Занятие 22. Тема: Звук и буква "З". I. Массаж лица, губыг мягкого неба: . Тема: Звук и буква "Ц"
Занятие 22 Тема: Звук и буква " З" Наглядность: профиль артикуляции звука " з", кукла Зоя, картинки: коза, кузнечик, стрекоза, зонтик, зайка, буквы, обезьянка Заг, ваза, замок, зеркало. Материал к книга Гешшг, с. 66; книга Максакова " Правиль- Ход занятия: I. Массаж лица, губыг мягкого неба: продольный, поперечный, точечный, активный со звуками " а~з".
II. Артикуляционная гимнастика 1. Дыхательные упражнения: а) вдох через рот, выдох через рот; вдох через нос, выдох через нос, контроль за языком, он находится у нижних зубов; б) " гуси", и. п. – основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох а) " семафор", и. п. - сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке " с-с-с". 2. Медленно открывать и закрывать рот на счет до 5, - резко опустить челюсть вниз, - движение челюсти вправо-влево, 3. Рисунок губ: а-э-и-о-у-ы, артикуляцией, шепотом, вполголоса, спеть 4. " Поцелуем" маму, Улыбнемся ей - упражнения для губ, 5. Массаж кончика языка, язык " лопатой", " трусливая собачка", достанем уголки рта. 6. " Помидоры-толстячки', Огурцы-худышки" - упражнения для щек. 7. Упражнения для активизации мягкого. неба: - храпение на вдохе и выдохе - подражание спящему -га-гаг-га, - откашляться с высунутым языком, - преодолеть сопротивление (кулачок " замок" ),
- достать ушком плечо, произнося " а, э". 8. Упражнения для развития ротового выдоха: " болванчики", " срываем яблоки", " мы - сильные, мы - слабые", 9. Упражнения для пальчиков: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать. Этот рядом прикорнул. Этот уж давно заснул. Этот давным-давно спит. Тише, тише, не шумите, Пальчиков не разбудите. Утро ясное придет, Солнце красное взойдет. Станут птички распевать, Станут пальчики вставать. Ура! Ура! Ура! Пальчикам в школу пора! 10. Упражнения для динамики: Море волнуется - раз, Море волнуется - два, Море волнуется - три, Морская фигура - замри! 11. Упражнения для голоса: - спеть звуком " а" песню " Сам, сам Дедушка Мороз".
III. Работа по теме 1. Выделить звук " з" в загадке: Это что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы? (зайка).
2. Артикуляция звука и его характеристика. Почему согласный? Почему звонкий?
3. Развитие фонематического восприятия: а) хлопнуть на звук " з": а з м р о л з ш к д з ы з н з; б) придумайте слово, чтобы оно отвечало на вопрос: кто? (коза, Зоя, Зина, змея), что делает? (звенит, забодает, заступаегся и т. д. ), какой? (зеленый, золотой, злой).
4. Отработка изолированного звука " з" в игре " Комар" (см. книгу Генинг, с. 66).
5. Игра с куклой: Тише, тише, Зоя спит. А вот злой комар лэтит. Зою будет он кусать И не даст он Зое спать. Мы прогоним комара: - Улетай ты со двора! - З-з-з-з-з. - 6. Отработка звука в чистоговорках: за - вот идет коза, за - на лугу коза, зу - мы пасем козу, зу - привели козу, зе - даем траву козе, зы - колокольчик у козы, зой - козлята бегут за козой.
7. Анализ слов: коза, зайка, козлята. Определить место звука " з" в слове. Определить, сколько в слове гласных, сколько слогов.
8. Составить предложение с этими словами.
9. Отработка звука " з" в словах по картинкам: назови животных, назови только домашних животных. Стрекоза и кузнечик - это кто?
10. Упражнения для развития голоса - спеть песенку " Кузнечик"
11. Отработка звука " з" в словах и фразах (см. книгу Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок», с. 56. " Обезьянка Заг" ).
12. Отгадай: Не лает, не кусает, А в дом не пускает (замок). Зимой белый, а летом серый (заяц).
Без рук, без топоренка Построена избенка (гнездо).
Кто поляны белит белым, И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (зима).
Хоть сама - и снег, и лед, А уходит - слезы льет (зима). Через поле напрямик Скачет белый воротник (заяц). Посреди поля лежит озеро (зеркало).
Стекло голубое, рама зеленая (озеро). 13. Выучи: Змей Змей над крышами взовьется, Солнце в небе засмеется, Скажет тучке: " Вот письмо, К нам с земли летит само". Зоя азбуку взяла, Букву " з" в ней назвала. Буква " з" и цифра " 3", как родные две сестры. Ты внимательно смотри: Пишешь " 3" как цифру три.
