Дистрибьюторство (дилерство)
Исходя из Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 N 183 "Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - Положение N 183), дистрибьютор и дилер представляют собой два абсолютно самостоятельных вида субъектов товаропроводящей сети. Под дистрибьютором Положение N 183 понимает субъекта товаропроводящей сети, которому белорусским производителем (агентом) предоставлены права на реализацию и (или) сервисное обслуживание его товара в пределах региона деятельности на условиях, определенных договором. Дилером является субъект товаропроводящей сети, который осуществляет реализацию и (или) сервисное обслуживание товаров белорусских производителей от своего имени и за свой счет на условиях, определенных договором с белорусским производителем, или его агентом, или дистрибьютором. Приведенные определения являются единственным легальным закреплением соответствующих правовых институтов в белорусском праве. Белорусский законодатель не регулирует договоры дилерства и дистрибьюторства, однако они могут быть совершены в силу подп. 1 части второй п. 1 ст. 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В качестве субъектов указанных договоров могут выступать как белорусские субъекты и их иностранные контрагенты (в силу договоров между белорусскими производителями или их агентами и иностранными дистрибьюторами или дилерами), так и непосредственно белорусские субъекты (белорусский производитель и действующий на территории Республики Беларусь его дистрибьютор).
В случае если сделка заключена с нерезидентом Республики Беларусь, белорусские субъекты для регулирования соответствующих отношений могут в качестве применимого права избрать как иностранное законодательство, регулирующее отношения дистрибьюторства, так и акты международного торгового права. В качестве методических рекомендаций указанные акты могут быть использованы при заключении договоров дилерства (дистрибьюторства) и между резидентами Республики Беларусь. Основываясь на нормах Положения N 183, можно выделить следующие правовые черты договора дистрибьюторства: 1) дистрибьютор принимает на себя обязательства по продвижению товаров соответствующего белорусского производителя на определенном товарном рынке; 2) дистрибьютор осуществляет один из трех следующих возможных вариантов действий с товаром белорусского производителя в пределах региона своей деятельности: - реализацию; - сервисное обслуживание; - реализацию и сервисное обслуживание; 3) дистрибьютор осуществляет указанную выше деятельность на основе договора либо с белорусским производителем, либо с агентом белорусского производителя. Договор дилерства представляет собой договор, в рамках которого дилер: 1) осуществляет один из трех указанных выше вариантов действий с товаром белорусского производителя; 2) действует от своего имени и за свой счет; 3) совершает договор с одной из трех возможных категорий субъектов: - с белорусским производителем; - агентом белорусского производителя; - дистрибьютором. Таким образом сравнив характеристики договоров дилерства и дистрибьюторства, можно сделать определенные выводы. Указанные договоры имеют следующие сходные черты:
- деятельность как дилера, так и дистрибьютора заключается в реализации и (или) сервисном обслуживании товаров белорусского производителя; - договоры как с дилером, так и с дистрибьютором могут быть заключены и с белорусским производителем, и с агентом белорусского производителя. Договоры дилерства и дистрибьюторства различаются следующим. 1. Дилер действует от собственного имени и за свой счет, на что законодатель особо указал. Применительно к дистрибьютору такая характеристика отсутствует, соответственно можно предположить, что дистрибьютор может действовать не от собственного имени и не за свой счет либо что для дистрибьютора, в отличие от дилера, не важно, действует он от собственного имени и за свой счет или нет. 2. Договор дилерства может быть совершен дилером не только с белорусским производителем или его агентом, но и с дистрибьютором; т.е. дилер может в определенном роде зависеть от дистрибьютора в связи с совершением либо несовершением им договора с дилером. Несмотря на то что, по нашему мнению, указанных черт рассматриваемых явлений для точного и однозначного их разграничения и понимания с точки зрения права явно недостаточно, приведенный законодательный подход все же представляется более корректным по сравнению с предложенным первоначальной редакцией Положения N 183. Так, ранее в указанном Положении N 183 белорусский законодатель производил разграничение понятий дилерства и дистрибьюторства по следующим критериям: - действию дистрибьютора от имени производителя, а дилера - от собственного имени; - праву дистрибьютора приобретать товар у производителя и реализовывать его, праву дилера заниматься исключительно реализацией товара либо, наряду с этим, осуществлять его сервисное обслуживание. По нашему мнению, изложенный подход законодателя был не совсем корректным исходя из следующего. Во-первых, по общему правилу дистрибьютор не может действовать от имени производителя. Законодательство тех государств, где дистрибьюторство регламентируется особо, а также акты международного торгового права (например, Типовой дистрибьюторский контракт МТП (монопольный импортер-дистрибьютор) (публикация МТП N 518)) определяют дистрибьютора исключительно как оптового торговца. В международном торговом обороте он определяется как импортер, который является покупателем товара соответствующего производителя. Следовательно, в отношении определенного товара дистрибьютор может действовать исключительно от собственного имени, его действия не влекут возникновения прав и обязанностей непосредственно у производителя, соответственно дистрибьютор не вправе действовать от его имени.
