Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

методики и количественной характеристикой измеряемого




методики и количественной характеристикой измеряемого

свойства показывает уровень валидности теста.

Расчет критериев для определения различия или сходства

средних и дисперсий признаков не имеет смысла и

не постоянен, опять же, ввиду разнородности стимуль-

ного материала, применяемого в ходе тестирования.

Характеристики экспериментальных групп для перекрестной

валидизации методики САД представлены в

таблице 1. 8.

Внутренняя валидность методики САД определяется

путем исследования концептуальной, содержательной,

конструктной, операциональной и расчета эмпирической

валидности.

Концептуальная и содержательная валидность.

Концептуальное построение методики САД, основано на

идее развития в пбихологической теории. Категория развития

вошла в психологию под влиянием эволюционной

ГРУПП

Возраст

Пол

Объем

выборки

Профессия,

образование

Средние

значения

СКО

( S )

33 М 113 Следователи,

высшее

8, 4 4

4, 5 8

2, 6

2, 2

22 М 2 0 3

Охранники,

среднее

Средне-техническое

5, 5

2, 92

3, 7

1, 8

2 9 М 321 Гуманитарии,

высшее

7, 94

7, 7 1

2, 1

3, 3

18 М 395 Суден-

тысреднее

7, 5 4

6, 3 9

2, 2

3, 1

16 М 950 Учащиеся, неполное

среднее

8, 2 2

0, 6 7

1, 4

3, 6

27 Ж 11

Кассиры/контролеры,

среднее

/среднетехническое

5, 5 5

3, 1 8

3, 3

1, 5

34 Ж 17 Бухгалтеры,

высшее

8, 2 4

5, 3 5

2, 5

2, 7

33 М/Ж 16 Менеджеры,

высшее

6, 5 6

4, 94

1, 7

2, 1

ТАБЛИЦА 1. 7. X АРАКТЕРИСТИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ

теории Ч. Дарвина. Позже И. М. Сеченов, Л. С. Выготский,

А. Н. Леонтьев, С Л. Рубинштейн и другие разработали

теорию исторической детерминации развития

психики индивида.

Развитие психики — это процесс, характеризующий

изменение человека как целостной системы. Развиваются

не отдельные отдельные функции, свойства

или качества личности, развивается целостная личность.

Преобразуется вся система качеств личности,

входящих в общую систему — «человек». Каждая система

имеет особенный «темп развития», зависящий от

«усвоения ролей и смены социальных позиций человека

под влиянием социальных факторов» (Л. И. Анциферова

и др., 1988). Темп развития имеет также и психофизиологические

детерминанты.

Таким образом, у человека формируется свой, индивидуальный

темп усвоения информации, зависящий

от характеристики чувственной ткани, ее структуры и

способа формирования.

Темп психического развития — величина, характеризующая

развитие ориентировочного действия (психического

свойства) за единицу времени. Развитие психики

представляется по крайней мере совокупностью

двух процессов: процесса усвоения информации (знаний,

умений, навыков), закрепления ее в памяти в виде

«опыта» и процесса функционирования этого «опыта»

как динамичного или константного психического свойства

личности (уровень актуального развития — УАР).

Процесс усвоения информации и закрепления ее

ориентировочного компонента представляется способностью

к такой организации частных функций познавательной

активности, при которой заданная цель

может быть достигнута эффективным образом. Эффективность

оказывается тем выше, чем ниже затраты времени

и ресурсов, то есть выше темп психического развития

(Ф. Кликс, 1984). Наиболее адекватно процесс

усвоения информации отражается в результате оценки

«зоны ближайшего развития» (ЗБР) индивида.

ЗБР (по Л. С. Выготскому) есть «психическая зона

», где располагаются «зародыши» психических

функций. В ходе диагностики ЗБР осуществляется

формирование их в процессе деятельности при помощи

извне. Скорость и качество формирования этих

психических функций определяют границы ЗБР.

В научно-теоретическом плане ЗБР «ближе» к понятию

«развитие», а УАР — к понятию «функционирование

».

Развитие человеческой психики есть усвоение определенных

психических функций как ориентировочной

основы предметных действий. Роль ориентировки

в психике выполняет слово («психологическое орудие

», по Л. Выготскому). Слово есть единица психической

деятельности*. Психологическая сущность слова

содержится в его значении. Значения в процессе жизнедеятельности

индивида, соединяясь с чувственной

тканью, образуют личностную смысловую структуру

субъекта. Индивидуальность формирования чувственной

ткани и физиологические особенности субъекта

приводят к индивидуализации смысловой сферы человека.

Формирование этой сферы и есть формирование

ориентировочной основы действий, образующих деятельность

человека, в которой соединяются ее операциональная

и мотивационная части.

Изучение и диагностика психической деятельности

состоит в семантическом анализе смысловой сферы

*В качестве стимульных единиц взяты слова (словосочетания)

без контекста. Известно, что контекст направляет и

конкретизирует мышление, поэтому испытуемому предлагаются

относительно абстрактные понятия. Он сам неосознанно

конкретизирует их и определяет, какое из понятий относится

к области, скажем «техническрй», какое — к «гуманитарной».

личности посредством анализа адекватности усвоения

человеком понятий (значений слов) в процессе познания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...