Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение процессов интеграции семьи и дошкольного учреждения




(опрос проведен на базе МДОУ№ 153 г. Барнаула)

Уважаемые родители!

Вам предлагается ответить на вопросы анкеты, направленной на изучение сферы сотрудничества семьи и детского сада в воспитании детей. Анкета анонимная. Вам нужно внимательно прочитать инст­рукцию и ответить на вопросы. Можно указывать несколько вари­антов ответа в случае, если это специально не оговорено. Проследи­те, пожалуйста, чтобы ответы были на все вопросы. Мы призна­тельны Вам за Ваше активное участие в мероприятиях, проводимых в детском саду. Надеемся на дальнейшее продуктивное сотрудниче­ство в воспитании детей.

Спасибо за помощь!

1. Какие существуют формы работы ДОУ с семьей?___________

2. Какие из известных форм совместной работы ДОУ и семьи Вы 5ы отметили как интересные, полезные:

а) консультации, индивидуальная помощь семье;

б) школа молодой семьи;

в) семейный клуб;

г) родительские собрания;

д) практические семинары;

е) другое________________________________________________

3. Что из перечисленного Вы получили в результате взаимодей­ствия с ДОУ, а что хотели бы получить? (поставьте «+» или «v» в соответствующей графе).

Знания Полу­чил Хотел бы получить
О своем ребенке    
О взаимоотношениях в семье между супругами    
О воспитании ребенка в семье    
Умения/ навыки
По изучению личности ребенка    
По улучшению взаимоотношений между супругами    
По практике семейного воспитания    

4. Как часто Вы участвуете в совместных с ДОУ мероприятиях, посвященных работе с семьей:

а) всегда;

б) часто;

в) как правило;

г) редко;

д) никогда.

5. От чего зависит ваше участие/ неучастие в жизни ДОУ:

а) от наличия свободного времени;

б) от тематики встреч;

в) от собственных интересов/ затруднений;

г) другое__________________________________________^_

6. Оцените степень удовлетворенности взаимоотношениями в се­мье? (поставьте «+» или «v» в соответствующей графе).

Взаимоотношения Полностью удовлетво­рен Частично удовлетво­рен Не удовле­творен
Между супругами      
Между супругами и ребенком      
Матери с ребенком      
Отца с ребенком      

7. Какие трудности возникают в Ваших внутрисемейных отношениях?

Взаимоотношения Трудности во взаимоотношениях
Между супругами  
Между супругами и ребенком  
Матери с ребенком  
Отца с ребенком  

8. Какую помощь Вы хотели бы получить от ДОУ в разрешении и гармонизации внутрисемейных отношений?

Взаимоотношения Возможная помощь ДОУ по улучшению взаимоотношений
Между супругами  
Между супругами и ребенком  
Матери с ребенком  
Отца с ребенком  

9. Довольны ли Вы воспитанием ребенка в семье и детском саду? (поставьте «+» или «v» в соответствующей графе). Если Вы доволь­ны, то переходите к вопросу № 11.

Удовлетворенность В семье В ДОУ
Да, полностью    
Да, частично    
Не доволен    
Затрудняюсь ответить    

10. Если есть определенная степень недовольства воспитанием ребенка, то укажите причины Ваших затруднений_______________

11. Сколько времени Вы уделяете ребенку в сутки: а) всё свое время (сколько)

б) всё свободное время (сколько)_________

в) выделяю специальное время (сколько)__

г) в зависимости от обстоятельств (сколько)

д) другое (сколько

12. Кто и что помогает Вам воспитывать ребенка? (Пронумеруйте по степени значимости: 1 — большая, 7 — наименьшая.)

Детский сад.

Ваши бабушки и дедушки.

Книги, ТВ-передачи.

Собственный опыт.

Образование.

Помощь компетентных лиц, каких_____________________.

Советы, помощь супруга (мужа или жены): нужное подчерк­нуть.

13. Посещает ли ваш ребенок учреждения дополнительного обра­зования (секции, кружки, студии):

а) да;

б) нет.

