ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА. Различение цветов. Цветные кубики. Найди цветокдля бабочки. Помоги Незнайке собрать букеты
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины
прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено прак-
тически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть,
т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной,
перцептивной ориентировкой.
Вначале при определении цвета большую роль играет приме-
ривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплот-
ную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинако-
вость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть
восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один
из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинако-
вые или разные. Умственно отсталые дети часто не видят даже
такого сходства или различия, и приходится довольно длительно
работать над этим.
Когда ребенок научится определять цвета при их непосредст-
венном контакте, т. е. путем наложения и приложения, можно пере-
ходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а
затем и к усвоению названий цветов.
На основе восприятия цвета формируются и представления о
цвете. А благодаря этому дети смогут не только применять его в
своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но ис-
пользовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать
сигналы светофора).
Различение цветов
Эта группа заданий основана на зрительном различении пред-
метов по цвету при непосредственном их сближении, т. е. приме-
ривании. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие
так называемого цветового перепада между двумя цветами. Он мо-
жет быть резким (например, между красным и желтым цветами)
или близким (между желтым и оранжевым цветами). Поэтому пер-
вые игры и упражнения должны проводиться с предметами, резко
различными по цвету, и осуществлять выбор по образцу. Постепенно
цветовой перепад будет все меньшим, и уже на расстоянии про-
изводиться составление цветов.
Педагог должен побуждать детей к самостоятельности при вы-
полнении задания, постоянно менять предметы по цвету, чтобы
они ориентировались не на их форму, а на цвет.
Цветные кубики
Цель. Учить различать цвета, ориентируясь на их однород-
ность или неоднородность при наложении; обозначать результат
словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.
Оборудование. Крупные пластмассовые кубики по два каж-
дого цвета (красные, желтые, белые, синие, голубые, зеленые).
Ход игры (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3—4 парных ку-
бика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе та-
кой, мне такой, тебе такой, мне такой... » Затем предлагает построить
красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Мо-
мент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный кубик,
ставит на желтый и тут же выражает недовольство («не такой»),
переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз,
подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает
другие кубики. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необ-
ходимости помогает. Ребенок строит башни 2—3 раза. По окончании
педагог хвалит его.
Найди цветокдля бабочки
Цель. Та же, познакомить с названиями некоторых цветов
(красный, синий, желтый, белый).
Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона
цветка (красный, синий, желтый, белый) —для наборного полотна;
4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы,
сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с
изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ре-
бенка по 2—3 цветка и по 2—3 бабочки); по числу детей конверты
(в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.
Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы
четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки
хотят найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не
видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спря-
таться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание де-
тей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»),
бабочку не видно — она спряталась. Затем дети достают из кон-
вертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка
вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар
увеличивается.
В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и по-
казывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя ба-
бочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».
Помоги Незнайке собрать букеты
Цель. Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его
примериванием; продолжать различать цвета («такой», «не такой»);
знакомить с названиями цветов (не требуя от детей их повторе-
ния); формировать положительное эмоциональное отношение к иг-
ре с игрушками; ориентироваться в игре на цвет как на значимый
признак.
Оборудование. Кукла-мальчик Незнайка, цветы разной ок-
раски, подставки для цветов.
Ход игры (проводится подгруппами не более 6 детей). К де-
тям приходит Незнайка с большим букетом цветов, спрашивает,
красивые ли они, и просит помочь разделить их на букеты для
подарка друзьям. Незнайка достает один цветок и говорит, что один
букет хочет сделать вот такой (например, синий). По его просьбе
выходит один ребенок и выбирает из большого букета синие цветы.
Затем Незнайка выбирает оранжевый цветок, и другой ребенок
подбирает оранжевые цветы. У Незнайки остаются только красные
цветы. «У меня все цветы одинаковые, красные», — говорит Не-
знайка. Педагог обращает внимание детей, что у всех теперь букеты
с одинаковыми цветами: в одном — синие, в другом — оранжевые.
Все букеты красивые. Незнайка благодарит детей, забирает букеты
и уходит.
По мере освоения игры выбор цвета осуществляется не из трех
наименований, а из шести. В игре могут участвовать все дети.
Воспользуйтесь поиском по сайту: