методики и количественной характеристикой измеряемого
методики и количественной характеристикой измеряемого свойства показывает уровень валидности теста. Расчет критериев для определения различия или сходства средних и дисперсий признаков не имеет смысла и не постоянен, опять же, ввиду разнородности стимуль- ного материала, применяемого в ходе тестирования. Характеристики экспериментальных групп для перекрестной валидизации методики САД представлены в таблице 1. 8. Внутренняя валидность методики САД определяется путем исследования концептуальной, содержательной, конструктной, операциональной и расчета эмпирической валидности. Концептуальная и содержательная валидность. Концептуальное построение методики САД, основано на идее развития в пбихологической теории. Категория развития вошла в психологию под влиянием эволюционной ГРУПП Возраст Пол Объем выборки Профессия, образование Средние значения СКО ( S ) 33 М 113 Следователи, высшее 8, 4 4 4, 5 8 2, 6 2, 2 22 М 2 0 3 Охранники, среднее Средне-техническое 5, 5 2, 92 3, 7 1, 8 2 9 М 321 Гуманитарии, высшее 7, 94 7, 7 1 2, 1 3, 3 18 М 395 Суден- тысреднее 7, 5 4 6, 3 9 2, 2 3, 1 16 М 950 Учащиеся, неполное среднее 8, 2 2 0, 6 7
1, 4 3, 6 27 Ж 11 Кассиры/контролеры, среднее /среднетехническое 5, 5 5 3, 1 8 3, 3 1, 5 34 Ж 17 Бухгалтеры, высшее 8, 2 4 5, 3 5 2, 5 2, 7 33 М/Ж 16 Менеджеры, высшее 6, 5 6 4, 94 1, 7 2, 1 ТАБЛИЦА 1. 7. X АРАКТЕРИСТИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ теории Ч. Дарвина. Позже И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С Л. Рубинштейн и другие разработали теорию исторической детерминации развития психики индивида. Развитие психики — это процесс, характеризующий изменение человека как целостной системы. Развиваются не отдельные отдельные функции, свойства или качества личности, развивается целостная личность. Преобразуется вся система качеств личности, входящих в общую систему — «человек». Каждая система имеет особенный «темп развития», зависящий от «усвоения ролей и смены социальных позиций человека под влиянием социальных факторов» (Л. И. Анциферова и др., 1988). Темп развития имеет также и психофизиологические детерминанты. Таким образом, у человека формируется свой, индивидуальный темп усвоения информации, зависящий от характеристики чувственной ткани, ее структуры и способа формирования. Темп психического развития — величина, характеризующая развитие ориентировочного действия (психического свойства) за единицу времени. Развитие психики представляется по крайней мере совокупностью двух процессов: процесса усвоения информации (знаний, умений, навыков), закрепления ее в памяти в виде «опыта» и процесса функционирования этого «опыта»
как динамичного или константного психического свойства личности (уровень актуального развития — УАР). Процесс усвоения информации и закрепления ее ориентировочного компонента представляется способностью к такой организации частных функций познавательной активности, при которой заданная цель может быть достигнута эффективным образом. Эффективность оказывается тем выше, чем ниже затраты времени и ресурсов, то есть выше темп психического развития (Ф. Кликс, 1984). Наиболее адекватно процесс усвоения информации отражается в результате оценки «зоны ближайшего развития» (ЗБР) индивида. ЗБР (по Л. С. Выготскому) есть «психическая зона », где располагаются «зародыши» психических функций. В ходе диагностики ЗБР осуществляется формирование их в процессе деятельности при помощи извне. Скорость и качество формирования этих психических функций определяют границы ЗБР. В научно-теоретическом плане ЗБР «ближе» к понятию «развитие», а УАР — к понятию «функционирование ». Развитие человеческой психики есть усвоение определенных психических функций как ориентировочной основы предметных действий. Роль ориентировки в психике выполняет слово («психологическое орудие », по Л. Выготскому). Слово есть единица психической деятельности*. Психологическая сущность слова содержится в его значении. Значения в процессе жизнедеятельности индивида, соединяясь с чувственной тканью, образуют личностную смысловую структуру субъекта. Индивидуальность формирования чувственной ткани и физиологические особенности субъекта приводят к индивидуализации смысловой сферы человека. Формирование этой сферы и есть формирование ориентировочной основы действий, образующих деятельность человека, в которой соединяются ее операциональная и мотивационная части. Изучение и диагностика психической деятельности
состоит в семантическом анализе смысловой сферы *В качестве стимульных единиц взяты слова (словосочетания) без контекста. Известно, что контекст направляет и конкретизирует мышление, поэтому испытуемому предлагаются относительно абстрактные понятия. Он сам неосознанно конкретизирует их и определяет, какое из понятий относится к области, скажем «техническрй», какое — к «гуманитарной». личности посредством анализа адекватности усвоения человеком понятий (значений слов) в процессе познания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|