Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тигр у западных ворот




    «Цинь — это хищник, ничем не

     отличающийся от тигра и волка»

                                           Сунь Цинь

Через сто лет после преобразований Шан Яна царство Цинь посетил знаменитый социолог Сюнь-цзы, первый советник из «Дворца наук. у Западных ворот». Сюнь-цзы хотел своими глазами увидеть творение рук Шан Яна, этого великого «бинькэ»**, умершего страш­ной смертью. Ради этого он нарушил более крепкую, чем закон, запо­ведь: «конфуцианец да не войдет в Цинь». «Переступив его гра­ницы, — писал Сюнь-цзы, — я увидел нравы и обычаи его обитате­лей, бесхитростность его народа, строгость одежды, крайний страх перед начальством и послушание: я увидел перед собой народ древ­ности».

Что же хотел выразить великий философ этим до цинизма точным

__________

* Чжангоцэ. См.: [5, с. 130].

** Бинькэ — странствующий ученый.

определением: «народ древности»? Ведь взлелеянная конфуцианца­ми «древность» — это было арийское государство времен У-вана и Чжоу-гуна, а «бесхитростный народ древности» — это были просто рабы... Большая часть населения Цинь действительно состояла из рабов, испытывавших «крайний страх перед начальством». В основ­ном это были потомки туземцев, рабы воинов-ранговиков и государ­ственные рабы, «личжени». Так же, как и во времена «древности», они жили общинами, вели свое хозяйство, несли барщину и платили обро­ки. К середине III века давление в долине Вэйхэ повысилось, появи­лась частная собственность; и то обстоятельство, что рабы владели землей, заставляло называть их иначе. Тем не менее, по сравнению с крестьянами восточных царств, это были действительно рабы: их по­винности были гораздо более обременительны. Многие «личжени» происходили из посаженных на землю пленных, другие были обращенными в рабство родственниками преступников (в соответствии с законами Шан Яна все родственники преступника истреблялись или обращались в рабство)

Заслуженных воинов награждали рабами, но по закону раб-«личжень» мог и сам стать свободным воином, прослужив пять лет на границе. Когда воинов не хватало, цари освобождали «личженей» и селили их в военных поселениях на недавно завоеванных землях. По арийской традиции и по законам Шан Яна лишь мужество определя­ло место человека в обществе; сильные должны были быть господами, слабые — рабами. Если раб был смел и вынослив, он должен был стать воином.

Жизнь благородных воинов, потомков завоевателей, нимало не напоминала жизнь «личженей». Воины владели небольшими по­местьями, которые зачастую обрабатывали рабы, командир «пятер­ки» имел пять семей рабов. Полководцы, обладатели высших рангов, получали в кормление целые уезды и собирали в свою пользу часть государственных налогов. Эти потомки прежних. баронов были окон­чательно усмирены абсолютной властью. В 305 году после смерти У-вана они сделали последнюю попытку восстановить свое положе­ние. «Шучжэн Чжуан вместе с другими крупными сановниками, с чжухоу и княжичами подняли бунт. Все они были казнены... и умерли позорной смертью», — пишет Сыма Цянь.

Подавивший этот мятеж Чжао-ван правил железной рукой, пе­реставлял сановников, как пешки, и, увольняя их в отставку, отнимал ранги и поместья. Его советниками были ученые-легисты из восточ­ных княжеств, преемники Шан Яна — Се Вэнь, Ло Хуань, Вэй Жань. За сто лет легистского управления варварское княжество Цинь прев­ратилось в Нового Левиафана, чудовищную помесь арийского госу­дарства и классической империи. Новый колосс отличался от своих восточных собратий огромными клыками и хищным нравом; все его строение было подчинено одной цели: рабы должны были кормить воинов, а воины — наносить удары. «Цинь — это хищник, ничем не

отличающейся от тигра и волка, — говорил Су Цинь, — правитель его стремится поглотить всю Поднебесную». Сословие воинов, при­несших голову, определяло инстинкты этого хищника. Воины не жили в своих усадьбах под деревьями, каждую весну они уходили на восток за добычей. В них все еще жил кровожадный дух Степи, поддержи­ваемый новыми порциями степной крови — в IV веке в состав Цинь вошло несколько княжеств жунов и ди. Конница степняков должна была решить судьбу восточных княжеств.

