Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития в системе «ДОУ—семья»
Средний уровень (интеграция) 9—12: — реализация взаимодействия в сфере интересов родителей; — примат соуправления (родители, воспитатели, дети формально участвуют в управлении, принятии непринципиальных решений); — формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообщества; — результаты деятельности отличаются субъективной новизной; — отношения между участниками развития характеризуются как субъектные; — максимальный результат взаимодействия — перевод педагогов и родителей на позицию личностного развития. Высокий уровень (индивидуализация) 13 —/5: — реализация взаимодействия по поводу интересов детей; — примат самоуправления (родители, воспитатели и дети — полноправные участники управления, принимают решения по принципиальным вопросам); — продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ;
— результаты деятельности отличаются объективной новизной; — отношения между участниками развития характеризуются как полноценное взаимодействие личностей; — результат взаимодействия — раскрытие педагога, родителя, ребенка как неповторимой индивидуальности. Подходы и основные направления в организации взаимодействия ДОУ и семьи Как показывает практика, родители выбирают именно тот детский сад, который находится недалеко от их места жительства. В этой связи позитивные характеристики взаимодействия ДОУ и семьи воспитанников в условиях малого города закладываются на микроуровне ежедневных дел, встреч. Развитие такого взаимодействия заключается в следующем: • доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание обеих сторон; • процесс взаимодействия развивается последовательно: от установления тесных связей с педагогом до выбора из всех близлежащих ДОУ именно этого учреждения. Существует несколько фаз планирования, организации работы с семьей, которые должен учитывать руководитель дошкольного учреждения: • четкая постановка цели. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к бедственному материальному положению ДОУ, показать родителям эффективность педагогической работы коллектива ДОУ, организовать профилактические меры, связанные с распространением простудных заболеваний и т.д.; • каждый работник ДОУ должен четко представлять, какую личностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект. Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями; • обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, долгосрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет [31].
Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе дошкольного образовательного учреждения; устраивать презентацию детского образовательного учреждения в микрорайоне (в детских поликлиниках во время «дня здорового ребенка», женских консультациях); приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, дней открытых дверей; предоставлять родителям письменную информацию о дошкольном учреждении, которая включает в себя программу ДОУ, направления работы, график клубов, платных услуг, информацию о педагогических кадрах, которые работают в ДОУ [26]. На основе выделенных условий и фаз развития сотрудничества ДОУ и семьи оптимальными этапами взаимодействия будут являться следующие: • накопление согласия; задача этого этапа — нейтрализация настороженности родителей при выборе ДОУ для своего ребенка; • поиск совпадающих интересов: на этом этапе родители выясняют всё, что указывает на сходство позиций в воспитании и развитии близлежащего к их месту жительства ДОУ; • взаимное принятие принципов, приоритетных направлений деятельности ДОУ, активное участие в работе Попечительского совета; • выявление негативных моментов в деятельности ДОУ, нежелательных для дальнейшего взаимодействия. На этом этапе родители могут поделиться своими наблюдениями о сложившемся стиле общения детей и взрослых в ДОУ. При выборе форм работы с родителями нужно учитывать: тип семьи (многопоколенная, нуклеарная, неполная или полная, псевдосемья и т.д.); сущностные характеристики семьи (проблемная или зрелая, традиционная или современная и т.д.); образ жизни семьи (кто доминирует: мать или отец, бабушка со стороны матери, дед со стороны отца); характер семейных взаимоотношений [69]. Исходя из указанной специфики, налаживание контактов можно организовать следующим образом. I. Первичные контакты между семьями и ДОУ. Многие ДОУ устанавливают связи с семьями заблаговременно. Характер связей может быть следующим: — приглашение родителей с детьми или без них посетить ДОУ;
— посещение педагогом семьи на дому; — предоставление родителям письменной информации о работе ДОУ; — встреча с родителями с целью выяснения условий посещения для ребенка. II. Дальнейшие контакты и связи между родителями и педагогами ДОУ: — ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят или забирают детей; — неформальные беседы о детях («можно ли поговорить о...») или запланированные встречи с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; i — предоставление родителям письменного материала об их детях; — предложения посетить врача, психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты; — оформить доски объявлений для родителей; — организовать «родительские дни» с целью показать, как занимается их ребенок, или ознакомиться с работой ДОУ. III. Помощь родителей ДОУ: — в качестве организаторов и спонсоров; — в разделении обязанностей по таким мероприятиям, как разработка содержания игротеки, спортивного уголка и т.д.; — в сборе материалов для детских нужд; — в организации совместных целевых прогулок, досуга. IV. Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ: — родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОУ; — приглашение остаться со своим (уже привыкшим) ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми; — оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии. V. Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка: — родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания персоналом необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком); — родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги. VI. Общественная деятельность для родителей: — радушие во взаимоотношениях с родителями, установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечернего кафе; — постоянная группа или клуб общения для родителей; — приглашение лекторов по интересующим вопросам. VII. Помощь родителям:
— оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению; — накопление информации и практических советов; — помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций. В процессе налаживания и развития контактов необходимо учитывать ряд основополагающих принципов: — открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети); — сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей; — создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; — диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. План работы с семьей в микрорайоне содержится в методических рекомендациях, разработанных О.И. Давыдовой, Л.Н. Гусевой, Е.Б. Мельниковой [31]. 1. Составление социально-демографической карты родителей микрорайона по следующим параметрам: возраст, пол, социальный статус, образ жизни, религиозная, этническая принадлежность. 2. Изучение запросов родителей, их требований к работе дошкольного образовательного учреждения. 3. Презентация детского образовательного учреждения. 4. Приглашение родителей посетить дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, дней открытых дверей. 5. Предоставление родителям письменной информации о дошкольном учреждении, которая включает в себя программу, направления деятельности, график работы клубов, информацию о педагогических кадрах, работающих в ДОУ. 6. Организация презентаций ДОУ в детских поликлиниках во время «Дня здорового ребенка», женских консультациях. Детально реализация теоретических положений в работе ДОУ с семьей описывается в следующей части пособия. I Технология организации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|