Здравствуй, праздник новогодний! Праздник елки и зимы! Всех друзей своих сегодня Позовем на праздник мы. Зайке холодно в лесочке, Свяжем заиньке носочки. Итог занятия.
Занятие 23 Тема: Звук и буква " Ц" Наглядность: профиль артикуляции звука «ц», буквы, картинки; синица, птенцы, цветы, огурцы, цапля, кузнец, кольцо, яйцо, курица, цыпленок, скворец. Материал к книга И. А. Богомоловой " Нарушение произно- I. Массаж лица, губы, мягкого неба: продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а" и " э",
II. Артикуляционная гимнастика 1. Дыхательные упражнения: а) вдох через рот, выдох через рот;
вдох через рот, выдох через нос - контроль за языком б) " трубач", " насос" - см, прошлые занятия. 2. Поглаживающий массаж гортани, вибрационный со звуком " м''. 3. Губы " трубочкой", " рупором", " в улыбку», " бубликом". 4. Язык " лопатой', выгорбить: " ц-ц-ц". 5. Сосем витаминку, жуем, воркуем; для активизации мягкого 6. Спеть звуком " а" мелодию песни " На дворе-то калина,.. " 7. Упражнения для пальчиков - " цветок". Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их), Утром весенним раскрыл лепесток (развести пальцы рук). Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами вместе-врозь). Дружно дают под землей корешки (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести). 8. Упражнения для динамики: " Дует ветер нам в лицо... ".
1. Развитие фонематического восприятия; - назови слова со звуком " ц' в речевке " Дует ветер нам в лицо» - Где находится звук " ц"?
2. Артикуляция звука " ц" и его характеристика.
3. Отработка изолированного звука " ц", Синица, синица, Веселая птица! Где ты была? Где ты жила? - Я летала по садам, Пела песенку там: " Ц-ц-ц"; - Как пела синица? - Ц-ц-ц б) как лошадка стучит копытцами? Цок- цок-цок, Кучер сел на облучок, Мчит лошадка: цок-цок-цок; в) как зовут цыплят к кормушке? Цып-цып-цып, цыплятки, Вот водица в кадке.
4. Чистоговорки: ца - варит мама три яйца, цо – папа съест одно яйцо, цу - нам с братишкой по яйцу. 5. Отработка звука в словах (синтез слов). Придумать слово, Ов-ца, ули-ца, мельни-ца, мыльни-ца, кури-ца, пугови-ца, води-ца.
6. Физминутка: Быстро вертится крыло, Мелит мельница зерно. А из смолотой муки
Испекли мы пирожки. Пирожков поели, заниматься сели.
7. Отработка звука " ц" в словах: - Найди нужную картинку, чтобы закончить предложение. Кузнец кует... (цепь). На клумбе цветут... (цветы). На болоте живет... (цапля). На ветке сидит... (синица).
8. Анализ слов: цапля, синица. - Где находится звук " ц"? Сколько слогов? - Цапля и синица, кто это? Какую пользу они приносят?
9. Игра на развитие внимания и памяти - " Чего не стало? " " Что лишнее? ' (синица, цапля, скворец, огурец).
10. Снова отработка звука " ц" в словах. Ответьте на вопросы: - Что бывает на лице после мороза? (румянец). - Где лечат больных? (в больнице). - Из чего получают белый хлеб? (из пшеницы). - Что охраняют пограничники? (границу). - Как по другому можно сказать слово ''солдат" со звуком " ц"? (боец).
11. Связь слова и буквы. Букву " п" стобой мы сами Вверх ногами написали. Справа, маленький дружок, Подрисуем ей крючок. Чтение слов со звуком «ц».
12, Отработка звука " ц" в связной речи. Смотри книгу Богомоловой. с. 137, рассказ " Цыплята", После прослушивания - пересказ, 13. Отгадай: Был белый дом, Чудесный дом. Вдруг что-то засгучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо - Такое теплое, Такое пушистое и золотое (яйцо и цыпленок). Два кольца, два конца, А посредине гвоздик (ножницы). Без окон, без дверей Полная горница людей (огурец)
14, Выучи: Нам к обеду пригодится Перец, огурец, горчица, Любовалась цыплятами курица: Что ни цыпленок, то умница! Молодец! Удалец! Очень ценный птенец! Ошиблась улицей Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят, Завела их с улицы Пестренькая курица. Миленькая курица. Ты ошиблась улицей. Это - детский сад, Но не для цыплят!
Цапля сторожем в болоте На одной ноге стоит, - Цыц! Куда вы в грязь идете? - Подойди цыпленок Цып, Повторяй-ка: " цып-цып-цып Если выучишь урок, Подарю тебе цветок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|