Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дни открытых дверей в ДОУ (технология организации)




Появление у взрослых желания разобраться, чем живет, чем за­нят ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказа­тельством эффективности проведенной с ними работы. Проанали­зируем наиболее распространенные виды проведения Дней откры­тых дверей. Основной критерий анализа — цель, поставленная коллективом педагогов. Одна из них — ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, дея­тельностью детей, требованиями к ним.

Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает на­столько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятель­ности ребенка в детском саду («Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться»), другой, напротив, пробуждает этот интерес («Я и не думал, что с малышами столько проблем»).

Рассчитывая на результат, педагогический коллектив должен стре­миться «озадачить», а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контек­сте реальных взаимоотношений с окружающими. Сравнение своего ребенка со сверстниками выявляет в нем что-то ранее не замечен­ное или оттеняет черты, показавшиеся само собой разумеющимися.

Нужно ли сообщать детям о приходе родителей, когда готовится деловой разговор? Безусловно, нужно. Только делать это следует сдержанно. «Папы и мамы хотят знать, что вы делаете в детском саду. Они побывают на занятии, на прогулке, посмотрят, как вы играете», — предупреждает воспитатель самым нейтральным тоном. Ни в коем случае нельзя допускать накала страстей, говоря: «По­старайтесь показать себя хорошо». Присутствие родителей для до­школьников является большим эмоциональным фактором, чем при­сутствие чужих людей. Близкий взрослый вызывает у ребенка це­лую гамму переживаний; например стремление проявить себя и заслужить одобрение.

Способность детей разделять тревоги и радости своего воспи­тателя зависит от степени установившейся между ними эмоцио­нальной близости. Нередко она столь высока, что группа, как локатор, безошибочно улавливает тончайшие оттенки отноше­ния и чутко реагирует на них. В этой ситуации от воспитателя требуется умение регулировать свои эмоции, чтобы детям не передалась его внутренняя напряженность. Всё сказанное свиде­тельствует о нецелесообразности предупреждать детей быть «по­слушными внимательными, старательными», так как это может действовать на них деструктивно. Данная форма работы с роди­телями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обо­гатить воспитательными приемами прогулку — это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяю­щие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием про­сто посмотреть.

Подготовка к открытому занятию для родителей должна вклю­чать не только моменты, предусмотренные методическими реко­мендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются в начале (вступительная бесе­да) и в конце как заключение. Они должны быть изложены после­довательно и в доступной для родителей форме.

Наиболее рациональна следующая структура вступительной бе­седы: вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить.

Анализ должен касаться особенностей деятельности и причин успеха или неуспеха.

Примерная схема анализа поведения ребенка:

— слушает воспитателя внимательно или отвлекается;

— выполняя задание, сосредоточен или рассеян. Особенности процесса выполнения:

— самостоятелен от начала до конца;

— подражает соседу;

— работает быстро или медленно;

— увлечен заданием или нет;

— выполняет его старательно или небрежно;

— успевает закончить работу или оставляет ее незавершенной. Как реагирует на затруднения или неудачи:

— пытается их преодолеть, возобновить попытку;

— обращается к воспитателю с вопросами или за помощью;

— не обращается, но в помощи нуждается (воспитатель дополни­тельно дает указание);

— прерывает работу;

— проявляет раздражение, нервничает. Как оценивает полученный результат:

— любуется своей работой, удовлетворен;

— огорчается, совершив ошибку;

— проявляет равнодушие.

Совокупность указанных показателей, зафиксированных в ходе занятия, позволяет судить о характере активности ребенка, степени ее целенаправленности, об отношении к требованиям педагога. Все это служит основой для суждения о его способности управлять со­бой и своими действиями для решения поставленной задачи.

Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями и умениями. Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное твор­чество, ручные поделки и т.д.) помогут ему достичь лучших ре­зультатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений). Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установле­нию доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, соз­дают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания (приложе­ние 13). Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольни­ков сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...