Занятие 17. Тема: Звук и буква " Д". Ход занятия;. И. Артикуляционная гимнастика. продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками "а-э"
Занятие 17 Тема: Звук и буква " Д" Наглядность: профиль артикуляции звука " д", картин* н: индюк, ягоды, диван, ландыш, подушка, ведро, медвежата, дятел, дедушка, дети. Ход занятия;
I. Массаж лица, губы, неба: продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а-э".
И. Артикуляционная гимнастика 1. Дыхательная гимнастика; а) " вырасти большой*', ил. - ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх - вдох через нос. Опускаясь на всю ступню'- руки вниз, выдох с произношением " ух~х-х-х" (5 раз); б) " свисток", и. п. - сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох носом, выдыхать в воду через трубочку со звуком " у-у-у" (Зраза). 2. Рисунок губ: а-э-и-о-у-ы - язык у нижних зубов, произнести артикуляцией, шепотом, вполголоса, громко, спеть. 3. " Построчить" язычком за верхними зубами: д-д-д-д-д. - присасывание язычка, - лошадки, - " маляр", -" качели". 4. Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5, контроль 5. Достать ушком плечо: а-э. 6. Спеть звуком «э» песенку " Елочка". 7. Упражнения для ротового выдоха: - " срываем яблочки". 8. Упражнение для пальчиков – «домик»: Раз, два, три, четыре, пять – Вышли пальчики гулять Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять. 9. Упражнения для динамики: Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше.
III. Работа по теме 1. Выделение звука «д» из слова «дождик»: Я водою дождевою
Землю мою, мою, мою. Что это? (дождик).
2. Артикуляция звука и его характеристика.
3. Развитие фонематического восприятия:
а д м ш д с з д и д к л д, б) придумай слово.
4. Отработка звука " д" в игре " Оркестр":
Мы на дудочке играем, Мы детишек забавляем. ду-ду-ду-ду - Наша дудка. Мы на скрипочке играем, И детишек забавляем. Ди-ди-ди-ди - Наша скрипка.
5. Связь звука и буквы Это буква " Д" Две полоски наклонили, Снизу третью начертили, А теперь согнем немножко Две коротенькие ножки. Чтение слогов с буквой " д". 6. Чистоговорки: да-да-да - в речке бежит вода, ду-ду-ду - за водой сейчас пойду, ды-ды-ды - принесу домой воды, ди-ди-ди - каждый день идут дожди, дя-дя-дя - зонтик нужен от дождя.
7. Физминутка: Дождик, дождик, Кап-кап-кап. Мокрые дорожки. Все равно гулять пойдем, Надевай галошки.
8. Отработка звука в словах (по картинкам). Назовите домашних птиц, диких животных, посуду, мебель, цветы.
9. Выборочный анализ слов.
10. Игра " Живые слова". На ушко каждому ребенку сказать слово из предложения, а потом дети должны сами составить предложение. Например: в, жил, дятел, дупле, пустом. (Дятел жил в душе пустом. ) Как, долотом, дуб, долбил. (Дуб долбил, как долотом. ) Словарная работа: долото, долбил. Анализ этих предложений.
11. Выучи: Дед Демьян домой идет, Лошадь по уздцы ведет. Доктор Доктора, не бойтесь, дети. Он добрее всех на свете, С ним давно знакома я: Это мамочка моя! Дайте чемоданчик, детки. Где же он? На табуретке. Отгадай: Серебряные нити Небо с землею сшили (дождик). Дедушка и дети (по ролям)
«. Дедушка-голубчик, Сделай мне свисток. - Дедушка, найди мне
- Ты хотел мне, дедко, Сказку рассказать. - Обещал мне, дедушка, Ладно, ладно, детки. Дайте только срок, Будет вам и белка, Будет и свисток!
Дятел, дятел, Мой приятель. Дуб долбил, как долотом. Мне помог веселый дятел Для скворцов построить дом. Дятел доктором в лесу. Лечит дятел хворый сук. Ду-ду-ду-ду Дудочка, Ду-ду-ду-ду-ду- Заиграла дудочка В зеленом саду. Услыхали уточки, Плавая в пруду, Как играет дудочка! Ду-ду-ду-ду-ду. Мой товарищ, Мой дружок, Я дарю тебе флажок Со звездою непростой- Со звездою золотой.
