свойства (А. Анастази, 1982). Тест САД сконструирован
свойства (А. Анастази, 1982). Тест САД сконструирован для диагностики операциональной и мотивацион- ной частей психической (ориентировочной) деятельности индивида. В результате обследования выявляются и оцениваются три фактора (свойства) человека: а) фактор ОБЧ — темп усвоения информации испытуемыми, который регистрируется путем подсчета количества адекватно отработанных понятий (слов-стимулов); б) фактор Т — фактор технической направленности испытуемых, который оценивается посредством подсчета адекватно отработанных понятий, представляющих сферы «техника» и «знаковая система» (Климов Е. А., 1974); в) фактор Г — фактор гуманитарной направленности испытуемых, который регистрируется посредством подсчета адекватно отработанных понятий, представляющих гуманитарные сферы жизнедеятельности («человек» и «художественный образ») (Климов Е. А., 1974). Оценка нормальности распределения данных по факторам ОБЧ, Т и Г осуществлена посредством вычисления коэффициентов асимметрии As и эксцесса Ех. Результаты расчетов помещены в табл. 1. 9. Таблица 1. 9. Оценка распределения эмпирических данных методики САД Измеряемое свойство As Ex S a S e Фактор ОБЧ - 0, 1 1 - 0, 4 4 0, 25 0, 48 Фактор Т 0, 12 - 0, 5 5 0, 25 0, 48 Фактор Г 0, 04 - 0, 4 0, 25 0, 48 Таким образом, анализ распределения показывает, что психологические данные по факторам ОБЧ, Т и Г, полученные при помощи методики САД, распределены
согласно нормальному закону и к ним применимы методы параметрической статистики. Данные методики САД значимо (р< 0, 05) взаимосвязаны с соответствующими факторами «внешнего критерия» Операциональная валидность означает, что конкретные экспериментальные операции (создание условий и получение зависимой переменной) репрезентируют независимую и зависимую переменные в эксперименте полного соответствия (Р. Готтсданкер, 1982). При помощи методики САД оценивается усвоение специфической информации. Операциональная структура действий в ходе обследования выглядит следующим образом: знакомство с условием задания (восприятие информации о целях и способах выполнения задания; запоминание основных первичных ориентировок); уяснение правил и целей (задач) данной работы (восприятие стимулов, восприятие схемы ориентиров в обучающей части, извлечение из памяти подобной информации и сопоставление ее с новой); формирование целей деятельности (восприятие стимулов и схемы ориентиров, представление о способах и результатах действий, извлечение из памяти подобной информации и ее сличение с ситуативной информацией, принятие решения на действие); формирование модели действий (восприятие стимулов и схемы ориентиров, представление о способах и результатах действий, извлечение из памяти информации о способах подобных действий, формирование операциональной структуры действий, запоминание этой структуры; принятие решения на действие); выполнение действий (извлечение из памяти информации о способах действий, восприятие стимулов
и схемы ориентиров, психологическая регуляция действий, операция мыслительного сличения субъективного смыслового содержания стимула и требуемой ориентировки, извлечение из памяти понятийного содержания и смысловой нагрузки стимула, внимательная отработка правил задания); оценка действий, проверка и коррекция (извлечение из памяти информации о способах и результатах действий, вторичное сопоставление ориентиров и субъективного представления о содержании решения, эмоциональная реакция: удовлетворение/неудовлетворение). Представленная операциональная структура выполнения методики САД в целом соответствует операциональному составу познавательного действия. Она отражает процесс ознакомления, усвоения правил, восприятия стимула (учебного материала, новой информации), его смысловую и логическую обработку, запоминание и регистрацию (знаком) вербально в виде слова или графически, то есть всех психологических операций усвоения новых знаний, умений и формирования определенных интеллектуальных навыков. Таким образом, проведенный сравнительный анализ операциональных структур действие в процессе психодиагностики при помощи методики САД и усвоения новой информации (обучения) дает право сделать вывод об операциональной валидности данной методики. Эмпирическая валидность. Проверка эмпирической валидности методики заключается в определении величины стахостической связи между показателями методики САД и данными внешнего критерия, полученными путем экспертного опроса и по показателям реальной деятельности испытуемых. По результатам тестирования выявлены три показателя — обучаемость (ОБЧ), техническая (Т) и гуманитарная (Г) направленности, которые сопоставлялись с соответствующими данными внешнего критерия (ВК).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|