Вопрос № 28. Общие и специальные проф.способности субъекта труда.
(ПС).Профес-ые способности – инд-но-псих-кие св-ва лич-ти чел-ка, отличающие его от других, отвечающие треб-м данной профес-ной деят-ти и явл-ся условием ее успешного выполн-я. (ПС) не сводимы к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам. П.С. формируются у чел-ка на основе анатомо-физол-че-х особенностей ч-ка, задатков, но в большинстве профессий жестко не определяются ими. Способности разными авторами рассматриваются: – в связи с деят-тью (способность как свойство, влияющее на эффективность деят-ти, Б.М. Теплов);– в связи с психическими процессами (С,Л. Рубинштейн) и уровнем их функциональных систем (В.Д. Шадриков), как деят-тные характеристики личности (Т.И. Артемьева). Успешное выполнение деят-ти чаще м.б. обеспечено не отдельной способностью, а их своеобразным сочетанием, характеризующим данную личность. Поэтому п.с. определяются через успешность профессиональной деят-ти и развиваются в ней, но зависят и от зрелости личности, системы ее отношений. Способности, деят-ть, личность в ходе жизни ч-ка постоянно меняются местами, выступая то причиной, то следствием. Деят-ть в ходе своего осуществления вызывает психические новообразования в личности и ее способностях, стимулируя их дальнейшее. При изменении задач, ужесточении условий деят-ти может происходить включение разных систем способностей в деят-ть. Потенциальные способности являются основой новых видов деят-ти, ибо деят-ть подтягивается до уровня способностей. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и рез-том профессиональной деят-ти, профессионального типа личности. Целесообразно выделять общечеловеческие способности, которые являются необходимым фоном для выполнения профессиональной деят-ти, а также общие профессиональные и специальные способности.
Общечеловеческие способности – это психологические свойства, необходимые для включения ч-ка в любую Товую и профессиональную деят-ть. К ним относят: – способность к жизни (жизнеспособность),– способность к Ту (Тоспособность), – способность к активности и саморегуляции, включающая прогнозирование, целеполагание, предвосхищение рез-та,– способность к общению, к соТничеству с другим ч-ком и сопереживанию, способность к духовному обогаще нию других средствами своей профессии,– способность к профессиональной этике, к ответственности за социальные рез-ты своего Та,– способность к помехоустойчивости, к преодолению препятствий, к противостоянию неблагоприятным воздействиям среды, и др. На фоне общечеловеческих способностей возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные, музыкальные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения ч-ком конкретных видов деят-ти. П.С формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с профессиональными. Общие п.с.– это психол-ие св-ва личности, требуемые от ч-ка данной конкретной проф-й деят-тью. Они определяются предметом Та в профессии. Спец-ые п.с. – это псих-ие св-ва лич-ти, требуемые от ч-ка в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Спец-е п.с. опред-тся конкретными условиями Та, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). Спе-е п.с.возникают при наличии повыше-х треб-й к специальным качеством ч-ка, которые для др.профессий не яв-ся важными. Названные виды спос-й м.б.актуальными и потенциальными. Актуальные п.с. – это те, которые уже сегодня реализуются в деят-ти. Потенциальные способности проявляются при возникновении перед ч-ком новых проблем, требующих новых решений, а также при поддержке ч-ка со стороны окружающих, что стимулирует актуализацию потенциальных способностей. Задача каждого ч-ка – осознавать и развивать свои потенциальные профессиональные способности.
Различают также многосторонние, полимодальные спец-е способности (например, инженер-поэт, математик-скульПТ ор) и одномодальные способности. Общим для полимодальных способностей является творческость, наличие ярких образов, способность к представливанию, чувство материала, легкость образования ассоциаций, перенос и др. П,С. соотносимы с профессиональными знаниями и умениями. Реальное выполнение Та невозможно без запаса профес-х знаний и псих-х знаний (знаний о структуре Та, о способностях, о мышлении). Из знаний спец-т черпает эталоны для своего профессионального развития. Выполнение Та опирается также на профессиональные умения и навыки, то есть профессиональные действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в Те спец-та. Профессиональные способности – это свойства ч-ка, исполняющего деят-ть, а профессиональные умения – характеристики выполнения деят-ти данным конкретным ч-ком; способности более характеризуют личность, а умения – деят-ть; способности реализуются в умениях и навыках. Вопрос № 29. Профориентация., основные направления, их содержание Успешность профессионального обучения существенно зависит от характера профориентационной работы. Профориентация – это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого ч-ка, на оПТ имизацию Тоустройства ч-ка с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в спец-тах. Профориентация, захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др,). Профессиональное развитие ч-ка – это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого ч-ка.
Проведение профориентации – это осуществление широкой программы действий. Назовем основные вехи этой программы: – необходимо иметь описание и классификацию профессий, а также профессиограммы отдельных профессий, включающих подробное описание ее сторон – предмета Та в профессии, задач, условий Та, производственных отношений, средств, орудий Та, характера рез-тов. Особо следует указать условия Та и характеристики рез-та, требующие от ч-ка значительных психологических усилий. Знакомя школьников с профессиями, важно увязать эту работу с реальными потребностями спец-тов в данном регионе. – надо опереться далее на подробное изложение требований к субъекту Та – психограмму, то есть на описание сочетания необходимых для данной профессии ПВК. Особо надо указать те качества, которые обусловлены природными особенностями ч-ка, мало меняются в течение жизни и отсутствие которых может быть основанием для невыбора профессии. Следует отметить те психологические качества, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней (например, нелюбовь к детям у педагога, замедленная реакция у водителя). - Необходимо собрать данные психологического обследования, беседы о ч-ке, выбирающем профессию. Важно выявить, понимает ли молодой ч-к социальную значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни связан с данной профессией; – необходимо располагать приемами помощи ч-ку в понимании самого себя как целостной личности с осознанием своей мотивационной сферы (интересов, склонностей, притязаний, ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений, способностей, типа мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может помочь и помешать его работе в данной профессии; – целесообразно использовать ряд процедур профконсультации: выяснение альтернатив в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других (по ее графической модели, в ходе профконсультационных игр; соотнесение профессий с возможностями выбирающего ч-ка; приемы развития у ч-ка «ощущения профессии», которая принесет ему максимальный профессиональный успех и удовлетворение в жизни.
В ходе профконсультации важно учитывать: – общую профессиональную направленность личности, называемую иногда профессиональной валентностью личности. Наблюдаются моновалентные, поливалентные относительно мира профессий типы людей, а также неопределенные типы. – соотношение мотивационной и операциональной сферы у данного молодого ч-ка, а также затраты усилий и возможные потери на пути получения профессии; Центральное внимание надо уделить анализу типа личности, а не только отдельных ее качеств. Соответственно профессию желательно подбирать не к отдельным ПВК ч-ка, а к целостной личности. Готовность к выбору и к овладению профессией определяется знанием требований профессии к ч-ку и адекватной оценкой ч-ком необходимых ПВК у себя, успешным решением учебно-профессиональных задач. Выбор профессии считается удачным, если ч-к эффективно осуществляет профессиональную деят-ть, приносит пользу обществу, получает удовлетворенность от этого, а также если его психофизиологические затраты на получение профессионального образования и на осуществление профессиональной деят-ти не являются чрезмерными. – Необходимо располагать и системой приемов по продолжению профориентационной работы с ч-ком в условиях его профессиональной адаПТ ации на этапе начала учебы и работы, в условиях его переквалификации на последующих этапах. Профориентация сопровождает и раннее, и позднее профессиональное самоопределение ч-ка, продолжающееся всю жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|