Игра на запоминание. Презентация. Весь этот Материал показывает, готов ли ребёнок к изучению II группы. Введение в десятичную систему, знакомство счетырьмя основными
ИГРА НА ЗАПОМИНАНИЕ. МАТЕРИАЛ: 11 одинаковых (сложенных вдвое) непрозрачных карточек, на внутренней стороне которых написаны числа от 0 до 10. Семена фасоли или другие одинаковые небольшие предметы в отдельной коробочке. ЦЕЛИ: Прямая: запомнить число и принести соответствующее количество. Косвенная: подготовка к введению в десятичную систему. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1. В игре участвуют несколько детей. Каждый ребенок берет карточку, читает число, не показывая его другим, запоминает его и приносит соответствующее количество семян фасоли. 2. Дети открывают свои карточки, показывают свои числа и проверяют, правильно ли они выполнили задание.
ПРИМЕЧАНИЕ: Особенно интересно, если ребенку попалась карточка с нулем.
3. Материал убирают.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: играющие дети.
ВОЗРАСТ: с 4, 5 лет.
ВЕСЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ ПОКАЗЫВАЕТ, ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ИЗУЧЕНИЮ II ГРУППЫ.
ВТОРАЯ ГРУППА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ: введение в десятичную систему, знакомство счетырьмя основными арифметическими действиями. ОБЗОР ВТОРОЙ ГРУППЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ. Вторая группа математических материалов предназначена для знакомства с многозначными числами и четырьмя основными арифметическими действиями с этими числами: сложением, вычитанием, умножением и делением. Эти материалы дают ребенку возможность понять, какова структура многозначных чисел, что такое разряд числа и как происходит переход из одного разряда в другой в ходе арифметических действий. Знаменитый " Золотой материал" Монтессори из золотистых бусин позволяет не только увидеть, но и ощупать руками, ощутить форму и даже вес таких количеств, как несколько единиц, несколько десятков, сотен и тысяч бусин.
Весьма важным является тот факт, что разрядам десятичной системы с помощью " золотого материала" дана геометрическая интерпретация. Отдельные бусины-единицы напоминают точки плоскости, не имеющие измерений. Стержни с нанизанными на них десятью бусинами - десятки - похожи на отрезки, имеющие только одно измерение - длину. Сотни представлены в виде квадратов из бусин, имеющих два измерения - длину и ширину. И, наконец, тысячи - в форме трехмерных кубов из бусин. Подобная геометрическая интерпретация позволяет не только привлечь сенсорную сферу ребенка при изучение математики и существенно облегчить оперирование с количествами, соответствующими многозначным числам, но и опосредованно знакомит ребенка с квадратом и кубом числа десять. В дальнейшем этот, а также некоторые материалы из третьей группы, помогут понять, почему вторую степень числа мы называем квадратом, а третью - кубом этого числа. Подчеркнем, что при работе с материалами второй группы еще не ставится задача обучения ребенка действиям с многозначными числами при письме по общепринятым правилам: этому дети учатся позже, постепенно переходя от конкретного " золотого материала" ко все более абстрактным. Поэтому в упражнениях с " золотым материалом" первоочередное значение имеет правильное выполнение хода действия, а не его результат. Результат, а также запись примеров (но еще НЕ выполнение арифметических действий при письме) становятся важными при проведении так называемых " Игр с марками", а также при использовании следующих за ними материалов. Следует также отметить, что арифметические действия с " золотым материалом" не требуют обязательного умения прочесть многозначное число общепринятым образом, например: " Три тысячи пятьсот шестьдесят семь". На этой стадии работы вполне достаточно, если ребенок ясно понимает, из единиц каких разрядов состоит число, и правильно их называет, например, в нашем случае: " три тысячи, пять сотен, шесть десятков и семь единиц". Правильные названия чисел особенно интенсивно учат при помощи материалов третьей группы. При желании, как уже было сказано, их можно применять параллельно материалам второй группы.
Добавим, что при презентации материалов второй группы применяется все то же методическое правило, что и для материалов первой группы: введение количеств, введение символов - чисел, соотнесение количеств и чисел. Вторая группа содержит следующие материалы: - " Материал для введения количеств" из бусин; - набор карт для введения количеств 1, 10, 100, 1000; - «Материал из золотых бусин для знакомства с десятичной системой»; - «Банк золотого материала», в который входят и наборы карт: " Большой набор карт 1- 9000", " Большой набор карт 1-1000", три " Малых набора карт 1-3000", " Малый набор карт 1-9000". Прилагательные " большой" и " малый" в названиях наборов карт относятся не к количеству карт, а к размерам изображенных на них чисел. " Золотой материал" имеет широкий спектр применения и используется в целой серии последующих презентаций.
