Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данные о выборах в капиталистических странах и в СССР (1935–1937)




 

Страны   Дата выборов   Численность населения   Численность избирателей   В % к населению   Число голосов   В % к числу избирателей  
Англия   Парламентские 1935 года   44 937 444   30 562 774   68,1     71,9  
США   Президентские 1936 года   128 429 000   55 000 000   42,8     83,3  
Франция   Парламентские 1936 года   41 905 968   11 768491   28.2     83,9  
Германия   Последние до фашистской диктатуры выборы в рейхстаг в 1932 году     44 373 700   71,2   35 759 100   80,6  
Япония   Парламентские 1937 года   69251 265     21,1   10204 127   69,9  
Польша   В сейм 1935 года   33 400 000   16 282 347   48,8   7 576 686   46.6  
СССР   12 декабря 1937 года   169 000 000   94 138 159       91 113 153   96,8  

Накануне выборов в Верховный Совет СССР в декабре 1937 года в советской прессе появилось множество публикаций о проведении избирательных кампаний в капиталистических странах, включая США. Разумеется, зарубежный опыт был малопригоден для советской действительности. Используя принципы контрастного сопоставления, издания СССР публиковали обзоры и очерки, посвященные «разгулу самых разнузданных страстей конкурирующих между собой политических партий господствующих классов капиталистического мира», писал в те годы «Спутник агитатора».

«Принять необходимые меры для того, чтобы наши товарищи, партийные и беспартийные большевики имели возможность знакомиться с целями и задачами, с практикой и техникой вредительско-диверсионной и шпионской работы иностранных разведывательных органов». И. Сталин.

Источник: Спутник агитатора. 1937. Август. № 16. С. 44.

 

Политическая агитация и пропаганда, использовавшая множество не устоявшихся слов и словосочетаний, диктовала настоятельную необходимость введения специальных словарей агитатора, объяснявших «отдельные слова и понятия, встречающиеся в газетах». Среди них: агрессия, шантаж, аргумент, контраст, абсектизм, гарант, поражение прав и т.д.

 

Наряду с широким использованием лозунгов массовое распространение получают политические призывы и обильное цитирование ключевых образцов речей партийных, советских и государственных деятелей Советского Союза, выступления лидеров международного коммунистического движения.

Для бесед с рабочими агитаторам рекомендовалось прибегать к использованию примеров из кино. Среди наиболее удачных в пропагандистском отношении фильмов выделялась картина «Возвращение Максима», которую агитаторам предлагалось использовать для бесед с рабочими, чтобы заинтересовать их изучением истории партии. Сцены кинофильма показывали, что выборы в дореволюционную Государственную Думу не были всеобщими, не были равными, были непрямыми и в них не участвовали представители национальных меньшинств: зато какое обилие «отцов-протопопов» и «их преосвященств», угодных царским властям.

Значительно больших результатов в установлении коммуникационного диалога можно достичь, используя в качестве дополнения визуальные материалы (исследования проводились в школе бизнеса Университета Пенсильвании).

 

Задача Используя видеоматериалы Без видеоматериалов
Достижение цели выступающим   67%   33%  
Выработка единой концепции   79%   58%  
Удерживаемая слушателями информация   50%   10%  
Средняя продолжительность встречи   19 мин.   28 мин.  

 

Немало примеров того, как «прославленная буржуазная демократия обеспечивает действенное волеизъявление народа при выборах», содержалось в художественной литературе. Отсюда и возник девиз: «Художественную литературу в помощь агитации!» Для громкой читки рекомендовались справки из книги И. Ильфа и Е. Петрова «Одноэтажная Америка», чтобы «агитатор с успехом мог использовать эти отрывки для сравнения с тем, что творится в буржуазных странах», – говорилось в руководстве для пропагандиста.

Народное творчество – еще один канал пропагандистской работы. Былинным языком говорит народная сказительница о результатах Великой Октябрьской социалистической революции:

По твоим заветам – завещаньицу.

Нас ведет ко счастью Сталин наш...

Мы идем со Сталиным, как с Лениным,

Говорим со Сталиным, как с Лениным...

 

И одна у нас сейчас дороженька

К счастью, светлая, лучистая, широкая.

И ведет по этой по дороженьке

Нас родная наша партия!

Элементы обожествления, равно как и демонизации, были излюбленным приемом и американских избирательных кампаний. Исследователи отмечают, что художники, а позднее фотографы, изображавшие либо фотографировавшие политика на фоне символа государства – флага, неизбежно пытались людей преклонного возраста сделать молодыми, злых – добрыми, лысеющим подрисовать волосы. С 1840 по 1905 г. символ государственного флага США был особо популярен у политиков. Именно в начале XX в. Конгресс принял специальное постановление, запрещающее любые изображения на фоне флага как компрометирующие символ страны. Только 80 лет спустя, во время переизбрания Р. Рейгана на второй президентский срок, появились фотоснимки, изображающие лидера Республиканской партии завернутым в полотнище флага.

