Условий, содержащихся в торговом термине Инкотермс 2010
С 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция Инкотермс, а именно Инкотермс 2010, которая именуется как Правила ICC (Международной торговой палаты - прим. авт.) для использования торговых терминов в национальной и международной торговле. При этом нельзя не отметить, что Инкотермс уже на протяжении десятилетий выступает в качестве основной частноправовой систематизации и стандартизации условий договоров международной купли-продажи товаров. Последнее объясняется тем, что при наличии значительного количества субъектов, участвующих в мировом товарообмене, зачастую возникают сложности и непонимание, а также противоречия между контрагентами как на этапе совершения договора, так и на этапе его исполнения, особенно если указанные субъекты, будучи подъюрисдикционными различным государствам, основываются в своих взглядах на международную торговлю зачастую на разном понимании ряда правовых аспектов указанных отношений различными правовыми системами, систематизация же и стандартизация условий поставки товара ведет к их единообразному пониманию указанными участниками международных торговых отношений. Инкотермс разрабатывается и публикуется Международной торговой палатой (г. Париж) начиная с 1936 года, когда был издан первый Инкотермс (т.е. Инкотермс 1936). Впоследствии Международной торговой палатой было издано еще семь редакций указанного свода торговых терминов, а именно: Инкотермс 1953; Инкотермс 1967; Инкотермс 1976; Инкотермс 1980; Инкотермс 1990; Инкотермс 2000; и, наконец, последняя редакция рассматриваемого свода торговых терминов - Инкотермс 2010. При этом с учетом того что любая из редакций Инкотермс представляет собой не более чем систематизированный международный торговый обычай, в договорах международной купли-продажи товаров возможна отсылка к любой из редакций Инкотермс (лишь бы сторона сделки, использующая тот или иной термин, имела ясное представление о его содержании, а это, как показывает практика белорусских субъектов и субъектов иных государств - участников СНГ, далеко не всегда так). Хотя сама Международная торговая палата рекомендует все-таки для использования исключительно последнюю редакцию Инкотермс (с 1 января 2011 г. в качестве таковой выступает Инкотермс 2010).
Необходимо отметить, что значительной особенностью Инкотермс 2010 по сравнению с Инкотермс 2000 (а также Инкотермс 1990), который активно использовался белорусскими субъектами в рамках международной торговли, является сокращение торговых терминов, содержащихся в своде, с 13 до 11, с исключением 4 торговых терминов, содержавшихся в Инкотермс 2000 (Инкотермс 1990), и введением двух новых торговых терминов (отсутствовавших в предшествующих редакциях Инкотермс). Итак, Инкотермс 2010 содержит 11 торговых терминов, а именно: Правила для любого вида или видов транспорта: - EXW - франко завод; - FCA - франко перевозчик; - CPT - перевозка оплачена до; - CIP - перевозка и страхование оплачены до; - DAT - поставка на терминале; - DAP - поставка в месте назначения; - DDP - поставка с оплатой пошлины. Правила для морского и внутреннего водного транспорта: - FAS - свободно вдоль борта судна; - FOB - свободно на борту; - CFR - стоимость и фрахт; - CIF - стоимость, страхование и фрахт. При этом суть каждой из редакций Инкотермс, в том числе и Инкотермс 2010, состоит в том, что Международная торговая палата через статьи (пункты) детализирует правовое существо каждого из торговых терминов, содержащихся в своде, а именно описывает права и обязанности продавца и покупателя в рамках договора купли-продажи товаров.
