Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

(обучения). Операциональная часть психической деятельности. оценивается в ходе исследования процесса познавательной. деятельности. Обучение предполагает взаимодействие




(обучения).

Операциональная часть психической деятельности

оценивается в ходе исследования процесса познавательной

деятельности. Обучение предполагает взаимодействие

«ученика» и «учителя» непосредственно в

общении или опосредовано через книгу, чертеж, схему,

компьютер и т. п. «Учитель» ориентирует «ученика» в

мире предметов и при помощи «психологического орудия

» — слова помогает ему переносить во внутренний

план (усваивать) их значения и способы действий, то

есть строить психическую модель реальной предметной

деятельности. Темп усвоения значений слов индивидуален.

Он зависит от творческой индивидуальности

ученика, от его предыдущего опыта и способности его

усваивать информацию при помощи учителя, подражать

ему и т. д. То есть, через оценку темпа усвоения

понятий возможно измерение ЗБР, УАР и творческих

способностей индивида.

Мотивационная часть психической деятельности

анализируется в ходе оценки соответствия личностного

смысла понятия общепринятому значению этого

слова.

Значение слова является понятием. Общество в

процессе своего исторического развития формирует

общественно-значимые понятия, которые структурированы

в научном знании в виде законов, правил, логики,

в искусстве — в виде образов и совершенных художественных

форм; в быту и общении — в виде привычек,

традиций, этических норм, юридических актов и т. д.

Мир понятий живет и развивается. Изменяется их содержание,

формируются новые понятия. Причиной

этих метаморфоз является изменение форм материальной

деятельности людей. Каждая социальная среда,

каждый слой общества имеет свое специфическое

«поле», свое индивидуально-национальное, профессиональное,

сленговое семантическое пространство.

Человек, находящийся в том или ином социальном

слое усваивает специфический для данного слоя понятийный

аппарат. Как правило, именно так формируется

индивидуальное смысловое поле. Кроме социальной

среды на индивидуальное семантическое поле человека

воздействует окружающий предметный мир, который

воспринимается им индивидуально в силу субъективности

чувственной ткани личности.

Таким образом, взаимодействие человека с другими

людьми и предметами в процессе жизнедеятельности

формирует личностную смысловую сферу, диагностика

которой осуществляется в процессе овладения

испытуемым определенными умственными действиями

при помощи схемы оптимальных и альтернативных

ориентиров (П. Я. Гальперин).

В качестве стимульного материала в методике

САД используются слова-понятия (слова-стимулы),

подобранные в соответствии с определенной процедурой

при соблюдении принципов: привычности, дифференцированное

™ и равночастотности употребления в

речи (Д. Кэттелл, Л. Постмен, Р. Соломон, М. Хауес).

Эти понятия представляют определенные семантические

сферы, которые отражают специфический

вид профессиональной деятельности, то есть индицирует

направленность испытуемого на ту или иную профессию.

При помощи схемы ориентиров, помещенных в

задании, испытуемые осуществляют логическое определение

слов-стимулов. Логика, как известно, концентрирует

в себе исторически определенные общечеловеческие

законы мышления. Обследуемые, работая

со схемой ориентиров, где имеется и логическое решение

задачи (оптимальные ориентиры), как бы накладывают

свое смысловое поле (личностный смысл) на

" Профессиональная ориентированность представляет собой

синтез склонности испытуемого к определенной деятельности

и операциональной успешности профессиональных

действий. Чем адекватнее индивидуальная логика испытуемого

традиционной логике, тем более он ориентирован на данную

область деятельности и успешнее будет его профессиональное

поведение. На этот факт указывал М. Вертгеймер (М. Вертгей-

мер. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987. - с. 33.

логические (общественно-значимые) формы. Выбирая

адекватные ответы, испытуемые тем самым выделяют

ту семантическую область, откуда взято понятие (слово-

стимул), отражающее данную деятельность. Поэтому

правомерно делать выводы о возможности выявления

профессиональной ориентированности испытуемых*.

Таким образом, основываясь на идеях Л. С. Выготского

о ЗБР как характеристике индивидуальной способности

человека к усвоению информации и определенным

действиям, можно сделать вывод о возможности

оценки ЗБР при помощи методики САД, а специфика сти-

мульного материала дает право на базе семантического

анализа предположить возможность диагностики мо-

тивационной части индивидуальной психической деятельности.

Конструкшная валидность показывает насколько

результаты теста могут рассматриваться в качестве меры

некоего теоретического конструкта — фактора,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...