Тигр у западных ворот
«Цинь — это хищник, ничем не отличающийся от тигра и волка» Сунь Цинь Через сто лет после преобразований Шан Яна царство Цинь посетил знаменитый социолог Сюнь-цзы, первый советник из «Дворца наук. у Западных ворот». Сюнь-цзы хотел своими глазами увидеть творение рук Шан Яна, этого великого «бинькэ»**, умершего страшной смертью. Ради этого он нарушил более крепкую, чем закон, заповедь: «конфуцианец да не войдет в Цинь». «Переступив его границы, — писал Сюнь-цзы, — я увидел нравы и обычаи его обитателей, бесхитростность его народа, строгость одежды, крайний страх перед начальством и послушание: я увидел перед собой народ древности». Что же хотел выразить великий философ этим до цинизма точным __________ * Чжангоцэ. См.: [5, с. 130]. ** Бинькэ — странствующий ученый. определением: «народ древности»? Ведь взлелеянная конфуцианцами «древность» — это было арийское государство времен У-вана и Чжоу-гуна, а «бесхитростный народ древности» — это были просто рабы... Большая часть населения Цинь действительно состояла из рабов, испытывавших «крайний страх перед начальством». В основном это были потомки туземцев, рабы воинов-ранговиков и государственные рабы, «личжени». Так же, как и во времена «древности», они жили общинами, вели свое хозяйство, несли барщину и платили оброки. К середине III века давление в долине Вэйхэ повысилось, появилась частная собственность; и то обстоятельство, что рабы владели землей, заставляло называть их иначе. Тем не менее, по сравнению с крестьянами восточных царств, это были действительно рабы: их повинности были гораздо более обременительны. Многие «личжени» происходили из посаженных на землю пленных, другие были обращенными в рабство родственниками преступников (в соответствии с законами Шан Яна все родственники преступника истреблялись или обращались в рабство)
Заслуженных воинов награждали рабами, но по закону раб-«личжень» мог и сам стать свободным воином, прослужив пять лет на границе. Когда воинов не хватало, цари освобождали «личженей» и селили их в военных поселениях на недавно завоеванных землях. По арийской традиции и по законам Шан Яна лишь мужество определяло место человека в обществе; сильные должны были быть господами, слабые — рабами. Если раб был смел и вынослив, он должен был стать воином. Жизнь благородных воинов, потомков завоевателей, нимало не напоминала жизнь «личженей». Воины владели небольшими поместьями, которые зачастую обрабатывали рабы, командир «пятерки» имел пять семей рабов. Полководцы, обладатели высших рангов, получали в кормление целые уезды и собирали в свою пользу часть государственных налогов. Эти потомки прежних. баронов были окончательно усмирены абсолютной властью. В 305 году после смерти У-вана они сделали последнюю попытку восстановить свое положение. «Шучжэн Чжуан вместе с другими крупными сановниками, с чжухоу и княжичами подняли бунт. Все они были казнены... и умерли позорной смертью», — пишет Сыма Цянь. Подавивший этот мятеж Чжао-ван правил железной рукой, переставлял сановников, как пешки, и, увольняя их в отставку, отнимал ранги и поместья. Его советниками были ученые-легисты из восточных княжеств, преемники Шан Яна — Се Вэнь, Ло Хуань, Вэй Жань. За сто лет легистского управления варварское княжество Цинь превратилось в Нового Левиафана, чудовищную помесь арийского государства и классической империи. Новый колосс отличался от своих восточных собратий огромными клыками и хищным нравом; все его строение было подчинено одной цели: рабы должны были кормить воинов, а воины — наносить удары. «Цинь — это хищник, ничем не
отличающейся от тигра и волка, — говорил Су Цинь, — правитель его стремится поглотить всю Поднебесную». Сословие воинов, принесших голову, определяло инстинкты этого хищника. Воины не жили в своих усадьбах под деревьями, каждую весну они уходили на восток за добычей. В них все еще жил кровожадный дух Степи, поддерживаемый новыми порциями степной крови — в IV веке в состав Цинь вошло несколько княжеств жунов и ди. Конница степняков должна была решить судьбу восточных княжеств. На востоке остро чувствовали надвигающуюся опасность. Армии пяти царств были многочисленны и хорошо организованы, но воспитанные в покорности крестьяне Ся были плохими солдатами. «Нрав у них мягкий, — писал У Ци, — правление справедливое, но народ устал от войны... У воинов нет готовности умереть». Угроза нового нашествия варваров