На востоке остро чувствовали надвигающуюся опасность. Армии пяти царств были многочисленны и хорошо организованы, но вос­питанные в покорности крестьяне Ся были плохими солдатами. «Нрав у них мягкий, — писал У Ци, — правление справедливое, но народ устал от войны... У воинов нет готовности умереть». Угроза нового нашествия варваров становилась все более реальной. В 334 году странствующий ученый Су Цинь обратился к правителям Срединных царств с отчаянным призывом: «Пригласите всех полководцев и сянов Поднебесной собраться на реке Хуаньшуй, разъясните им суть дела и, зарубив белую лошадь, заключите союз... Если все шесть княжеств будут жить в дружбе, циньские войска никогда не посмеют пройти че­рез заставу Ханьгу! » В следующем году был заключен великий Союз по Вертикали — «цзун», объединивший Поднебесную против Цинь. Су Цинь стал министром шести царств и маршалом объединенной армии, которая двинулась к западным границам. Коалиция могла выставить на поле боя миллионы солдат, десятки тысяч всадников и тысячи колесниц. Цинь устрашилось, и циньские войска «в течение пятнадцати лет не осмеливались выглядывать из-за заставы Хань­гу»*.

Однако через пятнадцать лет союз распался. Естественный отбор вновь побудил шесть царств к междоусобной войне, а Цинь быстро оправилось от страха. В царствование Чжао-Вана (396—251 гг. ) на­чалось решительное наступление на восток. Цинь старалось погло­щать восточные царства по частям и сразу останавливалось, когда на горизонте появлялся призрак союза «цзун». В 293 году знаменитый генерал Бай Ци разгромил при Ицюе армии Вэй и Хань, обезглавив по арийскому обычаю 240 тысяч пленных. Ужас парализовал Средин­ные царства. В 279 году Бай Ци разбил чуские войска, проник далеко вниз по долине Голубой Реки и захватил столицу Чу, город Ин. Чу было присоединено к Цинь, но ненадолго: это царство было легко ок­купировать, но покорить его было почти невозможно. В мирное время общины и роды Чу постоянно враждовали между собой, и эта рознь делала государство слабым — до тех пор, пока чужеземная ок­купация не сплачивала общины в единое целое. Такие ситуации не раз повторялись в истории, начиная с 506 года, когда Чу было на­воднено варварами — «и». «Тогда все общины объединились и напали

_________

* Сыма Цянь. Шицзи [62, с. 98].

на них. В течение одной ночи трижды разгромили чусцев и вновь поставили вана на престол», — говорит трактат «Чунцю гулян-чжуань».

Нечто подобное произошло и на этот раз. В 276 году общины ог­ромного государства объединились и изгнали циньские армии; это со­бытие как бы приоткрывало завесу над будущим, но в те времена не­когда было рассуждать о воле Неба. Циньские войска наступали по всему фронту. В 274 году под Хуяном была разбита вэйская армия, погибло 150 тысяч воинов; в 264 году Бай Ци захватил девять ханьских городов; наконец, в 260 году Цинь встретилось при Чанпине ли­цом к лицу с главой союза «цзун» — могущественным царством Чжао.

Великая битва при Чанпине продолжалась более двух месяцев. В начале сражения циньские войска отступили перед полумиллион­ной армией Чжао вплоть до пограничной степи, но затем Бай Ци бро­сил в бой прославленную циньскую конницу. Конные лучники обошли фланги противника и окружили огромную армию Чжао. Узнав об этом, циньский Чжао-ван сам поехал на северный берег Желтой Реки, мобилизовал всех мужчин старше 15 лет и послал их навстречу чжаоскому подкреплению. Блокированная армия голодала больше меся­ца, чжаоские солдаты убивали и ели друг друга, но не сдавались. Их командующий, Чжао Ко, пытался пробить кольцо окружения сосре­доточенными ударами, бросая сотни тысяч воинов на циньские ук­репления. Он сам шел во главе ударного отряда и во время отчаян­ного штурма погиб, сраженный арбалетной стрелой. Бай Ци по­обещал сохранить окруженным жизнь, и на сорок шестой день чжаоская армия капитулировала. То, что произошло вслед за капиту­ляцией, заставило содрогнуться Поднебесную. Циньский командую­щий изменил своему слову и приказал принести пленных в жертву Небу. Четыреста тысяч связанных воинов были живыми закопа­ны во рвах под Чанпином.

Восточные княжества были поражены ужасом, и их сопротивле­ние ослабло. В 254 году князья Поднебесной явились в Цинь с изъя­влением покорности. Чжао-ван захватил священные треножники чжоуской династии и провозгласил себя Сыном Неба. Цинь победило, но не смогло воспользоваться победой: через два года Чжао-ван скончался, и наступило длительное междуцарствие. «Бог войны», маршал Бай Ци, умер еще раньше. Осмелившийся перечить своему вану, он был разжалован в солдаты, а затем получил меч для почетного самоубийства. Сыма Цянь пишет, что перед смертью он рас­каялся лишь в одном — в измене своим обязательствам под Чан­пином.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...