Изучение процессов интеграции семьи и дошкольного учреждения
(опрос проведен на базе МДОУ№ 153 г. Барнаула) Уважаемые родители! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, направленной на изучение сферы сотрудничества семьи и детского сада в воспитании детей. Анкета анонимная. Вам нужно внимательно прочитать инструкцию и ответить на вопросы. Можно указывать несколько вариантов ответа в случае, если это специально не оговорено. Проследите, пожалуйста, чтобы ответы были на все вопросы. Мы признательны Вам за Ваше активное участие в мероприятиях, проводимых в детском саду. Надеемся на дальнейшее продуктивное сотрудничество в воспитании детей. Спасибо за помощь! 1. Какие существуют формы работы ДОУ с семьей?___________ 2. Какие из известных форм совместной работы ДОУ и семьи Вы 5ы отметили как интересные, полезные: а) консультации, индивидуальная помощь семье; б) школа молодой семьи; в) семейный клуб; г) родительские собрания; д) практические семинары; е) другое________________________________________________ 3. Что из перечисленного Вы получили в результате взаимодействия с ДОУ, а что хотели бы получить? (поставьте «+» или «v» в соответствующей графе).
4. Как часто Вы участвуете в совместных с ДОУ мероприятиях, посвященных работе с семьей: а) всегда; б) часто; в) как правило; г) редко; д) никогда. 5. От чего зависит ваше участие/ неучастие в жизни ДОУ: а) от наличия свободного времени;
б) от тематики встреч; в) от собственных интересов/ затруднений; г) другое__________________________________________^_ 6. Оцените степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье? (поставьте «+» или «v» в соответствующей графе).
7. Какие трудности возникают в Ваших внутрисемейных отношениях?
8. Какую помощь Вы хотели бы получить от ДОУ в разрешении и гармонизации внутрисемейных отношений?
9. Довольны ли Вы воспитанием ребенка в семье и детском саду? (поставьте «+» или «v» в соответствующей графе). Если Вы довольны, то переходите к вопросу № 11.
10. Если есть определенная степень недовольства воспитанием ребенка, то укажите причины Ваших затруднений_______________ 11. Сколько времени Вы уделяете ребенку в сутки: а) всё свое время (сколько) б) всё свободное время (сколько)_________ в) выделяю специальное время (сколько)__ г) в зависимости от обстоятельств (сколько) д) другое (сколько 12. Кто и что помогает Вам воспитывать ребенка? (Пронумеруйте по степени значимости: 1 — большая, 7 — наименьшая.) Детский сад. Ваши бабушки и дедушки. Книги, ТВ-передачи. Собственный опыт. Образование. Помощь компетентных лиц, каких_____________________.
Советы, помощь супруга (мужа или жены): нужное подчеркнуть. 13. Посещает ли ваш ребенок учреждения дополнительного образования (секции, кружки, студии): а) да; б) нет. 14. Если посещает, то какие?______________________________ 15. Кто в основном занимается воспитанием Вашего ребенка?____ 16. Что затрудняет Вас в воспитании ребенка: а) нехватка времени; б) отсутствие опыта; в) отсутствие помощи со стороны супруга, родственников; г) отсутствие должной поддержки со стороны ДОУ; д) отсутствие должной поддержки со стороны государства; е) материальное положение; ж)другое ______________________________________________ В заключение сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе: 1. Количество членов семьи________________________________ 2. Состав Вашей семьи: а) полная (мать, отец и ребенок); б) неполная (ребенок и мать; ребенок и отец). 3. С кем постоянно проживает Ваш ребенок?_ 4. Сколько у Вас детей? (если Ваш ребенок — единственный в семье, то переходите к вопросу № 6):_________________________ 5. Какое положение ребенка в семье: а) старший; б) средний; в) младший. 6. Характер проживания Вашей семьи: а) отдельно; б) с родственниками. 7. Условия проживания: а) общежитие; б) арендуемая квартира; в) частное жилье (собственный дом); г) благоустроенная квартира. 8. Есть ли у Вашего ребенка собственная, отдельная комната: а) да; б) нет. 9. Укажите среднемесячный доход Вашей семьи: а) до 1500 руб.; б) от 1500 до 3000 руб.; НО в) от 3000 до 4500 руб.; г) от 4500 до 6000 руб.; д) свыше 6000 руб. 10. Занятость супругов: а) оба работают; б) один безработный; в) оба безработные; г) инвалидность; д) пенсия; е) другое ______________________________________________ 11. Социальный статус родителей (поставьте «+» в соответствующей графе).