Во-вторых, и по законодательству ряда государств, и по праву международной торговли дистрибьютор действует на определенной территории. Как правило, он не только продает на этой территории некие товары, но и занимается их продвижением. Так, если речь идет о сложных технических изделиях, то дистрибьютор либо сам осуществляет их сервисное обслуживание, либо организует такое сервисное обслуживание. В связи с этим некорректно было предусматривать, что лишь дилер осуществляет сервисное обслуживание товаров, а дистрибьютор этого не делает. Как отмечено выше, настоящее Положение N 183 в какой-то мере ликвидировало указанные несоответствия. При этом очевидна недостаточная четкость в законодательном определении характерных черт отношений дистрибьюторства и дилерства, а также некорректность в связи с разным правовым описанием этих отношений, поскольку исходя из практики международной торговли и имеющихся правовых источников данные явления по своей правовой природе схожи. При противопоставлении дилерства и дистрибьюторства следует базироваться на том, что дистрибьютор - это оптовый "перепродавец", а дилер - розничный торговец. В этом смысле предоставляемая дистрибьютору для продвижения товаров производителя территория по общему правилу значительно превышает ту, в рамках которой осуществляет свою деятельность дилер. За исключением указанного, дистрибьюторство, дилерство, а также коммерческая концессия и сбытовой франчайзинг по правовой природе идентичны. При анализе данного вопроса мы основывались на праве Европейского союза (Регламент Комиссии ЕЭС от 22 июня 1983 года N 1983/83 "О применении статьи 85 (3) Договора к эксклюзивным дистрибьюторским соглашениям", Регламент Комиссии ЕС от 12 декабря 1984 года N 123/85 "О применении статьи 85 (3) Договора к отдельным категориям дистрибьюторских соглашений на автотранспортные средства и соглашениям об обслуживании"). Кроме того, были учтены публикации МТП: N 518 (Типовой дистрибьюторский контракт МТП (монопольный импортер-дистрибьютор)) и N 441 (Руководство Международной торговой палаты по составлению международных контрактов о дистрибьюторстве), а также право ряда государств, в которых более детально урегулированы анализируемые явления.
