Основные периоды развития семьи
Основные периоды развития семьи могут быть описаны через эволюцию функций ее членов, определяющих следующие стадии. 1. Стадия формирования семьи Партнерские функции: — осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; — создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих; — развитие взаимопонимания на основе свободного проявления своих чувств; — налаживание отношений с родителями и другими родственниками; — беседы между супругами о браке и будущем семьи. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем Родительские функции: — привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; — подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; — адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка; — создание в семье атмосферы, благоприятной для ребенка; — забота о потребностях ребенка; — распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком. Функции ребенка: — ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; — появление привязанностей; — овладение навыками простейшего социального взаимодействия; — развитие координации движений рук и глаз; — овладение словами, короткими фразами, речью. Семья с ребенком дошкольного возраста Функции семьи и родителей: — формирование интересов и потребностей ребенка; — преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд; — поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; — привыкание к возросшим в связи с рождением ребенка материальным затратам; — распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
— поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях; — сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); — выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей. Функции ребенка: — привыкание к самостоятельности; — выполнение родительских требований по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); — приспособление к запретам со стороны родителей; — проявление интереса к товарищам по играм; — стремление быть как мама или папа. Семья школьника Функции семьи и родителей: — воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям; — поддержка увлечений ребенка; — дальнейшее развитие взаимоотношений в семье; — взаимодействие с родителями других школьников. Функции ребенка: — получение навыков, необходимых для школьного образования; — стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; — постепенный отход от родителей, осознание себя личностью, которую любят и уважают; — включенность в группу сверстников, совместная с ними деятельность; — знакомство с правилами поведения и моралью группы; — расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли; — осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира. Семья с ребенком старшего школьного возраста Функции семьи и родителей: — передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; — подготовка к новому периоду жизни семьи; — определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; — поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
— воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, собственном примере взрослого мужчины, добропорядочного супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, женщины и матери); — понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к личности. Функции подростка: — положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; — прояснение для себя роли мужчины или женщины; — ощущение принадлежности к своему поколению; — достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; — выбор профессии, стремление к материальной независимости; — подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи; — постепенное формирование собственного мировоззрения. i Семья с взрослым ребенком, входящим в мир Функции родителей: — отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; — внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях всегда получит помощь под родительским кровом; — создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; — забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; — спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки; — создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей. Функции молодых: — осознание себя самостоятельным человеком, умеющим отвечать за свои поступки; — создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемле-мых отношений со своим будущим супругом(ой); — положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; — создание собственной системы ценностей мировоззрения, своего ''уклада жизни; — знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|