Занятие 18 Тема: Звук и буква " К" Наглядность: профильартикуляции звука " к", буквы, картинки: курица, петух, воробей, кукушка, лягушка, картинка N 7 из серии Лозы " Игры детей" Ход занятия; I. Массаж лща, губы , мягкого неба: продольный поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а-э". II. Артикуляционная гимнастика. 1. Дыхательная гимнастика: а) «петух», и. п. - встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать б) вдох через рот, выдох через рот. Контроль зеркалом, язык у нижних
2. Медленное опускание и поднимание челюсти на счет до 5, язык - резко опустить челюсть вниз, язык у нижних зубов, - движение челюстью вправо-влево, - жуем.
3. Язык - " маляр', - " горбиком": к-к~к, - на счет " раз" - выгорбнть язык, - на счет " два' - упереть горбиком в небо: ка-ка-ка.
4. " Помидоры-толстячки",
5. Губы: " трубочкой", " бубликом, " в улыбку" - язык у нижних зубов. 6. Поглаживающий массаж гортани: Шейка, мойся хорошенько, Мойся, мойся, умывайся. Грязь смывайся! Грязь смывайся! Вибрационный массаж со звуком " м".
7. Опускание головки вниз, запрокидывание назад, повороты
8. Поглаживание и позевывание, покашливание, воркование.
9. Повторить ритм:
10. Спеть звуком " э" «На горе-то калина».
Изменить силу голоса от шепотного до громкого и наоборот: ма ма ма ма ма ма ма 11. Понюхать цветок", " погасить свечу", надуть шары.
12. Упражнение для пальчиков: Дом и ворота На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев), Ну а путь к нему закрыт. Мы ворота открываем (большие пальцы обеих рук - вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе: кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальиев). 13. Упражнения для динамики: Раз два - выше голова, Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - тихо сесть. III. Работа по теме 1. Выделение звука " к" из слова " кошка". Отгадайте: Мягкие лапки, А в лапках - цап-царапки. 2. Артикуляция звука и его характеристика.
3. Развитие фонематического восприятия: а) поднять сигаальную карточку, когда услышите слово со звуком " к": Куда ведет подземный ход? Об этом знает только крот; б) придумать имена со звуком " к" (игра в мяч).
4. Чистоговорки: ка - белая мука, ку - белка на суку, ки - вот идут быки, ак - в саду растет мак, ук - в огороде лук, ка - наша речка широка, ко - по теченью плыть легко, ке - загораем на песке.
5. Отработка в звукоподражаниях. Игра " Кто как кричит? '. Пошли мы гулять. Идем мы по дороге, а на полянке куры травку щиплют и друге другом " говорят": " Ко-о-ко, ко-ко, далеко-ли? ", А мы ответили: " Далеко". И пошли дальше. Смотрим: петух на заборе сидит, крыльями хлопает и кричит: " Ку-ка-ре-ку, не ходите за реку! ". За околицей мы увидели воробьев: " Чик-чирик! К зернышку -прыг! ». В лес пришли. И вдруг слышим: " Ку-ку! Ку-ку! ". Кто так пел? А около лужи сидела лягушка, раздувала щеки и радостно урчала: " Ква-ква-ква, завтра дождь с утра! ".
6. Заучивание стихотворения «В лесу» и чтение его по ролям, … Ква-ква-ква, - урчит квакушка. - Ку-ку-ку, - кричит кукушка. - Ква-ква-ква, - Ку-ку-ку. | 7 Игра " Дождик": Капля. - раз, капли - два. Капли медленно сперва. Стали капли поспевать! Капля каплю догонять: Кап, кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себяукроем!
8 Отработка звука в связной речи. Работа по картине " Игры детей": а) назвать слова со звуком " к" в начале (колобок, карандаш, кран, б) составить рассказ по картине.
9. Речевой материал: Куры, Сели куры на забор И пустились в разговор: - Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Кот Котик, кот, иди к доске, Расскажи о колоске. - Колосок, мои друзья, Он усатенький, как я. Отгадай: Говорить не говорит, Слышать не слышит, А все знает И нам объясняет (книга). Про букву " к" Два столбика стояли радом, Вдруг один переломился И к другому прислонился (К). Итог занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|