Анализируемый в статье тип посредника в законодательстве различных государств имеет различные наименования. В ФРГ используются такие термины, как Allienvertrieb , Alleinvertreter, Eigenhandler, Generalvertrete, Konzessionar, Vertriebshandler, Vertragshandler (этот термин наиболее распространен); во Франции - concessionnaire de vente exclusive, concessionaire, agent general, agent exclusif; в Италии - venditore con exclusive, rivenditore autorizzato, reppresentante esclusivo, concessionario. Причем особая регламентация дистрибьюторства присутствует в Бельгии, отдельных странах Центральной Америки и Ближнего Востока, в частности в Ливане. В практике международной торговли можно встретить такое понятие, как агент-дистрибьютор (агент-дилер). Более того, законодательство ряда государств приравнивает по некоторым аспектам дистрибьютора к агенту. Таким образом, анализ правовой природы договора дилерства (дистрибьюторства), заключенного с производителем, с учетом указанных источников позволяет выделить некоторые его признаки. При этом не обязательно все они должны быть использованы в договоре. Итак: - в качестве оптового продавца дистрибьютор занимается продвижением и (или) организует размещение товара на выделенной ему территории. То же делает и дилер, но уже в рамках розничной торговли; - договор дистрибьюторства (дилерства) представляет собой сложный договор, в котором, наряду с отдельными элементами договора купли-продажи, существуют отношения подряда и (или) возмездного оказания услуг (проведение рекламы, сервисное обслуживание и т.д.), а также отношения по передаче прав на интеллектуальную собственность (лицензионные договоры) и прежде всего на товарные знаки; - дистрибьютор (дилер) формально действует независимо от производителя (экспортера); - договор дистрибьюторства (дилерства) является рамочным договором, поскольку в его рамках заключаются конкретные договоры купли-продажи; - дистрибьютор (дилер) приобретает право собственности на товары, продаваемые ему в соответствии с дистрибьюторским (дилерским) договором;
- дистрибьютор (дилер) несет ответственность перед производителем (экспортером) за оплату товара вне зависимости от того, удалось ему продать приобретенный товар или нет; - дистрибьютор (дилер) не может своими действиями создавать для производителя (экспортера) права и обязанности; - договор дистрибьюторства (дилерства) имеет длящийся характер, т.е. отношения дистрибьюторства (дилерства) должны существовать в течение определенного периода, поскольку это создает необходимые условия для сотрудничества, которое не может носить эпизодический характер; - деятельность дистрибьютора (дилера) на соответствующей территории имеет, как правило, исключительный (эксклюзивный) характер. Производитель обеспечивает дистрибьютору (дилеру) на данной территории привилегированное положение. Обычно это исключительное право на покупку товаров у данного производителя. Однако следует отметить, что данный признак договора дистрибьюторства (дилерства) противоречит законодательству Республики Беларусь; - отношения дистрибьютора (дилера) и производителя достаточно прочные и предусматривают, что дистрибьютор (дилер) должен воздерживаться от распространения товаров конкурентов производителя. Таким образом, и в данной части отношений присутствует так называемое ограничение конкуренции, что также противоречит белорусскому законодательству; - дистрибьютор (дилер) практически всегда размещает маркированные товары. Исходя из приведенных выше признаков, можно предложить следующее обобщенное определение договора дистрибьюторства (дилерства): по договору дистрибьюторства (дилерства) одна сторона (дистрибьютор, дилер) принимает на себя обязательство осуществлять продвижение товаров второй стороны (производителя) на определенных товарных рынках, в частности (но не исключительно) продавать на определенных рынках в определенных объемах товары, периодически приобретаемые у производителя. При этом данную деятельность дистрибьютор (дилер) проводит от собственного имени и на собственный риск в хозяйственных интересах производителя на основе длящегося договора. Факт включения дистрибьютора (дилера) в систему сбыта продукции, обозначенной определенной торговой маркой, имеет существенное экономическое значение. Таким образом, дистрибьютор (дилер) осуществляет свою деятельность на основе постоянных отношений с производителем, которые, исходя исключительно из экономического интереса, можно рассматривать как близкие к отношениям постоянного представительства. По нашему мнению, на данный взгляд на договор дистрибьюторства (дилерства) не влияет то обстоятельство, что п. 8 Положения N 183 определяет договор, заключаемый между белорусским производителем (его агентом) и дистрибьютором (дилером), как договор о сотрудничестве. Полагаем, здесь законодатель хотел подчеркнуть, что отношения между белорусским производителем (его агентом) и дистрибьютором (дилером) не антагонистические, а направлены на достижение единой цели. Иными словами, цели разных сторон рассматриваемого нами договора, т.