Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья среднего возраста «пустое гнездо»




Партнерские функции:

— обновление супружеских отношений;

— приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

— творческое использование свободного времени;

— укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

— вхождение в роль бабушки (дедушки). Функции взрослого ребенка:

заботливое, но независимое отношение к родителям;

— поддержка их в новой роли пожилых людей.

Постаревшая семья

Функции пожилых родителей:

— формирование собственного отношения к смерти и одиночеству;

— изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

— приспособление к жизни на пенсии;

— соотнесенность привязанностей с возрастными изменениями;

— подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно завершить свой жизненный путь.

Функции детей пожилых родителей:

— наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о престарелых родителях;

— помогать им, если это необходимо, материально и духовно;

— подготовиться к окончательному уходу родителей;

— подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).

Приложение 2

Социально-демографические данные семьи

L

Степень родства ФИО Год рож­дения Об­разо­вание Место работы Долж­ность Рабочий телефон
Отец            
Мать            
Брат            
Сестра            

С кем проживает ребенок_

Домашний адрес________

Телефон

Бытовые условия жизни ребенка (общие условия, условия для

игр, отдыха, занятий)_______________________________________

Изменения:_____________________________________________

круг интересов семьи (или членов семьи)____________________

Отметить знаком +/ — наличие / отсутствие признака

Взаимоотношения в семье    
Атмосфера дружеская, теплая    
Отношения близкие, доверительные    
Отношения отчужденные    
Взаимопонимание ребенка с родителями    
Нет взаимопонимания    
Отметить знаком +/ — наличие / отсутствие признака
Особенности семейного воспитания    
Строгий контроль за поведением ребенка    
Родители сотрудничают с педагогами ДОУ    

Приложение 3

Договор о взаимных обязательствах МДОУ и родителей воспитанников

г.

________________ «____»_______________200_г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — Дет­ский сад №___, именуемое в дальнейшем «Детский сад», в лице

заведующего детским садом______________________, с одной сто­роны, и матерью (отцом, лицом, их заменяющим)______________,

именуемой в дальнейшем «Родитель» ребенка__________________,

с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследую­щем:

Обязанности детского сада

Зачислять ребенка в консультативный пункт детского сада, в группу кратковременного пребывания на________ч (время пребы­вания) на основании заявления Родителя.

Обеспечивать охрану жизни и здоровья ребенка, его интеллек­туальное, физическое и личностное развитие; осуществлять инди-

видуальный подход к ребенку, учитывая особенности его развития, заботиться об эмоциональном благополучии ребенка.

Обучать ребенка по программам, утвержденным Министерством образования РФ.

Организовывать предметно-развивающую среду (помещения, оборудование, учебно-наглядные пособия, материал для игр).

Организовывать деятельность ребенка в соответствии с его воз-: растом, индивидуальными особенностями, содержанием образова-тельных и коррекционных программ.

Предоставлять услуги педагогов дополнительного образования: английский язык, изостудия, лечебная физкультура.

Осуществлять медицинское обслуживание ребенка на период его пребывания в консультативном пункте детского сада.

Сохранять место за ребенком в консультативном пункте детско­го сада в случае его болезни, а также отпуска и временного отсут­ствия Родителя по уважительной причине (болезнь, командировка и пр.).

Обеспечивать сохранность имущества ребенка на период его пре­бывания в консультативном пункте детского сада.

Оказывать квалифицированную помощь Родителю в воспита-I нии и обучении ребенка, коррекции имеющихся отклонений в раз-! витии.

Соблюдать настоящий Договор.

Обязанности родителя

Соблюдать настоящий Договор.

Лично передавать и забирать ребенка у педагога, не передоверяя его лицам, не достигшим 16-летнего возраста.

Приводить ребенка в опрятном виде, чистой одежде и обуви.

Информировать детский сад о предстоящем отсутствии ребенка (отпуск, болезнь и пр.).

Взаимодействовать с консультативным пунктом детского сада по всем направлениям воспитания и обучения ребенка, активно участвовать в совместных мероприятиях.

Права детского сада

Отчислить ребенка при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его дальнейшему пребыванию в консультативном пункте.

Вносить предложения по совершенствованию воспитания ребен­ка в семье.

Расторгнуть настоящий Договор досрочно в случае систематиче­ского невыполнения Родителем своих обязательств, уведомив его об этом за 10 дней.

Права родителя

Вносить предложения по улучшению работы с детьми в кон­сультативном пункте детского сада.

Заслушать отчеты заведующего детским садом и педагогов о ра­боте консультативного пункта.

Расторгнуть настоящий Договор досрочно в одностороннем по­рядке, уведомив предварительно об этом руководителя детского сада за 10 дней.

Условия действия Договора

Договор действует с момента его подписания, может быть про­длен, изменен, дополнен по соглашению сторон.

Изменения, дополнения к Договору оформляются в виде прило­жения к нему.

Ответственность сторон

Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежа­щее выполнение обязательств.

7. Срок действия Договора с____________по_______________.

Юридические адреса и реквизиты сторон:

Родитель Детский сад

Подписи сторон: Родитель

Детский сад

Приложение 4

Карта обследования жизненного пространства ребенка

Карта предназначена для углубленного анализа факторов и усло­вий, определяющих образ жизни, отношения ребенка с микросо­циумом, мир его ценностей. Составляется при посещении ребенка на дому.

• Дата рождения ребенка (число, месяц, год). >

• Место рождения (город, село, область) и его экологическая характеристика (природные условия и их сохранность, наличие раз­рушающих природу источников, наличие экологически грязных и вредных производств, общественный транспорт, удаленность дома от большого скопления техники и людей).

