Изучение многообразия культур
При проведении опроса воспитателей в ДОУ № 65 Алтайского края анализ ответов на вопросы анкеты показал, что 94% респондентов ответили утвердительно о необходимости целенаправленной работы с детьми в области поликультурного воспитания. По мнению всех участников опроса, подобная работа может способствовать формированию позитивного отношения к культуре других народов. При этом 48% респондентов считают целесообразным знакомить детей с культурой народов Алтайского региона (включая алтайскую коренную культуру); 30% опрошенных считают необходимым при работе с детьми учитывать этнические общности планетарного уровня. На вопрос: «Можете ли Вы подобрать материал для ознакомления с этнической культурой других народов?» — 97% респондентов ответили положительно, при этом 55% опираются на опыт по ознакомлению детей с народным творчеством, а 9% опрошенных используют методические рекомендации по интернациональному и патриотическому воспитанию, 36% используют знания этнопедаго- гики. Детей знакомят только с праздниками, отмечаемыми разными народами, с экзотической пищей и традиционной одеждой разных народов, но не с повседневной жизнью семей наших современников различной национальности. Такой подход напоминает своего рода туризм и создает стереотипное представление о национальных культурах. Разнообразие культур — это многочисленные пути решения повседневных проблем и удовлетворения потребностей человеческого существования. Дети обретают свою культурную и этническую идентичность постепенно", первый опыт ребенок получает в семье, затем на него оказывают воздействие окрестное окружение, школа, церковь, средства массовой информации. Маленькие дети часто не имеют четких критериев определения принадлежности человека к той или
I иной этнической группе и нуждаются в помощи для осознания собственной этнической и культурной принадлежности. Основными задачами обучения являются: • поощрение детской любознательности и эмпатическое узнавание культурного многообразия; • помощь детям в критической оценке несправедливых слов и действий в отношении людей иной этнической и культурной принадлежности; • формирование у детей знаний родной культуры и воспитание у них гордости за свою культурную принадлежность. Культурная идентификация детей формируется во взаимосвязи с образом жизни их семей. Знания о культуре других народов также должны строиться на осознании ребенком семейных традиций. Студентами кафедры дошкольного образования педагогического факультета БГПУ было опрошено около 150 супружеских пар, имеющих детей в возрасте 6—7 лет. Родителям предлагались следующие вопросы анкеты (приводим выборочные ответы на них): — нужно ли включать в репертуар дошкольного учреждения народную музыку, песни? Подавляющее большинство родителей (78%) ответили — «нет», есть «более современная музыка»; — пели ли вы детям колыбельные песни? И какие? Большинство родителей (91%) ответили утвердительно. Однако ответом на вторую часть вопроса стало перечисление современного эстрадного репертуара. Из народных песен в подавляющем большинстве случаев называлась «Баю-баюшки баю, не ложись на краю»; — нужно ли знакомить детей с культурой своего народа? Большинство родителей (68%) ответили утвердительно; — с культурой какого народа, кроме русского, вы бы хотели познакомить детей? Здесь ответы отличались в зависимости от этнической принадлежности родителей. Русские, украинцы, белорусы предпочли «зарубежные страны», чаще всего имелись в виду США или Германия. Этнические немцы — «немецкую». Практически никто из родителей (кроме 3% опрошенных) не вспомнил об алтайской коренной культуре, о существовании на территории Алтайского края немецкого района (кроме этнических немцев); 37% респондентов не придерживаются в семье никаких национальных традиций, при этом 57% уверены, что их дети обладают достаточными знаниями о своей стране, своем народе и культуре.