е. белорусского производителя (его агента) и дистрибьютора (дилера), совпадают: и тот, и другой заинтересован в максимальной реализации товара белорусского производителя на определенном товарном рынке. Нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что договор о сотрудничестве, как и договор дистрибьюторства (дилерства), в белорусском праве не поименован, соответственно белорусское законодательство не содержит его четкую дефиницию. Однако, несмотря на указанное, считаем, что Положение N 183 не совсем корректно именует договор между белорусским производителем (его агентом) и дистрибьютором (дилером) не в качестве договора дистрибьюторства (дилерства), а в качестве договора о сотрудничестве. Хотя ни один из них не поименован в белорусском праве, каждый все же имеет определенную сферу применения в имущественном обороте. Исходя из признаков применения рассматриваемых договоров, можно сделать вывод о том, что договор дистрибьюторства (дилерства), несмотря на схожесть с договором о сотрудничестве, имеет базовую черту и поэтому не тождествен ему и даже не является его разновидностью. Если исходить из практики применения договоров о сотрудничестве и описания на основе обобщения указанной практики данного явления Европейской экономической комиссией ООН, можно предложить следующую дефиницию договора о сотрудничестве: по договору о сотрудничестве двое или несколько лиц (участники или стороны договора) обязуются скоординировать свои самостоятельные действия в интересах каждого участника договора на основе специализации для достижения единой цели, в частности, но не исключительно для извлечения прибыли. Для реализации единой цели участники договора о сотрудничестве создают единый продукт: вещь, объект интеллектуальной собственности, охраняемую информацию, работу, услугу.
ДИСТРИБЬЮТОР. ДИЛЕР О законодательных отличиях между дилером и дистрибьютором исходя из права Республики Беларусь. Две последние категории субъектов товаропроводящей сети так, как их видит постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 N 183 "Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - постановление N 183), именуются "дистрибьютор" и "дилер". В действительности именно данные разновидности посредников и составляют основу товаропроводящих сетей основных мировых производителей. Итак, в силу анализируемого нами постановления: - под дистрибьютором понимается субъект товаропроводящей сети, реализующий от имени производителя за свой счет в оговоренном регионе деятельности приобретаемый у производителя или у официально уполномоченной белорусской организации товар производителя на условиях, определенных соответствующим договором (соглашением) с производителем или официально уполномоченной белорусской организацией; - под дилером понимается субъект товаропроводящей сети, осуществляющий реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товара (продукции) производителя от своего имени и за свой счет на условиях, определенных соответствующим договором (соглашением) с производителем, или официально уполномоченной белорусской организацией, или дистрибьютором. Таким образом, белорусский законодатель провел разграничение понятий "дилерство" и "дистрибьюторство". При этом он формально поставил дистрибьютора над дилером, т.к. предусмотрел, что дилер может реализовывать продукцию определенного производителя не на основе договора с производителем, а на основе договора с дистрибьютором, иными словами, дилер может получить право на продвижение товара определенного производителя на определенном товарном рынке в силу посредничества дистрибьютора и зависеть от последнего. И, действительно, нельзя не отметить, что в рамках международного торгового оборота дистрибьютор, как правило, рассматривается в качестве оптового торговца (distributorship - оптовое распространение), а дилер - в качестве розничного торговца. Однако указанный подход не является всеобщим в правоприменительной практике разных государств. Если же вернуться к сути разграничений указанных двух правовых явлений так, как ее понимает постановление N 183, то необходимо