становилась все более реальной. В 334 году странствующий ученый Су Цинь обратился к правителям Срединных царств с отчаянным призывом: «Пригласите всех полководцев и сянов Поднебесной собраться на реке Хуаньшуй, разъясните им суть дела и, зарубив белую лошадь, заключите союз... Если все шесть княжеств будут жить в дружбе, циньские войска никогда не посмеют пройти через заставу Ханьгу! » В следующем году был заключен великий Союз по Вертикали — «цзун», объединивший Поднебесную против Цинь. Су Цинь стал министром шести царств и маршалом объединенной армии, которая двинулась к западным границам. Коалиция могла выставить на поле боя миллионы солдат, десятки тысяч всадников и тысячи колесниц. Цинь устрашилось, и циньские войска «в течение пятнадцати лет не осмеливались выглядывать из-за заставы Ханьгу»*. Однако через пятнадцать лет союз распался. Естественный отбор вновь побудил шесть царств к междоусобной войне, а Цинь быстро оправилось от страха. В царствование Чжао-Вана (396—251 гг. ) началось решительное наступление на восток. Цинь старалось поглощать восточные царства по частям и сразу останавливалось, когда на горизонте появлялся призрак союза «цзун». В 293 году знаменитый генерал Бай Ци разгромил при Ицюе армии Вэй и Хань, обезглавив по арийскому обычаю 240 тысяч пленных. Ужас парализовал Срединные царства. В 279 году Бай Ци разбил чуские войска, проник далеко вниз по долине Голубой Реки и захватил столицу Чу, город Ин. Чу было присоединено к Цинь, но ненадолго: это царство было легко оккупировать, но покорить его было почти невозможно. В мирное время общины и роды Чу постоянно враждовали между собой, и эта рознь делала государство слабым — до тех пор, пока чужеземная оккупация не сплачивала общины в единое целое. Такие ситуации не раз повторялись в истории, начиная с 506 года, когда Чу было наводнено варварами — «и». «Тогда все общины объединились и напали
_________ * Сыма Цянь. Шицзи [62, с. 98]. на них. В течение одной ночи трижды разгромили чусцев и вновь поставили вана на престол», — говорит трактат «Чунцю гулян-чжуань». Нечто подобное произошло и на этот раз. В 276 году общины огромного государства объединились и изгнали циньские армии; это событие как бы приоткрывало завесу над будущим, но в те времена некогда было рассуждать о воле Неба. Циньские войска наступали по всему фронту. В 274 году под Хуяном была разбита вэйская армия, погибло 150 тысяч воинов; в 264 году Бай Ци захватил девять ханьских городов; наконец, в 260 году Цинь встретилось при Чанпине лицом к лицу с главой союза «цзун» — могущественным царством Чжао. Великая битва при Чанпине продолжалась более двух месяцев. В начале сражения циньские войска отступили перед полумиллионной армией Чжао вплоть до пограничной степи, но затем Бай Ци бросил в бой прославленную циньскую конницу. Конные лучники обошли фланги противника и окружили огромную армию Чжао. Узнав об этом, циньский Чжао-ван сам поехал на северный берег Желтой Реки, мобилизовал всех мужчин старше 15 лет и послал их навстречу чжаоскому подкреплению. Блокированная армия голодала больше месяца, чжаоские солдаты убивали и ели друг друга, но не сдавались. Их командующий, Чжао Ко, пытался пробить кольцо окружения сосредоточенными ударами, бросая сотни тысяч воинов на циньские укрепления. Он сам шел во главе ударного отряда и во время отчаянного штурма погиб, сраженный арбалетной стрелой. Бай Ци пообещал сохранить окруженным жизнь, и на сорок шестой день чжаоская армия капитулировала. То, что произошло вслед за капитуляцией, заставило содрогнуться Поднебесную. Циньский командующий изменил своему слову и приказал принести пленных в жертву Небу. Четыреста тысяч связанных воинов были живыми закопаны во рвах под Чанпином.
Восточные княжества были поражены ужасом, и их сопротивление ослабло. В 254 году князья Поднебесной явились в Цинь с изъявлением покорности. Чжао-ван захватил священные треножники чжоуской династии и провозгласил себя Сыном Неба. Цинь победило, но не смогло воспользоваться победой: через два года Чжао-ван скончался, и наступило длительное междуцарствие. «Бог войны», маршал Бай Ци, умер еще раньше. Осмелившийся перечить своему вану, он был разжалован в солдаты, а затем получил меч для почетного самоубийства. Сыма Цянь пишет, что перед смертью он раскаялся лишь в одном — в измене своим обязательствам под Чанпином.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|