• Географический характер места постоянного проживания.

• Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, нали­чие детской комнаты, двора, где ребенок может быть без присмотра взрослых).

• Физическое развитие ребенка (полностью здоров, хронически болен (чем именно), часто болеет).

• Культурно-бытовые условия домашней жизни: наличие специ­ального учебного уголка, комнаты-мастерской для занятий по ин­тересам; наличие книг, спортивного инвентаря, музыкальных ин­струментов; наличие бытовой техники, с которой постоянно имеет дело дома; наличие собственного уголка природы, животных, птиц, растений, за которыми он постоянно ухаживает.

• Культурно-гигиенические условия дома и двора (наличие дет­ской площадки, специальных предметов и инвентаря, предназна­ченных для физического развития ребенка).

• Отношение взрослых к домашним занятиям ребенка: рисова­нию, лепке и т.д. (поощрительное, заинтересованное, поддержива­ющее участие, контролирующее, равнодушное, отрицательное).

• Домашнее времяпрепровождение ребенка (самостоятельное, бесконтрольное, ребенок сам контролирует свое время, контроли­рует и свое время и занятия младших членов семьи).

• Часто ли ребенок конфликтует с членами семьи (родителями, старшими, младшими).

• Основное содержание любимых досуговых занятий: труд, об­щение, чтение, телевизор, музыка, игры, техника, занятие искус­ством, животными, растениями и т.д.

• Отношение взрослых к общению и друзьям ребенка (заинтере­сованное, равнодушное, негативное).

• Участвует ли в полезном труде по благоустройству своего дома (да, изредка, нет), двора (да, нет).

• Трудится ли вместе с родителями на приусадебном участке, даче (постоянно и охотно, только по просьбе взрослых).

• Считаются ли в семье с его мнением при принятии ответствен­ных домашних решений (постоянно, изредка, пока нет).

• Выделить типичные варианты его отношений со сверстниками в дошкольном учреждении (доброжелательные, взаимозаинтересо­ванные, преимущественно негативные).

Приложение 5 Психолого-педагогическая характеристика семьи

• Фамилия, имя, отчество ребенка. Возраст.

• Фамилия, имя, отчество родителей и других членов семьи. /. Демографическая характеристика семьи

Количество взрослых в семье, степень их родства с детьми. Ко­личество детей. Возраст членов семьи.

2. Социально-профессиональная характеристика семьи

Социальный статус родителей. Образование. Профессия (где ра­ботают в настоящее время). Режим работы.

3. Жилищно-бытовые условия

Количество комнат, их благоустройство (отдельная квартира, дом, совместное проживание нескольких семей), центральное отопление, отсутствие водопровода и т.д. Есть ли у ребенка своя комната, место для игр. Своя кровать, уголок для учебных занятий и т.д.

4. Культурный уровень семьи

Характеристика интересов родителей (путешествия, вязанье, те­атр и т.д.). Организация семейного досуга (активный, пассивный), проведение отпуска. Культурные традиции семьи (совместные празд­нования, дни рождения, обсуждение новых книг, фильмов, спек­таклей). Наличие в доме библиотеки, фонотеки, видеотеки.

5. Педагогическая характеристика семьи

Характеристика взаимоотношений между членами семьи: автори­тет, стиль отношения к детям (см. соответствующие классификации), положение ребенка в семье (младший, старший, средний, единствен­ный); наличие конфликта в семье между взрослыми. Особенности характеров членов семьи и их влияние на ребенка. Кто из взрослых пользуется авторитетом. Почему? Кто чаще занимается с ребенком. Сколько времени уходит на это ежедневно. Забота родителей о разно­стороннем воспитании ребенка. Трудности в воспитании (капризы, упрямство, непослушание, плаксивость и т.д.). Употребление алкого­ля, наркотических средств членами семьи, курение. Соответствует или нет домашний режим режиму дошкольного учреждения.

Приложение б

Создание в ДОУ «антистереотипной» этнопедагогической среды

Обучающая и развивающая предметно-пространственная среда, предоставляющая детям богатую и достоверную информацию о мно­гообразии социального мира, является необходимым условием вос-

питания критического отношения к существующим в обществе пре­дубеждениям. Оборудование помещений служит базисом для ини­циированных ребенком бесед и предлагаемых педагогом видов дея­тельности. Среда должна удовлетворять следующим основным тре­бованиям:

• предоставлять информацию о всех детях, семьях и персонале образовательного учреждения. Фотографии и иллюстрации, отража­ющие различные национальные особенности, социальное положе­ние и условия жизни детей и педагогов, должны быть привлека­тельными;

• если группа детей этнически гомогенна, в среде должна при­сутствовать информация о крупных расово-этнических группах ре­гиона, общества в целом;

• книги, игрушки и другие учебные пособия должны правильно отражать повседневную жизнь людей в России, их деятельность в рабочие, выходные, праздничные дни;

• следует чередовать информацию о различных социальных груп­пах во избежание возникновения у детей ложного представления о том, что люди с темным и смуглым цветом кожи практически не встречаются на территории России;

• нужно предоставлять информацию о разных типах семей: «тра­диционные семьи» (мать, отец, дети); матери или отцы-одиночки; семьи, где роль родителей играют один из родителей и бабушка, или только бабушка, межрасовые и мультиэтнические семьи; при­емные родители; семьи, где есть взрослые или дети с ограниченны­ми возможностями;

• помещение должно выглядеть эстетично и включать предметы быта, гравюры, скульптуры и ткани, отражающие культуру людей разных этнических групп;

• среда должна предоставлять широкие возможности для озна­комления с различными языками и музыкой, отражающей много­образие культурных традиций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...