Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

частотой, с которой слова встречаются в языке, и быстротой




частотой, с которой слова встречаются в языке, и быстротой

их «узнавания» субъектом (Р. Соломон, М. Хауес).

Сделан методологический вывод (Л. Постмен) о том,

что при исследовании мотивации необходимо, во-первых,

сделать фактор «привычности» слова-стимула постоянным

или учитывать коэффициент его изменения

и, во-вторых, учитывать характер знакомости слов.

Таким образом, при отборе слов-стимулов для измерения

мотивации учитываются: их низкая привычность

для данной популяции, константность по частоте

употребления в речи и максимальная дифференци-

рованность по объекту, который они обозначают.

Этапы отработки стимульного материала.

1. Отбор при помощи частотного словаря русского

языка 100 — 150 слов с относительной равночастотно-

стью употребления в речи и относительной дифферен-

цированностью по исследуемым признакам (близость

к ключевым понятиям, например: «человек» и «техника

»).

2. Оценка экспертов-профессионалов (10

экспертов) по смысловой близости слов к ключевым

субтестов СТ и САМ.

Выявлена слабая прямая связь между субтестами,

что позволяет сделать вывод об их несовместности

(Славин М. Б., 1989; Кулагин Б. В., 1984). Наибольшее

значение в тестовой структуре имеет второе задание

(RXy= 0, 89), выполняющее основную диагностическую

функцию в процессе обследования.

Процедура обследования, обработка и интерпретация

результатов.

Выполнение методики САД может осуществляться

в индивидуальном и групповом вариантах. В групповом

варианте испытуемые по возможности изолируются

друг от друга (рассаживаются по одному за стол).

Инструкция испытуемым является первичной ориентировкой

в процессе формирования установки на

совместную психодиагностическую деятельность испытуемого

и экспериментатора. В инструкции в популярной

форме изложен алгоритм выполнения заданий,

даны опорные ориентиры и признаки этапов экспериментального

действия. В инструкцию включен конкретный

пример, с помощью которого иллюстрируется

порядок работы испытуемого, определены форма записи

результатов в регистрационный бланк, время работы

и ограничительные правила. Руководитель обследования

устно объясняет непонятные испытуемым положения

инструкции, нормативные правила и условия работы.

Примерная инструкция к тесту «СТ» (задание 1

САД):

В первом задании при помощи ориентировочной

схемы собираются буквы в слова (десять слов). Время

работы 5 минут.

Решается необычная задача-игрушка. Представьте,

что перед Вами слово, состоящее из первых букв

названий геометрических фигур (квадрат — «К»,

окружность — «О», ромб — «Р», прямоугольник —

«П», треугольник — «T»). Порядок вписывания фигур

определяет порядок букв в слове. Например: если в

ромб вписать окружность, а в нее — квадрат, то начальные

буквы фигур, вписанных одна в другую по порядку,

образуют слово «рок». Далее приведена схема, определяющая

порядок вписывания геометрических фигур.

Этот порядок дает возможность, отвечая на вопросы,

двигаться по схеме, составляя по порядку буквы в

слова.

В регистрационном бланке (задание 1) в графе

«Содержание» помещены 10 слов {рок, кот, топор и т.

д. ). Нужно мысленно проследить порядок вписывания

букв первого слова, отвечая на поставленные вопросы,

начиная с первого. Когда Вы отыщите последнюю букву

исследуемого слова, то рядом в схеме обнаружите

цифру, которую необходимо записать в регистрационный

бланк напротив исследуемого слова в графе «№

ответа».

Затем мысленно совершите такой же «путь» со

вторым словом и т. д. до конца. Отработку каждого слова

начинайте с первого вопроса.

Работайте самостоятельно!

Желаем удачи!

Примерная инструкция к тесту «САМ» (задание

2 САД)

Во втором задании при помощи логической схемы

производится логический анализ восемнадцати слов-

понятий. Время работы 20 минут.

Вам необходимо, мысленно «провести» по логической

схеме каждое из слов-понятий, помещенных в регистрационный

бланк (задание 2 ). Логическое определение

понятия заключается в поочередном ответе на

поставленные вопросы. В схеме рядом с наиболее

трудными вопросами помещены пояснения. Ввиду неоднозначности

некоторых вопросов могут возникнуть

проблемы понимания. Для этого и даются пояснения.

Если и они не развеют Ваших сомнений, то попросите

помочь руководителя занятия, предварительно подняв

руку.

В качестве примера разберем понятие Балтийское

море.

1? — это не пустое понятие, так как Балтийское

море существует и обозначается именно этим термином.

2? — да — это конкретное не пустое понятие, оно

является понятием о существующем конкретном объекте.

3? — отрицательный ответ на данный вопрос говорит

о том, что исследуемое понятие не отражает посторонние

признаки, а именно те, которые принадлежат

объекту.

4? — отрицание относительности данного понятия

объясняется тем, что в любых условиях, с любой

точки зрения Балтийское море абсолютно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...