Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. ОБЧ. В целях определения корреляционной зависимости




1. ОБЧ. В целях определения корреляционной зависимости

переменных применен метод сравнения полярных

групп: «лучшие» (средний балл ВКЛ > 4, 5) и

«худшие» (средний балл В К Х < 3). Величина показателей

методики САД отражена в таблице 1. 10.

Сравнение полярных групп испытуемых осуществлялось

путем расчета t-критерия Стъюдента, который

равен | tp| = 5, 17. При р< 0, 05 | t р > | tT |. То есть методика

успешно дифференцирует испытуемых по способности

к обучению (темпу усвоения новой информации).

Таблица 1. 10. Показатели методики САД

по критерию ОБЧ

Полярные

группы

испытуемых

•^среднее

Стандартное

отклонение

Количество

испытуемых

«Лучшие» 21, 45 3, 23 42

«Худшие» 15, 35 4, 22 40

В результате корреляционного анализа выявлена

значимая (р< 0, 01) корреляционная зависимость между

ВК и показателями методики САД. Коэффициент корреляции

Пирсона равен RXy= 0, 56.

2. Т и Г. В целях определения корреляционной зависимости

переменных применен метод сравнения полярных

групп. Первая группа испытуемых условно

названа — «технари» (испытуемые, склонные к занятию

технической деятельностью, имеющие более высокие

оценки по точным и техническим учебным предметам).

Вторая группа испытуемых получила условное

наименование — «гуманитарии» (испытуемые, склонные

к гуманитарным видам деятельности, имеющие

более высокие оценки по гуманитарным учебным

предметам).

Сравнение полярных групп испытуемых осуществлялось

путем расчета t-критерия Стъюдента, для «технарей

» |tp| = 2, 39, для «гуманитариев» |tp| = 2, 41 (осуществлялось

сравнение гуманитарной направленности

«технарей» по отношению к гуманитарным наклонностям

«гуманитариев» и наоборот). При р < 0, 05 |tp |> |tT(.

То есть методика успешно дифференцирует испытуемых

по мотивационным аспектам учебной деятельности

(темпу усвоения новой профильной информации).

В результате корреляционного анализа выявлена

1. 2. 2. Пример разработки и адаптации семантического

дифференциала «Божественного

откровения» (СДО)

Методика предназначена для диагностики личностного

смысла какого-либо понятия посредством эмоционального

и интеллектуального компонентов отношения

испытуемого к данному понятию (объекту).

Регистрация психологической «близости» осуществляется

путем расчета евклидова расстояния между

понятиями «настоящее Я» и исследуемыми понятием.

В качестве осей координат выступают: «П» — положение

слова среди семантических конструктов «Открове-

ния»(система ценностей); «К» — качество — оценка

слова как семантической единицы в системе ценностей

«Откровения»(качество понятия); «Ч» — чувство как

эмоциональная оценка, возникающая в результате соотношения

слова с «ключевыми» понятиями.

Валидность и надежность. Постановка проблемы.

Проблема анализа личностных смыслов занимает

центральное место в общепсихологической теории

деятельности*. Исследование деятельности индивида,

в том числе и профессиональной, включает в себя прежде

всего изучение смыслообразующих мотивов поведения

субъекта: выявление причин того или иного поступка,

определение степени желания заниматься той

или иной деятельностью, оценки потребностей, установок

индивида.

В основе любых мотивационных структур лежат

проблемы значения и личностного смысла. В этом аспекте

психодиагностика сталкивается с глобальной задачей

объяснительной психологии: оценкой степени

" Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,

1997.

усвоения и структурирования индивидуального семантического

пространства человека. Значение для индивида

объекта деятельности, выраженного в понятиях,

может определяться различными психосемантическими

методами*.

Интересующий нас метод семантического дифференциала

Ч. Осгуда (СД) обладает рядом неоспоримых

преимуществ. При помощи данного метода исследуется

коннотативное значение объекта (понятия, образа,

символа и т. д. ), отражающего профессиональную деятельность.

Однако коннотативное значение, «связанное с

личностным смыслом, социальными установками, стереотипами

и другими эмоционально насыщенными,

слабо структурированными и малоосознаваемыми

формами обобщения», не есть значение «как знание об

объекте»**. Здесь возникает необходимость разрешения

проблемы соотношения и взаимосвязи аффекта и

интеллекта***. Если эмоционально-смысловую сторону

мотивации можно оценить посредством определения

коннотативного значения при помощи СД, то для

определения содержательной стороны мотивации

должны применяться иные процедуры ибо эмоция может

быть и не связана с личностным смыслом и значением****.

В связи с этим возникла необходимость конструирования

СД в национально окрашенном культурно-историческом

контексте в рамках положения о культурно-

исторической обусловленности «категориальных

•Петренко В. Ф. Психосемантика сознаия. - М., 1988.

**Там же. - с. 55.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...