Так, каждый из торговых терминов, содержащихся в Инкотермс 2010, определяет: А1 "Общие обязанности продавца" - Б1 "Общие обязанности покупателя", иначе предмет договора купли-продажи; А2, Б2 "Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности", т.е. обязанности сторон по получению экспортных и импортных лицензий (т.е. разрешений на вывоз и ввоз товара), а также по таможенному оформлению вывоза и ввоза товара; А3, Б3 "Договоры перевозки и страхования", т.е. обязанности сторон по заключению договоров перевозки и страхования; А4 "Поставка" - для продавца и Б4 "Принятие поставки" - для покупателя, иначе непосредственно сами условия поставки (передачи) товаров; А5, Б5 "Переход рисков", т.е. речь идет о переходе рисков гибели или повреждения товара с продавца на покупателя; А6, Б6 "Распределение расходов", речь идет о расходах, связанных с поставкой товара; А7 "Извещения покупателю" - Б7 "Извещения продавцу", статьи посвящены уведомлениям (извещениям) сторонами друг друга в рамках исполнения обязательств по договору купли-продажи товаров; А8 "Документ поставки" - в отношении обязанностей продавца - Б8 "Доказательство поставки" - в отношении покупателя товара, речь идет о передаче документов, связанных с поставляемым товаром; А9 "Проверка, упаковка, маркировка" - для продавца - Б9 "Инспектирование товара" - для покупателя, речь в данных статьях идет о несении сторонами соответствующих обязанностей по проверке, инспектированию, упаковке, маркировке поставляемого товара; А10, Б10 "Содействие в получении информации и относящиеся к этому расходы". В связи с приведенными обстоятельствами (а именно регламентацией Инкотермс 2010) условий договора купли-продажи в практике торгового оборота зачастую возникает вопрос о возможности сторон договора купли-продажи, которые применили торговый термин Инкотермс для регламентации своих отношений, одновременно в договоре урегулировать какое-либо из условий договора отлично от регламентации соответствующего условия примененным в том же договоре торговым термином Инкотермс. Настоящая статья и посвящена разъяснению поставленного в предыдущем абзаце вопроса.
О разрешении коллизий между условием торгового термина Инкотермс 2010, примененного в конкретном договоре, и взаимно согласованным в том же договоре условием
Применяя торговые термины, содержащиеся в Инкотермс, в частности в Инкотермс 2010, необходимо учитывать и то обстоятельство, что данные термины могут в своей основе устраивать стороны соответствующего договора, однако определенные нюансы соответствующего термина, иными словами, некоторые из условий, его наполняющих, могут не устраивать стороны соответствующего договора, т.е. указанные стороны могут иметь иное видение определения данных условий. В связи с этим Международная торговая палата всегда, в частности, во введении к Инкотермс 2010, указывала на то, что стороны конкретного договора купли-продажи могут дополнить, а точнее, изменить содержание соответствующего условия в рамках применяемого соответствующего торгового термина Инкотермс 2010. На это же, как отмечено выше, ориентирует (но уже хозяйственные суды Республики Беларусь) п. 40 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 N 31 "О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц", который предусматривает, что при применении базисных условий поставок, предусмотренных Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс, хозяйственные суды должны учитывать, что стороны договора вправе по взаимному соглашению изменить содержание базисных условий поставок, на которые они ссылаются в договоре. Однако в связи с указанной выше возможностью, по нашему мнению, стороны соответствующего договора купли-продажи должны в данном договоре точно указать, какое из условий соответствующего торгового термина они заменяют на взаимно согласованное сторонами в договоре условие. Иными словами, для того чтобы не порождать конфликты между условием торгового термина, содержащегося в Инкотермс 2010, и условием, которое будет взаимно согласовано сторонами в конкретном договоре, в данном договоре необходимо предусмотреть, что соответствующее условие торгового термина (его статья) не применяется, а вместо этого стороны будут следовать точно определенному ими в договоре условию (подходу).