Для упражнений и теста используются " Игры с марками", " Игра сточками", и " Текстовые задания".
ВВЕДЕНИЕ КОЛИЧЕСТВ: ЕДИНИЦА, ДЕСЯТОК, СОТНЯ, ТЫСЯЧА: Ребенок на конкретном материале, используя сенсорный опыт, знакомится с количествами, соответствующими разрядам десятичной системы. Презентация проводится в форме классического трехступенчатого урока. Далее ребенку предлагается целый ряд упражнений и дидактических игр на закрепление новых понятий, во время которых ребенок снова и снова самостоятельно манипулирует этими количествами. Кроме того, он учится сравнивать количества используя понятия " больше", " меньше", " столько же". ВВЕДЕНИЕ ЧИСЕЛ: 1, 10, 100, 1000: Ребенок знакомится с символами, соответствующими тем количествам, которые ему уже известны. При презентации учитель вводит не названия этих чисел, а названия РАЗРЯДОВ:
" Одна единица, один десяток, одна сотня, одна тысяча". Презентация проводится в форме трехступенчатого урока, затем следует упражнение, в ходе которого ребенок узнает другие круглые числа от 10 до 9000, т. е. от " одного десятка" до " девяти тысяч". Если ребенок в ходе упражнения испытывает трудности, на первый раз можно ограничиться только десятками, а к сотням и тысячам обратиться позже. Это упражнение по форме также напоминает трехступенчатый урок, однако с гораздо большим трех количеством новых понятий. Усвоение их существенно облегчается тем, что эти понятия строятся по одному и тому же принципу и звучат похожим образом, а также отличаются друг от друга определенными размерами, цветом и расположением карт, что дает ребенку дополнительную ориентацию. Читателю рекомендуется внимательно ознакомиться с упражнением и тщательно его проработать. В качестве одного из упражнений ребенок также учится сравнивать многозначные числа. ПОСТРОЕНИЕ ДЕСЯТИЧНОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ: На одном из ковриков определенным раскладывают " золотой материал", на другом - большой набор карт 1- 1000, затем сопоставляют количества и числа. Материал также наглядно демонстрирует, что каждый разряд числа содержит не более 9 единиц, а прибавление десятой единицы ведет к переходу в следующий разряд. ПОСТРОЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ: При помощи " золотого материала" и карт из большого набора 1-9000 ребенку показывают, как образуется многозначные числа. Учитель читает числа общепринятым образом, не требуя того же от ребенка. Далее ребенок выполняет многочисленные упражнения на построение многозначных чисел, постепенно приобретая уверенность. Он знакомится также с ролью нуля в числе: нуль означает отсутствие единиц соответствующего разряда. Материал создает базу для введения основных арифметических. действий с многозначными числами. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ С " ЗОЛОТЫМ МАТЕРИАЛОМ": СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ, УМНОЖЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ: Детям показывают арифметические действия с многозначными числами при помощи " золотого материала" и наборов карт. Они видят ход действий и активно участвуют в их выполнении. Арифметические действия проводят в форме группового упражнения с двумя - четырьмя детьми. Сначала показывают те примеры, в которых не происходит перехода в другой разряд, позже - примеры, в которых такие переходы необходимы. Презентация каждый раз происходит по одной и той же схеме: дети получают карты с числами, приносят соответствующее количество " золотого материала", под руководством учителя выполняют действия; учитель дает краткое пояснение и говорит название арифметического действия, дети получают результат; учитель " рассказывает историю" - напоминает ход действий, иллюстрируя свои слова при помощи карт с числами и раскладывая их в форме, принятой при записи примеров.
ИГРЫ С МАРКАМИ дают ребенку возможность снова потренироваться в решении примеров на сложение, вычитание, умножение и деление с многозначными числами, однако при помощи более абстрактного материала - так называемых марок. Большое внимание здесь также уделяется самостоятельной записи чисел и примеров. ИГРЫ С ТОЧКАМИ. Это ещё один шаг по пути от конкретного к абстрактному. Ребёнок осуществляет сложение многозначных чисел, представляя их графически при помощи точек. Если ребёнок уверенно владеет этим материалом, можно переходить к сложению при письме. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ завершают вторую группу математических материалов. Ребёнок читает задачу, составленную таким образом, чтобы она решалась в одно действие, и решает её при помощи выбранного им материала: «золотого материала», «игры с марками» или «игры с точками». Эти задачи можно позже использовать в качестве теста на понимание условия задачи, правильности выбора и выполнения арифметического действия и умения самостоятельно записать решение в виде примера.
ВВЕДЕНИЕ КОЛИЧЕСТВ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|