14. Если посещает, то какие?______________________________

15. Кто в основном занимается воспитанием Вашего ребенка?____

16. Что затрудняет Вас в воспитании ребенка:

а) нехватка времени;

б) отсутствие опыта;

в) отсутствие помощи со стороны супруга, родственников;

г) отсутствие должной поддержки со стороны ДОУ;

д) отсутствие должной поддержки со стороны государства;

е) материальное положение;

ж)другое ______________________________________________

В заключение сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

1. Количество членов семьи________________________________

2. Состав Вашей семьи:

а) полная (мать, отец и ребенок);

б) неполная (ребенок и мать; ребенок и отец).

3. С кем постоянно проживает Ваш ребенок?_

4. Сколько у Вас детей? (если Ваш ребенок — единственный в семье, то переходите к вопросу № 6):_________________________

5. Какое положение ребенка в семье:

а) старший;

б) средний;

в) младший.

6. Характер проживания Вашей семьи:

а) отдельно;

б) с родственниками.

7. Условия проживания:

а) общежитие;

б) арендуемая квартира;

в) частное жилье (собственный дом);

г) благоустроенная квартира.

8. Есть ли у Вашего ребенка собственная, отдельная комната:

а) да;

б) нет.

9. Укажите среднемесячный доход Вашей семьи:

а) до 1500 руб.;

б) от 1500 до 3000 руб.;

НО

в) от 3000 до 4500 руб.;

г) от 4500 до 6000 руб.;

д) свыше 6000 руб.

10. Занятость супругов:

а) оба работают;

б) один безработный;

в) оба безработные;

г) инвалидность;

д) пенсия;

е) другое ______________________________________________

11. Социальный статус родителей (поставьте «+» в соответствую­щей графе).

Социальный статус Мать Отец
Рабочий    
Служащий    
Военнослужащий    
Интеллигенция    
Предприниматель, коммерсант    
Крестьянин, колхозник    
Безработный    
Другое    

В анкетном опросе приняли участие 13 родителей детей средней экспериментальной группы ДОУ № 153.

Опрос проводился с целью выяснения степени информирован­ности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, изуче­ния характера взаимоотношений в семье между супругами и между родителями и ребенком, а также определения стиля семейного вос­питания. Помимо этого, паспортичка содержит данные о социаль­но-демографическом статусе семьи.

На вопрос № 1: «Какие существуют формы работы ДОУ №153 с семьей?» — ответили 53,9% родителей: респонденты знакомы с та­кими формами, как родительские собрания (100% ответивших), беседы с семьей (38,5%), 30,8% отметили консультации и индиви­дуальную работу, остальные респонденты назвали работу семейного клуба «Гармония» (7,7%), семинары (7,7%) и чаепитие (7,7%).

Ответившие на этот вопрос родители всегда (15,4%), часто (23,1%) и редко (15,4%) посещают различного рода мероприя­тия по работе ДОУ с семьей. Это, как правило, зависит от нали­чия свободного времени, интересных тем, проводимых встреч.

Причем наблюдается прямая зависимость между информирован­ностью и заинтересованностью родителей в воспитании ребенка в ДОУ и частотой посещения ими различных мероприятий.

Отвечая на вопрос № 2: «Какие из известных форм совмест­ной работы ДОУ и семьи Вы бы отметили как интересные, по­лезные?» — 46,2% родителей высказались: а) консультации, ин­дивидуальная помощь семье; б) родительские собрания; в) прак­тические семинары; 15,4 — наиболее интересными формами определяют семейный клуб «Гармония»; 7,7% родителей называ­ют школу молодой семьи.

