли Сы задумали не только подчинить их, но и полностью поглотить эти царства. Последняя война должна была завершиться созданием колоссальной Империи, объединяющей весь мир. В 230 году циньские войска лавиной двинулись на восток, и шесть царств развалились, как груда черепицы. Циньская конница и мужество воинов, принесших голову, решили судьбу восточных царств; эти царства ничего не могли противопоставить Цинь, их население уже более двух столетий воспитывалось в покорности и полностью утратило боевой дух. В 221 году покорение Востока было завершено. «В пятой луне в Поднебесной устроили великое пиршество», — пишет Сыма Цянь. Последняя война закончилась. «Поскольку весь честной народ жаждал обрести покой в своей жизни, все с открытым сердцем, как один, взирали на государя», — вспоминал ученый Цзя И. Ин Чжэн был провозглашен Ши Хуанди. «Мы будем титуловаться Ши-хуанди, Первый Высочайший Император, — гласил указ, — а потомки же наши будут называться согласно порядку престолонаследия: Эр-ши — второй, Сань-ши — третий, и так до десятков тысяч поколений будут чередоваться бесконечно... ». Ин Чжэн стал Высочайшим Императором, но Империю еще нужно было создать. К востоку от гор Тайхан лежали поверженными шесть гигантов, шесть царств, и нужно было создать из их тел Нового Левиафана. Цинь Ши-хуан отсек головы этих гигантов и уничтожил их нервную систему. Правители восточных царств были казнены, а чиновники интернированы под Сяньяном. Это было Великое Очищение: вместе с чиновниками были высланы на запад все те, кого легисты отождествляли с «пятью паразитами» — ростовщики и помещики, торговцы-спекулянты, конфуцианские ученые и кичливые аристократы. Сто двадцать тысяч семейств «благородных и сильных» в телегах под конвоем были свезены в район Сяньяна, под надзор столичного гарнизона.
В восточных царствах остался лишь простой народ, он был издавна приучен к покорности и должен был послужить податливой глиной для великого скульптора. Оружие шести разбитых армий было отобрано у населения и перелито в 12 колоссальных статуй, изображавших сказочных великанов. Над притихшим народом были поставлены новые чиновники, выходцы из Цинь,. В соответствии с законами Шан Яна, это были обладатели рангов, выслужившиеся воины, которых награждали чиновничьими постами. Построение новой административной машины было очередной задачей легистской программы объединения. Созданная в Цинь Ши-хуаном и Ли Сы новая бюрократическая пирамида могла показаться хрупким строением, возведенным на зыбкой почве. Огромная, только что покоренная страна, старинные общины за глиняными оградами — и на десять таких деревень... три(! ) чиновника: начальник тина, полицейский и дворник. Они почти не вмешивались в жизнь общин, лишь разбирали споры между ними и привлекали народ к выполнению повинностей. В уезде с населением в 50 тысяч человек была только маленькая канцелярия со списками жителей и склады для зерна, получаемого в счет налогов; никаких полицейских и оккупационных частей не полагалось. Секрет легистского управления заключался в воспитанной веками покорности людей-клеток: с «преступниками» и «бандитами» в уездах боролись сами же общинники, мобилизуемые в случае надобности циньским чиновником. Да и сами «преступники и бандиты» в понимании легистов могли появиться лишь в том случае, если их «мобилизовывал» какой-нибудь непокорившийся чиновник погибшего царства (по этой причине все чиновники и были интернированы в Сяньяне). Народ восточных царств, освобожденный от вредных влияний, представлял собой «чистый лист, на котором можно написать новые, самые красивые иероглифы». Выполняя программу легистских преобразований, Ши-хуан написал на этом «чистом листе» иероглиф «Цинь». Он перенес на восток традиционную социальную систему циньского царства — ту систему, которая обеспечила ему победу. Оформленное Шан Яном общество Цинь отличалось от восточных царств делением на сословие воинов и сословие «личженей». Цинь Ши-хуан ввел на востоке законы Шан Яна; он обращал в рабство родичей преступника и увеличивал повинности крестьян, обращаясь с ними, как с «личженями». Вместе с тем он создал сословие воинов: переселял бедняков из центральных районов на границу, присваивал им ранги и освобождал от повинностей. Администрация новых территорий также создавалась в соответствии с легистской теорией. Кормления старых чиновников были ликвидированы, новые чиновники получали лишь небольшие оклады, и их деятельность строго контролировалась инспекторами-юйши.
Верховным чиновником и инспектором Поднебесной был сам Цинь Ши-хуан. Не зная усталости, он год за годом объезжал свое государство, следя за ходом дел и выслушивая жалобы. Чтобы соединить все части страны, он распорядился построить огромные автобаны — «чидао». Ширина «чидао» равнялась 50 шагам, а посредине проходила еще одна—возвышавшаяся над остальной частью — дорога шириной три чжана; по этой дороге мог ездить лишь сам император. Запряженная шестеркой коней крытая колесница императора не раз проносилась по «чидао» с запада на восток и с севера на юг. В одну из таких поездок Цинь Ши-хуанди остановился у горы Ишань. «На 28 году своего правления император выехал в инспекционную поездку в далекие края. Поднялся на гору Ишань; многочисленные чиновники, сопровождавшие его, вспоминали о пройденном пути. Они вспомнили, в каком беспорядке находился тогда мир: земля была разделена на ряд самостоятельных владений, что вызывало междоусобные войны. Постоянные войны, приводившие к большим кровопролитиям, возникли еще в глубокой древности. Прошло много веков, прежде чем наступила эпоха пяти императоров, но и они не в силах были остановить эти войны. И лишь только ныне Ши-хуанди объединил Поднебесную в одну семью, и войны уже не возникают. Уничтожены бедствия, черноголовые обрели покой, выгода от мира будет длиться вечно... »* ____________ *Сыма Цянь. Шицзи. Цит. по: [47, с. 157].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|