Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие дошкольного




ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ

МАЛОГО ГОРОДА

Социально-педагогическая деятельность ДОУ как отрытая развивающаяся система

В основу понимания сущности и назначения социально-педагоги­ческой деятельности ДОУ положено представление об открытой и раз­вивающейся системе. В предыдущих разделах нами подробно раскрыты такие основные понятия, как «социально-педагогическая деятельность ДОУ», «ДОУ как развивающаяся и открытая система» [75].

Следует пояснить, что открытость дошкольного учреждения как системы определяется на базе тех пространств развития, которые существуют в учреждении. Можно выделить как минимум три под­системы в ДОУ — родители, дети, педагоги.

Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который до­школьное образовательное учреждение становится мощным сред­ством социализации личности. Данный факт является свидетель­ством трансформации педагогической деятельности образователь­ного учреждения в социально-педагогическую. Возникая как интегративное качество, социально-педагогическая деятельность учреждения, с одной стороны, делает акцент на индивидуальном пути развития ребенка в процессе его социализации, с другой — расширяет контекст педагогической деятельности как по составу субъектов воспитания, так и по направленности своего воздействия.

Основной задачей образовательного учреждения выступает перевод социальной ситуации развития в педагогическую — в относительно контролируемые условия, где педагогическое воздействие является опосредующим, связующим звеном между психологической и соци­альной линиями развития субъектов — педагогов, детей, родителей.

Основными направлениями реализации социально-педагогиче­ской деятельности определена система пространств развития до­школьного образовательного учреждения. Разностороннее и целост-

ное развитие личности ребенка может быть обеспечено комплекс­ным воздействием на все стороны его личности (табл. 4).

Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвя­занных пространств развития субъектов воспитания в дошкольном учреждении и за его пределами.

Таблица 4

Система пространств и сопровождения развития субъектов в ДОУ

 

 

 

Медико-валеологическое обеспечение ' Администрация ^ Воспитатели, \ Личность ребенка у \. Родители </ Образовательное пространство
Взаимодействие с социумом Дополнительное образовательное пространство
Взаимодействие с семьей Инновационное пространство
Досуговое, культурно-познавательное пространство Безопасность и жизнедеятельность Психолого-педагогическая поддержка
Спортивно-оздоровительное пространство Научно-методическое обеспечение

Исходя из опыта деятельности дошкольных учреждений Алтай­ского края, можно заключить, что выделенные пространства явля­ются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для боль­шинства ДОУ в целях обеспечения нужных результатов инноваци­онной деятельности учреждения.

Пространство развития дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъек­тов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учеб­но-воспитательного процесса в системе «педагог—ребенок—родитель».

Подробнее остановимся на подсистеме «родители» (приложе­ние 8), которая может быть понята через изучение ее структуры и во взаимосвязи с другими подсистемами посредством опреде­ления ее функций. В своих исследованиях мы рассмотрели струк­туру и функциональные связи родительского сообщества как субъекта развития. В частности, указывалось, что родители фор­мируют социальный заказ на уровне общественной потребности и вместе с детьми выступают потребителями оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию вос­питанников. Также нами установлено, что логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в сме­не этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индиви-

дуализация, которые, с одной стороны, фиксируют непрерыв­ность и количественную трансформацию изменений, с другой — определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения (табл. 5).

Оптимальность построения пространства развития родителей будет определяться следующими показателями:

• включенность семьи в процессы ДОУ (степень интегрирован-ности): следует акцентировать внимание на характере и результатах взаимодействия субъектов;

• преемственность и единство требований ДОУ и семьи в про­цессе воспитания детей;

• взаимоотношение родителей в семье: тип взаимоотношений супругов (сотрудничество, конкуренция, антагонизм) будет в зна­чительной степени определять атмосферу и климат в семье, специ­фику детско-родительских отношений, характер педагогического воздействия семьи и наконец, личностные достижения ребенка;

• стиль воспитания в семье: гуманизация стиля воспитания свя­зана с трансформацией родительской позиции в сторону проявле­ния любви к ребенку;

• родительское сообщество представляет собой совокупный субъект воспитания, реально влияющий на образовательный процесс в ДОУ, формирующий социальный заказ, отстаивающий интересы до­школьного учреждения в социуме.

Таблица 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...