В анкетном опросе приняли участие 13 родителей детей средней экспериментальной группы ДОУ № 153. Опрос проводился с целью выяснения степени информированности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, изучения характера взаимоотношений в семье между супругами и между родителями и ребенком, а также определения стиля семейного воспитания. Помимо этого, паспортичка содержит данные о социально-демографическом статусе семьи.
На вопрос № 1: «Какие существуют формы работы ДОУ №153 с семьей?» — ответили 53,9% родителей: респонденты знакомы с такими формами, как родительские собрания (100% ответивших), беседы с семьей (38,5%), 30,8% отметили консультации и индивидуальную работу, остальные респонденты назвали работу семейного клуба «Гармония» (7,7%), семинары (7,7%) и чаепитие (7,7%). Ответившие на этот вопрос родители всегда (15,4%), часто (23,1%) и редко (15,4%) посещают различного рода мероприятия по работе ДОУ с семьей. Это, как правило, зависит от наличия свободного времени, интересных тем, проводимых встреч. Причем наблюдается прямая зависимость между информированностью и заинтересованностью родителей в воспитании ребенка в ДОУ и частотой посещения ими различных мероприятий. Отвечая на вопрос № 2: «Какие из известных форм совместной работы ДОУ и семьи Вы бы отметили как интересные, полезные?» — 46,2% родителей высказались: а) консультации, индивидуальная помощь семье; б) родительские собрания; в) практические семинары; 15,4 — наиболее интересными формами определяют семейный клуб «Гармония»; 7,7% родителей называют школу молодой семьи. В ответе на третий вопрос: «Что из перечисленного Вы получили в результате взаимодействия с ДОУ № 153 и что хотели бы получить?» — большинство родителей, отвечавших на вопросы анкеты, получили в результате взаимодействия с ДОУ знания о своем ребенке (84,6%), о воспитании ребенка в семье (61,5%) и о взаимоотношениях между супругами (23,1%). Что касается полученных умений и навыков, то 38,5% родителей овладели методами по изучению личности ребенка, 23,1 — отмечают повышение технологической готовности по улучшению взаимоотношений между супругами и по практике семейного воспитания. Среди знаний и навыков, которые родители хотели бы получить в ходе сотрудничества с ДОУ, 15,4% родителей отмечают необходимость повышения своей компетентности в знаниях о своем ребенке, 30,8 — хотели бы узнать о воспитании ребенка в семье. Одинаковое количество родителей (38,5%) хотели бы усовершенствовать свои умения и навыки в области изучения личности ребенка и практики семейного воспитания.
Частота участия родителей в совместных с ДОУ мероприятиях определяется как «всегда» (30,8% родителей), «часто» (23,1%), «как правило» (15,4%) и «редко» (30,8%). Сотрудничество родителей с ДОУ в 76,9% случаев зависит от наличия свободного времени, в 7,7 — от тематики встреч и интереса к данному мероприятию. Ответы родителей на вопрос № 6: «Оцените степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье» — распределились следующим образом (%)
В большинстве случаев родительское отношение по названным критериям оценивается как «полностью удовлетворен» и «частично удовлетворен». Для конкретизации возможных трудностей во внутрисемейных отношениях родителям предлагалось ответить на вопрос № 7: «Какие трудности возникают в Ваших внутрисемейных отношениях?»
Полученные данные свидетельствуют о том, что одна семья испытывает определенные трудности во взаимоотношениях между супругами, три семьи — между супругами и ребенком, две семьи — во взаимоотношениях матери с ребенком и три семьи во взаимоотношениях отца с ребенком. На вопрос № 8: «Какую помощь Вы хотели бы получить от ДОУ в разрешении и гармонизации внутрисемейных отношений?» — не все родители конкретно назвали помощь, в которой они нуждаются. Только три семьи обозначили потребность в консультации профессионального психолога по поводу взаимоотношений матери и ребенка, один родитель отметил необходимость консультации по отношениям между ребенком и отцом и один родитель обеспокоен индивидуальным развитием ребенка в соответствии с его личностными потребностями.
На вопрос № 9: «Довольны ли Вы воспитанием ребенка в семье и детском саду?» — большинство родителей ответили как «да, полностью» и «да, частично». В итоге: 77% удовлетворены семейным воспитанием ребенка и 76,9 — удовлетворены воспитанием ребенка в ДОУ.