Только указанным выше образом, по нашему мнению, в связи с рассматриваемыми отношениями можно будет избежать конфликта между условиями одного и того же договора купли-продажи. Однако, к сожалению, при правоприменении стороны конкретного договора купли-продажи зачастую не следуют описанным выше рекомендациям, а устанавливают в договоре в качестве взаимно согласованных условий условия, которые противоречат условиям приведенного в том же договоре торгового термина Инкотермс. При этом достаточно часто указанное происходит не по злому умыслу сторон, а по незнанию; однако последнее не устраняет проблемы, связанные с конфликтом, порожденным подобными действиями. Причем нельзя не отметить, что указанное выше может порождать не только гражданско-правовые последствия, но и последствия, связанные, например, со сферой применения уголовного права. Иными словами, если, например, в договоре международной купли-продажи товаров указывается, что поставка товара осуществляется на условиях FCA (франко перевозчик), в рамках которых на продавце не лежит обязанность по заключению договоров перевозки и страхования товара, данная обязанность как раз относится на покупателя, при этом риски, связанные с товаром, переходят с продавца на покупателя именно в момент передачи товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем в согласованном пункте в поименованном месте поставки в согласованную дату или в согласованный период, а в конкретном договоре указывается, что договоры перевозки и страхования товара заключаются как раз продавцом и за счет продавца, кроме того, переход рисков, связанных с товаром, и права собственности на товар осуществляется уже в месте нахождения предприятия покупателя (в ином государстве по сравнению с государством продавца), то у соответствующих органов уголовного преследования может вполне возникнуть вопрос, если речь, например, идет о государственной собственности, кто и каким образом из работников продавца (субъекта Республики Беларусь) причинил ущерб государству, в связи с тем что цена на соответствующий товар, естественно, на условиях FCA не учитывает затраты ни на перевозку, ни на страхование, ни на покрытие возможных рисков в связи с переходом права собственности на товар в ином государстве. Если же возвратиться к гражданско-правовым основам разрешения указанного конфликта, т.е. несоответствия условия примененного в договоре торгового термина Инкотермс 2010 и условия, взаимно согласованного сторонами в конкретном договоре купли-продажи, то, по нашему мнению, опирающемуся на практику различных арбитражных (третейских) и государственных судов, приоритет должно иметь именно взаимно согласованное условие.
В подтверждение данного вывода приведем дело N 385/1998 (Решение от 18.10.1999), рассмотренное Международным коммерческим арбитражным судом при ТПП Российской Федерации, для того чтобы показать, каким образом в указанном случае будет разрешаться отмеченный конфликт. Суть рассматриваемого дела заключается в следующем. По договору международной купли-продажи товаров, заключенному между российским покупателем и индийским продавцом, была предусмотрена отгрузка товара, проданного на условиях CIF - российский порт назначения (согласно Инкотермс 1990). При этом товар должен быть доставлен на судне, которое должно следовать в указанный российский порт как первый порт отгрузки, с обязательством продавца принять все возможные меры, чтобы время доставки в указанный порт составило не более 25 дней. В договоре было также предусмотрено, что оплата товара предусматривалась путем открытия аккредитива против отгрузочных документов. При этом указывалось, что в случае непоступления товара на таможенную территорию России в течение 180 дней с даты осуществления оплаты уплаченная покупателем сумма должна быть возвращена продавцом покупателю. Продавец получил стоимость товара с открытого покупателем безотзывного аккредитива. При этом он в нарушение условий договора отгрузил товар с опозданием на 16 дней против установленных сроков. Зафрахтованное же им судно вышло из индийского порта с опозданием на 38 дней против согласованных сроков. Продавец при заключении договора фрахтования не предусмотрел в нем условия, принятые в силу его договорных обязательств, вследствие чего был выдан линейный коносамент, по которому перевозчик вправе устанавливать очередность разгрузки и последовательность захода в тот или иной порт. В связи с изложенным