Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение многообразия культур




При проведении опроса воспитателей в ДОУ № 65 Алтайского края анализ ответов на вопросы анкеты показал, что 94% респон­дентов ответили утвердительно о необходимости целенаправленной работы с детьми в области поликультурного воспитания. По мне­нию всех участников опроса, подобная работа может способствовать формированию позитивного отношения к культуре других народов. При этом 48% респондентов считают целесообразным знакомить детей с культурой народов Алтайского региона (включая алтайскую коренную культуру); 30% опрошенных считают необходимым при работе с детьми учитывать этнические общности планетарного уровня. На вопрос: «Можете ли Вы подобрать материал для ознакомле­ния с этнической культурой других народов?» — 97% респондентов ответили положительно, при этом 55% опираются на опыт по озна­комлению детей с народным творчеством, а 9% опрошенных ис­пользуют методические рекомендации по интернациональному и патриотическому воспитанию, 36% используют знания этнопедаго-

гики.

Детей знакомят только с праздниками, отмечаемыми разными народами, с экзотической пищей и традиционной одеждой разных народов, но не с повседневной жизнью семей наших современни­ков различной национальности. Такой подход напоминает своего рода туризм и создает стереотипное представление о национальных

культурах.

Разнообразие культур — это многочисленные пути решения по­вседневных проблем и удовлетворения потребностей человеческого существования. Дети обретают свою культурную и этническую иден­тичность постепенно", первый опыт ребенок получает в семье, затем на него оказывают воздействие окрестное окружение, школа, цер­ковь, средства массовой информации. Маленькие дети часто не имеют четких критериев определения принадлежности человека к той или

I

иной этнической группе и нуждаются в помощи для осознания собственной этнической и культурной принадлежности. Основными задачами обучения являются:

• поощрение детской любознательности и эмпатическое узнава­ние культурного многообразия;

• помощь детям в критической оценке несправедливых слов и действий в отношении людей иной этнической и культурной при­надлежности;

• формирование у детей знаний родной культуры и воспитание у них гордости за свою культурную принадлежность.

Культурная идентификация детей формируется во взаимосвязи с образом жизни их семей. Знания о культуре других народов также должны строиться на осознании ребенком семейных традиций.

Студентами кафедры дошкольного образования педагогического факультета БГПУ было опрошено около 150 супружеских пар, име­ющих детей в возрасте 6—7 лет. Родителям предлагались следующие вопросы анкеты (приводим выборочные ответы на них):

— нужно ли включать в репертуар дошкольного учреждения на­родную музыку, песни? Подавляющее большинство родителей (78%) ответили — «нет», есть «более современная музыка»;

— пели ли вы детям колыбельные песни? И какие? Большин­ство родителей (91%) ответили утвердительно. Однако ответом на вторую часть вопроса стало перечисление современного эстрадного репертуара. Из народных песен в подавляющем большинстве случа­ев называлась «Баю-баюшки баю, не ложись на краю»;

— нужно ли знакомить детей с культурой своего народа? Боль­шинство родителей (68%) ответили утвердительно;

— с культурой какого народа, кроме русского, вы бы хотели познакомить детей? Здесь ответы отличались в зависимости от эт­нической принадлежности родителей. Русские, украинцы, белорусы предпочли «зарубежные страны», чаще всего имелись в виду США или Германия. Этнические немцы — «немецкую». Практически ник­то из родителей (кроме 3% опрошенных) не вспомнил об алтайс­кой коренной культуре, о существовании на территории Алтайско­го края немецкого района (кроме этнических немцев); 37% респон­дентов не придерживаются в семье никаких национальных традиций, при этом 57% уверены, что их дети обладают достаточными знани­ями о своей стране, своем народе и культуре.

Большинство родителей (90%) заявили, что знания о стране важны для них самих, 87% подтвердили важность этих знаний для ребенка. При этом 9% родителей (все они русские) уверены, что в наше время эти знания абсолютно не нужны.

Обращает на себя внимание и тот факт, что среди русских наи-' более типичным было высказывание об отсутствии каких-либо на­циональных традиций в семье. Вероятно, это связано не только с тем, что 70% опрошенных были русскими, но и рядом других при­чин. Возможно, некоторые традиции русского народа настолько проч­но вошли в быт, что на уровне обыденного сознания не выделяют­ся. Другой возможной причиной является стандартизация жизни в России (тот самый средний уровень городской культуры), которая стирает всё своеобразие национальной культуры.

