Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития в системе «ДОУ—семья»




Показатели Роди­тели Педа­гоги Дети Бал­лы
Уровни социального заказа / Субъектный состав
Государство        
Общество        
Личность        
Управление
Управление        
Соуправление        
Самоуправление        
Этапы развития
Адаптация        
Интеграция        
Индивидуализация        
Характер деятельности
Адаптивный (репродукция)        
Интегративный (сотворчество)        
Индивидуальный (творчество)        
Уровень развития
Объектно-субъектный (воздействие)        
Субъектно-личностный (взаимовоздействие)        
Личностно-индивидуальный (самовоздей­ствие)        

Средний уровень (интеграция) 9—12:

— реализация взаимодействия в сфере интересов родителей;

— примат соуправления (родители, воспитатели, дети формально участвуют в управлении, принятии непринципиальных решений);

— формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообщества;

— результаты деятельности отличаются субъективной новизной;

— отношения между участниками развития характеризуются как субъектные;

— максимальный результат взаимодействия — перевод педагогов и родителей на позицию личностного развития.

Высокий уровень (индивидуализация) 13 —/5:

— реализация взаимодействия по поводу интересов детей;

— примат самоуправления (родители, воспитатели и дети — пол­ноправные участники управления, принимают решения по прин­ципиальным вопросам);

— продуктивное взаимодействие педагогического, родительско­го и детского сообществ;

— результаты деятельности отличаются объективной новизной;

— отношения между участниками развития характеризуются как полноценное взаимодействие личностей;

— результат взаимодействия — раскрытие педагога, родителя, ребенка как неповторимой индивидуальности.

Подходы и основные направления в организации взаимодействия ДОУ и семьи

Как показывает практика, родители выбирают именно тот дет­ский сад, который находится недалеко от их места жительства. В этой связи позитивные характеристики взаимодействия ДОУ и семьи вос­питанников в условиях малого города закладываются на микроуров­не ежедневных дел, встреч.

Развитие такого взаимодействия заключается в следующем:

• доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание обеих сторон;

• процесс взаимодействия развивается последовательно: от уста­новления тесных связей с педагогом до выбора из всех близлежа­щих ДОУ именно этого учреждения.

Существует несколько фаз планирования, организации работы с семьей, которые должен учитывать руководитель дошкольного уч­реждения:

• четкая постановка цели. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к бедственному материальному положению ДОУ, показать родителям эффективность педагогической работы коллектива ДОУ, организовать профилактические меры, связан­ные с распространением простудных заболеваний и т.д.;

• каждый работник ДОУ должен четко представлять, какую лич­ностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект. Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями;

• обязательно учитывать при планировании работы государствен­ный, межрайонный уровень, долгосрочные инвестиции, предпола­гающие эффект через несколько лет [31].

Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями мож­но, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе дошкольного образовательного учреждения; устраивать пре­зентацию детского образовательного учреждения в микрорайоне (в детских поликлиниках во время «дня здорового ребенка», женских консультациях); приглашать родителей в дошкольное учреждение

при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, дней открытых дверей; предоставлять родителям письменную информа­цию о дошкольном учреждении, которая включает в себя програм­му ДОУ, направления работы, график клубов, платных услуг, ин­формацию о педагогических кадрах, которые работают в ДОУ [26]. На основе выделенных условий и фаз развития сотрудничества ДОУ и семьи оптимальными этапами взаимодействия будут яв­ляться следующие:

• накопление согласия; задача этого этапа — нейтрализация на­стороженности родителей при выборе ДОУ для своего ребенка;

• поиск совпадающих интересов: на этом этапе родители выяс­няют всё, что указывает на сходство позиций в воспитании и раз­витии близлежащего к их месту жительства ДОУ;

• взаимное принятие принципов, приоритетных направлений дея­тельности ДОУ, активное участие в работе Попечительского совета;

• выявление негативных моментов в деятельности ДОУ, нежела­тельных для дальнейшего взаимодействия. На этом этапе родители могут поделиться своими наблюдениями о сложившемся стиле об­щения детей и взрослых в ДОУ.

При выборе форм работы с родителями нужно учитывать: тип семьи (многопоколенная, нуклеарная, неполная или полная, псев­досемья и т.д.); сущностные характеристики семьи (проблемная или зрелая, традиционная или современная и т.д.); образ жизни семьи (кто доминирует: мать или отец, бабушка со стороны матери, дед со стороны отца); характер семейных взаимоотношений [69].

Исходя из указанной специфики, налаживание контактов мож­но организовать следующим образом.

I. Первичные контакты между семьями и ДОУ. Многие ДОУ устанавливают связи с семьями заблаговременно. Характер связей может быть следующим:

— приглашение родителей с детьми или без них посетить ДОУ;

— посещение педагогом семьи на дому;

— предоставление родителям письменной информации о работе ДОУ;

— встреча с родителями с целью выяснения условий посещения для ребенка.

II. Дальнейшие контакты и связи между родителями и педагога­ми ДОУ:

— ежедневный непосредственный контакт, когда родители при­водят или забирают детей;

— неформальные беседы о детях («можно ли поговорить о...») или запланированные встречи с родителями, чтобы обсудить дос­тигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

i

— предоставление родителям письменного материала об их детях;

— предложения посетить врача, психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;

— оформить доски объявлений для родителей;

— организовать «родительские дни» с целью показать, как за­нимается их ребенок, или ознакомиться с работой ДОУ.

III. Помощь родителей ДОУ:

— в качестве организаторов и спонсоров;

— в разделении обязанностей по таким мероприятиям, как раз­работка содержания игротеки, спортивного уголка и т.д.;

— в сборе материалов для детских нужд;

— в организации совместных целевых прогулок, досуга.

IV. Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:

— родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОУ;

— приглашение остаться со своим (уже привыкшим) ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми;

— оказание помощи в определенных случаях, например при про­ведении экскурсии.

V. Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:

— родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания персоналом необ­ходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);

— родители продолжают дома работу по обучению детей, кото­рую ведут педагоги.

VI. Общественная деятельность для родителей:

— радушие во взаимоотношениях с родителями, установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, напри­мер, организация вечернего кафе;

— постоянная группа или клуб общения для родителей;

— приглашение лекторов по интересующим вопросам. VII. Помощь родителям:

— оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых во­просах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению;

— накопление информации и практических советов;

— помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций.

В процессе налаживания и развития контактов необходимо учи­тывать ряд основополагающих принципов:

— открытости детского сада для семьи (каждому родителю обес­печивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);

— сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей;

— создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллек­тиве;

— диагностики общих и частных проблем в воспитании и разви­тии ребенка.

План работы с семьей в микрорайоне содержится в методиче­ских рекомендациях, разработанных О.И. Давыдовой, Л.Н. Гусе­вой, Е.Б. Мельниковой [31].

1. Составление социально-демографической карты родителей мик­рорайона по следующим параметрам: возраст, пол, социальный ста­тус, образ жизни, религиозная, этническая принадлежность.

2. Изучение запросов родителей, их требований к работе до­школьного образовательного учреждения.

3. Презентация детского образовательного учреждения.

4. Приглашение родителей посетить дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, дней от­крытых дверей.

5. Предоставление родителям письменной информации о до­школьном учреждении, которая включает в себя программу, на­правления деятельности, график работы клубов, информацию о педагогических кадрах, работающих в ДОУ.

6. Организация презентаций ДОУ в детских поликлиниках во время «Дня здорового ребенка», женских консультациях.

Детально реализация теоретических положений в работе ДОУ с семьей описывается в следующей части пособия.

I

Технология организации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...