уже при погрузке товара на судно фактически исключалась возможность его прибытия в российский порт назначения в порядке и сроки, указанные в договоре. Судно после выхода из порта загрузки заходило в ряд других портов, и на дату поступления искового заявления в Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) судно с товаром в российский порт назначения так и не прибыло. Покупатель (истец), ссылаясь на условия договора, требовал возвратить ему стоимость товара. Продавец (ответчик) иск не признал и указал, что он выполнил свои обязательства по договору, отгрузив товар на условиях CIF в указанный в договоре российский порт (согласно Инкотермс 1990), т.е. продавец зафрахтовал судно, погрузил товар, а также застраховал груз. При этом продавец указал, что в полном соответствии с условиями CIF право собственности и риски на товар перешли на покупателя и в связи с этим его обязательство, предусмотренное в договоре, о перечислении стоимости товара по истечении 180 дней при его неприбытии на таможенную территорию Российской Федерации противоречит международной практике и нормам права. Рассматривая указанное дело, МКАС пришел к выводу, что хотя условия CIF (Инкотермс 1990) действительно были полностью исполнены продавцом и он дает правильное толкование указанных условий, однако продавец не учитывает, что в заключенном им договоре условия CIF были изменены сторонами, в частности, было предусмотрено право покупателя требовать возврата уплаченной за товар суммы, если он не прибудет в порт назначения в течение 180 дней с даты отгрузки. Указанное изменение условий CIF покупатель объяснил особенностями действующего в России валютного законодательства, но независимо от этого, по мнению арбитражного состава МКАС, стороны договора в силу общепринятого начала свободы договора были вправе согласовать такие изменения условий торгового термина CIF, которые имеют юридическую силу и обязательны для сторон договора <1>. Указанный выше подход, по нашему мнению, объясняется тем, что, в отличие от условия любого из торговых терминов Инкотермс 2010, взаимно согласованное условие абсолютно понятно и ясно сторонам и именно оно и является выражением их истинной воли, тогда как, применяя соответствующие условия из торгового термина Инкотермс 2010, соответствующая сторона договора может неясно себе представлять его суть, в том числе и по незнанию детального содержания Инкотермс 2010. В любом случае, даже если сторона знает Инкотермс 2010, она может из-за сложности в понимании юридико-технических конструкций не догадываться об истинном существе соответствующего условия. В качестве подтверждения указанного выше вывода мы хотим сослаться на разрешение антимонопольным законодательством Республики Беларусь конфликта между условием присоединения (т.е. условием, содержащимся в формулярах или иных стандартных формах, разработанных одной из сторон договора, которое может быть принято другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом, - п. 1 ст. 398 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)) и взаимно согласованным сторонами в договоре условием. Статья 7 Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее - Закон N 2034-XII) указывает на то, что использование стандартных условий сделок может быть запрещено полностью или частично в соответствии с законодательством; законодательством также могут устанавливаться запреты и ограничения на отнесение отдельных условий сделок к числу стандартных; условия сделок, выработанные непосредственно сторонами договора или детально ими согласованные и содержащиеся в договорах, имеющих стандартные условия сделок, являются обязательными для выполнения сторонами, если иное не установлено законодательством или договором. Таким образом, Закон N 2034-XII вторгся в сферу регламентации ГК, но при этом ничего не нарушил, т.к. в ГК отсутствует регулирование описываемых отношений, хотя это скорее все-таки сфера регулирования второго законодательного акта, а не первого, т.к., на наш взгляд, Закон N 2034-XII не должен был давать общую регламентацию рассматриваемых отношений, а мог это сделать лишь, например, применительно к формам злоупотребления соответствующими субъектами своим доминирующим положением на определенном товарном рынке либо к формам внешнего проявления (действий) горизонтальных или вертикальных монополистических соглашений. Но, учитывая то обстоятельство, что Закон N 2034-XII не противоречит в приведенной части ГК, а фактически восполняет пробел гражданско-правового регулирования соответствующих отношений, мы признаем указанное выше нормативное положение в качестве общеправового регулятора, т.