В ответе на третий вопрос: «Что из перечисленного Вы получили в результате взаимодействия с ДОУ № 153 и что хотели бы полу­чить?» — большинство родителей, отвечавших на вопросы анкеты, получили в результате взаимодействия с ДОУ знания о своем ре­бенке (84,6%), о воспитании ребенка в семье (61,5%) и о взаимо­отношениях между супругами (23,1%). Что касается полученных уме­ний и навыков, то 38,5% родителей овладели методами по изуче­нию личности ребенка, 23,1 — отмечают повышение технологической готовности по улучшению взаимоотношений между супругами и по практике семейного воспитания. Среди знаний и навыков, которые родители хотели бы получить в ходе сотрудничества с ДОУ, 15,4% родителей отмечают необходимость повышения своей компетентно­сти в знаниях о своем ребенке, 30,8 — хотели бы узнать о воспита­нии ребенка в семье. Одинаковое количество родителей (38,5%) хотели бы усовершенствовать свои умения и навыки в области изу­чения личности ребенка и практики семейного воспитания.

Частота участия родителей в совместных с ДОУ мероприятиях оп­ределяется как «всегда» (30,8% родителей), «часто» (23,1%), «как пра­вило» (15,4%) и «редко» (30,8%). Сотрудничество родителей с ДОУ в 76,9% случаев зависит от наличия свободного времени, в 7,7 — от тематики встреч и интереса к данному мероприятию.

Ответы родителей на вопрос № 6: «Оцените степень удовлетво­ренности взаимоотношениями в семье» — распределились следую­щим образом (%)

Взаимоотношения Полностью удовлетво­рен Частично удовлетворен Не удовлетво­рен
Между супругами 46,2 30,8 7,7
Между супругами и ребенком 46,2 46,2
Матери с ребенком 53,9 38,5
Отца с ребенком 46,2 46,2 7,7

В большинстве случаев родительское отношение по названным критериям оценивается как «полностью удовлетворен» и «частично удовлетворен». Для конкретизации возможных трудностей во внут­рисемейных отношениях родителям предлагалось ответить на во­прос № 7: «Какие трудности возникают в Ваших внутрисемейных отношениях?»

Взаимоотношения Трудности во взаимоотношениях (%)
Между супругами 7,7
Между супругами и ребенком 23,1
Матери с ребенком 15,4
Отца с ребенком 23,1

Полученные данные свидетельствуют о том, что одна семья ис­пытывает определенные трудности во взаимоотношениях между суп­ругами, три семьи — между супругами и ребенком, две семьи — во взаимоотношениях матери с ребенком и три семьи во взаимоотно­шениях отца с ребенком.

На вопрос № 8: «Какую помощь Вы хотели бы получить от ДОУ в разрешении и гармонизации внутрисемейных отношений?» — не все родители конкретно назвали помощь, в которой они нуждаются. Только три семьи обозначили потребность в консультации профес­сионального психолога по поводу взаимоотношений матери и ре­бенка, один родитель отметил необходимость консультации по от­ношениям между ребенком и отцом и один родитель обеспокоен индивидуальным развитием ребенка в соответствии с его личност­ными потребностями.

Взаимоотношения Возможная помощь ДОУ по улучшению взаимоотношений(%)
Между супругами 15,4
Между супругами и ребенком 7,7
Матери с ребенком 7,7
Отца с ребенком 23,1

На вопрос № 9: «Довольны ли Вы воспитанием ребенка в семье и детском саду?» — большинство родителей ответили как «да, пол­ностью» и «да, частично». В итоге: 77% удовлетворены семейным воспитанием ребенка и 76,9 — удовлетворены воспитанием ребенка в ДОУ.

Зак. 53658

Удовлетворенность В семье, % В ДОУ, %
Да, полностью 53,9 61,5
Да, частично 23,1 15,4
Не доволен  
Затрудняюсь ответить 7,7 15,4

15,4% родителей отмечают определенную степень недовольства воспитанием ребенка. Среди причин в 7,7% случаев указывается нехватка времени и в 7,7 — недостаточный подбор воспитательных средств, гармонирующих с личностью ребенка, и недостаток терпе­ния в воспитании. Причины и затруднения в воспитании ребенка в семье и ДОУ большинство родителей не конкретизируют.

Суммируя ответы на вопрос № 11: «Сколько времени Вы уде­ляете ребенку в сутки?» — мы пришли к следующей статистике. Родители 11 детей в сутки отводят на ребенка 2,5 часа. Большин­ство родителей уделяют ребенку время в зависимости от обстоя­тельств.

