Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии контактного взаимодействия




Накопление согласия. Нельзя сразу приступать к предмету разго­вора, если вы подозреваете, что он неприятен родителю. Поэтому задача первого этапа — нейтрализация настороженности партнера, разведывательный поиск общих тем для разговора. Чтобы располо­жить к себе партнера, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспекте разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения со­беседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями. Теперь можно переходить к следующей стадии.

II

Поиск совпадающих интересов. На этой стадии важно выяснить всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.

Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и прин­ципов. К этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю необходимо показать, что, независимо от фак­тического состояния дел, он безоговорочно принимает те принци­пы воспитания, стили взаимоотношения в семье, которые предла­гает родитель. Важно подвести собеседника к мысли, что их связы­вают общие интересы, сходство взглядов и характера.

Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря прой­денным стадиям настороженность собеседника снимается настоль­ко, что он может поделиться своими тревогами по поводу имею­щихся у него негативных качеств (я бываю нетерпелив, не сдержан, мне в этом трудно признаться, но я иногда выпиваю), причем иногда признание делается в косвенной форме. У родителя появляется по­требность полностью раскрыться педагогу.

Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адап­тации. На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступать к реализации исходной цели, кото­рую ставил перед собой педагог как инициатор общения. Теперь он может открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспита­ния ребенка.

Согласованное взаимодействие. Вот теперь можно вести принци­пиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализова­ны, доверие установлено, родитель начинает прислушиваться к до­водам педагога без недоверия и психологических барьеров.

Овладение техникой оптимального взаимодействия позволит пе­дагогу упорядочить процесс общения, сделать его психологически верным, приобрести уверенность в противостоянии трудностям и недостаткам в работе с родителями.

Следующий аспект педагогической техники — это приемы и средства самореализации, включающие овладение своим организ­мом (саморегуляция), мимической и пантомимической выразитель­ностью, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание определенного эмоционального фона взаи­модействия), улучшение техники речи.

Техника взаимодействия определяется наличием и отточенно­стью специальных умений. Это — умение мобилизовать другого чело­века на интенсивное взаимодействие, умение общаться, налаживать обратную связь («считывать» реакцию собеседника), владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями. Мастерство воспитателя

Зак 53658

заключается в том, чтобы внутреннее содержание взаимодействия верно выразить через внешние средства. Пренебрежительное отно­шение к технике нередко приводит к тому, что эффективное реше­ние на деле дает противоположный результат.

Одним из важных требований к воспитателю является эстетичес­кая выразительность его внешнего вида. Внешний вид — это не толь­ко опрятность и вкус в одежде, это весь внешний облик человека, который воспринимается окружающими. Внешний облик человека передает его внутреннее содержание. Так, сутулость, опущенная го­лова, беспомощное движение рук, суетливость говорят о внутренней неуверенности, слабости, которые легко «считываются» другим че­ловеком. Выразительная осанка отражает внутреннее достоинство лич­ности. Правильная походка, четкость движений свидетельствуют об уверенности в собственных силах, твердости позиции.

Поза в момент взаимодействия должна свидетельствовать об уважении к собеседнику, обращенности именно к нему, отклю-ченности от других побочных факторов. Кроме того, она должна отражать характер взаимодействия: с помощью только одной дис­танции можно заставить пережить целую гамму эмоций. И нако­нец, поза не должна противоречить особенностям взаимодейству­ющих. «Автор» позы должен отчетливо представлять себя со сторо­ны. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса должны быть ограничены и подчинены характеру взаимодействия. Предпочти­тельнее, чтобы жесты были сдержанными, без широких резких взмахов и острых углов. Округлые жесты и скупая жестикуляция обычно подчеркивают речевое (вербальное) сообщение, придавая ему дополнительную силу воздействия. Особая важность пантоми­мики в том, что жесты, как и другие движения рук и корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следу­ют за ней. Поэтому неадекватная жестикуляция дезинформирует собеседника, отвлекает внимание.

Обращаясь к родителю, не забывайте: взаимодействие может раз­виваться по-разному в зависимости от той позы, которую вы при­няли, оптимума дистанции и ориентации на собеседника.

Еще более информационным содержанием обладает мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, отношение при помощи движений мускулов лица. Нередко именно выражение лица (и особенно взгляда) оказывает более сильное воздействие, чем слова, повышает эмоциональную значимость контакта. Мимика несет информацию большую, чем речевое сообщение. Причем эта информация отражает самые глубинные смыслы и отношения, ко­торые сигнализируют об истинном значении этого сообщения.

Таким образом, осуществляя реализацию контакта и взаимодей­ствия с родителями в условиях ДОУ, педагог должен стремиться использовать все педагогические технологии и постоянно совер­шенствовать свое педагогическое мастерство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...