е. считаем возможным его применение к любым типам (видам) гражданско-правовых договорных обязательств, регламентируемых законодательством Республики Беларусь. Суть же приведенного нормативного положения как раз и заключается в обязательном применении условий, выработанных непосредственно сторонами договора или детально ими согласованных, иначе именуемых взаимно согласованными условиями. Если исходить из указанного, т.е. из обязательного применения взаимно согласованных условий, получается, что при их конфликте с условиями присоединения (иначе именуемыми в Законе N 2034-XII стандартными условиями сделки), т.е. противоречии одних условий другим условиям, приоритет имеют именно взаимно согласованные условия. Возвращаясь же к конфликту (противоречию) между условиями, взаимно согласованными сторонами в договоре купли-продажи, и условиями примененного в том же договоре торгового термина Инкотермс 2010, необходимо отметить, что, по нашему мнению, к данному конфликту допустимо применение указанных выше положений Закона N 2034-XII по аналогии. Последнее основано на сходстве между условием присоединения и условием, содержащимся в торговом термине Инкотермс 2010, т.к. не только в первом случае, но и во втором случае (т.е. применительно к условиям торгового термина Инкотермс 2010) соответствующая сторона присоединяется к уже разработанному условию (в отличие от взаимно согласованных сторонами условий), правда, в отношении условий торгового термина Инкотермс 2010, в отличие от условий присоединения, речь идет о том, что к соответствующему условию присоединяется не одна сторона договора, а обе стороны договора купли-продажи товаров. И наконец, в подтверждение излагаемого подхода применительно уже непосредственно к конфликту между взаимосогласованным условием договора и условием, вытекающим из торгового термина Инкотермс, можно сослаться на изданный Международной торговой палатой комментарий к Инкотермс 1990 <2>, в котором отмечается, что изменение условий поставки (по сравнению с условиями поставки, предусмотренными содержащимся в Инкотермс торговым термином) приводится как применимое на практике, и, хотя оно считается автором комментария нецелесообразным, правомерность такого изменения не ставится под сомнение. Таким образом, указанное выше толкование также поддерживает приоритет взаимосогласованного условия над условием, вытекающим из примененного в договоре международной купли-продажи торгового термина, содержащегося в Инкотермс. Описывая возможность дополнения в конкретном договоре купли-продажи условий, содержащихся в торговом термине Инкотермс 2010, нельзя не отметить и то обстоятельство, что не всегда указанное дополнение может представлять собой именно изменения условия торгового термина Инкотермс 2010, т.е. условие, противоречащее по своему содержанию условию торгового термина Инкотермс 2010, в ряде случаев речь идет именно об уточнении положений соответствующего торгового термина, иными словами, о действительной дополнительной регламентации в договоре тех отношений, которые не урегулированы в Инкотермс 2010, но при этом в силу воли сторон соответствующего договора нуждаются в дополнительном определении в договоре. В этом случае можно констатировать скоррелированность условий договора между собой, т.е. и взаимно согласованных условий, и условий, вытекающих из примененного в договоре торгового термина Инкотермс 2010, но в таком случае соответствующие права и обязанности сторон должны определяться именно в силу указанного комплексного регулирования, т.е. в полном соответствии и с положениями торгового термина Инкотермс 2010, и с его дополнением, содержащимся в договоре.
