Стадии контактного взаимодействия
Накопление согласия. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что он неприятен родителю. Поэтому задача первого этапа — нейтрализация настороженности партнера, разведывательный поиск общих тем для разговора. Чтобы расположить к себе партнера, следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном аспекте разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями. Теперь можно переходить к следующей стадии. II Поиск совпадающих интересов. На этой стадии важно выяснить всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента. Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов. К этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю необходимо показать, что, независимо от фактического состояния дел, он безоговорочно принимает те принципы воспитания, стили взаимоотношения в семье, которые предлагает родитель. Важно подвести собеседника к мысли, что их связывают общие интересы, сходство взглядов и характера. Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря пройденным стадиям настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств (я бываю нетерпелив, не сдержан, мне в этом трудно признаться, но я иногда выпиваю), причем иногда признание делается в косвенной форме. У родителя появляется потребность полностью раскрыться педагогу.
Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации. На этой стадии психологический фундамент уже настолько прочен, что можно приступать к реализации исходной цели, которую ставил перед собой педагог как инициатор общения. Теперь он может открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребенка. Согласованное взаимодействие. Вот теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, доверие установлено, родитель начинает прислушиваться к доводам педагога без недоверия и психологических барьеров. Овладение техникой оптимального взаимодействия позволит педагогу упорядочить процесс общения, сделать его психологически верным, приобрести уверенность в противостоянии трудностям и недостаткам в работе с родителями. Следующий аспект педагогической техники — это приемы и средства самореализации, включающие овладение своим организмом (саморегуляция), мимической и пантомимической выразительностью, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание определенного эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи. Техника взаимодействия определяется наличием и отточенностью специальных умений. Это — умение мобилизовать другого человека на интенсивное взаимодействие, умение общаться, налаживать обратную связь («считывать» реакцию собеседника), владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями. Мастерство воспитателя Зак 53658 заключается в том, чтобы внутреннее содержание взаимодействия верно выразить через внешние средства. Пренебрежительное отношение к технике нередко приводит к тому, что эффективное решение на деле дает противоположный результат. Одним из важных требований к воспитателю является эстетическая выразительность его внешнего вида. Внешний вид — это не только опрятность и вкус в одежде, это весь внешний облик человека, который воспринимается окружающими. Внешний облик человека передает его внутреннее содержание. Так, сутулость, опущенная голова, беспомощное движение рук, суетливость говорят о внутренней неуверенности, слабости, которые легко «считываются» другим человеком. Выразительная осанка отражает внутреннее достоинство личности. Правильная походка, четкость движений свидетельствуют об уверенности в собственных силах, твердости позиции.
Поза в момент взаимодействия должна свидетельствовать об уважении к собеседнику, обращенности именно к нему, отклю-ченности от других побочных факторов. Кроме того, она должна отражать характер взаимодействия: с помощью только одной дистанции можно заставить пережить целую гамму эмоций. И наконец, поза не должна противоречить особенностям взаимодействующих. «Автор» позы должен отчетливо представлять себя со стороны. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса должны быть ограничены и подчинены характеру взаимодействия. Предпочтительнее, чтобы жесты были сдержанными, без широких резких взмахов и острых углов. Округлые жесты и скупая жестикуляция обычно подчеркивают речевое (вербальное) сообщение, придавая ему дополнительную силу воздействия. Особая важность пантомимики в том, что жесты, как и другие движения рук и корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Поэтому неадекватная жестикуляция дезинформирует собеседника, отвлекает внимание. Обращаясь к родителю, не забывайте: взаимодействие может развиваться по-разному в зависимости от той позы, которую вы приняли, оптимума дистанции и ориентации на собеседника. Еще более информационным содержанием обладает мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, отношение при помощи движений мускулов лица. Нередко именно выражение лица (и особенно взгляда) оказывает более сильное воздействие, чем слова, повышает эмоциональную значимость контакта. Мимика несет информацию большую, чем речевое сообщение. Причем эта информация отражает самые глубинные смыслы и отношения, которые сигнализируют об истинном значении этого сообщения. Таким образом, осуществляя реализацию контакта и взаимодействия с родителями в условиях ДОУ, педагог должен стремиться использовать все педагогические технологии и постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|