Вопрос № 18. Достоинства и недостатки методов наблюдения и самонаблюдения. Специфика трудового метода при изучении профессии.
В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях труда и т. д. Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как "фотография" рабочего дня и хронометраж. Хронометраж, как правило, служит для определения и анализа нормативов по труду и определения их длительности. Хронометрировать целесообразно вспомогательно-технические и логические операции - как ручные, так и машинно-ручные, относящиеся к оперативному или подготовительно-заключительному периоду. Хронометраж применяют для того: 1) чтобы определить, а иногда и установить нормативы времени, которые необходимы для выполнения трудовых операций. В основном временные нормативы, установленные для выполнения определенного рода операций, зависят от степени сложности отдельных элементов; 2) чтобы провести проверку уже существующих документально нормативов времени и степени их выполнения в трудовой деятельности; 3) чтобы выявить, по какой причине происходит невыполнение установленных норм; 4) чтобы определить трудовые затраты, когда операции слишком кратковременны и иными методами зафиксировать их не удается. Для проведения хронометража используют обычную или графическую форму хронокарты. Перед проведением хронометража психологу необходимо проинформировать работника и рассказать о задачах и целях предстоящего хронометража, постараться снять напряжение с работника. "Фотография" рабочего дня представляет собой временную регистрацию всех совершенных работником трудовых действий в течение одного трудового дня: режим труда, время отдыха, вынужденная остановка работы и т. д. Для более полного и максимально точного наблюдения выполнять его следует поэтапно:
1) подготовка к наблюдению; 2) проведение наблюдения; 3) обработка данных наблюдения; 4) анализ результатов и подготовка мероприятий по совершенствованию организации труда или установлению норм и нормативов. При подготовке к наблюдению изучаются следующие параметры: 1) технологический процесс, который выполняется администратором при выполнении им трудовых функций; 2) организация труда на рабочем месте; 3) порядок обслуживания; 4) технические характеристики, режимы работы. Все полученные данные фиксируются в специальном бланке, по которому в дальнейшем строится график, отражающий чередование работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение функций и времени, требуемого на выполнение этих функций Вопрос № 18, 19.- …Преимущества и недостатки опросных методов в проссиографии …и м-в наблюд-я Наблюдение - классический метод психологии. Климов пишет, что это базовый метод. Наблюдение – специально организованное установление фактов, опирающееся на функции органов человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов (определение из Климова). Даже экспериментатор одновременно является и наблюдателем. Меняется только структура объекта наблюдения (предметом наблюдений могут стать экспериментальная установка, приборы, индикаторы и др.) Наблюдение может быть визуальным, непосредственным либо опосредованным техническими средствами (кино- фото- видеосъемка, использование датчиков). Отличие наблюдения от эксперимента. Эксперимент отличается от наблюдения по признаку вмешательства субъекта познания в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, процессов. Если человек провоцирует изучаемые явления – это эксперимент, а если просто использует складывающиеся ситуации – это наблюдение.
Признак строгости не является неотъемлемым качеством эксперимента. Эксперимент может быть не строгим, а наблюдение – строгим (если хорошо определены и объективно фиксируются изучаемые параметры изучаемого объекта). Наблюдению часто приписывают свойство субъективности, неточности. Это не так. Неточным может быть и эксперимент. Пример: астрономия многие годы была наблюдательной, но заслужила репутацию самой точной и объективной конкретной науки. Признаки, свойственные наблюдению: Объективность Систематичность Предварительная программа Учет внешних и внутренних условий активности исследуемого Фиксация полученных результатов Ограничения метода наблюдения: По Климову: При использовании этого метода надо обращать особое внимание на принципы организации работы наблюдателя, строгости процедур получения и фиксации знания об изучаемом объекте. “Платой” за это является потеря оперативности и многоаспектности познания. Короче: нельзя наблюдать за всем сразу. На что-то мы обращаем внимание больше, на что-то меньше, а что-то вообще можем упустить. Обычно чтобы не упустить ничего, наблюдатель записывает. НО: при этом он отвлекается от объекта наблюдения на свои записи + это замедляет работу т.к. пишем мы медленнее, чем что-то происходит в этом мире. По Носковой: Психика другого человека не дана нам непосредственно, а поведенческие признаки могут многозначно отображать внутренний мир профессионала либо вообще его не отражать. Надо продумывать связь между фиксируемыми поведенческими признаками и их психологическим содержанием. Полученные с помощью наблюдения данные требуют психологической интерпретации – в этом самая большая сложность этого метода. Наблюдение может быть научным и практическим. Это зависит от того, в решение каких задач оно включено. Вообще, все остальные методы возникают как деформации метода наблюдения. Метод анализа продуктов деятельности. Возникает при деформации метода наблюдения, когда предметом наблюдения становится не “живая” действительность, а ее результат.
