Взаимодействие дошкольного
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА Социально-педагогическая деятельность ДОУ как отрытая развивающаяся система В основу понимания сущности и назначения социально-педагогической деятельности ДОУ положено представление об открытой и развивающейся системе. В предыдущих разделах нами подробно раскрыты такие основные понятия, как «социально-педагогическая деятельность ДОУ», «ДОУ как развивающаяся и открытая система» [75]. Следует пояснить, что открытость дошкольного учреждения как системы определяется на базе тех пространств развития, которые существуют в учреждении. Можно выделить как минимум три подсистемы в ДОУ — родители, дети, педагоги. Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Данный факт является свидетельством трансформации педагогической деятельности образовательного учреждения в социально-педагогическую. Возникая как интегративное качество, социально-педагогическая деятельность учреждения, с одной стороны, делает акцент на индивидуальном пути развития ребенка в процессе его социализации, с другой — расширяет контекст педагогической деятельности как по составу субъектов воспитания, так и по направленности своего воздействия. Основной задачей образовательного учреждения выступает перевод социальной ситуации развития в педагогическую — в относительно контролируемые условия, где педагогическое воздействие является опосредующим, связующим звеном между психологической и социальной линиями развития субъектов — педагогов, детей, родителей.
Основными направлениями реализации социально-педагогической деятельности определена система пространств развития дошкольного образовательного учреждения. Разностороннее и целост- ное развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его личности (табл. 4). Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания в дошкольном учреждении и за его пределами. Таблица 4 Система пространств и сопровождения развития субъектов в ДОУ
Исходя из опыта деятельности дошкольных учреждений Алтайского края, можно заключить, что выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения нужных результатов инновационной деятельности учреждения. Пространство развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог—ребенок—родитель». Подробнее остановимся на подсистеме «родители» (приложение 8), которая может быть понята через изучение ее структуры и во взаимосвязи с другими подсистемами посредством определения ее функций. В своих исследованиях мы рассмотрели структуру и функциональные связи родительского сообщества как субъекта развития. В частности, указывалось, что родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности и вместе с детьми выступают потребителями оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию воспитанников. Также нами установлено, что логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индиви-
дуализация, которые, с одной стороны, фиксируют непрерывность и количественную трансформацию изменений, с другой — определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения (табл. 5). Оптимальность построения пространства развития родителей будет определяться следующими показателями: • включенность семьи в процессы ДОУ (степень интегрирован-ности): следует акцентировать внимание на характере и результатах взаимодействия субъектов; • преемственность и единство требований ДОУ и семьи в процессе воспитания детей; • взаимоотношение родителей в семье: тип взаимоотношений супругов (сотрудничество, конкуренция, антагонизм) будет в значительной степени определять атмосферу и климат в семье, специфику детско-родительских отношений, характер педагогического воздействия семьи и наконец, личностные достижения ребенка; • стиль воспитания в семье: гуманизация стиля воспитания связана с трансформацией родительской позиции в сторону проявления любви к ребенку; • родительское сообщество представляет собой совокупный субъект воспитания, реально влияющий на образовательный процесс в ДОУ, формирующий социальный заказ, отстаивающий интересы дошкольного учреждения в социуме. Таблица 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|