частотой, с которой слова встречаются в языке, и быстротой
частотой, с которой слова встречаются в языке, и быстротой их «узнавания» субъектом (Р. Соломон, М. Хауес). Сделан методологический вывод (Л. Постмен) о том, что при исследовании мотивации необходимо, во-первых, сделать фактор «привычности» слова-стимула постоянным или учитывать коэффициент его изменения и, во-вторых, учитывать характер знакомости слов. Таким образом, при отборе слов-стимулов для измерения мотивации учитываются: их низкая привычность для данной популяции, константность по частоте употребления в речи и максимальная дифференци- рованность по объекту, который они обозначают. Этапы отработки стимульного материала. 1. Отбор при помощи частотного словаря русского языка 100 — 150 слов с относительной равночастотно- стью употребления в речи и относительной дифферен- цированностью по исследуемым признакам (близость к ключевым понятиям, например: «человек» и «техника »). 2. Оценка экспертов-профессионалов (10 экспертов) по смысловой близости слов к ключевым субтестов СТ и САМ. Выявлена слабая прямая связь между субтестами, что позволяет сделать вывод об их несовместности (Славин М. Б., 1989; Кулагин Б. В., 1984). Наибольшее значение в тестовой структуре имеет второе задание (RXy= 0, 89), выполняющее основную диагностическую функцию в процессе обследования. Процедура обследования, обработка и интерпретация результатов. Выполнение методики САД может осуществляться
в индивидуальном и групповом вариантах. В групповом варианте испытуемые по возможности изолируются друг от друга (рассаживаются по одному за стол). Инструкция испытуемым является первичной ориентировкой в процессе формирования установки на совместную психодиагностическую деятельность испытуемого и экспериментатора. В инструкции в популярной форме изложен алгоритм выполнения заданий, даны опорные ориентиры и признаки этапов экспериментального действия. В инструкцию включен конкретный пример, с помощью которого иллюстрируется порядок работы испытуемого, определены форма записи результатов в регистрационный бланк, время работы и ограничительные правила. Руководитель обследования устно объясняет непонятные испытуемым положения инструкции, нормативные правила и условия работы. Примерная инструкция к тесту «СТ» (задание 1 САД): В первом задании при помощи ориентировочной схемы собираются буквы в слова (десять слов). Время работы 5 минут. Решается необычная задача-игрушка. Представьте, что перед Вами слово, состоящее из первых букв названий геометрических фигур (квадрат — «К», окружность — «О», ромб — «Р», прямоугольник — «П», треугольник — «T»). Порядок вписывания фигур определяет порядок букв в слове. Например: если в ромб вписать окружность, а в нее — квадрат, то начальные буквы фигур, вписанных одна в другую по порядку, образуют слово «рок». Далее приведена схема, определяющая порядок вписывания геометрических фигур. Этот порядок дает возможность, отвечая на вопросы, двигаться по схеме, составляя по порядку буквы в
слова. В регистрационном бланке (задание 1) в графе «Содержание» помещены 10 слов {рок, кот, топор и т. д. ). Нужно мысленно проследить порядок вписывания букв первого слова, отвечая на поставленные вопросы, начиная с первого. Когда Вы отыщите последнюю букву исследуемого слова, то рядом в схеме обнаружите цифру, которую необходимо записать в регистрационный бланк напротив исследуемого слова в графе «№ ответа». Затем мысленно совершите такой же «путь» со вторым словом и т. д. до конца. Отработку каждого слова начинайте с первого вопроса. Работайте самостоятельно! Желаем удачи! Примерная инструкция к тесту «САМ» (задание 2 САД) Во втором задании при помощи логической схемы производится логический анализ восемнадцати слов- понятий. Время работы 20 минут. Вам необходимо, мысленно «провести» по логической схеме каждое из слов-понятий, помещенных в регистрационный бланк (задание 2 ). Логическое определение понятия заключается в поочередном ответе на поставленные вопросы. В схеме рядом с наиболее трудными вопросами помещены пояснения. Ввиду неоднозначности некоторых вопросов могут возникнуть проблемы понимания. Для этого и даются пояснения. Если и они не развеют Ваших сомнений, то попросите помочь руководителя занятия, предварительно подняв руку. В качестве примера разберем понятие Балтийское море. 1? — это не пустое понятие, так как Балтийское море существует и обозначается именно этим термином. 2? — да — это конкретное не пустое понятие, оно является понятием о существующем конкретном объекте. 3? — отрицательный ответ на данный вопрос говорит о том, что исследуемое понятие не отражает посторонние признаки, а именно те, которые принадлежат объекту. 4? — отрицание относительности данного понятия объясняется тем, что в любых условиях, с любой
точки зрения Балтийское море абсолютно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|