Ранжируя ответы на вопрос № 12: «Кто и что помогает Вам воспитывать ребенка?» — мы получаем следующую картину: 11 рес­пондентов распределили объекты в следующем порядке:

• детский сад;

• ваши бабушки и дедушки;

• книги, ТВ-передачи;

• собственный опыт;

• образование;

• помощь компетентных лиц (доктор, медик, психолог, педагог);

• советы, помощь супруга.

На вопрос № 13: «Посещает ли Ваш ребенок учреждения допол­нительного образования (секции, кружки)?» — 38,5% родителей ответили положительно (ритмика, пластика, гимнастика в ДОУ), 61,5 — отрицательные ответы.

Воспитанием ребенка в основном занимаются оба супруга (40% ответов), мать/жена (30%), все (имеется в виду ближайшее окруже­ние ребенка — 20%) и дедушка, бабушка (10% ответов).

Ранжируя ответы на вопрос № 16: «Что затрудняет Вас в воспи­тании ребенка?» — мы получили следующее: нехватка времени — 53,9%; отсутствие помощи со стороны супруга, родственников — 15,4; отсутствие должной поддержки со стороны ДОУ — 15,4; от­сутствие должной поддержки со стороны государства — 15,4; мате­риальное положение — 15,4; отсутствие опыта — 7,7%.

Основное препятствие, затрудняющее воспитание ребенка, — это лимит времени, далее по убыванию — отсутствие помощи со

стороны супруга, родственников, отсутствие должной поддержки со стороны ДОУ, отсутствие должной поддержки со стороны госу­дарства, материальное положение и наконец, отсутствие опыта.

Выводы по итогам опроса:

1. В целом, можно заключить, что родители достаточно инфор­мированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере воз­можностей принимают участие в совместных мероприятиях. Причем степень их участия в жизни ДОУ прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности.

2. В большинстве случаев родители удовлетворены характером зна­ний и умений, получаемых посредством ДОУ по практике семейно­го воспитания. Тем не менее 38,5% родителей хотели бы усовершен­ствовать свои умения и навыки в области изучения личности ребен­ка и практики семейного воспитания. Видимо, необходимо адресно работать с семьями исходя из индивидуальных потребностей роди­телей. Интересен факт, что по итогам ранжирования ДОУ занимает первое место среди «помощников» в воспитании ребенка (далее идут собственный опыт, помощь дедушек и бабушек и образование).

3. В большинстве случаев родительское отношение по поводу взаимоотношений в семье (между супругами, между супругами и ребенком) оценивается как «полностью удовлетворен» и «частич­но удовлетворен». Однако некоторые семьи испытывают серьезные трудности по данным критериям, хотя и не конкретизируют их и не обнаруживают потребности в помощи со стороны специалистов ДОУ. Одинаковое количество родителей (77%) удовлетворены пол­ностью и частично характером семейного и детсадовского воспи­тания.

Социально-демографический статус опрошенных семей воспи­танников ДОУ № 153: среднестатистическое количество членов се­мьи среди опрошенных составляет 3 человека. По составу семьи: девять полных семей и одна неполная. Дети в большинстве случаев постоянно проживают с родителями. В семьях в среднем 2 ребенка. В 80% случаев семья проживает отдельно; в 70% это отдельная, благоустроенная квартира, в 20 — частный дом; в 66,7% семей ребенок имеет отдельную, собственную комнату и в 32,3 — не име­ет. Среднемесячный доход обследованных семей составляет интервал в пределах от 800 до 1500 руб. — 12,5% семей; от 1500 до 3000 руб. — 12,5; от 3000 до 4500 руб. — 37,5; от 4500 до 6000 руб. — 25 и свыше 6000 руб.- 12,5%.

Занятость супругов: в 77,8% случаев оба работают и в 22,2 — один родитель безработный.

Социальный статус родителей представлен в следующей таблице

Социальный статус Мать Отец
Рабочий 12,5 62,5
Служащий   37,5
Интеллигенция 37,5  
Безработный 12,5  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...