Под словом “анализ” в названии метода имеется в виду не просто разложение целого на части, а изучение, в ходе которого происходит и анализ, и синтез представлений. Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию. Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека. Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными, процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда может стать некое новое отношение ребенка к действительности, новые представления о мире и др.) Климов приводит следующую классификацию результатов трудовой деятельности:
Требования к методу анализа продуктов деятельности: Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)
Систематичность, всесторонность подбора фактов Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых. Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.) Метод опроса, контент-анализ текстов, м етод беседы. Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте. Объект наблюдения – устная речь в специально построенном диалоге. Также вариация метода наблюдения, когда продукты речевой, вербальной деятельности выражаются письменно. Виды опросов: по содержанию вопросов фактологическая информация – отношение к человеку, к социальным феноменам, явлениям, проблемам. Пример: листок по учету кадров выяснение внутренних проблем человека по форме предъявления вопросов и вариантов ответа стандартизованные – со всеми одинаково. нестандартизованные – в ситуации беседы, взаимодействия. по проведению письменные устные Минусы опроса: Те же самые, что и у наблюдения плюс следующее: Обычно опросные методы считают простыми и доступными, но это не так. Не следует спрашивать респондентов “в лоб” о причинах событий и поступков. Так можно получить только мнение опрашиваемых по поводу этих причин. С тем же успехом можно спрашивать прохожих о причине процессов, происходящих на Марсе. Выискивать причины явлений – дело специалиста-исследователя. Сами вопросы (их постановка) влияют на ответ респондентов. Поэтому их надо правильно задавать, не подталкивая к определенным ответам, которые укладываются в статистику. Иначе можно получить ложное мнение. Надо уточнять, что мы узнаем из данных опроса. Это не всегда то, о чем мы спрашиваем. Метод экспертизы или метод экспертных оценок. Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их. Ограничения экспертных методов: Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к. тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→ При изучении новой профессии можно пропустить ПВК.
При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много. Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют. “Естественный” эксперимент Нарушаем правило классического наблюдения и вмешиваемся в ход психических процессов. Наблюдаемый становится испытуемым. Испытуемому предлагаются привычные них виды задач. Василейский: предложил наблюдать за профессионалами в то время, когда они выполняют свою обычную работу. Подбирались те фрагменты деятельности, в которых наиболее ярко проявлялись качества работника данной профессии. Затем оценивался уровень психических качеств работника. Далее – сопоставительный анализ индивидуальных профессиональных профилей. При этом исследователь мог выявить типы профессиональной одаренности (здесь учитывается многообразие типов людей, которые могут достигать одинакового уровня успешности в профессии – и это хорошо). Сейчас: метод естественного эксперимента используется в центрах оценки персонала. Он очень эффективен в прогнозировании проф. пригодности. Производственный эксперимент. Сравнительное наблюдение психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании различных орудий труда. Лабораторный эксперимент Создаем “чистую”, искусственную обстановку (при этом искажается естественный ход психичских процессов). Специфика в психологии труда: модель деятельности, заложенная в экспериментальном задании, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) реальной профессиональной ситуации. Выполнение этого требования позволяет распространить результаты экспериментов на реальную профессиональную деятельность. Метод анамнеза, биографический метод Предмет беседы смещается на биографию, историю личности испытуемого. Выделяют субъективный и объективный анамнез.
1. Первая классификация профессий издана в 1939 году – американский словарь названий профессий. Представляет собой систематизированное описание конкретных видов профессий, 2. Международная стандартная классификация профессий создана ООН, Юнеско и ВОЗ в 1957. Критерий классификации: характер работы, используемые орудия и средства производства, сырье, требуемое образование. 3. По отраслям народного хозяйства. По принадлежности к некоторой отрасли можно судить о характере продукта труда, типе используемых технологий, степени опасности (риск профессиональных заболеваний, травматизм). 4. По степени тяжести работ. Т.е. степень неблагоприятного влияния на здоровье и ФС всех факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки. 5. Историческая классификация. Критерий: принадлежность определенной исторической эпохе, с определенным уровнем развития технического прогресса и т.д. 6. На основе психофизиологического подхода. Критерий: требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Например, классификация Липмана: Низшие (неквалифицированный труд) Средние (индустриальные профессии с требованием к сенсомоторной сфере или к интеллекту в ограниченных пределах) Высшие (требования к организационнм функциям, общему интеллекту, принятию самостоятельных решений): - гностические (ученый) - технические (инженер) - символизирующие (художник, поэт, музыкант) 7. По разновидностям неприятных сторон труда (физического, эстетического социального порядка). 8. Информационно-поисковая система «Профессиография». Была создана под руководством Е.А. Климова для систематизации информации о профессиях и создания технологии поиска. Было выделено 5 групп классификационных признаков: Общие сведения о профессии (название, специальности, виды работ, распространенность, принадлежность к отрасли нар. хоз-ва и т.д.) Подготовка кадров (тип учебного заведения\, длительность обучения, уровень итоговой квалификации, перспективы профессионального роста) Типовые производственные показатели работы (виды труда, предмет и цели работы, тип орудий, обязанности, трудности, аварии, ошибки, содержание деятельности, характер социальных связей) Санитарно-гигиенические условия труда (вредности и противопоказания) Психофизиологическая характеристика труда: - сенсорные процессы и перцептивные действия - психические процессы (наблюдение, память, мышление, речевые функции) - моторные компоненты деятельности - эмоциональный фон трудовой деятельности - индивидуально-личностные качества Система позволяла выяснить сведения о конкретной профессии, получить перечень профессий по заданному одному или нескольким признакам. 9. Классификации профессий с целью профориентации. Здесь особенно важно соотнесение знаний о профессии с собственными предпочтениями, внутренними ресурсами и мотивационными ожиданиями (хотели помогать людям, а нас тут психологией труда мучают)J Классификация Климова, где профессии представлены как многопризнаковые объекты. 4 уровня признаков: типы профессий по предметному содержанию труда: Социономические (человека) Биономические (природа) Технрономические (техника, неживая природа) Сигнономические (знак) Артономические (художественный образ) по цели трудовых задач: - преобразовательные - гностические - изыскательские 3) по орудию труда: Ручной Механизированный Автоматизированный по условиям труда: бытовые условия на открытом воздухе Более подробная классификация разработана Гусейновой-Пчелиновой: 10 критериев: 1) предмет труда 2) преобладающие цели 3) характер задач по интеллектуальной сложности 4) источники стресса 5) средства труда 6) индивидуальность – совместность труда 7) преобладание исполнительских или организаторских функций 8)тип профессионального общении 9) виды риска и ответственности 10) физические условия труда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|