Вопрос № 8. Понятие субъекта труда в ПТ, уровни его изучения. Внутр. условия и средства деят-ти субъекта труда.
Субъект Та – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному ч-ку для усвоения и эффективного выполнения Та. Сюда относится ряд профессионально-важных качеств (ПВК): направленность личности, мотивы и цели включения ч-ка в данную Товую деят-ть, потребности в творчестве в ходе Та, профессиональные притязания, удовлетворенность Том, а также профессиональное самосознание, необходимые для осуществления Та профессиональные способности, профессиональный тип мышления. Эти психологические качества являются как предпосылкой Та, так и его рез-том, ибо они меняются местами, шлифуются у ч-ка в ходе Та.
Срезовую" характеристику структуры субъекта Та в каждый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т.е. целостной деят-ти в единстве с личностью, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий.
Уровень деяний. Деяние - целостный цикл Товой деят-ти, характеризующейся полной психологической структурой и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние - категория прежде всего субъективная; она определяется иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе сам ч-к.
В состав этого уровня входят следующие основные компоненты: общие способности (активность, саморегуляция); ориентировка в человеческой картине мира, мировоззрение, жизненные цели, идеалы, ценностные представления, профессиональные личные планы; характер как система отношений к разным сторонам действительности; ориентировка в конкретной жизненной ситуации - ее отображение в виде мысленных образов разного уровня; ориентировка в области своей непосредственной деят-ти; сознание своего "Я", своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества, способности, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способности, конкретные мотивы деят-ти; общая Тоспособность, особенности соматического и нервно-психического здоровья, общей гражданской воспитанности, подготовленности.
Уровень действия. Действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие - категория субъективная; она определяется динамикой непосредственных целей. Так, например, для начинающего водителя автотранспортного средства действием может быть переключение рычага управления коробкой передач, а для опытного, выполняющего это переключение привычным движением, здесь уже нет действия (так как нет особой цели - переключить передачу); действие опытного водителя может состоять в другом - "сменить ряд движения", "совершить обгон" и пр. Таким образом, делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество.
Основные компоненты рассматриваемого уровня: способность построить адекватное "логике вещей" представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном, или сенсорно-перцеПТ ивном (чувственном), или интеллектуальном (отвлеченном), или социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их (понятно, что и социальная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные синтезы как чувственного, так и мысленного познания).
Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцеПТ ивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия ("ускорить темп", "усилить нажим" и т.п.).
Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию. В общем виде под субъектом Та можно понимать системную разноуровневую орган-цию психики, включающую ряд свойств ч-ка как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деят-ти (Товой).
Вопрос № 9. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Варианты проф.карьер.
Субъект Та – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному ч-ку для усвоения и эффективного выполнения Та. Сюда относится ряд профессионально-важных качеств (ПВК): направленность личности, мотивы и цели включения ч-ка в данную Товую деят-ть, потребности в творчестве в ходе Та, профессиональные притязания, удовлетворенность Том, а также профессиональное самосознание, необходимые для осуществления Та профессиональные способности, профессиональный тип мышления. Эти психологические качества являются как предпосылкой Та, так и его рез-том, ибо они меняются местами, шлифуются у ч-ка в ходе Та.
Традиционно в психологии Та рассматривают развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность Та, его производительность и т.п. Но спецификой собственно психологического подхода является перенесение акцента на проблему развития самой личности ч-ка-работника. Поэтому рассмотрение ценностно-смысловых, личностных аспектов развивающегося субъекта Та становится достаточно перспективным направлением. При этом важно понять, как происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры его профессионального сознания.
В целом можно условно выделить следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):
· усвоение норм, опосредствующих физическое развитие (формирование "физического Я" личности);
· формирование "социального слоя личности";
· формирование "духовного центра личности" (ценностно-нравственное самоопределение.
Для понимания специфики развития личности спец-та еще предстоит выделить особенности формирования его самосознания с учетом специфики данной профессии и особенностей ситуации развития самого ч-ка. Но центральной проблемой развития личности спец-та остается развитие его ценностно-смысловой сферы, развитие его готовности поставить перед собой и дать ответ на вопрос: ради чего я живу и работаю, зачем я вообще являюсь таким-то и таким-то профессионалом?
Наиболее известной в России является периодизация развития ч-ка как субъекта Та Е.А. Климова (1996):
1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения ч-ка к Ту.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деят-ти, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...).
3. Стадия овладения учебной деят-тью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деят-ть и т.п.
4. Стадия "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к Ту, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, ч-к, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оПТ антом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оПТ анта" вполне может оказаться и взрослый ч-к, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, "оПТ ация - это не столько указание на возраст", сколько на ситуацию выбора профессии.
5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.
8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.
9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров". Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.
10. Стадия наставника - высший уровень работы любого спец-та. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного спец-та в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого спец-та - это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: