1. ОБЧ. В целях определения корреляционной зависимости
1. ОБЧ. В целях определения корреляционной зависимости переменных применен метод сравнения полярных групп: «лучшие» (средний балл ВКЛ > 4, 5) и «худшие» (средний балл В К Х < 3). Величина показателей методики САД отражена в таблице 1. 10. Сравнение полярных групп испытуемых осуществлялось путем расчета t-критерия Стъюдента, который равен | tp| = 5, 17. При р< 0, 05 | t р > | tT |. То есть методика успешно дифференцирует испытуемых по способности к обучению (темпу усвоения новой информации). Таблица 1. 10. Показатели методики САД по критерию ОБЧ Полярные группы испытуемых •^среднее Стандартное отклонение Количество испытуемых «Лучшие» 21, 45 3, 23 42 «Худшие» 15, 35 4, 22 40 В результате корреляционного анализа выявлена значимая (р< 0, 01) корреляционная зависимость между ВК и показателями методики САД. Коэффициент корреляции Пирсона равен RXy= 0, 56. 2. Т и Г. В целях определения корреляционной зависимости переменных применен метод сравнения полярных групп. Первая группа испытуемых условно названа — «технари» (испытуемые, склонные к занятию технической деятельностью, имеющие более высокие оценки по точным и техническим учебным предметам). Вторая группа испытуемых получила условное наименование — «гуманитарии» (испытуемые, склонные к гуманитарным видам деятельности, имеющие более высокие оценки по гуманитарным учебным
предметам). Сравнение полярных групп испытуемых осуществлялось путем расчета t-критерия Стъюдента, для «технарей » |tp| = 2, 39, для «гуманитариев» |tp| = 2, 41 (осуществлялось сравнение гуманитарной направленности «технарей» по отношению к гуманитарным наклонностям «гуманитариев» и наоборот). При р < 0, 05 |tp |> |tT(. То есть методика успешно дифференцирует испытуемых по мотивационным аспектам учебной деятельности (темпу усвоения новой профильной информации). В результате корреляционного анализа выявлена 1. 2. 2. Пример разработки и адаптации семантического дифференциала «Божественного откровения» (СДО) Методика предназначена для диагностики личностного смысла какого-либо понятия посредством эмоционального и интеллектуального компонентов отношения испытуемого к данному понятию (объекту). Регистрация психологической «близости» осуществляется путем расчета евклидова расстояния между понятиями «настоящее Я» и исследуемыми понятием. В качестве осей координат выступают: «П» — положение слова среди семантических конструктов «Открове- ния»(система ценностей); «К» — качество — оценка слова как семантической единицы в системе ценностей «Откровения»(качество понятия); «Ч» — чувство как эмоциональная оценка, возникающая в результате соотношения слова с «ключевыми» понятиями. Валидность и надежность. Постановка проблемы. Проблема анализа личностных смыслов занимает центральное место в общепсихологической теории деятельности*. Исследование деятельности индивида, в том числе и профессиональной, включает в себя прежде
всего изучение смыслообразующих мотивов поведения субъекта: выявление причин того или иного поступка, определение степени желания заниматься той или иной деятельностью, оценки потребностей, установок индивида. В основе любых мотивационных структур лежат проблемы значения и личностного смысла. В этом аспекте психодиагностика сталкивается с глобальной задачей объяснительной психологии: оценкой степени " Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997. усвоения и структурирования индивидуального семантического пространства человека. Значение для индивида объекта деятельности, выраженного в понятиях, может определяться различными психосемантическими методами*. Интересующий нас метод семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД) обладает рядом неоспоримых преимуществ. При помощи данного метода исследуется коннотативное значение объекта (понятия, образа, символа и т. д. ), отражающего профессиональную деятельность. Однако коннотативное значение, «связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и малоосознаваемыми формами обобщения», не есть значение «как знание об объекте»**. Здесь возникает необходимость разрешения проблемы соотношения и взаимосвязи аффекта и интеллекта***. Если эмоционально-смысловую сторону мотивации можно оценить посредством определения коннотативного значения при помощи СД, то для определения содержательной стороны мотивации должны применяться иные процедуры ибо эмоция может быть и не связана с личностным смыслом и значением****. В связи с этим возникла необходимость конструирования СД в национально окрашенном культурно-историческом контексте в рамках положения о культурно- исторической обусловленности «категориальных •Петренко В. Ф. Психосемантика сознаия. - М., 1988.
**Там же. - с. 55.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|