Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 17. Тема: Звук и буква " Д". Ход занятия;. И. Артикуляционная гимнастика. продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками "а-э"




Занятие      17

Тема:           Звук и буква " Д"

Наглядность: профиль артикуляции звука " д", картин* н: ин­дюк, ягоды, диван, ландыш, подушка, ведро, медвежата, дятел, дедушка, дети.

Ход занятия;

 

I. Массаж лица, губы, неба:

продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а-э".

 

И. Артикуляционная гимнастика

1. Дыхательная гимнастика;

а) " вырасти большой*', ил. - ноги вместе, руки опущены. Поднима­ясь на носки, потянуть руки вверх - вдох через нос. Опускаясь на всю ступню'- руки вниз, выдох с произношением " ух~х-х-х" (5 раз);

б) " свисток", и. п. - сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох носом, выдыхать в воду через трубочку со звуком " у-у-у" (Зраза).

2. Рисунок губ:

а-э-и-о-у-ы - язык у нижних зубов, произнести артикуляцией, шепотом, вполголоса, громко, спеть.

3. " Построчить" язычком за верхними зубами: д-д-д-д-д.

          - присасывание язычка,

 - лошадки,

- " маляр",

-" качели".

4. Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5, контроль
за язычком (у нижних зубов).

5. Достать ушком плечо: а-э.

6. Спеть звуком «э» песенку " Елочка".

7. Упражнения для ротового выдоха:
    - " болванчики",

      - " срываем яблочки".

8. Упражнение для пальчиков – «домик»:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

9. Упражнения для динамики:

Дует ветер нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише,

 Деревцо все выше, выше.

 

III. Работа по теме

1. Выделение звука «д» из слова «дождик»:

        Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою.

Что это? (дождик).

 

2. Артикуляция звука и его характеристика.
     Почему согласный? Почему звонкий?

 

3. Развитие фонематического восприятия:
       а) " ловим звук":

 

      а д м ш д с з д и д к л д,

       б) придумай слово.

 

4. Отработка звука " д" в игре " Оркестр":

 

Мы на дудочке играем,

Мы детишек забавляем.

ду-ду-ду-ду -

Наша дудка.

Мы на скрипочке играем,

И детишек забавляем.

Ди-ди-ди-ди -

Наша скрипка.

 

5. Связь звука и буквы Это буква " Д"

Две полоски наклонили,

Снизу третью начертили,

А теперь согнем немножко

Две коротенькие ножки.

Чтение слогов с буквой " д".

6. Чистоговорки:

  да-да-да - в речке бежит вода,

ду-ду-ду - за водой сейчас пойду,

ды-ды-ды - принесу домой воды,

ди-ди-ди - каждый день идут дожди,

дя-дя-дя - зонтик нужен от дождя.

 

7. Физминутка:

         Дождик, дождик,

Кап-кап-кап.

Мокрые дорожки.

Все равно гулять пойдем,

Надевай галошки.

 

8. Отработка звука в словах (по картинкам).

Назовите домашних птиц, диких животных, посуду, мебель, цветы.

 

9. Выборочный анализ слов.

 

10. Игра " Живые слова".

   На ушко каждому ребенку сказать слово из предложения, а потом дети    должны сами составить предложение. Например: в, жил, дятел, дупле, пустом. (Дятел жил в душе пустом. ) Как, долотом, дуб, долбил. (Дуб долбил, как долотом. )

    Словарная работа: долото, долбил.

     Анализ этих предложений.

 

11.       Выучи:

Дед Демьян домой идет,

Лошадь по уздцы ведет.

Доктор

Доктора, не бойтесь, дети.

Он добрее всех на свете,

 С ним давно знакома я:

 Это мамочка моя!

 Дайте чемоданчик, детки.

 Где же он?

 На табуретке.

Отгадай:

Серебряные нити

Небо с землею сшили (дождик).

Дедушка и дети (по ролям)

 

«. Дедушка-голубчик,

Сделай мне свисток.

- Дедушка, найди мне
     Беленький грибок.

- Ты хотел мне, дедко,

Сказку рассказать.

- Обещал мне, дедушка,
    Белочку поймать.

 Ладно, ладно, детки.

 Дайте только срок,

 Будет вам и белка,

 Будет и свисток!

 

 Дятел, дятел,

 Мой приятель.

 Дуб долбил, как долотом.

 Мне помог веселый дятел

 Для скворцов построить дом.

 Дятел доктором в лесу.

 Лечит дятел хворый сук.

                       Ду-ду-ду-ду Дудочка,

Ду-ду-ду-ду-ду-

 Заиграла дудочка

 В зеленом саду.

 Услыхали уточки,

 Плавая в пруду,

 Как играет дудочка!

 Ду-ду-ду-ду-ду.

Мой товарищ,

Мой дружок,

Я дарю тебе флажок

Со звездою непростой-

Со звездою золотой.