отметить, что если следовать буквальному толкованию постановления, то можно выделить два критерия, которые положены национальным белорусским законодателем в основу разделения интересующих нас видов субъектов товаропроводящей сети, а именно: - во-первых, законодатель указывает на то, что дистрибьютор действует от имени производителя; дилер же действует от собственного имени; - во-вторых, дистрибьютор вправе лишь приобретать товар у производителя и реализовывать его, дилер же либо также может заниматься исключительно реализацией товара, либо наряду с реализацией товара может осуществлять еще и его сервисное обслуживание. По нашему мнению, изложенный подход законодателя не представляется корректным исходя из следующего. Во-первых, дистрибьютор по общему правилу не может действовать от имени производителя в силу того, что и законодательство тех государств, где дистрибьюторство регламентируется особо, например законодательство Бельгийского королевства, и акты международного торгового права, например "Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер-дистрибьютор" (публикация N 518) (далее - Типовой дистрибьюторский контракт МТП), определяют дистрибьютора исключительно как оптового торговца, в международном торговом обороте - импортера, который является покупателем товара соответствующего производителя, а следовательно, в отношении определенного товара он может действовать исключительно от собственного имени и не может ни при каких условиях создавать права и обязанности непосредственно у производителя, а коль так, то не вправе действовать от имени производителя. Во-вторых, учитывая то что и по законодательству ряда государств, и по праву международной торговли дистрибьютор отвечает за определенную территорию, как правило, он не только продает определенные товары на соответствующей территории, но и занимается продвижением товаров на данной территории, а коль так, то если речь идет о сложнотехнических изделиях, то он либо сам осуществляет сервисное обслуживание распространяемых товаров, либо организует такое сервисное обслуживание. В связи с этим некорректно предусматривать, что лишь дилер осуществляет сервисное обслуживание товаров, а дистрибьютор этого не делает. Наконец, в-третьих, если и противопоставлять дилерство и дистрибьюторство, то (еще раз отметим это) исключительно по линии того, что дистрибьютор - это оптовый перепродавец, а дилер - розничный торговец. За рамками приведенного последним с точки зрения права и дистрибьюторство (англ. distributorship), и дилерство (англ. dealership), аналогично как и коммерческая концессия, а также сбытовой франчайзинг (см. по этому поводу более подробно ниже), представляют собой одно и то же правовое явление; иными словами, правовая природа и договора дилерства, и договора дистрибьюции идентична (если, конечно же, речь идет о заключении данными лицами договоров непосредственно с производителем).
О сути договора дистрибьюторства (дилерства). Для того чтобы подтвердить указанное, ниже нами будут рассмотрены условия договоров дистрибьюции (дилерства) так, как указанные договоры понимаются в рамках международного торгового оборота. При этом нельзя не отметить, что именно данные договоры, как отмечено выше, и являются, как правило, основой товаропроводящих сетей основных мировых производителей. Иными словами, главные участники международного товарного рынка, как правило, продвигают свою продукцию именно через дистрибьюторов (дилеров) и именно из таких субъектов и состоит большинство их товаропроводящих сетей. При этом дистрибьюторство (дилерство), аналогично как и коммерческая концессия, сбытовой франчайзинг, представляют собой посредничество лишь с экономической точки зрения (см. об этом более подробно ниже). Итак, договоры дистрибьюции (дилерства) не урегулированы гражданским правом Республики Беларусь, однако могут заключаться как между белорусскими субъектами, так и во внешнеторговом обороте с участием субъектов Беларуси, в силу того что подп. 1 ч. 2 п. 1 ст. 