Зак. 53658
15,4% родителей отмечают определенную степень недовольства воспитанием ребенка. Среди причин в 7,7% случаев указывается нехватка времени и в 7,7 — недостаточный подбор воспитательных средств, гармонирующих с личностью ребенка, и недостаток терпения в воспитании. Причины и затруднения в воспитании ребенка в семье и ДОУ большинство родителей не конкретизируют. Суммируя ответы на вопрос № 11: «Сколько времени Вы уделяете ребенку в сутки?» — мы пришли к следующей статистике. Родители 11 детей в сутки отводят на ребенка 2,5 часа. Большинство родителей уделяют ребенку время в зависимости от обстоятельств. Ранжируя ответы на вопрос № 12: «Кто и что помогает Вам воспитывать ребенка?» — мы получаем следующую картину: 11 респондентов распределили объекты в следующем порядке: • детский сад; • ваши бабушки и дедушки; • книги, ТВ-передачи; • собственный опыт; • образование; • помощь компетентных лиц (доктор, медик, психолог, педагог); • советы, помощь супруга. На вопрос № 13: «Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования (секции, кружки)?» — 38,5% родителей ответили положительно (ритмика, пластика, гимнастика в ДОУ), 61,5 — отрицательные ответы. Воспитанием ребенка в основном занимаются оба супруга (40% ответов), мать/жена (30%), все (имеется в виду ближайшее окружение ребенка — 20%) и дедушка, бабушка (10% ответов). Ранжируя ответы на вопрос № 16: «Что затрудняет Вас в воспитании ребенка?» — мы получили следующее: нехватка времени — 53,9%; отсутствие помощи со стороны супруга, родственников — 15,4; отсутствие должной поддержки со стороны ДОУ — 15,4; отсутствие должной поддержки со стороны государства — 15,4; материальное положение — 15,4; отсутствие опыта — 7,7%. Основное препятствие, затрудняющее воспитание ребенка, — это лимит времени, далее по убыванию — отсутствие помощи со стороны супруга, родственников, отсутствие должной поддержки со стороны ДОУ, отсутствие должной поддержки со стороны государства, материальное положение и наконец, отсутствие опыта. Выводы по итогам опроса: 1. В целом, можно заключить, что родители достаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможностей принимают участие в совместных мероприятиях. Причем степень их участия в жизни ДОУ прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. 2. В большинстве случаев родители удовлетворены характером знаний и умений, получаемых посредством ДОУ по практике семейного воспитания. Тем не менее 38,5% родителей хотели бы усовершенствовать свои умения и навыки в области изучения личности ребенка и практики семейного воспитания. Видимо, необходимо адресно работать с семьями исходя из индивидуальных потребностей родителей. Интересен факт, что по итогам ранжирования ДОУ занимает первое место среди «помощников» в воспитании ребенка (далее идут собственный опыт, помощь дедушек и бабушек и образование). 3. В большинстве случаев родительское отношение по поводу взаимоотношений в семье (между супругами, между супругами и ребенком) оценивается как «полностью удовлетворен» и «частично удовлетворен». Однако некоторые семьи испытывают серьезные трудности по данным критериям, хотя и не конкретизируют их и не обнаруживают потребности в помощи со стороны специалистов ДОУ. Одинаковое количество родителей (77%) удовлетворены полностью и частично характером семейного и детсадовского воспитания. Социально-демографический статус опрошенных семей воспитанников ДОУ № 153: среднестатистическое количество членов семьи среди опрошенных составляет 3 человека. По составу семьи: девять полных семей и одна неполная. Дети в большинстве случаев постоянно проживают с родителями. В семьях в среднем 2 ребенка. В 80% случаев семья проживает отдельно; в 70% это отдельная, благоустроенная квартира, в 20 — частный дом; в 66,7% семей ребенок имеет отдельную, собственную комнату и в 32,3 — не имеет. Среднемесячный доход обследованных семей составляет интервал в пределах от 800 до 1500 руб. — 12,5% семей; от 1500 до 3000 руб. — 12,5; от 3000 до 4500 руб. — 37,5; от 4500 до 6000 руб. — 25 и свыше 6000 руб.- 12,5%. Занятость супругов: в 77,8% случаев оба работают и в 22,2 — один родитель безработный. Социальный статус родителей представлен в следующей таблице
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|