Вряд ли в ближайшее время влияние семьи обеспечит в массо­вом порядке приобщение детей к истокам национальной культуры. Поэтому содержание обучения должно предполагать:

• знакомство с повседневной жизнью, стилем общения, про­фессиональной деятельностью и домашними занятиями членов се­мей каждого ребенка, а также традиционной для разных семей пи­щей и праздниками;

• изучение способов эмоционального реагирования, потребно­стей и видов деятельности, общих для всех людей (смех и плач, питание и сон, работа по дому и вне его);

• расширение представлений детей об истоках культурно-этни­ческого многообразия России, об истории заселения Сибири, Ал­тайского края;

• знакомство с произведениями искусства, предметами быта и фольклором народов России (Сибири, Алтая).

Методы обучения

1. Создание фотоальбома «Наши семьи», каждая страница кото­рого посвящена ребенку или одному из членов семьи. В альбоме должна быть представлена информация о том, кто живет вместе с ребенком, какую работу он выполняет дома и вне его.

«Это семья Мансура. Он живет с... О нем заботятся его мама, папа, бабушка, тетя, дядя. Они работают в...» Педагогу следует учесть, что некоторые члены семьи временно или постоянно безра­ботные, и сосредоточить внимание на том, что они делают, а не где работают. Дети могут взять фотоальбом домой, чтобы прочитать истории семье.

2. Чтение книг о семьях, принадлежащих к тем же этническим группам, что и дети в образовательном учреждении. Обсуждение сходства и различий образа жизни героев книг и детей той же этни­ческой принадлежности. Чтение и обсуждение книг о современной жизни коренных народов Алтая, а также о представителях различ­ных профессий. Рекомендуется иметь в группе книги о людях раз­ной национальности и социального статуса и читать их детям вслух. Все книги должны находиться в свободном доступе для детей.

3. Обсуждение этнических и культурных особенностей при помо­щи персонажей-кукол. Истории, проиллюстрированные с помощью кукол, могут усилить впечатления и конкретизировать представле­ние детей о специфическом образе жизни семей, а также расширить их кругозор за счет дополнительных знаний о многообразии. Рас­скажите, что происходит с куклами-персонажами в их семье, шко­ле, микрорайоне. Включите истории о повседневной жизни и празд­никах. Познакомьте детей с языком, предметами обихода, пищей, музыкой. Обсудите проблемы, порожденные расизмом и предубеж­дениями общества в отношении этнических и культурных различий. Например, расскажите о происшествии, случившемся с украин­ской куклой, когда она пошла гулять, в школу, магазин. Прочи­тайте детям вслух какой-нибудь отрывок из книги по-немецки и спросите, что они чувствуют, когда не понимают слов, и что могла почувствовать кукла в этой ситуации. Расскажите историю о том, как одну куклу дразнили за ее азербайджанское происхождение, о ее чувствах, о том, что она сделала, чтобы постоять за себя.

4. Рассматривание предметов быта, одежды, музыкальных инст­рументов, используемых в разных культурах. Например, можно взять китайскую сковороду, пароварку и чашки для риса; барабан и гита­ру. Если ребенок смеется над незнакомым предметом, следует объяс­нить, что нельзя смеяться над вещью, используемой в семье друго­го ребенка, и показать, как правильно ею пользоваться.

5. Приготовление и предоставление детям возможности попробо­вать национальные блюда, традиционную пищу разных народов. Не следует допускать возникновение стереотипов в отношении пищи. Например, если предлагается блюдо русской кухни, нужно подчерк­нуть, что это одно из блюд, которые едят некоторые русские. Нельзя говорить: «Это то, что едят русские, узбеки, китайцы». Полезно и познавательно включать в рацион детей пищу, отражающую куль­турное многообразие. Весьма важно научить детей вежливо отказы­ваться от пищи, не проявляя пренебрежения. Педагог может лишь предложить блюдо, но не заставлять ребенка его есть. Если дети высмеивают пищу или называют ее «гадостью», следует немедлен­но вмешаться, объяснить, что так отзываться невежливо, и пока­зать приемлемые способы реагирования, используя метод словесно­го упражнения, часто применяемого в этнопедагогике. Например: «Я никогда этого не пробовал раньше! На что это похоже?» Или: «Нет, спасибо, я сыт».