 

 

Занятие      18

Тема:          Звук и буква " К"

Наглядность: профильартикуляции звука " к", буквы, картин­ки: курица, петух, воробей, кукушка, лягушка, картинка N 7 из серии Лозы " Игры детей"

Ход занятия;

I. Массаж лща, губы , мягкого неба:

продольный поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а-э".

II. Артикуляционная гимнастика.

1. Дыхательная гимнастика:

    а)     «петух», и. п. - встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать
руками по бедрами и, вдыхая, произносить: ку-ка-ре-ку (5 раз);

      б)      вдох через рот, выдох через рот. Контроль зеркалом, язык у нижних
зубов.

 

2. Медленное опускание и поднимание челюсти на счет до 5, язык
у нижних зубов,

     - резко опустить челюсть вниз, язык у нижних зубов,

     - движение челюстью вправо-влево,

     - жуем.

 

        3. Язык - " маляр',

         - " горбиком": к-к~к,

          - на счет " раз" - выгорбнть язык,

           - на счет " два' - упереть горбиком в небо: ка-ка-ка.

 

4. " Помидоры-толстячки",
Огурцы-худышки» - упражншия для щек.

 

5.  Губы: " трубочкой", " бубликом, " в улыбку" - язык у нижних зубов.

6.  Поглаживающий массаж гортани:

Шейка, мойся хорошенько,

Мойся, мойся, умывайся.

Грязь смывайся!

Грязь смывайся!

Вибрационный массаж со звуком " м".

 

7.  Опускание головки вниз, запрокидывание назад, повороты
вправо-влево, то же со звуками: а-э.

 

8. Поглаживание и позевывание, покашливание, воркование.

 

9. Повторить ритм:

 

10. Спеть звуком " э" «На горе-то калина».

         Изменить силу голоса от шепотного до громкого и наоборот:

ма

ма               ма

ма                                       ма

ма                                                               ма

      11. Понюхать цветок", " погасить свечу", надуть шары.

 

      12. Упражнение для пальчиков:

           Дом и ворота

На поляне дом стоит

(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одно­именных пальцев),  

Ну а путь к нему закрыт.

Мы ворота открываем

(большие пальцы обеих рук - вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе: кончики средних пальцев соприкаса­ются. Ладони поворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем

(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальиев).

13. Упражнения для динамики:

Раз два - выше голова,

Три, четыре - руки шире.

 Пять, шесть - тихо сесть.

III. Работа по теме

1. Выделение звука " к" из слова " кошка". Отгадайте:

       Мягкие лапки,

А в лапках - цап-царапки.

2. Артикуляция звука и его характеристика.

 

 3. Развитие фонематического восприятия:

       а)       поднять сигаальную карточку, когда услышите слово со звуком " к":

Куда ведет подземный ход?

 Об этом знает только крот;

      б) придумать имена со звуком " к" (игра в мяч).

 

4. Чистоговорки:

       ка - белая мука,

ку - белка на суку,

ки - вот идут быки,

ак - в саду растет мак,

ук - в огороде лук,

ка - наша речка широка,

ко - по теченью плыть легко,

ке - загораем на песке.

 

5. Отработка в звукоподражаниях. Игра " Кто как кричит? '.

   Пошли мы гулять. Идем мы по дороге, а на полянке куры травку щиплют и друге другом " говорят": " Ко-о-ко, ко-ко, далеко-ли? ", А мы ответили: " Далеко". И пошли дальше. Смотрим: петух на заборе сидит, крыльями хлопает и кричит: " Ку-ка-ре-ку, не ходи­те за реку! ".

За околицей мы увидели воробьев: " Чик-чирик! К зернышку -прыг! ». В лес пришли. И вдруг слышим: " Ку-ку! Ку-ку! ". Кто так пел? А около лужи сидела лягушка, раздувала щеки и радостно урчала: " Ква-ква-ква, завтра дождь с утра! ".

 

6. Заучивание стихотворения «В лесу» и чтение его по ролям,

     … Ква-ква-ква, - урчит квакушка.

- Ку-ку-ку, - кричит кукушка.

- Ква-ква-ква,

- Ку-ку-ку.

|

7 Игра " Дождик":

Капля. - раз, капли - два.

Капли медленно сперва.

Стали капли поспевать!

Капля каплю догонять:

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себяукроем!

 

8 Отработка звука в связной речи. Работа по картине " Игры детей":

     а)     назвать слова со звуком " к" в начале (колобок, карандаш, кран,
кубики, ковер, Коля, Катя, Кристина, Кирюша), в середине (девоч­-
ка, полка), в конце (мячик, мальчик, столик, кубик);

       б)      составить рассказ по картине.

 

9. Речевой материал:

       Куры,

    Сели куры на забор

И пустились в разговор:

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Мы взлетели высоко!

Кот

Котик, кот, иди к доске,

Расскажи о колоске.

- Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я.

Отгадай:

Говорить не говорит,

 Слышать не слышит,

 А все знает

 И нам объясняет (книга).

         Про букву " к"

       Два столбика стояли радом,

Вдруг один переломился

И к другому прислонился (К).

       Итог занятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...