11 вопрос ДИЛЕРСТВО И ДИСТРИБЬЮТОРСТВО Дилерские и дистрибьюторские соглашения получили широкое распространение в мировой практике. Цель таких соглашений - увеличение объема продаж, расширение рынка сбыта и сети обслуживания товаров за рубежом, привлечение внимания потребителя к реализуемым товарам. Дистрибьюторские соглашения во внешней торговле регулируются нормами международного права. При заключении дистрибьюторского соглашения стороны преимущественно используют стандартные условия типового дистрибьюторского контракта, разработанного Международной торговой палатой в 1993 году (публикация МТП N 518) (далее - Типовой контракт МТП), а также Руководство Международной торговой палаты по составлению международных контрактов о дистрибьюторстве (публикация МТП N 441). Приведенные документы носят рекомендательный характер, однако их можно использовать не только при составлении внешнеторговых контрактов, но и в качестве основы для составления дистрибьюторских соглашений на внутреннем рынке (учитывая действующее законодательство Республики Беларусь). В белорусском законодательстве дилерские и дистрибьюторские соглашения относятся к так называемым непоименованным договорам, которые порождают гражданские права и обязанности на основании подпункта 1 части второй пункта 1 статьи 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) (являются сделками, не предусмотренными законодательством, но не противоречащими ему). Понятия дистрибьютора и дилера как субъектов товаропроводящей сети (далее - ТПС) товаров белорусских производителей определены лишь Положением о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 N 183 (далее - Положение о ТПС). Дилер - субъект ТПС, осуществляющий реализацию и (или) сервисное обслуживание товаров белорусских производителей от своего имени и за свой счет на условиях, определенных договором (соглашением) с белорусским производителем, агентом или дистрибьютором. Дистрибьютор - субъект ТПС, которому белорусским производителем (агентом) предоставляются права на реализацию и (или) сервисное обслуживание его товаров в пределах региона деятельности на условиях, определенных договором с производителем (агентом). По сути, понятия "дилерство" и "дистрибьюторство" являются одним правовым явлением и употребляются в международной практике как синонимы. Новая редакция Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, изложенная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2013 N 1137 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. N 183" (вступила в силу 29.12.2013), не конкретизирует, за чей счет и от чьего имени дистрибьютор реализует товар, а лишь предоставляет дистрибьютору право реализовать товар на определенной территории. Тем не менее дистрибьютор приобретает у производителя товар в собственность, поэтому реализовывать товар он может только от своего имени и за свой счет. Международно-правовое регулирование, в частности типовой контракт МТП, определяет, что дистрибьютор продает товары на определенной территории от своего имени и за свой счет, а также прилагает усилия для его продвижения (реклама, маркетинг) и в некоторых случаях осуществляет либо организует сервисное обслуживание товаров. Понятие дилерской деятельности также приведено в абз. 3 п. 3 Инструкции о порядке осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 N 112 "О регулировании рынка ценных бумаг": дилерская деятельность - коммерческая деятельность профучастника по совершению сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, а также за свой счет при посредничестве (с использованием услуг) других лиц с правом одновременной покупки и продажи ценных бумаг, в том числе на условиях публичного объявления.
Сравнительная характерист Виды дистрибьюторского договора
Дистрибьюторское соглашение является договором смешанного характера, сочетающего признаки договоров купли-продажи, агентского договора и иных видов обязательств. Преимуществом такого договора является возможность установления не обычных договорных связей, направленных на реализацию товара (что возможно при заключении договора купли-продажи), а системы таких связей, которая включает элементы ряда правоотношений, обеспечивающих сбыт товара. Возможны два варианта дистрибьюторского договора. 1. Дистрибьюторский договор не является договором поставки, а признается рамочным (организационным) договором в части поставок. В таком договоре не указаны конкретные условия поставки, а оговорены только общие условия продажи товаров (примерные цены, скидки, премии, бонусы в зависимости от определенных объемов продаж, сервис, маркетинг и т.д.). Поставки товаров осуществляются на основе отдельных договоров купли-продажи, заключаемых на основании и во исполнение дистрибьюторского договора. 2. Дистрибьюторский договор содержит существенные условия договора поставки и становится договором поставки. В таком договоре можно определить, что конкретное наименование и количество товара определяются в спецификациях, прилагаемых к договору.