Язык — основной элемент культуры. Он исключительно важен для развития ребенка. В образовательном учреждении следует создать бога­тую языковую среду, наполнить ее словами письменной и устной речи, и не только русской. Начать можно с родного языка тех детей,

которые посещают детский сад, школу, а затем перейти к другим языкам. Педагогу вовсе не обязательно владеть всеми языками: можно использовать словари, газеты, прибегнуть к помощи родителей или друзей. Если в группе есть дети, говорящие на разных языках, можно сделать специальные альбомы «Как мы говорим» с картинками и наи­более распространенными и употребляемыми словами: хлеб, молоко, мама. Полезно использовать эти альбомы во время бесед с детьми.

Приложение 7

Работа ДОУ в микросоциуме

Работа ДОУ № 41 (г. Славгород) в микросоциуме направлена на ознакомление детей с окружающей действительностью (схема 2). Ведущие идеи в построении связей с микросоциумом:

• адекватность ДОУ изменениям в обществе, региональной и местной образовательной политике;

• трансляция положительного имиджа ДОУ в городе;

• установление широкого круга коммуникаций с различными социальными группами в городе и ближайшем окружении;

• формирование обязанностей ДОУ по отношению к социуму.

Школа № 5

• Раннее обучение иност­ранному языку.

• Совместная педагогичес­кая деятельность учителей и воспитателей.

• Подготовка детей к школе

Библиотека школы №5

• Экскурсии.

• Организация за­нятий по формиро­ванию духовно-нравственной куль­туры

ЦЦЮТ

• Встреча с кружковцами.

• Посещение выставок

Спорткомплекс

• Художественная, ритми­ческая гимнастика.

• Спортивные соревнова­ния

ДОУ № 41

Центр социаль­ной помощи се­мье и детям

Аллея Победы

• Экскурсии.

• Организаци заня­тий, посвященных культурно-истори­ческим традициям города.

• Ознакомление с городом

ПМК-176, котельная, магазины, почта, аптека, парикмахерская,

стоматологический кабинет (ознакомление детей с профессиональным статусом родителей)

Схема 2. Система внешних связей ДОУ

Также составляется социальный портрет ДОУ, содержащий:

характеристику микрорайона: карта микрорайона (прилегающие к ДОУ территории, объекты социально-бытовой, культурно-раз­влекательной, образовательной сфер, схема дорог, маршрутов и ос­тановок транспорта и т.д., карта-схема жилых домов и других объек­тов);

описание природной, материальной, социальной и бытовой сред проживания жителей: общее число жителей в социуме, из них детей; средний возраст взрослого населения; половой состав; наци­ональный состав жителей; социальный и профессиональный со­став; образовательный уровень жителей; общее количество семей в микрорайоне, из них полных с бабушками и дедушками, полных без бабушек и дедушек, неполных, бездетных, имеющих одного ребенка, имеющих двух детей, многодетных семей, имеющих де­тей старшего школьного возраста, семей беженцев и вынужден­ных переселенцев;

сведения о социально-экономических и социально-педагогических нуждах и потребностях семей, детей, молодежи, связанных с органи­зацией труда, учебы и досуга несовершеннолетних и молодежи. Все полученные данные позволяют осуществлять воздействие на семью-систему не вслепую. (Предполагается, что карту составляет соци­альный педагог или психолог.);

описание социальной среды ДОУ: утопок природы, огород; ком­ната сказок; студия изобразительного искусства; лаборатория; «комната Монтессори»; комната детского экспериментирования; кабинет немецкого языка; кабинет психолога; спортивная пло­щадка;

традиции ДОУ:

Знаменательные события Знаменательные события,
и праздники ДОУ праздники города
Золотая осень Праздник осени
Новый год, проводы зимы Встреча Нового года
Встреча весны Проводы зимы
Выпускной бал День Победы
День Победы День защиты детей
День защиты детей День города
День рождения ребенка Спортивные праздники
  Посещение цирка, концертов
  Посещение музеев, выставок

Приложение 8

Контрольные для родителей

№ 1

Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потреб­ности ребенка быть признанным, и выберите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).