Большинство родителей (90%) заявили, что знания о стране важны для них самих, 87% подтвердили важность этих знаний для ребенка. При этом 9% родителей (все они русские) уверены, что в наше время эти знания абсолютно не нужны. Обращает на себя внимание и тот факт, что среди русских наи-' более типичным было высказывание об отсутствии каких-либо национальных традиций в семье. Вероятно, это связано не только с тем, что 70% опрошенных были русскими, но и рядом других причин. Возможно, некоторые традиции русского народа настолько прочно вошли в быт, что на уровне обыденного сознания не выделяются. Другой возможной причиной является стандартизация жизни в России (тот самый средний уровень городской культуры), которая стирает всё своеобразие национальной культуры. Вряд ли в ближайшее время влияние семьи обеспечит в массовом порядке приобщение детей к истокам национальной культуры. Поэтому содержание обучения должно предполагать: • знакомство с повседневной жизнью, стилем общения, профессиональной деятельностью и домашними занятиями членов семей каждого ребенка, а также традиционной для разных семей пищей и праздниками; • изучение способов эмоционального реагирования, потребностей и видов деятельности, общих для всех людей (смех и плач, питание и сон, работа по дому и вне его); • расширение представлений детей об истоках культурно-этнического многообразия России, об истории заселения Сибири, Алтайского края; • знакомство с произведениями искусства, предметами быта и фольклором народов России (Сибири, Алтая). Методы обучения 1. Создание фотоальбома «Наши семьи», каждая страница которого посвящена ребенку или одному из членов семьи. В альбоме должна быть представлена информация о том, кто живет вместе с ребенком, какую работу он выполняет дома и вне его.
«Это семья Мансура. Он живет с... О нем заботятся его мама, папа, бабушка, тетя, дядя. Они работают в...» Педагогу следует учесть, что некоторые члены семьи временно или постоянно безработные, и сосредоточить внимание на том, что они делают, а не где работают. Дети могут взять фотоальбом домой, чтобы прочитать истории семье. 2. Чтение книг о семьях, принадлежащих к тем же этническим группам, что и дети в образовательном учреждении. Обсуждение сходства и различий образа жизни героев книг и детей той же этнической принадлежности. Чтение и обсуждение книг о современной жизни коренных народов Алтая, а также о представителях различных профессий. Рекомендуется иметь в группе книги о людях разной национальности и социального статуса и читать их детям вслух. Все книги должны находиться в свободном доступе для детей. 3. Обсуждение этнических и культурных особенностей при помощи персонажей-кукол. Истории, проиллюстрированные с помощью кукол, могут усилить впечатления и конкретизировать представление детей о специфическом образе жизни семей, а также расширить их кругозор за счет дополнительных знаний о многообразии. Расскажите, что происходит с куклами-персонажами в их семье, школе, микрорайоне. Включите истории о повседневной жизни и праздниках. Познакомьте детей с языком, предметами обихода, пищей, музыкой. Обсудите проблемы, порожденные расизмом и предубеждениями общества в отношении этнических и культурных различий. Например, расскажите о происшествии, случившемся с украинской куклой, когда она пошла гулять, в школу, магазин. Прочитайте детям вслух какой-нибудь отрывок из книги по-немецки и спросите, что они чувствуют, когда не понимают слов, и что могла почувствовать кукла в этой ситуации. Расскажите историю о том, как одну куклу дразнили за ее азербайджанское происхождение, о ее чувствах, о том, что она сделала, чтобы постоять за себя. 4. Рассматривание предметов быта, одежды, музыкальных инструментов, используемых в разных культурах. Например, можно взять китайскую сковороду, пароварку и чашки для риса; барабан и гитару. Если ребенок смеется над незнакомым предметом, следует объяснить, что нельзя смеяться над вещью, используемой в семье другого ребенка, и показать, как правильно ею пользоваться.