Условия дистрибьюторского (дилерского) договора
Если одна из сторон является нерезидентом, то дистрибьюторский (дилерский) договор рассматривается как внешнеторговый. Следовательно, сроки завершения каждой внешнеторговой операции по дистрибьюторскому (дилерскому) договору не должны превышать сроков, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций". В соответствии с типовым контрактом МТП сторонами дистрибьюторского соглашения являются поставщик (supplier) и дистрибьютор (distributor). Дистрибьютор может выполнять одновременно функции посредника и перепродавца (получать комиссию за прямые продажи определенным покупателям) либо быть только посредником, передавая свои функции поставщику для прямой продажи потребителю (получать комиссию только за работу в качестве посредника). Основным обязательством дистрибьютора является организация сбыта и продвижения товаров. Наиболее действенным способом является привлечение региональных торговых организаций и формирование дилерских сетей. Положение о ТПС рекомендует предусматривать в дистрибьюторском (дилерском) договоре (соглашении) такие условия, как: - регион деятельности субъекта ТПС; - допустимые ограничения, связанные с реализацией субъектом ТПС белорусских товаров другому субъекту хозяйствования для их дальнейшей перепродажи; - допустимая цена на реализуемые субъектом ТПС белорусские товары; - возможность формирования субъектом ТПС заявок на производство и поставку товара, сроки направления таких заявок белорусскому производителю; - возможность установления минимального объема продаж и (или) других специальных условий реализации белорусских товаров; - возможность применения к субъекту ТПС системы льгот и (или) других экономических стимулов, предусматривающих рост объема продаж белорусских товаров в данном регионе деятельности; - проведение на регулярной основе маркетинговых исследований, рекламных акций в данном регионе деятельности. Белорусский производитель (агент) должен установить следующие обязательные условия договора (соглашения) с собственным субъектом ТПС: - ограничение сроков возврата валютной выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь о порядке проведения внешнеторговых операций и ответственность руководителя собственного субъекта ТПС за их несоблюдение; - представление собственным субъектом ТПС информации по запросам руководителей загранучреждений Республики Беларусь, аккредитованных в регионах их деятельности; - координация собственным субъектом ТПС своей деятельности, связанной с продвижением белорусских товаров, с загранучреждениями Республики Беларусь, аккредитованными в регионах их деятельности. Ограничения. Составляя дистрибьюторский контракт, следует учитывать нормы антимонопольного и налогового законодательства Республики Беларусь.
К сведению
С 1 июля 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее - Закон N 94-З). В п. 1 ст. 13 Закона N 94-З запрещаются соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, если установлено, что такие соглашения, согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе соглашения, согласованные действия между конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом раздел товарного рынка по территориальному принципу, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов либо потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; установление, повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), в том числе различных цен (тарифов) на один и тот же товар; повышение, снижение или поддержание цен на торгах; экономически или технологически не обоснованное сокращение и (или) прекращение производства товаров; экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями. Указанное правило не распространяется на вертикальные соглашения, если такие соглашения являются договорами комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и доля каждого хозяйствующего субъекта, являющегося участником такого соглашения, на любом товарном рынке не превышает 15 процентов. Таким образом, обязательство дистрибьютора не продавать аналогичный товар других производителей, предусмотренное во внешнеторговом дистрибьюторском договоре, является недействительным согласно действующему законодательству Республики Беларусь, даже если законодательство страны производителя такое обязательство допускает. Дистрибьюторским (дилерским) соглашением может быть предусмотрена обязанность поставщика предоставлять дистрибьютору (дилеру) скидки (премии, бонусы) в зависимости от выполнения определенных условий. При составлении дистрибьюторских (дилерских) соглашений необходимо учитывать нормы налогообложения. В 2012 году суммы предоставленных скидок, премий, бонусов включались в состав внереализационных доходов и расходов. Законом Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" с 1 января 2013 г. внесены изменения в Особенную часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в части налогообложения скидок, премий (бонусов). Таким образом, в соответствии с подп. 3.19-3 п. 3 ст. 128 НК в состав внереализационных доходов включаются доходы покупателя (заказчика) в сумме премий, бонусов, предоставленных продавцом (исполнителем, подрядчиком) к цене (стоимости), указанной в договоре, после выполнения покупателем (заказчиком) условий (в том числе объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких премий, бонусов. В соответствии с подп. 3.26-1 п. 3 ст. 129 НК в состав внереализационных расходов включаются суммы премий, бонусов, предоставленных при выполнении покупателем (заказчиком) условий (в том числе объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для предоставления таких премий, бонусов. Такие расходы отражаются на дату предоставления премий, бонусов после выполнения условий договора. Используя правовую конструкцию дистрибьюторского договора при импорте товара, важно предельно точно указать, что дистрибьютор принимает на себя все риски, связанные с реализацией товара. Это необходимо для того, чтобы деятельность дистрибьютора не рассматривалась как деятельность постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь на основании статьи 139 НК. Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если при организации и осуществлении деятельности от имени ино
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|