Известно, что противники А. Линкольна постоянно подчеркивали, что последний обладает «отвратительной внешностью», и неизменно изображали его в виде обезьяны. Дело дошло до того, что калифорнийские законодатели приняли в 1899 г. постановление, запрещающее высмеивать черты характера политика путем его карикатуризации. Однако оно не соблюдалось ни одной из политических сторон. Нередко противники изображали друг друга настолько неузнаваемыми, что избиратели не могли разобраться, где их любимец сенатор-демократ Пол Саймон, а где республиканец Линн Мартин. В той же Калифорнии сторонники Пита Уилсона изобразили своего оппонента так, что он выглядел по меньшей мере на 10 лет старше своего возраста.

 

С изобретением фотографии в первой половине XIX в. появилось еще одно мощное средство, подтверждающее реальность происходящих событий. Историки фотографии отмечали, что в отличие от графического изображения, рисунка запечатленный на снимке политик представлял собой некую норму

правдивости, реальности происходящего и представительности.

 

Так, вера в фотоснимок была настолько сильна, что в 1940–1950 гг. достаточно было поместить в печатном издании фото белого американца рядом с темнокожим, чтобы разжечь в южных штатах нездоровые страсти и спровоцировать беспорядки. А если рядом с фотоснимком политика появлялся портрет известного коммуниста, то карьера политика заканчивалась, не успев начаться.

В 1950 г. сенатор М. Тайдингс (Мэриленд) проиграл оппоненту-республиканцу Дж. Батлеру только потому, что его изобразили на фотомонтаже любезничающим с коммунистом, т.е. слишком «мягким по отношению к комми».

Без преувеличения можно констатировать, что СМИ сыграли особую роль в тиражировании имиджей политических лидеров на массовую аудиторию. В 1924 г. впервые претенденты на президентский пост США Калвин Кулидж и его оппонент – демократ Джон Дейвис выкупили время в радиоэфире для представления своих политических платформ. 30 млн американцев слушали радиотрансляции выступлений кандидатов.

Тридцатым президентом США стал республиканец К. Кулидж, кампания которого проходила под захватывающим слоганом: «Keep Cool With Coolidge» («He теряйте голову, голосуйте за Кулиджа»). Примечательно, что создание первых политических рекламных роликов, демонстрируемых на радио, пошло по наработанному сценарию: представление претендента, далее – его речь. В начале 30-х годов по инициативе республиканцев политическая реклама становится неотъемлемым атрибутом радиоэфира.

Первые попытки создания телевизионных рекламных роликов носили на себе отпечаток господства эры радио: никаких заумных идей, в кадре – ничего лишнего. Зрители ожидали услышать с экрана простые и знакомые по радиопередачам слова. Они никак не могли понять, что же происходит на экране: требовалось специальное разъяснение в виде титров. И вновь пришлось пойти по уже известному пути: когда к несложным визуальным образам добавлялся привычный радиотекст, все становилось на свои места – стиль Голливуда вышел победителем. Признак этого стиля – максимальная упрощенность аудиовизуальных образов, которые стали «чрезвычайно понятны» массовому зрителю.

Современная политическая кампания в США также строится по законам Голливуда. «Массачусетгский Рэмбо в поисках добычи» – так охарактеризовал М. Дукакиса обозреватель CBS (NBC) Брюс Мортон (13 сентября 1988 года) после того, как этот кандидат от демократов на президентское кресло совершил на глазах у удивленных американцев рекламный трюк – проехал на броне танка М-1, чтобы доказать своему главному сопернику, Дж. Бушу, что он, М. Дукакис, – сторонник развития новых систем вооружений. Так М. Дукакис, пытаясь столь нетрадиционным для политика способом опровергнуть выдвинутые в его адрес обвинения в желании сократить наступательные вооружения, подтвердил собственную слабость. Этот эпизод, по словам репортера NBC А. Митчела, стал символом плохо спланированной кампании Дукакиса. Претендент на президентское кресло проиграл не только из-за своей глупой улыбки и комично сидевшего на нем шлемофона «а-ля Рэмбо», тем более что, по иронии судьбы, именно М. Дукакис отстаивал идею разработки наступательных вооружений – танков новых модификаций. Он не выиграл у Дж. Буша, так как репортеры ясно видели его безуспешную попытку скрыть таким образом свою слабость, отчаянную попытку обойти своего политического оппонента. М. Дукакис руководствовался идеей, что визуальное изображение – в данном случае его рейд на танке – является символом, несущим важную смысловую нагрузку, характеризующую кандидата как сильную и уверенную в себе личность.

В США для определения массовости аудитории с начала 30-х годов рекомендовалось учитывать:

1. Продолжительность «захватывающего сюжета».

2. Размер аудитории каждую минуту эфира, чтобы в нужный момент – когда количество слушателей максимально, – дать рекламное сообщение.

3. Кто является слушателем программы: уже пользующийся рекламируемым продуктом или потенциальный потребитель товара.

С изобретением «радиоиндекса Нильсена» (Nielsen Radio Index) – специального устройства, вмонтированного в радиоприемники и фиксирующего любой поворот ручки настройки на программу, – появилась возможность включить в исследование дополнительные характеристики как аудитории так и электората: место проживания, размер семьи, количество комнат, образование, род занятий, доход, вид жилья, количество радиоприемников – так началось сегментирование аудитории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...