Первая группа математических материалов.
ПЕРВАЯ ГРУППА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ. ОБЗОР ПЕРВОЙ ГРУППЫ МА ТЕМА ТИЧЕСКИХ МА ТЕРИАЛОВ. Математические материалы первой группы служат для обучения счету до десяти, как в прямой, так и в обратной последовательности, знакомству с цифрами от 0 до 9 и числом 10, а также умению соотносить количества в пределах десяти и соответствующие им символы - числа. Упражнения с материалами первой группы позволяют ребенку освоить состав числа и сравнение чисел первого десятка, а также знакомят его с некоторыми свойствами чисел. Уже на материалах первой группы хорошо прослеживаются два важнейших методических принципа Монтессори: " от конкретного к абстрактному" и " от знакомства с количествами - через знакомство с числами - к соотнесению количеств и чисел". На основе этих принципов строятся серии взаимосвязанных друг с другом математических материалов любой группы.. Несколько слов о терминах " цифра" и " число". По общепринятой терминологии символы от 0 до 9 называют цифрами, а любую их конечную комбинацию называют числом. (Здесь речь только о натуральных числах). Если число состоит из К -цифр, то оно называется К-значным (например, число, состоящее из 2 цифр, называется двузначным, из трех - трехзначным и т. д. ). Отметим одно методическое правило, используемое при презентации математических материалов: сначала вводятся количества, позже - символы-числа, а затем количества и числа сопоставляются друг с другом. Особенно часто и явно оно применяется на материалах первой, второй и третьей групп. В первую группу входят следующие материалы: " Счетные штанги", " Цифры из шершавой бумаги", " Счетные штанги и числа", " Ящики с веретенами", " Числа и чипсы", " Игра на запоминание".
Во время работы в зоне математики важным инструментом Монтессори-педагога продолжает оставаться трехступенчатый урок. Коротко напомним, что представляет собой трехступенчатый урок. Он предназначен для запоминания новых терминов и обогащения активного словаря ребенка. В ходе урока вводят, как правило, два-три новых понятия, но возможны исключения в зависимости от сложности новых терминов. Как легко понять из названия урока, он состоит из трех этапов или ступеней. Продолжительность всего такого урока 3-5 минут. На первой ступени учитель говорит ребенку название предмета, свойства или количества: « Это -... » Желательно повторить новые термины несколько раз, привлекая при этом не только слуховое, но и, если возможно, зрительное, тактильное, стереогностическое восприятие ребенка, его ощущение веса и мускульную память. В ходе трехступенчатого урока педагог не дает пространных дополнительных объяснений, звучат только понятия, которые надо запомнить. На второй ступени учитель дает ребенку задания типа: « Дай мне... », « Покажи мне... » и т. д. Заданий должно быть достаточно много. чтобы ребенок, соотнося названия с предметами, лучше их запомнил. Предметы, применяемые во время урока, несколько раз перемешивают. Первая и вторая ступени служат для формирования пассивного словаря ребенка. На третьей ступени пассивный словарь становится активным. Учитель указывает на предмет или количество и спрашивает ребенка: « Что это? » или « Сколько это? » Эти вопросы желательно также повторить не менее двух раз, перемешав предметы. На материале счетные штанги ребенок знакомится с количествами от одного до десяти, причем новые понятия вводятся при помощи трехступенчатого урока. При помощи материала ШЕРШАВЫЕ ЦИФРЫ ребенок учит цифры от 1 до 9, а позже, после знакомства со смыслом нуля и цифру 0
Материал СЧЕТНЫЕ ШТАНГИ И ЧИСЛА предназначен для сопоставления количеств от одного до десяти с соответствующими числами. Ребенок знакомится также с числом 10. С этим материалом полезно также провести ряд упражнений и игр, подготавливающих ребенка к сложению чисел. На материале ЯЩИКИ С ВЕРЕТЕНАМИ ребенок знакомится со смыслом нуля, продолжает упражняться в последовательном и обратном счете, соотнесении количеств и чисел, сравнении количеств, составе числа. Материал ЧИСЛА И ЧИПСЫ является тестовым и служит для проверки умения сопоставлять числам количества. Кроме того, ребенок опосредованно знакомится со свойствами четности и нечетности чисел. В игре на запоминание ребенок запоминает число и приносит соответствующее ему количество предметов. Это - применение имеющихся знаний на практике, повседневной жизни. Если ребенок хорошо освоил материалы первой группы, он может переходить к материалам второй или же третьей группы. Работа с материалами второй и третьей групп может также идти параллельно, что является наиболее предпочтительным.
СЧЕТНЫЕ ШТАНГИ МАТЕРИАЛ: 10 деревянных штанг, разделенных на красные и голубые промежутки длиной по 10 см; длины штанг меняются от 1 м до 10 см; каждая штанга короче предыдущей на 10 см. Счетная штанга представляет собой как бы отрезок числовой прямой с соответствующим количеством промежутков. ЦЕЛИ: Прямая: ребенок учится считать от 1 до 10. Он воспринимает каждое из количеств 1-10 как единое целое. Косвенная: подготовка к знакомству с десятичной системой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|