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что гражданские права и обязанности могут возникать как из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, так и из договоров и иных сделок, не предусмотренных законодательством, однако не противоречащих ему. При этом для регулирования рассматриваемых отношений белорусские субъекты в случае, если сделка заключена с нерезидентом Республики Беларусь, могут использовать как иностранное законодательство, регулирующее отношения дистрибьюторства, избрав его в качестве применимого права, так и ряд актов международного торгового права, направленных на регулирование отношений по дистрибьюторству. Причем указанные акты также могут использоваться в качестве методических рекомендаций (а не норм, которым необходимо обязательно следовать) и при заключении договора дилерства (дистрибьюторства) между резидентами Республики Беларусь. В качестве актов международного торгового права, направленных на регулирование отношений по дистрибьюторству, можно указать на законодательные акты Европейского союза (ЕС), регламентирующие исключение дистрибьюторских договоров из сферы действия антимонопольных ограничений: Директиву ЕС N 1983/83 о договорах эксклюзивного дистрибьюторства, а также Директиву N 123/85, касающуюся договоров по дистрибьюторству автомобилей. Кроме актов ЕС международное дистрибьюторство определяется также следующими публикациями Международной торговой палаты (МТП): Типовой дистрибьюторский контракт МТП и Руководство Международной торговой палаты по составлению международных контрактов о дистрибьюторстве (публикация МТП N 441). Что же касается права иностранных государств, то указанный тип посредника в законодательстве различных государств называется по-разному. В ФРГ используются такие термины, как Allienvertriebshandler, Alleinvertreter, Eigenhandler, Generalvertrete, Konzessionar, Vertriebshandler, Vertragshandler, при этом наиболее часто используемым является последний термин, во Франции - concessionnaire de vente exclusive, concessionaire, agent general, agent exclusif, в Италии - venditore con exclusiva, rivenditore autorizzato, reppresentante esclusivo, concessionario. При этом особая регламентация дистрибьюторства присутствует в Бельгии, отдельных странах Центральной Америки и Ближнего Востока (в частности, в Ливане). Кроме того, в практике международной торговли можно встретить такое понятие, как "агент-дистрибьютор" ("агент-дилер"), а законодательство ряда государств приравнивает по некоторым аспектам дистрибьютора к агенту: Иордания, Йемен используют данное положение в части предписаний регистрации; Ливан, Гватемала, Доминиканская Республика и т.д. - в части статуса протежируемого посредника. Судебная практика Германии применяет к дистрибьюторам (дилерам), концессионерам при наличии особых условий некоторые положения, касающиеся статуса коммерческого представителя (агента) (например, это относится к возмещению за утрату клиентуры). Однако мы исходим из того, что это все-таки абсолютно разные правовые явления. Исходя из актов международного торгового права и права иностранных государств, прежде всего, Типового дистрибьюторского контракта МТП, можно дать следующую обобщенную характеристику договора дилерства (дистрибьюторства), с учетом того что в конкретных договорах могут использоваться не все из нижеприводимых признаков. Итак, дистрибьютора как оптового торговца в силу Типового дистрибьюторского контракта МТП характеризует тесная связь с производителем и следующие правовые черты: - в качестве оптового торговца дистрибьютор занимается продвижением и (или) организует размещение товара на выделенной ему территории; - производитель обеспечивает дистрибьютору привилегированное положение на данной территории - обычно это исключительное право на покупку товаров у данного поставщика; - отношения дистрибьюторства должны существовать в течение определенного периода, так как это создает условия для сотрудничества, которое не может носить эпизодический характер; - отношения дистрибьютора и производителя создают "достаточно прочные узы верности", что предусматривает, что дистрибьютор должен воздерживаться от размещения товаров конкурентов производителя; - дистрибьютор практически всегда размещает маркированные товары. Таким образом, дистрибьютор осуществляет деятельность, основываясь на своих постоянных отношениях с производителем, которые исходя из экономического интереса, но не правового определения можно рассматривать как близкие к отношениям постоянного представительства (т.к. факт включения дистрибьютора в систему сбыта продукции, обозначенной определенной торговой маркой, имеет большое экономическое значение). Обычно дистрибьютор заключает длящийся договор с производителем (экспортером), в соответствии с которым дистрибьютор принимает на себя обязательство продавать на определенных рынках в определенных объемах товары, приобретаемые периодически у производителя (экспортера). При этом данную деятельность дистрибьютор проводит от собственного имени и на собственный риск, однако в хозяйственных интересах производителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|