д н в  
      1. Каждый день, когда я дома, я уделяю некоторое время ре­бенку. 2. Я поручаю своему ребенку особо ответственные задания, чтобы показать ему свое доверие. 3. Я не пытаюсь «втискивать» своего ребенка в роль, к которой он не готов. 4. Я по имени представляю своего ребенка гостям. 5. Я считаю, что супружеские отношения стоят на первом пла­не по сравнению с детско-родительскими отношениями. 6. Как родители мы проявляем друг к другу добрые чувства в присутствии ребенка. 7. Я разрешаю своим детям помогать мне.

№2

Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потреб­ности ребенка в защите, чувстве уверенности и надежности, и вы­берите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возмож­но» (В).

д н в  
      1. Я считаю, что наши дети (ребенок) чувствуют себя доволь­но-таки уверенно. 2. Мы осторожны в своих разговорах об обстановке в мире, чтобы не вызывать чувства боязни и озабоченности у своих детей. 3. Мы стараемся не переносить свой страх на наших детей. 4. Если мы отсутствуем к моменту прихода детей домой, то не забываем сообщить им, где мы находимся. 5. Наш ребенок мог бы опасаться, что наше супружество в опасности. 6. Мы всегда свободно обнимали и целовали наших детей и говорили им о своей любви. 7. Мы считаем нормальным брать своих детей на колени и читать им что-нибудь. 8. У нас дома есть определенное время для принятия пищи, домашних работ и отдыха.

№3

Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потреб­ности ребенка в признании, и выберите подходящий вариант отве­та: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).

д н в  
      1. Я принимаю своего ребенка таким, какой он есть, а не по его достижениям. 2. Я больше поощряю своего ребенка, чем критикую. 3. Я избегаю искушения сравнивать своего ребенка с другими. 4. Я думаю, что не слишком беспокоюсь за своего ребенка. 5. Я пытаюсь относиться к каждому ребенку как к личности. 6. Я смотрю своему ребенку в глаза, когда он со мной разгова­ривает. 7. Я обращаюсь со своим ребенком так же вежливо, как с суп­ругой или друзьями. 8. Я признаю свои ошибки и неправильное поведение в обра­щении с моим ребенком. 9. Если мой ребенок боится или опасается чего-либо, я стара­юсь избегать ругать его за это. 10. Мой ребенок чувствует себя свободно, когда приглашает друзей к себе домой.

№4

Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потреб­ностей ребенка любить и быть любимым, и выберите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).

д н в  
      1. За последние 24 часа я говорил своему ребенку о том, что я его люблю. 2. Мы что-нибудь часто делаем всей семьей, сообща. 3. Мой ребенок готов делиться со мной тем, что он переживает вне дома. 4. Я регулярно нахожу время для игры с ребенком. S. Раз в неделю мы проводим семейный вечер. 6. Наши дети знают, что, как муж и жена, мы любим друг дру­га. 7. Атмосфера в нашей семье отмечена любовью.

№5

Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потреб­ности ребенка в похвале, и выберите подходящий вариант ответа: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).

д Н В  
      1. Я честно оцениваю и хвалю своего ребенка. 2. Когда ребенок разговаривает со мной, я уделяю ему столько же внимания, сколько и взрослому. 3. Я думаю, что наш ребенок чувствует себя с родителями комфортно. 4. Мой ребенок обращает внимание на то, что я сделал или сказал. 5. Я хвалю своего ребенка не за его личные качества, а за его достижения. 6. Я хвалю своего ребенка независимо от того, проигрывает он или нет. 7. Я считаю, что в нашей семье здоровый климат.

№6

Прочтите предложенные ниже утверждения, касающиеся потреб­ности ребенка в дисциплине, и выберите подходящий вариант от­вета: «Да» (Д), «Нет» (Н), «Возможно» (В).

д Н В  
      1. Я думаю, что ребенок уважает меня как личность. 2. Я варьирую свои дисциплинарные методы воздействия в отношении воспитания детей с учетом их возраста. 3. Я избегаю таких выражений, как «сделай это, потому что я тебе так говорю». 4. Я не наказываю ребенка с целью дать волю своему гневу. 5. После наказания я проявляю свою любовь к ребенку. 6. Я думаю, что в нашей семье все хорошо понимают, как и с кем следует себя вести. 7. Мы с мужем придерживаемся одних взглядов на воспитание нашего ребенка.

Приложение 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...