5. Приготовление и предоставление детям возможности попробовать национальные блюда, традиционную пищу разных народов. Не следует допускать возникновение стереотипов в отношении пищи. Например, если предлагается блюдо русской кухни, нужно подчеркнуть, что это одно из блюд, которые едят некоторые русские. Нельзя говорить: «Это то, что едят русские, узбеки, китайцы». Полезно и познавательно включать в рацион детей пищу, отражающую культурное многообразие. Весьма важно научить детей вежливо отказываться от пищи, не проявляя пренебрежения. Педагог может лишь предложить блюдо, но не заставлять ребенка его есть. Если дети высмеивают пищу или называют ее «гадостью», следует немедленно вмешаться, объяснить, что так отзываться невежливо, и показать приемлемые способы реагирования, используя метод словесного упражнения, часто применяемого в этнопедагогике. Например: «Я никогда этого не пробовал раньше! На что это похоже?» Или: «Нет, спасибо, я сыт». Язык — основной элемент культуры. Он исключительно важен для развития ребенка. В образовательном учреждении следует создать богатую языковую среду, наполнить ее словами письменной и устной речи, и не только русской. Начать можно с родного языка тех детей, которые посещают детский сад, школу, а затем перейти к другим языкам. Педагогу вовсе не обязательно владеть всеми языками: можно использовать словари, газеты, прибегнуть к помощи родителей или друзей. Если в группе есть дети, говорящие на разных языках, можно сделать специальные альбомы «Как мы говорим» с картинками и наиболее распространенными и употребляемыми словами: хлеб, молоко, мама. Полезно использовать эти альбомы во время бесед с детьми. Приложение 7 Работа ДОУ в микросоциуме Работа ДОУ № 41 (г. Славгород) в микросоциуме направлена на ознакомление детей с окружающей действительностью (схема 2). Ведущие идеи в построении связей с микросоциумом: • адекватность ДОУ изменениям в обществе, региональной и местной образовательной политике; • трансляция положительного имиджа ДОУ в городе; • установление широкого круга коммуникаций с различными социальными группами в городе и ближайшем окружении; • формирование обязанностей ДОУ по отношению к социуму. Школа № 5 • Раннее обучение иностранному языку.
• Совместная педагогическая деятельность учителей и воспитателей. • Подготовка детей к школе Библиотека школы №5 • Экскурсии. • Организация занятий по формированию духовно-нравственной культуры ЦЦЮТ • Встреча с кружковцами. • Посещение выставок Спорткомплекс • Художественная, ритмическая гимнастика. • Спортивные соревнования ДОУ № 41 Центр социальной помощи семье и детям Аллея Победы • Экскурсии. • Организаци занятий, посвященных культурно-историческим традициям города. • Ознакомление с городом ПМК-176, котельная, магазины, почта, аптека, парикмахерская, стоматологический кабинет (ознакомление детей с профессиональным статусом родителей) Схема 2. Система внешних связей ДОУ Также составляется социальный портрет ДОУ, содержащий: характеристику микрорайона: карта микрорайона (прилегающие к ДОУ территории, объекты социально-бытовой, культурно-развлекательной, образовательной сфер, схема дорог, маршрутов и остановок транспорта и т.д., карта-схема жилых домов и других объектов); описание природной, материальной, социальной и бытовой сред проживания жителей: общее число жителей в социуме, из них детей; средний возраст взрослого населения; половой состав; национальный состав жителей; социальный и профессиональный состав; образовательный уровень жителей; общее количество семей в микрорайоне, из них полных с бабушками и дедушками, полных без бабушек и дедушек, неполных, бездетных, имеющих одного ребенка, имеющих двух детей, многодетных семей, имеющих детей старшего школьного возраста, семей беженцев и вынужденных переселенцев; сведения о социально-экономических и социально-педагогических нуждах и потребностях семей, детей, молодежи, связанных с организацией труда, учебы и досуга несовершеннолетних и молодежи. Все полученные данные позволяют осуществлять воздействие на семью-систему не вслепую. (Предполагается, что карту составляет социальный педагог или психолог.); описание социальной среды ДОУ: утопок природы, огород; комната сказок; студия изобразительного искусства; лаборатория; «комната Монтессори»; комната детского экспериментирования; кабинет немецкого языка; кабинет психолога; спортивная площадка; традиции ДОУ:
Приложение 8 Контрольные для родителей № 1 Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потребности ребенка быть признанным, и выберите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).
№2 Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потребности ребенка в защите, чувстве уверенности и надежности, и выберите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).
№3 Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потребности ребенка в признании, и выберите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).
№4 Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потребностей ребенка любить и быть любимым, и выберите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).
№5 Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потребности ребенка в похвале, и выберите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).
№6 Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потребности ребенка в дисциплине, и выберите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).
Приложение 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|