Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

свойства (А. Анастази, 1982). Тест САД сконструирован




свойства (А. Анастази, 1982). Тест САД сконструирован

для диагностики операциональной и мотивацион-

ной частей психической (ориентировочной) деятельности

индивида. В результате обследования выявляются

и оцениваются три фактора (свойства) человека:

а) фактор ОБЧ — темп усвоения информации испытуемыми,

который регистрируется путем подсчета количества

адекватно отработанных понятий (слов-стимулов);

б) фактор Т — фактор технической направленности

испытуемых, который оценивается посредством подсчета

адекватно отработанных понятий, представляющих

сферы «техника» и «знаковая система» (Климов Е.

А., 1974);

в) фактор Г — фактор гуманитарной направленности

испытуемых, который регистрируется посредством

подсчета адекватно отработанных понятий, представляющих

гуманитарные сферы жизнедеятельности

(«человек» и «художественный образ») (Климов Е. А.,

1974).

Оценка нормальности распределения данных по

факторам ОБЧ, Т и Г осуществлена посредством вычисления

коэффициентов асимметрии As и эксцесса

Ех. Результаты расчетов помещены в табл. 1. 9.

Таблица 1. 9. Оценка распределения

эмпирических данных методики САД

Измеряемое

свойство

As Ex S a S e

Фактор ОБЧ - 0, 1 1 - 0, 4 4 0, 25 0, 48

Фактор Т 0, 12 - 0, 5 5 0, 25 0, 48

Фактор Г 0, 04 - 0, 4 0, 25 0, 48

Таким образом, анализ распределения показывает,

что психологические данные по факторам ОБЧ, Т и Г,

полученные при помощи методики САД, распределены

согласно нормальному закону и к ним применимы методы

параметрической статистики.

Данные методики САД значимо (р< 0, 05) взаимосвязаны

с соответствующими факторами «внешнего

критерия»

Операциональная валидность означает, что конкретные

экспериментальные операции (создание условий

и получение зависимой переменной) репрезентируют

независимую и зависимую переменные в

эксперименте полного соответствия (Р. Готтсданкер,

1982). При помощи методики САД оценивается усвоение

специфической информации.

Операциональная структура действий в ходе обследования

выглядит следующим образом:

знакомство с условием задания (восприятие информации

о целях и способах выполнения задания; запоминание

основных первичных ориентировок);

уяснение правил и целей (задач) данной работы

(восприятие стимулов, восприятие схемы ориентиров в

обучающей части, извлечение из памяти подобной информации

и сопоставление ее с новой);

формирование целей деятельности (восприятие

стимулов и схемы ориентиров, представление о способах

и результатах действий, извлечение из памяти подобной

информации и ее сличение с ситуативной информацией,

принятие решения на действие);

формирование модели действий (восприятие

стимулов и схемы ориентиров, представление о способах

и результатах действий, извлечение из памяти

информации о способах подобных действий, формирование

операциональной структуры действий, запоминание

этой структуры; принятие решения на действие);

выполнение действий (извлечение из памяти информации

о способах действий, восприятие стимулов

и схемы ориентиров, психологическая регуляция действий,

операция мыслительного сличения субъективного

смыслового содержания стимула и требуемой

ориентировки, извлечение из памяти понятийного содержания

и смысловой нагрузки стимула, внимательная

отработка правил задания);

оценка действий, проверка и коррекция (извлечение

из памяти информации о способах и результатах действий,

вторичное сопоставление ориентиров и субъективного

представления о содержании решения, эмоциональная

реакция: удовлетворение/неудовлетворение).

Представленная операциональная структура выполнения

методики САД в целом соответствует операциональному

составу познавательного действия. Она

отражает процесс ознакомления, усвоения правил, восприятия

стимула (учебного материала, новой информации),

его смысловую и логическую обработку, запоминание

и регистрацию (знаком) вербально в виде слова

или графически, то есть всех психологических операций

усвоения новых знаний, умений и формирования

определенных интеллектуальных навыков.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ

операциональных структур действие в процессе

психодиагностики при помощи методики САД и усвоения

новой информации (обучения) дает право сделать

вывод об операциональной валидности данной методики.

Эмпирическая валидность. Проверка эмпирической

валидности методики заключается в определении

величины стахостической связи между показателями

методики САД и данными внешнего критерия, полученными

путем экспертного опроса и по показателям

реальной деятельности испытуемых. По результатам

тестирования выявлены три показателя — обучаемость

(ОБЧ), техническая (Т) и гуманитарная (Г) направленности,

которые сопоставлялись с соответствующими

данными внешнего критерия (ВК).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...